СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативный курс на тему: «Компьютерное моделирование», 6 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате освоения программы ученики должны научиться простейшим навыкам моделирования и конструирования моделей окружающего мира.

Отличительной особенностью образовательной программы является наличие в ее содержании тем занятий, связанных с изучением сервисов Web 2.0, что является дополнительной мотивацией для детей.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс на тему: «Компьютерное моделирование», 6 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Найфельд»






Рассмотрена

На заседании ШМО

от «___»______ 20___

года,

Протокол № _______

Согласована

на заседании

методического совета от от «___»______ 20___

года, протокол № _______

Утверждена

приказом директора

от «___»______ 20___года,

№ ______







Факультативный курс

на тему: «Компьютерное моделирование»


Образовательная область: информатика

Дисциплина: информатика и ИКТ

6 класс

Составитель: Евгения Андреевна Соловченкова,

учитель математики и информатики























Найфельд

2017 г.

Пояснительная записка


Некоторые думают, что использование моделей началось недавно. Однако само по себе моделирование старо как мир. Оно появилось тогда, когда человечество осознало свое место в окружающем мире и стало стремиться к пониманию и изменению его.

Одной из разновидностей моделей являются геометрические модели. Они передают внешние признаки объекта: размеры, форму, цвет. Геометрические модели представляют собой некоторые объекты, геометрически подобные своему прототипу (оригиналу). Они служат, в основном, для учебных и демонстрационных целей, используются при проектировании сооружений, конструировании различных устройств и изделий. Простейшие модели такого типа – игрушки. Изучая биологию, мы пользуемся чучелами или макетами животных, скелетом человека с шарнирами вместо суставов для демонстрации движения рук и ног. Макет здания, корабля, скульптура, рисунок - все это геометрические модели. Приступая к созданию таких моделей, следует выделить объект, определить цели моделирования, сформировать информационную модель объекта в соответствии с поставленной целью и выбрать инструмент моделирования.

В среде графического редактора, который является удобным инструментом для построения геометрических моделей, мы создаем графические объекты – рисунки. Любой рисунок, с одной стороны, является моделью некоторого оригинала (реального или мысленного объекта), а с другой стороны, - объектом среды графического редактора


Цели проведения факультативных занятий:

  • Знакомство с разнообразием геометрических моделей, создаваемых в графическом редакторе, и сферами применения этих моделей;

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к информатике и ее приложениям;

  • освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

  • развитие навыков установления межпредметных связей.

  • разностороннее развитие личности.


Задачи:

  • привить навыки сознательного и рационального использования компьютера

  • формировать практические навыков работы в графическом редакторе;

  • изучить возможности растрового графического редактора Paint

  • развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;

  • развивать навыки самовыражения, самореализации, об­щения, сотрудничества, работы в группе.


В результате освоения программы ученики должны научиться простейшим навыкам моделирования и конструирования моделей окружающего мира.

Отличительной особенностью образовательной программы является наличие в ее содержании тем занятий, связанных с изучением сервисов Web 2.0, что является дополнительной мотивацией для детей.

Описание места предмета в учебном плане

Курс ориентирован на дополнительное образование уча­щихся 6 класса и рассчитан на 34 часа.

Факультативный курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по информатике. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, с весьма распространенными методами обработки изображений, проверить способности к информатике.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, математика, информатика), в ней четко прослеживаются межпредметные связи. Практиче­ским выходом реализации программы является создание своей веб-странички.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики


В направлении личностного развития:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;


В метапредметном направлении:

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:

-целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

-прогнозирование – предвосхищение результата;

-контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);

-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;

- оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача; 

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

В предметном направлении:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Формы занятий: лекции, практические работы.

Формы работы: групповые, индивидуальные.

Методы и приемы:

  • словесные (лекции, беседы);

  • наглядные;

  • практические;

  • проблемный;

  • диалоговый.

Содержание программы

1. Графический редактор Paint

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструментов. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и возможности графического редактора;

  • назначение объектов интерфейса графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

  • настраивать панель Инструментов;

  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.


2. Редактирование рисунков

Использовать команды Отменить. Использование инструментов Ластик.

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения

фрагмента рисунка. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.

Учащиеся должны знать:

  • понятия фрагмента рисунка;

  • понятие файла.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;

  • создавать графический объект из типовых фрагментов;

  • сохранять рисунок в файле и открывать файл.


3. Точные построения графических объектов

Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift при

построении прямых, квадратов, окружностей.

Понятие пикселя. Редактирование графического объекта по пикселям.

Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселям.

Учащиеся должны знать:

  • точные способы построения геометрических фигур;

  • понятие пикселя;

  • понятие пиктограммы.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift;

  • редактировать графический объект по пикселям;

  • рисовать пиктограммы.


4. Представление об алгоритме

Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей среды. Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Представление о циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритма.

Построение графических объектов с помощью метода последовательного укрепления копируемого фрагмента.

Учащиеся должны знать:

  • понятия алгоритма;

  • понятие линейного алгоритма;

  • понятие циклического алгоритма.

Учащиеся должны уметь:

  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм.


5. Конструирование из мозаики

Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.

Учащиеся должны знать:

  • понятие конструирования;

  • технологию конструирования из меню готовых форм;

Учащиеся должны уметь:

  • разрабатывать алгоритмы конструирования из меню готовых форм;

  • создавать меню типовых элементов мозаики (готовы форм);

  • конструировать разнообразные графические объекты.


6. Моделирование в среде графического редактора

Модели окружающего мира. Понятие моделирования. Примеры построения моделей в графическом.


7. Сервисы web 2.0

PicassaWeb; flash-gear.com; toondoo.com


Календарно - тематическое планирование


занятия

Темы

Часы

Дата

1

Растровый графический редактор Paint.

Работа с элементами интерфейса графического редактора. Настройка инструментов. Создание изображения пейзажа.

1


2

Редактирование компьютерного рисунка. Создание геометрических фигур на рисунках.

1


3

Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей

1


4

Использование вспомогательных построений. Создание пирамиды.

1


5

Построения с помощью клавиши Shift. Создание кубика

1


6

Конструирование из кубиков

1


7

Эллипс и окружность. Создание вписанных фигур и узоров из кругов

1


8

Что такое пиксель. Создание рисунка из пикселей

1


9

Что такое пиктограмма. Создание пиктограмм

1


10

Бордюры и орнаменты

1


11

Создание орнаментов с помощью геометрических преобразований

1


12

Создание узора для витража по алгоритму создания орнамента

1


13

Создание изображения экзотической бабочки

1


14

Изображение рецепта приготовления мороженного.

1


15

Моделирование своего рецепта приготовления пищи

1


16

Создание поздравительной открытки

1


17

Конструирование из мозаики. Создание набора деталей мозаики.

1


18

Использование меню готовых форм. Создание фигур из элементов мозаики.

1


19

Моделирование окружающего мира. Изображение плана школьного двора и плана садового участка.

1


20

Создание учебных моделей (модели земного шара).

1


21

Создание учебных моделей (модели строения цветка).

1


22

Создание учебных моделей (эскиза ткани).

1


23

Лабиринты. Создание лабиринта

1


24

Графы. Работа с картой

1


25

Создание фотогаллереи с помощью сервиса PicassaWeb.

1


26

Сервисы веб 2.0. Создание пазлов. Сервис flash-gear.com

1


27

Сервисы веб 2.0. Создание комиксов. Сервис toondoo.com

1


28

Сервисы веб 2.0. Создание комиксов. Сервис toondoo.com

1


29

Моделирование рисунков в среде программирования

1


30

Моделирование рисунков в среде программирования

1


31

Моделирование рисунков в среде программирования

1


32

Создание проекта

1


33

Создание проекта

1


34

Защита проекта

1



Всего

34



Учебно-методическое обеспечение


  1. Информатика 5 -6 класс. Начальный курс: Учебник. 2 –е издание, переработанное / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.

  2. Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс. Практикум - задачник по моделированию. / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001. – 176 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!