Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Найфельд»
Рассмотрена На заседании ШМО от «___»______ 20___ года, Протокол № _______ | Согласована на заседании методического совета от от «___»______ 20___ года, протокол № _______ | Утверждена приказом директора от «___»______ 20___года, № ______ |
Факультативный курс
на тему: «Компьютерное моделирование»
Образовательная область: информатика
Дисциплина: информатика и ИКТ
6 класс
Составитель: Евгения Андреевна Соловченкова,
учитель математики и информатики
Найфельд
2017 г.
Пояснительная записка
Некоторые думают, что использование моделей началось недавно. Однако само по себе моделирование старо как мир. Оно появилось тогда, когда человечество осознало свое место в окружающем мире и стало стремиться к пониманию и изменению его.
Одной из разновидностей моделей являются геометрические модели. Они передают внешние признаки объекта: размеры, форму, цвет. Геометрические модели представляют собой некоторые объекты, геометрически подобные своему прототипу (оригиналу). Они служат, в основном, для учебных и демонстрационных целей, используются при проектировании сооружений, конструировании различных устройств и изделий. Простейшие модели такого типа – игрушки. Изучая биологию, мы пользуемся чучелами или макетами животных, скелетом человека с шарнирами вместо суставов для демонстрации движения рук и ног. Макет здания, корабля, скульптура, рисунок - все это геометрические модели. Приступая к созданию таких моделей, следует выделить объект, определить цели моделирования, сформировать информационную модель объекта в соответствии с поставленной целью и выбрать инструмент моделирования.
В среде графического редактора, который является удобным инструментом для построения геометрических моделей, мы создаем графические объекты – рисунки. Любой рисунок, с одной стороны, является моделью некоторого оригинала (реального или мысленного объекта), а с другой стороны, - объектом среды графического редактора
Цели проведения факультативных занятий:
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к информатике и ее приложениям;
освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
развитие навыков установления межпредметных связей.
Задачи:
привить навыки сознательного и рационального использования компьютера
формировать практические навыков работы в графическом редакторе;
изучить возможности растрового графического редактора Paint
развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.
В результате освоения программы ученики должны научиться простейшим навыкам моделирования и конструирования моделей окружающего мира.
Отличительной особенностью образовательной программы является наличие в ее содержании тем занятий, связанных с изучением сервисов Web 2.0, что является дополнительной мотивацией для детей.
Описание места предмета в учебном плане
Курс ориентирован на дополнительное образование учащихся 6 класса и рассчитан на 34 часа.
Факультативный курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по информатике. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, с весьма распространенными методами обработки изображений, проверить способности к информатике.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, математика, информатика), в ней четко прослеживаются межпредметные связи. Практическим выходом реализации программы является создание своей веб-странички.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
В направлении личностного развития:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
В метапредметном направлении:
-целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
-прогнозирование – предвосхищение результата;
-контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
- оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
В предметном направлении:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Формы занятий: лекции, практические работы.
Формы работы: групповые, индивидуальные.
Методы и приемы:
Содержание программы
1. Графический редактор Paint
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструментов. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
2. Редактирование рисунков
Использовать команды Отменить. Использование инструментов Ластик.
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения
фрагмента рисунка. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
создавать графический объект из типовых фрагментов;
сохранять рисунок в файле и открывать файл.
3. Точные построения графических объектов
Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift при
построении прямых, квадратов, окружностей.
Понятие пикселя. Редактирование графического объекта по пикселям.
Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселям.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
4. Представление об алгоритме
Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей среды. Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Представление о циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритма.
Построение графических объектов с помощью метода последовательного укрепления копируемого фрагмента.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
5. Конструирование из мозаики
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
разрабатывать алгоритмы конструирования из меню готовых форм;
создавать меню типовых элементов мозаики (готовы форм);
конструировать разнообразные графические объекты.
6. Моделирование в среде графического редактора
Модели окружающего мира. Понятие моделирования. Примеры построения моделей в графическом.
7. Сервисы web 2.0
PicassaWeb; flash-gear.com; toondoo.com
Календарно - тематическое планирование
№ занятия | Темы | Часы | Дата |
1 | Растровый графический редактор Paint. Работа с элементами интерфейса графического редактора. Настройка инструментов. Создание изображения пейзажа. | 1 | |
2 | Редактирование компьютерного рисунка. Создание геометрических фигур на рисунках. | 1 | |
3 | Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей | 1 | |
4 | Использование вспомогательных построений. Создание пирамиды. | 1 | |
5 | Построения с помощью клавиши Shift. Создание кубика | 1 | |
6 | Конструирование из кубиков | 1 | |
7 | Эллипс и окружность. Создание вписанных фигур и узоров из кругов | 1 | |
8 | Что такое пиксель. Создание рисунка из пикселей | 1 | |
9 | Что такое пиктограмма. Создание пиктограмм | 1 | |
10 | Бордюры и орнаменты | 1 | |
11 | Создание орнаментов с помощью геометрических преобразований | 1 | |
12 | Создание узора для витража по алгоритму создания орнамента | 1 | |
13 | Создание изображения экзотической бабочки | 1 | |
14 | Изображение рецепта приготовления мороженного. | 1 | |
15 | Моделирование своего рецепта приготовления пищи | 1 | |
16 | Создание поздравительной открытки | 1 | |
17 | Конструирование из мозаики. Создание набора деталей мозаики. | 1 | |
18 | Использование меню готовых форм. Создание фигур из элементов мозаики. | 1 | |
19 | Моделирование окружающего мира. Изображение плана школьного двора и плана садового участка. | 1 | |
20 | Создание учебных моделей (модели земного шара). | 1 | |
21 | Создание учебных моделей (модели строения цветка). | 1 | |
22 | Создание учебных моделей (эскиза ткани). | 1 | |
23 | Лабиринты. Создание лабиринта | 1 | |
24 | Графы. Работа с картой | 1 | |
25 | Создание фотогаллереи с помощью сервиса PicassaWeb. | 1 | |
26 | Сервисы веб 2.0. Создание пазлов. Сервис flash-gear.com | 1 | |
27 | Сервисы веб 2.0. Создание комиксов. Сервис toondoo.com | 1 | |
28 | Сервисы веб 2.0. Создание комиксов. Сервис toondoo.com | 1 | |
29 | Моделирование рисунков в среде программирования | 1 | |
30 | Моделирование рисунков в среде программирования | 1 | |
31 | Моделирование рисунков в среде программирования | 1 | |
32 | Создание проекта | 1 | |
33 | Создание проекта | 1 | |
34 | Защита проекта | 1 | |
| Всего | 34 | |
Учебно-методическое обеспечение
Информатика 5 -6 класс. Начальный курс: Учебник. 2 –е издание, переработанное / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.
Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс. Практикум - задачник по моделированию. / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001. – 176 с.