СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативный курс по математике на тему: «Решение нестандартных задач» 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс по математике на тему: «Решение нестандартных задач» 6 класс»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»











Факультативный курс

на тему: «Решение нестандартных задач»


Образовательная область: математика

Дисциплина: математика

6 класс

Составитель: Евгения Андреевна Алексеева, учитель математики














Рассмотрено на МО Согласовано Утверждено

Протокол № от зам. директора по УВР директор

Рук. МО______________ пр. №

_________ И.Ф.Карпухина _________Л.М.Павлова














Биробиджан

2009г

Пояснительная записка


Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 8 или 9 класса начал всерьез заниматься матема­тикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Поэтому целесообразно проводить с учениками 5-6 классов внеклассную работу по математике в форме математических кружков.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Цели проведения кружковых занятий:


  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;

  • развитие математического кругозора, логического мышления;

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;

  • разностороннее развитие личности.


Задачи:


  • развитие математических способностей и логического мышления у обучающихся;

  • развитие у обучающихся умения самостоятельно и творче­ски работать с учебной и научно-популярной литературой;

  • создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;

  • расширение и углубление представлений обучающихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих уче­ных-математиков в развитии мировой науки;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации.

  • Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.

  • Развитие коммуникативных способностей, умения держаться перед публикой.


В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы обучающиеся овладели умениями общеучебного харак­тера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:


  • решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, проведения эксперимен­тов, обобщения;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в уст­ной и письменной речи, использования различных языков математи­ки (словесного, символического, графического), свободного перехо­да с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;

  • поиска, систематизации, анализа, классификации информа­ции, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информа­ционные технологии.



Основные виды деятельности учащихся:


  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет, стенгазеты;

  • участие в математической олимпиаде;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;


Контроль знаний, умений и навыков включает соревнования и конкурсы, игры, школьные математические олимпиады, математи­ческие вечера и т.д.


В ходе преподавания данного элективного курса предполагается использовать следующие методы:

1) объяснительно-иллюстративный

  • Рассказ

  • Лекция

  • Беседа

  • Демонстрация

2) репродуктивный

  • Решение задач

  • Повторение материала

3) организационно-действенные

4) стимулирующие

5) контрольно-оценочные


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен знать/понимать:

  • перестановки, инварианты;

  • круги Эйлера;

  • принцип Дирихле;

  • неопределенные (Диофантовы) уравнения.


Должен уметь:


  • решать задачи на запись чисел, на расстановку знаков дей­ствий;

  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отг ношением и с пропорциональностью величин, дробями и процента­ми, с помощью кругов Эйлера, принципа Дирихле;

  • решать логические, нестандартные, старинные задачи;

  • решать задачи с конца и путем проб, задачи на сравнение величин, переливание и взвешивание;

  • решать олимпиадные задачи;

  • решать неопределенные уравнения.


Структура занятия:


  1. Разминка. Предлагаются задачи на проверку внимания, за­дачи на смекалку. В основном это устные задания.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Тема занятия. Объяснение новой темы и решение задач. Или просто решение задач (если занятие не первое по этой теме).

  4. Повторение.

  5. Домашнее задание. На дом задаются 1-2 задачи по теме за­нятия.

  6. Стенгазета.

Помимо проведения собственно занятий, выпускается стенга­зета. На первом занятии можно объявить конкурс на название газе­ты. Рубрики газеты:


  • Конкурс «Думай сам!». Задания для самостоятельного ре­шения, каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Тетради с решениями сдаются учителю не позднее, чем за 1 день до следующего занятия математического кружка.

  • «Правильное решение». Ответы на предыдущие задания.

  • «Наши орденоносцы». Фамилии и фотографии победителей.

  • «Экран соревнований». Заполняется по мере выполнения заданий.



Список кружковцев

Количество набранных баллов

Итог

1 тур

2тур

...

1....






Предполагается коллективное создание проекта «Наше исследование», основанное на теме «Проценты. Круговые диаграммы». В результате, которого один ученик докладывает результаты исследования на научно-практической конференции в ДВГСГА.


Помимо этого ученики пишут рефераты.


Примерные темы рефератов:


  1. Знакомьтесь: Леонард Эйлер!

  2. Густав Лежен Дирихле


Содержание:


  1. Сравнение.

  2. Взвешивание, переливание.

  3. Задачи с числами.

  4. Делимость и остатки.

  5. Верно ли.

  6. Логические задачи.

  7. Комбинаторика, перестановки, инварианты.

  8. Круги Эйлера.

  9. Задачи на движение, на части, решаемые с конца, на про­центы.

  10. Задачи, решаемые с применением уравнений.

  11. Старинные задачи

  12. Принцип Дирихле

Тематическое планирование


занятия

Темы

Часы

Дата

1

Вводное занятие. Задачи на сравнение

1

01.09.09 – 05.09.09

2

Задачи на сравнение

1

07.09.09 – 12.09.09

3

Задачи на взвешивание

1

14.09.09 – 19.09.09

4

Задачи на переливание. Задача Пуассона

1

21.09.09 – 26.09.09

5

Задачи с числами

1

28.09.09 – 03.10.09

6

Задачи с числами

1

05.10.09 – 10.10.09

7

Задачи с числами

1

12.10.09 – 17.10.09

8

Брейн-ринг

1

19.10.09 – 24.10.09

9

Задачи на «графы». Кенигсбергские мосты

1

26.10.09 – 31.10.09

10

Задачи на «графы».

1

09.11.09 – 14.11.09

11

Задачи «Верно ли»

1

16.11.09 – 21.11.09

12

Задачи на тему «Некоторые утверждения – ложны»

1

23.11.09 – 28.11.09

13

Логические задачи

1

30.11.09 – 05.12.09

14

Малая олимпиада (осенний тур)

1

07.12.09 -12.12.09

15

Знакомьтесь: Леонард Эйлер! (реферат). Решение задач

1

14.12.09 – 19.12.09

16

Задачи на тему «Круги Эйлера»

1

21.12.09 – 26.12.09

17

Задачи на тему «Круги Эйлера»

1

11.01.10 – 16.01.10

18

Задачи на движение

1

18.01.10 – 23.01.10

19

Задачи, решаемые с помощью уравнений

1

25.01.10 – 30.01.10

20

Задачи на части

1

01.02.10 – 06.02.10

21

Задачи, решаемые с конца

1

08.02.10 – 13.02.10

22

Математические регата

1

15.02.10 – 20.02.10

23

Задачи на проценты. Круговые диаграммы. Сбор практических задач

1

22.02.10 – 27.02.10

24

Коллективная работа по созданию практических задач по теме «Задачи на проценты. Круговые диаграммы»

1

01.03.10 – 06.03.10

25

Старинные задачи, решаемые с конца и на движение

1

08.03.10 – 13.03.10

26

Старинные задачи по теме «Пропорции», «Сложение обыкновенных дробей».

1

15.03.10 – 20.03.10

27

Старинные задачи на части. Работа над проектом «Наше исследование»

1

31.03.10 – 03.04.10

28

Старинные задачи по теме «уравнения». Работа над проектом «Наше исследование»

1

05.04.10 – 10.04.10

29

Защита проекта «Наше исследование». Участие в научно практической конференции в ДВГСГА

1

12.04.10 – 17.04.10

30

Принцип Дирихле. Биография Г.Л. Дирихле (реферат)

1

19.04.10 – 24.04.10

31

Принцип Дирихле

1

26.04.10 – 01.05.10

32

Диофантовы уравнения

1

03.05.10 – 08.05.10

33

Карусель

1

10.05.10 – 15.05.10

34

Заключительное занятие, подведение итогов

1

17.05.10 – 22.05.10


Всего

34



Учебно-методическое обеспечение


  1. Барабанов Е. А., Берник В. И., Воронович И. И., Каскевич В. И., Мазаник С. А. Задачи Минской городской математической олимпиады младших школьников. — Мн.: Бел. ассоц. «Конкурс», 2005. — 352 с.: ил.

  2. Барабанов Е. А., Воронович И. И., Каскевич В. И., Мазаник С. А. Задачи районного тура Минской городской математической олимпиады школьников (1991—2001 гг.). — Мн.: «Фаритэкс». 2002. — 181 с.: ил.

  3. Бахтина Т. П. Математикон 7: Готовимся к олимпиадам, турнирам и математическим боям: Пособие для учащихся общеобразоват. Шк., гимназий, лицеев. — Мн.: «Аверсэв», 2002. — 253 с. — (Школьникам, абитуриентам, учащимся).

  4. Бахтина Т. П. Раз задачка, два задачка…: Пособие для учителей. — Мн.: ООО «Асар», 2000. 224 с. Второе издание, 2001.

  5. Генкин С. А., Итенберг И. В., Фомин Д. В. Ленинградские математические кружки. — г. Киров, «АСА», 1994. — 272 с.

  6. Козлова Е. Г. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка. — М.: МИРОС, 1995. — 128 с.: ил.

  7. Кот В. И. Как одолеть олимпиадные задачи по математике: Пособие для учителей общеобразовательной школы. — Мн.: «Бестпринт», 2002. — 400 с.

  8. Лихтарников Л. М. Числовые ребусы и способы их решения. (Для учащихся начальной школы) — СПб.: Лань, МИК, 1996. — 125 с.

  9. Мазаник А. А., Мазаник С. А. Реши сам. — Мн., «Народная асвета», 1992. — 256 с.

  10. Математика 6 — 8. Составитель С. И. Токарев. — М.: Бюро «Квантум», 1998. — 128 с.

  11. Математические турниры им. А. П. Савина. Часть 1 / Составители А. В. Спивак, С. И. Токарев. — М.: Бюро Квантум, 2003. — 128 с.

  12. Нагибин Ф. Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка. — М.: «Просвещение», 1984. — 160 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!