Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс по математике на тему: «Решение нестандартных задач» 6 класс»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Факультативный курс
на тему: «Решение нестандартных задач»
Образовательная область: математика
Дисциплина: математика
6 класс
Составитель: Евгения Андреевна Алексеева, учитель математики
Рассмотрено на МО Согласовано Утверждено
Протокол № от зам. директора по УВР директор
Рук. МО______________ пр. №
_________ И.Ф.Карпухина _________Л.М.Павлова
Биробиджан
2009г
Пояснительная записка
Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 8 или 9 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.
Поэтому целесообразно проводить с учениками 5-6 классов внеклассную работу по математике в форме математических кружков.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Цели проведения кружковых занятий:
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
развитие математического кругозора, логического мышления;
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
разностороннее развитие личности.
Задачи:
развитие математических способностей и логического мышления у обучающихся;
развитие у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;
расширение и углубление представлений обучающихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;
осуществление индивидуализации и дифференциации.
Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.
Развитие коммуникативных способностей, умения держаться перед публикой.
В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы обучающиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет, стенгазеты;
участие в математической олимпиаде;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
Контроль знаний, умений и навыков включает соревнования и конкурсы, игры, школьные математические олимпиады, математические вечера и т.д.
В ходе преподавания данного элективного курса предполагается использовать следующие методы:
1) объяснительно-иллюстративный
Рассказ
Лекция
Беседа
Демонстрация
2) репродуктивный
Решение задач
Повторение материала
3) организационно-действенные
4) стимулирующие
5) контрольно-оценочные
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен знать/понимать:
Должен уметь:
решать задачи на запись чисел, на расстановку знаков действий;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отг ношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами, с помощью кругов Эйлера, принципа Дирихле;
решать логические, нестандартные, старинные задачи;
решать задачи с конца и путем проб, задачи на сравнение величин, переливание и взвешивание;
решать олимпиадные задачи;
решать неопределенные уравнения.
Структура занятия:
Разминка. Предлагаются задачи на проверку внимания, задачи на смекалку. В основном это устные задания.
Проверка домашнего задания.
Тема занятия. Объяснение новой темы и решение задач. Или просто решение задач (если занятие не первое по этой теме).
Повторение.
Домашнее задание. На дом задаются 1-2 задачи по теме занятия.
Стенгазета.
Помимо проведения собственно занятий, выпускается стенгазета. На первом занятии можно объявить конкурс на название газеты. Рубрики газеты:
Конкурс «Думай сам!». Задания для самостоятельного решения, каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Тетради с решениями сдаются учителю не позднее, чем за 1 день до следующего занятия математического кружка.
«Правильное решение». Ответы на предыдущие задания.
«Наши орденоносцы». Фамилии и фотографии победителей.
«Экран соревнований». Заполняется по мере выполнения заданий.
Список кружковцев | Количество набранных баллов | Итог |
1 тур | 2тур | ... |
1.... | | | | |
Предполагается коллективное создание проекта «Наше исследование», основанное на теме «Проценты. Круговые диаграммы». В результате, которого один ученик докладывает результаты исследования на научно-практической конференции в ДВГСГА.
Помимо этого ученики пишут рефераты.
Примерные темы рефератов:
Знакомьтесь: Леонард Эйлер!
Густав Лежен Дирихле
Содержание:
Сравнение.
Взвешивание, переливание.
Задачи с числами.
Делимость и остатки.
Верно ли.
Логические задачи.
Комбинаторика, перестановки, инварианты.
Круги Эйлера.
Задачи на движение, на части, решаемые с конца, на проценты.
Задачи, решаемые с применением уравнений.
Старинные задачи
Принцип Дирихле
Тематическое планирование
№ занятия | Темы | Часы | Дата |
1 | Вводное занятие. Задачи на сравнение | 1 | 01.09.09 – 05.09.09 |
2 | Задачи на сравнение | 1 | 07.09.09 – 12.09.09 |
3 | Задачи на взвешивание | 1 | 14.09.09 – 19.09.09 |
4 | Задачи на переливание. Задача Пуассона | 1 | 21.09.09 – 26.09.09 |
5 | Задачи с числами | 1 | 28.09.09 – 03.10.09 |
6 | Задачи с числами | 1 | 05.10.09 – 10.10.09 |
7 | Задачи с числами | 1 | 12.10.09 – 17.10.09 |
8 | Брейн-ринг | 1 | 19.10.09 – 24.10.09 |
9 | Задачи на «графы». Кенигсбергские мосты | 1 | 26.10.09 – 31.10.09 |
10 | Задачи на «графы». | 1 | 09.11.09 – 14.11.09 |
11 | Задачи «Верно ли» | 1 | 16.11.09 – 21.11.09 |
12 | Задачи на тему «Некоторые утверждения – ложны» | 1 | 23.11.09 – 28.11.09 |
13 | Логические задачи | 1 | 30.11.09 – 05.12.09 |
14 | Малая олимпиада (осенний тур) | 1 | 07.12.09 -12.12.09 |
15 | Знакомьтесь: Леонард Эйлер! (реферат). Решение задач | 1 | 14.12.09 – 19.12.09 |
16 | Задачи на тему «Круги Эйлера» | 1 | 21.12.09 – 26.12.09 |
17 | Задачи на тему «Круги Эйлера» | 1 | 11.01.10 – 16.01.10 |
18 | Задачи на движение | 1 | 18.01.10 – 23.01.10 |
19 | Задачи, решаемые с помощью уравнений | 1 | 25.01.10 – 30.01.10 |
20 | Задачи на части | 1 | 01.02.10 – 06.02.10 |
21 | Задачи, решаемые с конца | 1 | 08.02.10 – 13.02.10 |
22 | Математические регата | 1 | 15.02.10 – 20.02.10 |
23 | Задачи на проценты. Круговые диаграммы. Сбор практических задач | 1 | 22.02.10 – 27.02.10 |
24 | Коллективная работа по созданию практических задач по теме «Задачи на проценты. Круговые диаграммы» | 1 | 01.03.10 – 06.03.10 |
25 | Старинные задачи, решаемые с конца и на движение | 1 | 08.03.10 – 13.03.10 |
26 | Старинные задачи по теме «Пропорции», «Сложение обыкновенных дробей». | 1 | 15.03.10 – 20.03.10 |
27 | Старинные задачи на части. Работа над проектом «Наше исследование» | 1 | 31.03.10 – 03.04.10 |
28 | Старинные задачи по теме «уравнения». Работа над проектом «Наше исследование» | 1 | 05.04.10 – 10.04.10 |
29 | Защита проекта «Наше исследование». Участие в научно практической конференции в ДВГСГА | 1 | 12.04.10 – 17.04.10 |
30 | Принцип Дирихле. Биография Г.Л. Дирихле (реферат) | 1 | 19.04.10 – 24.04.10 |
31 | Принцип Дирихле | 1 | 26.04.10 – 01.05.10 |
32 | Диофантовы уравнения | 1 | 03.05.10 – 08.05.10 |
33 | Карусель | 1 | 10.05.10 – 15.05.10 |
34 | Заключительное занятие, подведение итогов | 1 | 17.05.10 – 22.05.10 |
| Всего | 34 | |
Учебно-методическое обеспечение
Барабанов Е. А., Берник В. И., Воронович И. И., Каскевич В. И., Мазаник С. А. Задачи Минской городской математической олимпиады младших школьников. — Мн.: Бел. ассоц. «Конкурс», 2005. — 352 с.: ил.
Барабанов Е. А., Воронович И. И., Каскевич В. И., Мазаник С. А. Задачи районного тура Минской городской математической олимпиады школьников (1991—2001 гг.). — Мн.: «Фаритэкс». 2002. — 181 с.: ил.
Бахтина Т. П. Математикон 7: Готовимся к олимпиадам, турнирам и математическим боям: Пособие для учащихся общеобразоват. Шк., гимназий, лицеев. — Мн.: «Аверсэв», 2002. — 253 с. — (Школьникам, абитуриентам, учащимся).
Бахтина Т. П. Раз задачка, два задачка…: Пособие для учителей. — Мн.: ООО «Асар», 2000. 224 с. Второе издание, 2001.
Генкин С. А., Итенберг И. В., Фомин Д. В. Ленинградские математические кружки. — г. Киров, «АСА», 1994. — 272 с.
Козлова Е. Г. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка. — М.: МИРОС, 1995. — 128 с.: ил.
Кот В. И. Как одолеть олимпиадные задачи по математике: Пособие для учителей общеобразовательной школы. — Мн.: «Бестпринт», 2002. — 400 с.
Лихтарников Л. М. Числовые ребусы и способы их решения. (Для учащихся начальной школы) — СПб.: Лань, МИК, 1996. — 125 с.
Мазаник А. А., Мазаник С. А. Реши сам. — Мн., «Народная асвета», 1992. — 256 с.
Математика 6 — 8. Составитель С. И. Токарев. — М.: Бюро «Квантум», 1998. — 128 с.
Математические турниры им. А. П. Савина. Часть 1 / Составители А. В. Спивак, С. И. Токарев. — М.: Бюро Квантум, 2003. — 128 с.
Нагибин Ф. Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка. — М.: «Просвещение», 1984. — 160 с.