СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Цель:           

  • Создать условия для формирования языковой компетенции школьников;
  • совершенствовать у детей основные виды речевой деятельности (говорения, слушания,  письма и чтения);
  • формировать умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создать предпосылки для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение»»

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор

Протокол №1

__________________________

___________О.В.Балдакова

от « » 2016 г.

« » 2016 г.

Приказ от . .2016г. № ____


Рабочая программа


Наименование учебного предмета курс «Учимся писать сочинение»

Класс 9

Уровень образования ООО

Учитель Новик Надежда Григорьевна

Срок реализации программы, учебный год 2016 – 2017

Количество часов по учебному плану

всего 34 часа в год, 1 час в неделю



Рабочую программу составил (а) _____________ _____________________________________ Квалификационная категория первая

подпись расшифровка подписи


пос. Вычегодский, 2016 год




  1. Пояснительная записка

Обоснование необходимости данного курса.

Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. Культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Достоянием коммуникативной культуры личности являются умение выбрать речевой жанр и соответствующие ему языковые средства, создавать тексты с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов.


Многие из педагогических новшеств переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков на развитие ребёнка. В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной работы по русскому языку. Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

Необходимо пробуждать у ребёнка интерес к изучению русского языка и литературы, вырабатывать любовь к слову. Развитие устной и письменной правильной и красивой речи школьников является одним из главных направлений работы в среднем звене. Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.  Это последовательная, постоянная учебная работа.

Обучение сочинению - очень важный аспект работы по развитию связной речи. Приемам написания связного текста надо учить, делать это надо систематически. Разнообразные творческие работы способствуют развитию воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития школьников разработан курс факультативных занятий «Учимся писать сочинение». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей школьников. Курс составлен с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи школьников.

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 9-го класса.

Направленность курса практическая, развивающая.

Программа курса рассчитана на 1 год (всего 34 часа) 1 час в неделю.

  Цель:           

  • Создать условия для формирования языковой компетенции школьников;

  • совершенствовать у детей основные виды речевой деятельности (говорения, слушания,  письма и чтения);

  • формировать умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создать предпосылки для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

Задачи:

1.     Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои мысли.

2.     Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3.      Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4.      Обогащать словарный запас учащихся.

5.     Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

                  Принципы курса:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся;

  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;

Формы проведения:

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,

  • комплексный анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными текстами;

  • сочинения;

  • редактирование текста;

  • работа с текстами-миниатюрами разных типов и стилей;

  • составление синквейнов, кластеров к тексту;

Основные методы и технологии:

  • Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)

  • Методы деятельностного подхода («учение через деятельность»)

  • Методы развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова

  • Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

  • Технология проектной и исследовательской деятельности

  • Технология обучения в сотрудничестве;

  • Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Формы контроля полученных результатов:

1.Самостоятельные работы.

2. Сочинения.

3.Презентации творческих работ.

Ожидаемые результаты:

  • в результате изучения курса учащиеся

  • овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;

  • научатся более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств.









II. Поурочное планирование

Наименования, разделы, тема урока

Кол-во часов (всего)

Практические часть (вид работы, количество часов)

Основные понятия (на урок или на тему, раздел)

Дата проведения урока по плану


1

Текст и его признаки

1


Текст, тема, основная мысль, признаки текста, средства грамматической связи

05.09


2

Работа с текстом

Текст «Воспоминания детства»

1


Текст состоит из предложений, связанных по смыслу

Высказывание цельность связность

Детские воспоминания первые впечатления

12.09

3

Текст-описание. Анализ текста -описания

Описание картины И.Шевандроновой «На террасе»

Описание режима дня

1


Текст-описание

Терраса

Режим дня

19.09

4-5

Текст-описание (свободная тема).

Сочинение на тему «Дом, который украшает нашу улицу» упр.72

Описание памятника культуры Архангельской области.

2

2 (сочинение)

Село посёлок выглядеть

Великолепный, фантастический, удивительный, ослепительный древнерусское зодчество репродукция

26.09

03.10

6

Текст-повествование

1


Текст-повествование

10.10

7

Составление текста-повествования

1


Описание повествование рассуждение

17.10

8

Текст-рассуждение


1


Текст-рассуждение


24.10

9

Рассуждение на тему: «Почему надо беречь лес?»


1

1 (сочинение)



10

Письмо как речевой жанр

1


Путешествие событие летний отдых довольный


11

Напиши письмо другу

1




12

Стили речи

1


Научный стиль

Художественный стиль

Публицистический стиль

Официально-деловой стиль

Разговорный стиль


13-14

Научный стиль. Текст «Букет из цветов картофеля».

2


Научный стиль

Восторг пропагандировать


15-18

Художественный стиль. Работа над текстами художественного стиля: «Болтливая птичка»

4


Художественный стиль


19-21

Богатство русского языка (Синонимы, антонимы, метафорические эпитеты, фразеологизмы)

3


Синонимы, антонимы, метафорические эпитеты, фразеологизмы


22-24

Публицистический стиль

Публицистическое сочинение о памятнике архитектуры «Чудный собор»


3 (сочинение)


Сияет горит краснеет алеет золотится белеет чудный великолепный

Портретный очерк.

Характеристика человека как вид текста

Публицистический стиль


25-27

Официально-деловой стиль

Составление инструкции на тему «Как работать за компьютером».

3


Ремонт рекомендация

Эксплуатация инструкция

Официально-деловой стиль


28-30

Разговорный стиль. Составление диалогов, подслушанных разговоров: «В поликлинике», «В магазине» и др.

3


Разговорный стиль


31-32

Сочинение по сюжетному рисунку.

Сочинение-миниатюра по теме: «Лесные сокровища» Презентация работ

3




33-34

Творческая лаборатория «В умелых руках слово творит чудеса»

2






III. Список литературы

для учителя:

1.Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001

2.Кошелева А.Ф., Царёва Н.Н. Система обучения сочинениям разных жанров. Методические рекомендации. УИПК ПРО, 2006, с. – 62.

3.Скиргайло Т. О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Пособие для учителей. Москва, «Русское слово», 2006, с. – 351.

4.Лихтенштейн Е. С. и др. Теория и практика редактирования. – М., 1964.

5.Александрова Г.В. «Занимательный русский язык». Санкт-Петербург, «Тригон»,1998 г.

6.Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2006.



для обучающихся:

1.Александрова З. «Словарь синонимов русского языка». М.: 1995 г.

2.Львов М. «Словарь антонимов русского языка». М.: 2001 г.

3.Волина В. «Занимательная этимология». М.: 1995 г.

4.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». М.: 2001 г.

5. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 7,8 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.

6.Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа. ГИА-2014.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!