Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орлеанская основная общеобразовательная школа»
Алтайского края Благовещенского района
Принята: Согласована: Утверждаю:
на заседании зам.директора по УВР директор МБОУ
педагогического совета Балюх Н.В. Орлеанская ООШ
протокол №_________ __________________ Козырко О.В.
«___»__________20 г «____»____________20 г Приказ №_____
« _____» __________20___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«язык мой – друг мой»
8 класс
на 2020-2021 учебный год
Всего часов на учебный год- 34
Количество часов в неделю - 1
Учитель:
Балюх
Наталья
Владимировна
Категория -
с. Орлеан
2020 г.
Пояснительная записка
Учебный курс «Язык мой – друг мой» предназначен для обучающихся 8 класса и является дополнением к основному курсу русского языка. Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год. Количество часов по учебному плану: 34 часа в год, 1 раз в неделю.
Программа курса направлена на усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом. Многоплановая работа по переработке информации текста соответствует коммуникативно-деятельностному и практико-ориентированному подходам к современному обучению. Такая работа должна способствовать формированию самой значимой компетенции – коммуникативной.
Цель курса – развитие коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания.
Задачи курса:
1) закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;
2) научить адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;
2) научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);
4) развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;
6) углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;
7) воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;
8) развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;
9) отрабатывать навыки самопроверки и самооценки.
Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам)
На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)
К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения обучающихся.
Курс создает условия для развития общих учебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
· выполнять информационную обработку текста;
· выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;
· отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;
· правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);
· строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;
· аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;
· уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;
· владеть навыками самопроверки и самоконтроля.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов закрытого и открытого типов, письменных работ (сжатого изложения после изучения 2 раздела, сочинения - рассуждения после изучения 3 раздела), редактирования текста.
После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение или сочинение-рассуждение (по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса)
Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ОГЭ.
Ожидаемые результаты:
• успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы;
• повышение уровня коммуникативной компетенции восьмиклассников.
3.Содержание тем учебного курса
Курс состоит из 4 разделов.
Программа учебного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки обучающихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.
1 раздел. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).
2 раздел. Способы сокращения текста (обучающиеся учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).
3 раздел. Особенности сочинения-рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).
4 раздел. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).
Учебно-тематический план
№ п\п | Содержание | Количество часов |
1 | Текстоведение. | 6 |
2 | Способы сокращения текста | 9 |
3 | Особенности сочинения-рассуждения | 13 |
4 | Редактирование | 6 |
| Итого | 34 |
4. Формы, методы и технологии обучения
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Методы и приёмы работы:
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа с текстами;
- различные виды грамматического разбора;
- самостоятельное выполнение заданий разного уровня сложности.
Технологии, используемые в обучении:
Активные методы обучения
Игровые технологии
Исследовательская технология обучения
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
5. Формы, методы работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении
- индивидуальный подход на занятиях,
-дифференцированные задания,
-индивидуальные задания,
-работа в парах,
-работа в группах.
Учебно-методическое обеспечение
Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич.-9-е изд.-М.: Просвещение, 2014 г.
2. Тематические тесты. 8 класс. И.А.Караськова. М.: Просвещение, 2016.
3. Диагностические работы. 8 класс. Н.Н.Соловьёва. М.: Просвещение, 2017
Поурочно - тематическое планирование
8 класс
№ п.п. | № в разделе | Название раздела. Тема занятия. | Количество часов | Дата | Примечание (Виды учебной деятельности обучающихся) |
I. | | Текстоведение | 6 | | |
1. | 1 | Понятие о тексте. | 1 | 10.09 | Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа. |
2. | 2 | Признаки текста. | 1 | 17.09 | Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение. |
3. | 3 | Микротекст. Микротема. | 1 | 24.09 | Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент, Исправленный текст; текст, восстановленный по ключевым словам. |
4. | 4 | Абзац. | 1 | 01.10 | Выделение абзацев. |
5. | 5 | Виды связи предложений в тексте. | 1 | 08.10 | Анализ текстов, игра, моделирование. |
6. | 6 | Средства связи предложений в тексте. | 1 | 15.10 | Сочинение – миниатюра. |
II. | | Способы сокращения текста. | 9 | | |
7. | 1 | Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение | 1 | 22.10 | Беседа, анализ примеров. Конспектирование |
8. | 2 | Применение способов сжатия: исключение. | 1 | 05.11 | Уроки-практикумы, самостоятельная работа Переработанный текст (черновик изложения). |
9. | 3 | Применение способов сжатия: упрощение. | 1 | 12.11 | Уроки-практикумы, самостоятельная работа Переработанный текст (черновик изложения). |
10. | 4 | Применение способов сжатия: обобщение. | 1 | 19.11 | Уроки-практикумы, самостоятельная работа Переработанный текст (черновик изложения). |
11. | 5 | Применение способов сжатия: исключение, упрощение, обобщение. | 1 | 26.11 | Уроки-практикумы, самостоятельная работа Переработанный текст (черновик изложения). |
12. | 6 | Алгоритм написания сжатого изложения. | 1 | 03.12 | Составление памятки. |
13. | 7 | Работа над изложением. | 1 | 10.12 | Сжатое изложение. |
14. | 8 | Задания-помощники. | 1 | 17.12 | Лексические и грамматические явления. |
15. | 9 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | 24.12 | Выявление и устранение ошибок, допущенных в изложении. |
III. | | Особенности сочинения-рассуждения | 13 | | |
16 | 1 | Особенности сочинения-рассуждения. Композиция рассуждения. | 1 | 14.01 | Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос |
17. | 2 | Тезис. | 1 | 21.01 | Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос |
18. | 3 | Аргументы. | 1 | 28.01 | Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос |
19. | 4 | Вывод. | 1 | 04.02 | Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос. |
20. | 5 | Способы введения примеров-аргументов. | 1 | 11.02 | Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос. |
21. | 6 | Знаки препинания. | 1 | 18.02 | Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом. Развернутый аргументированный ответ. |
22. | 7 | Роль знаков препинания на письме. | 1 | 25.02 | Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом. Развернутый аргументированный ответ. |
23. | 8 | Понятие о сочинении-рассуждении. | 1 | 04.03 | Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. |
24. | 9 | Образец сочинения. | 1 | 11.03 | Работа по образцу. |
25. | 10 | Этапы работы над сочинением-рассуждением. | 1 | 18.03 | Этапы работы. |
26. | 11 | Учимся писать сочинение. | 1 | 01.04 | Написание сочинения. |
27. | 12 | Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту. | 1 | 08.04 | Работа над сочинением. Сочинение-рассуждение. |
28. | 13 | Работа над сочинением. | 1 | 15.04 | Работа над сочинением. |
IV. | | Редактирование. | 6 | | |
29. | 1 | Типы речевых ошибок. | 1 | 22.04 | Анализ текстов, редактирование, исправление ошибок. |
30. | 2 | Типы грамматических ошибок. | 1 | 29.04 | Анализ текстов, редактирование, исправление ошибок. |
31. | 3 | Способы устранения речевых и грамматических ошибок. | 1 | 06.05 | Работа над ошибками. |
32. | 4 | Итоговая контрольная работа | 1 | 13.05 | Выполнение контрольной работы. |
33. | 5 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 20.05 | Выполнение контрольной работы. |
34. | 6 | Анализ контрольной работы. | 1 | 27.05 | Анализ работы. |
Итого: 34 ч. |
Лист корректировки поурочно-тематического планирования
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
По плану | Дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Лист корректировки поурочно-тематического планирования
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
По плану | Дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Лист корректировки поурочно-тематического планирования
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
По плану | Дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |