СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив "Язык мой - друг мой" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультатива "Язык мой - друг мой" 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Факультатив "Язык мой - друг мой" 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орлеанская основная общеобразовательная школа»

Алтайского края Благовещенского района


Принята: Согласована: Утверждаю:

на заседании зам.директора по УВР директор МБОУ

педагогического совета Балюх Н.В. Орлеанская ООШ

протокол №_________ __________________ Козырко О.В.

«___»__________20 г «____»____________20 г Приказ №_____

« _____» __________20___









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«язык мой – друг мой»

8 класс

на 2020-2021 учебный год


Всего часов на учебный год- 34

Количество часов в неделю - 1








Учитель:

Балюх

Наталья

Владимировна

Категория -








с. Орлеан

2020 г.

Пояснительная записка

Учебный курс «Язык мой – друг мой» предназначен для обучающихся 8 класса и является дополнением к основному курсу русского языка. Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год. Количество часов по учебному плану: 34 часа в год, 1 раз в неделю.

Программа курса направлена на усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом. Многоплановая работа по переработке информации текста соответствует коммуникативно-деятельностному и практико-ориентированному подходам к современному обучению. Такая работа должна способствовать формированию самой значимой компетенции – коммуникативной.

Цель курса – развитие коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания.

Задачи курса:

1) закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;

2) научить адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;

2) научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);

4) развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;

6) углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;

7) воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;

8) развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;

9) отрабатывать навыки самопроверки и самооценки.

Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам)



На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)

К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения обучающихся.

Курс создает условия для развития общих учебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).

2. Планируемые результаты освоения учебного курса

·​  выполнять информационную обработку текста;

·​  выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;

·​  отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;

·​  правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);

·​  строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;

·​  аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;

·​  уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;

·​  владеть навыками самопроверки и самоконтроля.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов закрытого и открытого типов, письменных работ (сжатого изложения после изучения 2 раздела, сочинения - рассуждения после изучения 3 раздела), редактирования текста.

После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение или сочинение-рассуждение (по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса)

Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ОГЭ.

Ожидаемые результаты:

• успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы;

• повышение уровня коммуникативной компетенции восьмиклассников.



3.Содержание тем учебного курса

Курс состоит из 4 разделов. 

Программа учебного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки обучающихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.

1 раздел. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).

2 раздел. Способы сокращения текста (обучающиеся учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).

3 раздел. Особенности сочинения-рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).

4 раздел. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).

Учебно-тематический план

№ п\п

Содержание

Количество часов

1

Текстоведение.

6

2

Способы сокращения текста

9

3

Особенности сочинения-рассуждения

13

4

Редактирование

6


Итого

34

4. Формы, методы и технологии обучения

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 

Формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.

Методы и приёмы работы: 

- объяснение учителя; 

- создание проблемной ситуации; 

- работа с текстами; 

- различные виды грамматического разбора; 

- самостоятельное выполнение заданий разного уровня сложности.

Технологии, используемые в обучении:

  • Активные методы обучения

  • Игровые технологии

  • Исследовательская технология обучения

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

5. Формы, методы работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении


- индивидуальный подход на занятиях, 

-дифференцированные задания,

-индивидуальные задания, 

-работа в парах, 

-работа в группах. 

Учебно-методическое обеспечение

  1. Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич.-9-е изд.-М.: Просвещение, 2014 г.

2. Тематические тесты. 8 класс. И.А.Караськова. М.: Просвещение, 2016.

3. Диагностические работы. 8 класс. Н.Н.Соловьёва. М.: Просвещение, 2017


Поурочно - тематическое планирование

8 класс

п.п.

в разделе

Название раздела.

Тема занятия.

Количество часов

Дата

Примечание

(Виды учебной деятельности обучающихся)

I.


Текстоведение

6



1.

1

Понятие о тексте.

1

10.09

Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа.

2.

2

Признаки текста.

1

17.09

Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение.

3.

3

Микротекст. Микротема.

1

24.09

Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент, Исправленный текст; текст, восстановленный по ключевым словам.

4.

4

Абзац.

1

01.10

Выделение абзацев.

5.

5

Виды связи предложений в тексте.

1

08.10

Анализ текстов, игра, моделирование.

6.

6

Средства связи предложений в тексте.

1

15.10

Сочинение – миниатюра.

II.


Способы сокращения текста.

9



7.

1

Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение

1

22.10

Беседа, анализ примеров. Конспектирование

8.

2

Применение способов сжатия: исключение.

1

05.11

Уроки-практикумы, самостоятельная работа Переработанный текст (черновик изложения).

9.

3

Применение способов сжатия: упрощение.

1

12.11

Уроки-практикумы, самостоятельная работа Переработанный текст (черновик изложения).

10.

4

Применение способов сжатия: обобщение.

1

19.11

Уроки-практикумы, самостоятельная работа Переработанный текст (черновик изложения).

11.

5

Применение способов сжатия: исключение, упрощение, обобщение.

1

26.11

Уроки-практикумы, самостоятельная работа Переработанный текст (черновик изложения).

12.

6

Алгоритм написания сжатого изложения.

1

03.12

Составление памятки.

13.

7

Работа над изложением.

1

10.12

Сжатое изложение.

14.

8

Задания-помощники.

1

17.12

Лексические и грамматические явления.

15.

9

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

24.12

Выявление и устранение ошибок, допущенных в изложении.

III.


Особенности сочинения-рассуждения

13



16

1

Особенности сочинения-рассуждения. Композиция рассуждения.

1

14.01

Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос

17.

2

Тезис.

1

21.01

Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос

18.

3

Аргументы.

1

28.01

Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос

19.

4

Вывод.

1

04.02

Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос.

20.

5

Способы введения примеров-аргументов.

1

11.02

Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос.

21.

6

Знаки препинания.

1

18.02

Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом. Развернутый аргументированный ответ.

22.

7

Роль знаков препинания на письме.

1

25.02

Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом. Развернутый аргументированный ответ.

23.

8

Понятие о сочинении-рассуждении.

1

04.03

Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

24.

9

Образец сочинения.

1

11.03

Работа по образцу.

25.


10

Этапы работы над сочинением-рассуждением.

1

18.03

Этапы работы.

26.

11

Учимся писать сочинение.

1

01.04

Написание сочинения.

27.

12

Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

1

08.04

Работа над сочинением. Сочинение-рассуждение.

28.

13

Работа над сочинением.

1

15.04

Работа над сочинением.

IV.


Редактирование.

6



29.

1

Типы речевых ошибок.

1

22.04

Анализ текстов, редактирование, исправление ошибок.

30.

2

Типы грамматических ошибок.

1

29.04

Анализ текстов, редактирование, исправление ошибок.

31.

3

Способы устранения речевых и грамматических ошибок.

1

06.05

Работа над ошибками.

32.

4

Итоговая контрольная работа

1

13.05

Выполнение контрольной работы.

33.

5

Итоговая контрольная работа.

1

20.05

Выполнение контрольной работы.

34.

6

Анализ контрольной работы.

1

27.05

Анализ работы.

Итого: 34 ч.











































Лист корректировки поурочно-тематического планирования



урока

Тема

Количество часов

Причина

корректировки

Способ

корректировки

По плану

Дано












































































































































































































































Лист корректировки поурочно-тематического планирования



урока

Тема

Количество часов

Причина

корректировки

Способ

корректировки

По плану

Дано












































































































































































































































Лист корректировки поурочно-тематического планирования



урока

Тема

Количество часов

Причина

корректировки

Способ

корректировки

По плану

Дано















































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!