- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Образовательная программа и учебный план МКОУМазунинской СОШ на 2017 – 2018 учебный год;
Программа составлена на основе элективного курса В.Н.Семенцовой «Юные зоологи» («Программы элективных курсов. Биология.6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1», авторы-составители В.И.Сивоглазов, И.Б.Морзунова, Москва, Дрофа, 2007).
Занятия рассчитаны на учащихся 7 класса основной школы, 1 час в неделю (34 ч. в год).
Курс призван удовлетворить потребности в приобретении новых знаний и способностей, их получении путем самообразования.
Зоология – наука о животных. Знакомство с планом работы. Предмет науки зоология. История развития зоологии, труды Аристотеля, Ж.-Б.Ламарка и др. Обзор научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий по зоологии.
Методы изучения животных. Наблюдение и эксперимент. Изучение строения и поведения животных. Изготовление влажных препаратов. Чучел, таксидермия, бальзамирование. Появление новых методов исследования в связи с развитием науки и техники: изучение родства организмов на основе сравнительного анализа ДНК, использование киносъёмки и аэрофотосъёмки, использование фотографий со спутников и радиомаячков для определения миграций животных. Введение запрета на «острые опыты».
Многообразие животных и их классификация. Особенности типов животных. Самые многочисленные классы. Правила работы с определителями. 31 декабря – Международный день биологического разнообразия.
Беспозвоночные животные, их многообразие и значение. Одноклеточные и многоклеточные беспозвоночные. Животные симбионты и паразиты комнатных растений. Способы выявления таких животных, способы защиты растений от паразитов.
Доисторические (вымершие) животные. Динозавры. Палеонтология – наука о вымерших организмах. Многообразие существовавших ранее животных и причины их вымирания. Динозавры, их разнообразие и возможные причины вымирания (Ж.Кювье – теория катастроф, Ч.Дарвин – эволюционная теория и пр.).
Животные – помощники человека. Одомашнивание животных. Понятия искусственного отбора и селекции. Приручение собаки, лошади, парнокопытных животных и отражение этого явления в художественной литературе и народном творчестве. Многообразие одомашненных животных и их значение для человека (голуби, пчёлы и др.). Выращивание животных для получения продуктов питания. Вегетарианство – отказ от употребления в пищу мяса теплокровных животных. Священное животное Древнего Египта – кошка. Памятники животным от благодарного человечества (собаке, лошади, лягушке, жуку и др.). Космические путешественники – Белка и Стрелка. Взаимопомощь человека и домашних животных.
Забота человека о животных. Ветеринарная помощь больным животным. Ветеринарная служба и её роль («Если медицина спасает отдельных людей, то ветеринария спасает всё человечество». И.П.Павлов). «Гостиницы» для животных, поиск потерявшихся любимцев. Содержание служебных собак, помогающих в поисках преступников, взрывчатых веществ, наркотиков.
Животные – увлечения человека. Содержание домашних и диких животных дома и уход за ними. Коллекции животных: птицы (попугаи, канарейки, амадины, астрильды, голуби и др.), пресмыкающиеся (змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи), рыбки (меченосцы, гуппи, барбусы, гурами, сомики и др.), насекомые (тараканы, сверчки, бабочки, жуки и др.). Сад бабочек в Японии. Создание океанариумов. Частные зоопарки. Книги Ж..-И.Кусто и Дж.Даррела о животном мире.
Создание комфортных условий для домашних животных – ответственность человека. Особенности физиологии и психологии животных, их отличия от человека. Доброе отношение, приручение, дрессура, уход и кормление, выгул, уборка за животными.
Животный мир нашего региона. Видовое разнообразие животных. Наблюдение и подсчёт количества видов и примерного количества особей, встречающихся в регионе. Заповедники, заказники, национальные парки, охраняемые территории, охотничьи хозяйства региона. Профессии лесника, егеря, охотоведа. Заготовка корма для животных.
Животные – паразиты человека. Наружные паразиты: вши, блохи и др. Внутренние паразиты: круглые, плоские и ленточные черви. Способы борьбы с паразитами. Соблюдение правил гигиены.
Опасные и ядовитые животные. Соблюдение осторожности при обращении с любыми дикими животными. Непредсказуемость поведения животного в стрессовой для него ситуации встречи с человеком. Запрет на содержание в неприспособленных для этого домашних условиях хищных животных, крокодилов, ядовитых змей и пауков. Запрет на содержание и разведение собак агрессивных к человеку пород. Укусы животных, возможные последствия и первая помощь при укусе. Опасность бешенства.
Легенды и мифы о животных. Медуза Горгона, Лернейская гидра, птицы Сирин и Феникс, Пегас, Кентавр, Сфинкс, обитатель озера Лох-Несс, кот-Баюн, олень с вишнёвым деревом на голове из рассказов барона Мюнхгаузена, священные животные.
Животные, изображенные в гербах стран и городов. Лев, орёл – символы силы и могущества. Герб Российской Федерации. Гербы российских городов. «Для России характерны три стихии: лес, степь, вода» (русский историк Соловьёв), отражение этой мысли в гербах городов России. Гербы стран и городов Европы.
Моноспектакль о животном. Создание и презентация моноспектакля о животном (выбор животного определяется интересами учащихся). Подборка научного материала, стихов, прозы, иллюстраций, фотографий, рисунков, результатов личных наблюдений и исследований учащихся.
№ | Тема урока | Всего часов | Вид деятельности |
Теоретические занятия | Практические занятия |
1 2 | Зоология – наука о животных. Значение зоологических знаний | 1 | 1 | Знакомство с планом работы, обсуждение. Викторина. |
3 4 | Методы изучения животных. Экскурсия в природу | 1 | 1 | Экскурсия в природу. |
5 6 | Многообразие животных и их классификация. Пр. работа «Многообразие животных» | 1 | 1 | Практикум. |
7 8 | Беспозвоночные животные, их многообразие и значение. Пр. работа «Симбионты и паразиты комнатных растений» | 1 | 1 | Практикум |
9 10 | Доисторические (вымершие) животные. Динозавры. | 2 | | Видеоэкскурсия, слайды, сообщения. |
11 12 | Животные – помощники человека. Одомашнивание животных. | | 2 | Регламентированная дискуссия, стендовые доклады, выставка фотографий. |
13 14 | Забота человека о животных. Болезни домашних животных | 2 | | Беседа с ветеринаром |
15 16 | Животные – увлечения человека. Животные – помощники человека | 2 | | Экскурсия на выставку животных. |
17 18 | Создание комфортных условий для домашних животных. Ответственность человека за домашних животных | | 2 | Круглый стол. |
19 20 | Животный мир нашего региона. Животный мир нашего села | | 2 | Экскурсия в краеведческий музей, устный журнал, наблюдения за животными. |
21 22 | Животные – паразиты человека. Круглые черви. Животные –паразиты человека. Плоские черви. | | 2 | «Суд над аскаридой», инсценировка |
23 24 | Опасные животные. Ядовитые животные. | 2 | | Видеоэкскурсия, сообщения, стендовые доклады. |
25 26 | Легенды о животных Мифы о животных. | 2 | | Сообщения, инсценировки, конкурс рисунков. |
27 28 | Животные, изображенные в гербах стран и народов. Животные в творчестве. | 1 | 1 | Исследование. |
29 | Разработка моноспектакля о животном. | 1 | | Создание и презентация моноспектакля о животном. |
30 | Работа над моноспектаклем | | 1 |
31 | Рецензирование моноспектакля | 1 | |
32 | Презентация моноспектакля | | 1 |
33 | Итоговое занятие | | 1 | |
34 | Планирование работы на лето | 1 | | |
| ИТОГО: 34 ч. Из них: | 18 | 16 | |
Универсальные учебные действия |
Познавательные |
Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач |
Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию |
Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) |
Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне |
Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям |
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ) |
Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне |
Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач |
Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ |
Регулятивные |
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) |
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально |
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ |
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ |
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоят. исправлять ошибки |
Коммуникативные |
Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии |
Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста) |
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории |
Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность |
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно |
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей |
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) |
Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого |
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей |
Личностные |
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности |
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей |
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор |
Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других |
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции |
Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях |
Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом |
Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор |
1.Сивоглазов В.И., Морзунова И.Б., Программы элективных курсов. Биология.6-9 классы.Предпрофильное обучение. Сборник 1, авторы-составители Москва, Дрофа, 2007
2.Пасечника В. В., Латюшина В.В., «Биология. Животные» 7 класс. М.: Дрофа, 2015
Акимушкин И. «Домашние животные».
Акимушкин И. «Тропою легенд».
Акимушкин И. «Следы невиданных зверей».
Бабенко В., Алексеев В. «Лучезарный Аполлон», М., Школа-Пресс, 1995.
Дмитриев Ю. «Домашние животные».
Непомнящий Н. «Энциклопедия загадочного и неведомого. Экзотическая зоология», М., Олимп, ООО «Издательство АСТ», 1997.
Сладков Н. «Покажите мне их», М., РОСМЭН, 1994.
Старкович С. «Замечательные звери», М., РОСМЭН, 1994.
Теремов А, Рохлов В. «Занимательная зоология», М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
Яковлева И. «След динозавра», М., РОСМЭН, 1993.