СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив как средство формирования финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Факультатив как средство формирования финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста»

Менлакаева К.А., студентка СурГПУ

Научный руководитель: Абрамовских Н.В., д.п.н., доцент

Г. Сургут


Факультатив как средство формирования

финансовой грамотности

у детей младшего школьного возраста


Проблема формирования финансовой грамотности в нашей стране была поставлена перед правительством еще в 2011 году, когда Министерство финансов совместно с Всемирным банком начали реализацию проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Главная задача этого проекта рассчитана на то, что, обучив сегодняшних школьников финансовой грамотности, спустя годы государство получит финансово грамотное население.

Подтверждение своей необходимости проект находит в следующем: чуть более половины детей младшего школьного возраста в России получают денежные средства от родителей в виде карманных расходов, из них только треть получают деньги регулярно. В том случае, если ребенок не имеет возможности получить доход из других источников – а это около четверти российских детей, то приобретение практических навыков обращения с денежными средствами будет осуществляться после достижения трудоспособного возраста, что может стать причиной формирования высокорискового поведения и снижения благосостояния таких потребителей [2, с. 34].

Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уверенностью утверждать, что знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому, обучение финансовой грамотности касается каждого лично.

Подобными вопросами повышения финансовой грамотности и экономической культуры занимались и занимаются такие педагоги, как Е.Е. Парамонова, А.А. Нуртдинова, В.А. Кузьменко, А.А. Горчинская, Г.А. Бордовский, Г.Э. Королёва А.П. Горяев [3], И.С. Сергейчик [4], А.К. Осницкий [5], Т.Ф. Орехова [6] и другие.

Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующего финансового инструмента, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы. Однако исследования авторов показали, что, поскольку очень часто дети младшего школьного возраста исключены из процесса финансового планирования семьи, формируется модель поведения, при которой они предпочитают тратить, а не копить. Из-за этого дети попадают в зону риска в вопросах финансовой грамотности.

Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе. Школа должна помогать обучающимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Так, в 2015 году разработана «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности». В рамках её реализации в 5 регионах введен предмет «Финансовая грамотность», который охватывает и начальную школу [1].

Исходя из требований ФГОС НОО к результатам освоения ООП, можно выделить основные цели формирования финансовой грамотности:

  1. формирование базового уровня финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации обучающихся младшего школьного возраста к происходящим изменениям в жизни, а также;

  2. формирование культуры экономического мышления, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

  3. выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений, как в личной, так и в общественной жизни.

Данные цели позволяют отметить сложность или невозможность включения задач по их достижению в какую-либо предметную область. Связано это прежде всего с тем, что та или иная предметная область содержит в себе ряд требований к её освоению. В результате финансовой стороне обучения может быть уделена лишь некоторая часть изучаемого материала на конкретных уроках, темы которых будут соотносится с финансовой составляющей.

В этом случае задачи по решению вопросов финансовой грамотности детей младшего школьного возраста возлагаются на внеурочную деятельность. Н.А. Кривовалова определяет внеурочную деятельность как комплекс видов активности (кроме обучения), реализация которых способствует успешному освоению детьми основной образовательной программы [7]. Так как финансовая грамотность – это способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды, важным аспектом при построении обучения для детей младшего школьного возраста будут выступать такие приемы, как театрализация, инсценировка, мозговой штурм, где обучающийся получит возможность представить себя в какой-либо роли, требующей принятия решений в финансовой ситуации. Как известно, целевой установкой обучения финансовой грамотности является:

- развитие познавательной и социальной активности обучающегося младшего школьного возраста;

- усвоение навыков участия в деловых играх, делового общения и решения ситуативных проблемных задач;

- усвоение навыков управленческой деятельности.

Программы, направленные на формирование финансовой грамотности подрастающего поколения, могут оказать воздействие при соблюдении ряда ключевых условий, к которым относятся: доступность и увлекательная форма изложения, адаптация к возрастным особенностям восприятия, мотивация, непрерывность, массовость. Отсюда, наиболее подходящей формой внеурочной деятельности, на наш взгляд, послужит факультатив. Работая с относительно небольшим числом 10-15 заинтересованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников. Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческих способностей обучающихся. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода обучающегося к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него задачи.

Таким образом, анализ литературы показал, что финансовая грамотность позволяет эффективно и осознанно управлять финансами, что имеет важное значение в повседневной жизни. В России проекты по финансовой грамотности только набирают свою силу. Одной из основных сфер внедрения проектов по формированию финансовой грамотности является система образования, в частности начальная школа. Так, учитывая особенности внеурочной деятельности, можно говорить о ее важности при внедрении курса «Финансовая грамотность» в учебный процесс. Принцип вариативности диктует необходимость создания многообразных видов и форм обучения финансовой грамотности; дифференциации содержания, средств, технологий и методов обучения применительно к видам и типам образовательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям обучающихся, условиям и традициям отечественного и мирового опыта обучения финансовой грамотности. Поэтому особую значимость для решения поставленных задач приобретает использование факультатива.

Век новых технологий и развития общества заставляет членов этого общества быть максимально образованными во всех направлениях. Правильное отношение людей к собственным финансам, финансам своей семьи даст возможность правильного отношения к финансовым вопросам государства, к пониманию и грамотному отношению к деятельности государства в этом вопросе. И если ставить целью формирование взрослого человека, способного адекватно оценивать финансовые ситуации, то начало этому процессу должно быть положено как можно раньше. Начальная школа может стать первой ступенью в формировании этого правильно отношения



Список литературы:

  1. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnosti-naseleniyarf#_Toc2313584511

  2. Формирование основ финансовой грамотности у детей и

подростков / Сборник методических разработок. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. – 2016 – 147с. [Электронный ресурс]

  1. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской школы по личным финансам/ А. Горяев, В. Чумаченко, В. – М.: Citi Fundation, 2009. – 42c.

  2. Сергейчик, И.С. Мировой опыт реализации проектов в области финансового образования и повышения финансовой грамотности населения /С. И. Сергейчик, М. С. Сергейчик, А. А. Максимова, Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 5 (158) [Электронный ресурс]

  3. Осницкий, А. К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека [Электронный ресурс] : Ч. 1 / А. К. Осницкий // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2009. – № 5 (7) // Режим доступа: http://psystudy.com/index.php/num/2009n5-7/221-osnitsky7.html.

  4. Орехова, Т. Ф. Подготовка курсовых и дипломных работ по педагогическим наукам : методическое пособие для сдедентов дневного и заочного отделений факультета факультета педагогики и методики начального образования по специальности 050708 – «Педагогика и методика начального образования» / Н. Ф. Ганцен, Е. Ф. Орехова // – 2 – е изд., испр. и дол. – Магнитогорск : МаГУ, 2008 – 147 с.

  5. Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. –М.: Просвещение, 2012


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!