Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 9 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» с. Падинского Новоселицкого района
«Согласовано» Руководитель МО Балла Т.В. ____________ (подпись) Протокол № ___ от «____»___________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Акиншина Н.Н. _______________ (подпись) «____»____________2018 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ СКШИ № 9 для детей-сирот с.Падинского Стахеева А.Д.__________________ Приказ № ___ от «___»____2018 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Факультатив «Художественная обработка древесины»
7 класс
Автор-составитель:
Учитель столярного дела
Рядский А.П.
2018-2019 уч.год
Пояснительная записка
1.Нормативно-правовое обеспечение.
Настоящая адаптированная образовательная программа по внеурочной деятельности факультатив по трудовому обучению (столярное дело) «Художественная обработка древесины» составлена на основании учебного плана ГКОУ «С(к)ШИ №9 для детей- сирот и детей» с. Падинского на 2018-2019 учебный год, на основе нормативно-правовых документов:
- ФЗ №273 от 27.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28 п.3/6) «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»;
- приказа Министерства образования Российской Федерации 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Устава ГКОУ «С(к)ШИ №9 для детей - сирот» с.Падинского;
- Учебного плана ГКОУ «С(к)ШИ №9 для детей-сирот» с. Падинского на 2018-2019 учебный год;
Данная рабочая программа приведена в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями, правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 10.07.2015г. №26 (далее- СанПиН 2.4.2.3286-15).
В учебном плане ГКОУ «С(к)ШИ №9 для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» с.Падинского на 2018- 2019 уч.год, утвержденного решением педагогического совета №1 от 27.08.2018г. ,согласованного Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края, факультатив по столярномуу делу «Художественная обработка древесины» относится к Внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности по трудовому обучению «Художественная обработка древесины» является дополнением уроков трудового обучения по столярному делу.
Актуальность этой программы состоит в том, что выполнение данного вида работ требует минимального использования инструмента - нож, стамеска, отходы древесины, а изделия из дерева с использованием разных видов резьбы пользуются спросом.
Занятия по данному факультативу позволяют сочетать обучение техническим операциям ручной и механической обработки древесины и влияют на эстетическое и трудовое воспитание обучающихся. Обучающиеся осваивают профессиональные приемы обработки древесины, практически знакомятся с физическими и декоративными свойствами наиболее распространенных в Ставропольском крае древесных пород, приобретают знания в области стилизации и обобщения видимых предметов и явлений в декоративные формы и образцы. Освоение рельефной резьбы позволит обучающимся создавать изображения в любом жанре – от орнаментальных гирлянд до сложных портретных композиций.
Каждое практическое занятие начинается с инструктажа обучающихся, повторения правил техники безопасности, экономного расходования материалов, эффективного использования учебного времени.
Цель: формирование системы знаний и практических умений по обработке древесины и резьбе по дереву.
Задачи:
- научить обучающихся различным приемам работы с древесиной;
- овладеть приемами работы с основными инструментами по резьбе;
- развивать способность самостоятельно создавать изделия;
- воспитывать оценочное отношение обучающихся к своим работам и работам сверстников.
Программа факультативных занятий «Художественная обработка древесины» разработана для 7 класса, отвечает экономическим и социокультурным потребностям жизнедеятельности региона.
Программа составлена по концентрическому принципу и обеспечивает коррекционную направленность процесса обучения.
7 класс
Дата | № урока | Тема | Тип урока | Уметь | Знать |
| 1 | Вводное занятие Правила безопасной работы в столярной мастерской | Объяснение нового материала | Планы на четверть. Объекты труда. Правила поведения в столярной мастерской. Правила безопасной работы в столярной мастерской | Знать Правила безопасной работы в столярной мастерской |
| 2 | Инструменты и материалы | Объяснение нового материала | Столярные инструменты. Их назначение. Правила безопасной работы ими. Пиломатериалы и древесные материалы. | Знать правила безопасной работы в столярной мастерской |
| 3 | Вешалка для одежды | Объяснение нового материала | Составление плана работы. Требования к качеству изделия | Знать план-порядок изготовления вешалки Уметь ориентироваться по образцу и чертежу |
| 4 | Первичная обработка материала | Практическая работа | Выбор материала (без сучков, трещин, дефектов древесины) | Знать правила безопасной работы при пилении и строгании древесины |
| 5 | Разметка деталей вешалки | Практическая работа | Разметочный инструмент. Разметка по линейке и по угольнику | Знать Т.Б. при разметке заготовок Уметь выполнить раз метку по образцу и чертежу |
6 |
| 7 | Выпиливание деталей вешалки | Практическая работа | Продольное, поперечное пиление. Припуск на обработку. Приспособление для пиления | Знать меры безопасной работы ручными пилами Уметь выполнять пиление по линиям разметки |
8 |
| 9 | Обработка деталей | Практическая работа | Строгание до линии разметки. Требования к инструментам для строгания. Т.Б. при строгании древесины | Знать. Т.Б. при строгании древесины Уметь крепить заготовку в зажимах верстака, выполнять строгание заготовки |
10 |
| 11 | Зачистка деталей вешалки | комбинирован ный | Обработка деталей напильником. Зачистка наждачной шкуркой | Знать правила безопасной работы при зачистке деталей |
12 |
| 13 | Сборка и отделка изделий | Практическая работа | Столярный клей. Меры безопасности при склеивании деталей. Скрепление деталей гвоздями. Окраска изделий. | Знать Меры безопасности при склеивании деталей Уметь производить сборку изделия |
14 |
| 15 | Изготовление подставки для обуви | комбинирован ный | Разметка деталей по линейке и шаблону. Выпиливание деталей | Знать правила безопасной работы при пилении |
| 16 | Выпиливание и обработка деталей подставки для обуви. Сборка изделия. | Практическая работа | Сборка деталей на гвоздях и шурупах. Т.Б. при сверлении отверстий | Знать правила безопасной работы при сверлении, сборке изделия |
17 |
18 |
| 19 | Ящик для рассады. | Объяснение | Правила безопасной работы с | Знать правила безопасной работы с |
| | Последовательность | нового | инструментом. Последовательность | инструментом, его устройство. Знать |
| | изготовления. | материала | изготовления ящика. Отбор и обработка | последовательность изготовления |
| | | | материала. | ящика. Способы обработки материала. |
| 20 | Обработка | Практическая | . Отбор и обработка материала. | Знать правила безопасной работы. Знать |
| 21 | материала. | работа | | способы обработки материала. |
| 22 | Разметка деталей | Практическая | Разметка деталей корпуса прибора, мест | Знать разметочный инструмент, Т.Б. |
| 23 24 | ящика. | работа | сверления. | при выполнении разметки. Уметь |
| | | | | выполнить разметку деталей |
| 25 | Выпиливание | Практическая | Выпиливание деталей прибора. Строгание | Знать правила безопасной работы при |
| 26 | деталей ящика. | работа | до линии разметки. Сверление отверстий | выполнении столярных работ |
| 27 | | | | |
| 28 | Сборка изделия | Практическая | Скрепление деталей прибора гвоздями и | Знать правила безопасной работы при |
| 29 | | работа | шурупами | сборке изделий |
| 30 | Зачистка и отделка | Практическая | Зачистка и отделка прибора | Знать правила безопасной работы при |
| 31 32 | изделия | работа | | зачистке изделий шкуркой и |
| | | | | напильником |
| 33 | Итоговое занятие | Комбинирова | Оценка качества работ. Сравнение с | Уметь оценить качество изделия, |
| 34 | | нный | образцом. | погрешности и дефекты в выполнении |
Литература:
1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. Изд. «Культура и традиции», Москва, 2001г.
2. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. – М., 1994г.
3. Бузиков М., Потапов Г. Искусство резьбы по дереву. Учебное пособие. – М., 1998г.
4. Конев А. Ф. Резьба по дереву. М., 2000г.
5. Рыженко В.И. Краткая энциклопедия художественных работ по дереву. - М.: Издательство Оникс, 2007 год.
6. Хворостов А. С. Художественные работы по дереву. Макетирование и резное дело. Учебно- метод. пособие. – М., 2002г.