СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив О чём нам рассказывают словари

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена из расчёта 1 час в неделю\34часа\.

Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся, а именно:

-научить пользоваться разными словарями русского языка;

-развить навыки использования лексического материала в собственной речи\устной и письменной\.

В программе раскрываются основные сведения о различных словарях, а также предусмотрены практические занятия, учебные игры.

Факультатив «О чём нам рассказывают словари» имеет большое познавательное значение.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив О чём нам рассказывают словари»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«О чем нам рассказывают словари»

Пояснительная записка

Богатая и разнообразная лексика русского языка собрана в словарях Программа факультативного курса предназначена для более углублённого ознакомления обучающихся со словарями русского языка, с особенностями построения словарной статьи, с пометами, имеющимися в словарной статье и помогающими правильному употреблению слов.

Программа составлена из расчёта 1 час в неделю\34часа\.

Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся, а именно:

-научить пользоваться разными словарями русского языка;

-развить навыки использования лексического материала в собственной речи\устной и письменной\.

В программе раскрываются основные сведения о различных словарях, а также предусмотрены практические занятия, учебные игры.

Факультатив «О чём нам рассказывают словари» имеет большое познавательное значение.

Знакомство с разными видами словарей расширяет знания учащихся о языке, формирует желание

обогатить свой словарно-фразеологический запас, развивает любовь к языку.

Данный факультатив имеет большое практическое значение: его средствами повышается культура речи учащихся, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный и фразеологический запас.

По окончании курса шестиклассники должны знать:

-различные виды словарей;

-в каком словаре искать нужные сведения.

Уметь:

-пользоваться соответствующими словарями;

-самостоятельно добывать знания по заданной теме;

-обнаруживать языковое явление в тексте, давать ему лексикологическую характеристику, употреблять это лексическое и фразеологическое явление в собственной речи.

На занятиях по этому курсу используются различные формы работы, но основные методы- практический, исследовательский, метод лингвистического эксперимента. Учащиеся работают со словарями, редактируют тексты , пишут сочинения с определённой установкой.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО К УРСА

«О ЧЁМ НАМ РАССКАЗЫВАЮТ СЛОВАРИ»

1.Вводное занятие. Цели и задачи факультативного курса. Лексическая игра.

2.Слово как основная единица языка .Лексическое значение слова.

3.Однозначные и многозначные слова. Как это определить.

4.Прямое и переносное значение слова. Практическое занятие.

5.Богатая и разнообразная лексика русского языка собрана в словарях ..Обзор словарей.

6.Омонимы .Словари омонимов. Лексическая игра.

7.Паронимы. Лексическая игра.

8.Лексика русского языка с точки зрения её происхождения.

9.Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса.

10.Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления.

11.

.,,Толковый словарь живого великорусского языка» В. И.Даля- интересный исторический памятник.

12.Что такое словарная статья и как она построена.

13.О чём нам рассказывают толковые словари. Практическое занятие.

14.,,Толковый словарь русского языка»С.И.Ожегова. Практическое занятие.

15.О чём нам рассказывает ,,Словарь иностранных слов».Определение значения слов(беллетристика, гуманный и так далее).Составление предложений с данными словами.

16.Практическое занятие. С помощью словарей подбор к иноязычным словам подходящих русских синонимов.

17.Словари синонимов. Синонимический ряд. Практическое занятие.

18.Словари антонимов. Практическое занятие.


19.Занятие-игра,,Поработай редактором». С помощью словарей исправить неправильно употреблённые слова.

20.О чём нам рассказывают фразеологические словари. Практическое занятие..

21.Занятие-игра ,,Кто быстрей».Дать объяснение фразеологических оборотов.

22.Практическое занятие. С помощью фразеологического словаря дать толкование фразеологизма.

23.Занятие-игра,,Собери фразеологизм». С помощью фразеологического словаря дописать вторую часть фразеологизма и определить его происхождение.

24.Творческое занятие. Написать сочинение-миниатюру, в котором употребить фразеологизм.

25. О чём нам рассказывают словообразовательные словари. Практическое занятие.

26.Словарь эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачевича,Е.П.Хабло,Л.,1979 г.

27.Краткий топонимический словарь», М., 1966г. Практическое занятие.

28.Орфоэпический словарь русского языка»,М.,1983г. Выполнение тестовых заданий.

29.Наши помощники- орфографические словари. Практическое занятие.

30.Занятие-игра, Кто быстрее». Найти трудные слова в орфографическом словаре.

31.Словарь русских личных имён»,М.,1966г.

32.Словарь-справочниклингвистических терминов», Д.Э.Розенталя,М.А.Теленковой,М.,1976г.

33.,,Словари морфем русского языка».Практическое занятие.

34.Итоговое занятие. Викторина ,,О чём нам рассказали словари».


Литература для учащихся

1.Разные виды словарей.

2.Вартанян В.А. Путешествие в слово. М., 1975.

3.Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М., 1968.

4.Крестинская Т.П., Петров С.В. Как пользоваться словом. М.,1968.

5.Пустовалов П.С. Пособие по развитию речи. М.,1987.

6.Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. М.,1996.

7.Максимов В. И. К тайнам словообразования. М.,1980.

8.Розенталь Д. Э. А как лучше сказать. М. 1979.

9.Успенский Л. В. Ты и твоё имя. Л. 1960.


Литература для учителя

1.Розенталь Д.Э. ,Голуб И.Б.,Геленкова М.А. Современный русский язык. М.,Айрис-пресс, 2003.

2.Шанский Н.М. В мире слов. М., 1988.

3.Журавлёв А.П. Языковые игры на компьютере.М.,2005.

4.Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.,1983.