ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«О чем нам рассказывают словари»
Пояснительная записка
Богатая и разнообразная лексика русского языка собрана в словарях Программа факультативного курса предназначена для более углублённого ознакомления обучающихся со словарями русского языка, с особенностями построения словарной статьи, с пометами, имеющимися в словарной статье и помогающими правильному употреблению слов.
Программа составлена из расчёта 1 час в неделю\34часа\.
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся, а именно:
-научить пользоваться разными словарями русского языка;
-развить навыки использования лексического материала в собственной речи\устной и письменной\.
В программе раскрываются основные сведения о различных словарях, а также предусмотрены практические занятия, учебные игры.
Факультатив «О чём нам рассказывают словари» имеет большое познавательное значение.
Знакомство с разными видами словарей расширяет знания учащихся о языке, формирует желание
обогатить свой словарно-фразеологический запас, развивает любовь к языку.
Данный факультатив имеет большое практическое значение: его средствами повышается культура речи учащихся, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный и фразеологический запас.
По окончании курса шестиклассники должны знать:
-различные виды словарей;
-в каком словаре искать нужные сведения.
Уметь:
-пользоваться соответствующими словарями;
-самостоятельно добывать знания по заданной теме;
-обнаруживать языковое явление в тексте, давать ему лексикологическую характеристику, употреблять это лексическое и фразеологическое явление в собственной речи.
На занятиях по этому курсу используются различные формы работы, но основные методы- практический, исследовательский, метод лингвистического эксперимента. Учащиеся работают со словарями, редактируют тексты , пишут сочинения с определённой установкой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО К УРСА
«О ЧЁМ НАМ РАССКАЗЫВАЮТ СЛОВАРИ»
1.Вводное занятие. Цели и задачи факультативного курса. Лексическая игра.
2.Слово как основная единица языка .Лексическое значение слова.
3.Однозначные и многозначные слова. Как это определить.
4.Прямое и переносное значение слова. Практическое занятие.
5.Богатая и разнообразная лексика русского языка собрана в словарях ..Обзор словарей.
6.Омонимы .Словари омонимов. Лексическая игра.
7.Паронимы. Лексическая игра.
8.Лексика русского языка с точки зрения её происхождения.
9.Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса.
10.Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления.
11.
.,,Толковый словарь живого великорусского языка» В. И.Даля- интересный исторический памятник.
12.Что такое словарная статья и как она построена.
13.О чём нам рассказывают толковые словари. Практическое занятие.
14.,,Толковый словарь русского языка»С.И.Ожегова. Практическое занятие.
15.О чём нам рассказывает ,,Словарь иностранных слов».Определение значения слов(беллетристика, гуманный и так далее).Составление предложений с данными словами.
16.Практическое занятие. С помощью словарей подбор к иноязычным словам подходящих русских синонимов.
17.Словари синонимов. Синонимический ряд. Практическое занятие.
18.Словари антонимов. Практическое занятие.
19.Занятие-игра,,Поработай редактором». С помощью словарей исправить неправильно употреблённые слова.
20.О чём нам рассказывают фразеологические словари. Практическое занятие..
21.Занятие-игра ,,Кто быстрей».Дать объяснение фразеологических оборотов.
22.Практическое занятие. С помощью фразеологического словаря дать толкование фразеологизма.
23.Занятие-игра,,Собери фразеологизм». С помощью фразеологического словаря дописать вторую часть фразеологизма и определить его происхождение.
24.Творческое занятие. Написать сочинение-миниатюру, в котором употребить фразеологизм.
25. О чём нам рассказывают словообразовательные словари. Практическое занятие.
26.Словарь эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачевича,Е.П.Хабло,Л.,1979 г.
27.Краткий топонимический словарь», М., 1966г. Практическое занятие.
28.Орфоэпический словарь русского языка»,М.,1983г. Выполнение тестовых заданий.
29.Наши помощники- орфографические словари. Практическое занятие.
30.Занятие-игра, Кто быстрее». Найти трудные слова в орфографическом словаре.
31.Словарь русских личных имён»,М.,1966г.
32.Словарь-справочниклингвистических терминов», Д.Э.Розенталя,М.А.Теленковой,М.,1976г.
33.,,Словари морфем русского языка».Практическое занятие.
34.Итоговое занятие. Викторина ,,О чём нам рассказали словари».
Литература для учащихся
1.Разные виды словарей.
2.Вартанян В.А. Путешествие в слово. М., 1975.
3.Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М., 1968.
4.Крестинская Т.П., Петров С.В. Как пользоваться словом. М.,1968.
5.Пустовалов П.С. Пособие по развитию речи. М.,1987.
6.Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. М.,1996.
7.Максимов В. И. К тайнам словообразования. М.,1980.
8.Розенталь Д. Э. А как лучше сказать. М. 1979.
9.Успенский Л. В. Ты и твоё имя. Л. 1960.
Литература для учителя
1.Розенталь Д.Э. ,Голуб И.Б.,Геленкова М.А. Современный русский язык. М.,Айрис-пресс, 2003.
2.Шанский Н.М. В мире слов. М., 1988.
3.Журавлёв А.П. Языковые игры на компьютере.М.,2005.
4.Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.,1983.