СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив по генетике

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

факультатив по генентике

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по генетике»


























Пояснительная записка. Данная программа предназначена для учащихся 10 классов естественно- научного направления средних школ. Предлагаемый курс углубляет и расширяет рамки действующего курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся проявляющих интерес к генетике. Изучение курса направлено на реализацию личностно- ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников. Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимся опыта поиска информации, совершенствование умения делать доклады, сообщения, закрепление навыков решения генетических задач различных уровней сложности. Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно - развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса. Программа рассчитана на 35 часа. Основные цели курса: - создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса; -формирование и развитие интереса к биологии в целом и к генетике в частности; Задачи курса: Образовательные: - формирование умений и навыков решения генетических задач; -отработка навыков применения генетических законов; - обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ; - удовлетворения интересов учащихся, увлекающихся генетикой. Развивающие: - развитие логического мышления учащихся; Воспитательные: -воспитание и формирование здорового образа жизни. Режим занятий Программа рассчитана на 35 часа, целесообразно проведение курса как закрепляющего, после изучения тем на уроках биологии. Содержание программы. Общее количество часов- 35 Введение 2ч Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетическая символика и терминология Моногибридное скрещивание 2Полигибридное скрещивание. 4 часа. Теоретический курс- 1 час. Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание. Практический курс-3 часа. Решение задач на нахождении вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание. 3.Сцепленное наследование генов. 6 часов. Теоретический курс -2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае конъюгации хромосом без кроссинговера; в случае конъюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае конъюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности. Практический курс -4 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Выяснение генотипов особей и определение вероятности рождения потомства с анализируемыми признаками. Решение задач, в которых одновременно рассматривается сцепленное и независимое наследование. Неполное сцепление. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами. 4.Наследование, сцепленное с полом. 6 часа. Теоретический курс-1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом. Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов. Практический курс- 5 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признаков с X-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с Y- хромосомой. Кодоминантные гены, локализованные в X- хромосоме. Наследование двух признаков, сцепленных с полом. Одновременное наследование признаков, расположенных в соматических и половых хромосомах. Наследование, зависимое от пола. 5.Взаимодействие неаллельных генов. 4 часа. Теоретический курс-1 час. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия. Практический курс – 5 часа. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов. 6 Наследование летальных генов.4ч Теоретический курс-1 час. Летальные гены при моногибридном, дигибридном скрещивании, локализованных в половых хромосомах.. Практический курс – 3 часа Решение задач на летальные гены при моногибридном и дигибридном скрещивании. Наследование летальных генов, локализованных в половых хромосомах. 7. Генеалогический метод. 5ч Теоретический курс-1 час. Практический курс – 4 часа Решение задач на составление родословной. Выполнение и защита исследовательского проекта «Родословная моей семьи» 8. Защита проекта с презентацией «Составление генетических задач» Практический курс – 2 часа 9.Итоговое занятие. 2 часа. Самостоятельное решение генетических задач всех видов. Организация учебно- воспитательного процесса. Занятия строятся по степени усложнения рассматриваемого материала, по степени усложнения задач. Основные методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция), наглядные(работа с таблицами, схемами), практические (решение задач). Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки. В результате обучения школьники должны: - расширить знания об основных генетических законах; - овладеть специальной генетической терминологией; - научиться решать генетические задачи повышенной сложности; - уметь применять различные генетические законы при решении задач: - уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;

-уметь готовить доклады по теоретическому материалу.

Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышений сложности. Поэтому на последних занятиях целесообразно провести итоговую зачетную работу по решению всех изученных типов задач. Результаты оценить в форме « зачтено», « не зачтено»


















Литература для учащихся.

1.Богданова Т. Л., Солодова Е. А.Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.-М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА,2002.-816с.

2 Киреева Н. М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике.- Волгоград: Учитель,2003-50с.

Литература для учителя. 1.Муртазин Г. М. задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей.- М.: Просвещение,1981.-192с.

2.Рувинский А. О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии.- М.: Просвещение,1993.-544с.



























Учебно- тематический план.

Название темы

Количествочасов

1.

Полигибридное скрещивание



1. Математические закономерности наследования при полигибридном скрещивании

1


2. Решение задач.

3

2.

Сцепленное наследование генов



1. Закономерности сцепленного наследования

2


2. Решение задач

4

3

Наследование, сцепленное с полом.



1. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

1


2.Решение задач

5

4.

Взаимодействие неаллельных генов.



1.Эпистаз. Комплементарность. Полимерия.

1


2. Решение задач

5

5.

Летальные гены.

1


2. Решение задач

3

6.

Генеалогический метод



1.Методы генетики

1


2. Решение задач.

3

7.

Защита проекта с презентацией « Составление генетических задач»

2

8.

Итоговое занятие

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!