СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Факультатив по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»     для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 10 класс разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599(зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35850);

- федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства юстиций Российской Федерации 30 декабря 2022г., регистрационный №71930);

- АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5- 9 классы МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска.

       Рабочая программа разработана на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций  программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) Рабочая программа обеспечивает коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей со сложной структурой дефекта и предполагает оказание помощи детям этой категории. Она построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости изучаемого материала и постепенности ввода нового. Учебный материал программы ориентирован не столько на выполнение учебных задач, сколько на достижение того уровня умений, которые необходимы детям для успешной социальной адаптации.

Цель: коррекция недостатков и развитие познавательной деятельности через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы и функциональные системы.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10 класс»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31» г. БРЯНСКА


Рассмотрено:

на заседании

методического

объединения школы. Руководитель МО

____________Н.П.Быкова

Протокол №_____

от «____»__________2024 г.

Согласовано:

зам. директора по УВР МБОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31» г. БРЯНСКА


____________Зеленина И. В.


«____»_________ 2024 г.


Утверждаю:

директор МБОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31» г. БРЯНСКА

_________________

О. Л. Бурцева

Приказ №_____

от «___»__________2024г.








Факультатив

по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

10 класс

























Автор-составитель программы –

Ворочай Д.Б.______________







2024

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
































I. Пояснительная записка

Факультатив по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 10 класс разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599(зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35850);

- федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства юстиций Российской Федерации 30 декабря 2022г., регистрационный №71930);

- АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5- 9 классы МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска.

Рабочая программа разработана на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) Рабочая программа обеспечивает коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей со сложной структурой дефекта и предполагает оказание помощи детям этой категории. Она построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости изучаемого материала и постепенности ввода нового. Учебный материал программы ориентирован не столько на выполнение учебных задач, сколько на достижение того уровня умений, которые необходимы детям для успешной социальной адаптации.

Цель: коррекция недостатков и развитие познавательной деятельности через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы и функциональные системы.

Задачи:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно-временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Рабочая программа по факультативу по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) 10 класс рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Планируемые результаты освоения факультатива

Личностные и предметные результаты освоения

Личностные результаты:

  • мотивация двигательной активности;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения.

Предметные результаты:

— Дорисовывать незаконченные изображения.

— Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.

— Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.

— Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.

— Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.

— Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.

— Различать запахи и вкусовые качества, называть их.

— Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.

— Действовать по звуковому сигналу.

В учебном плане 10 класса предмет представлен с расчетом 2 часа в неделю, за год 34 часов. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком.

II. Содержание учебного материала


Количество часов по четвертям


I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

9 недель –

18 ч.

7 недель –

14 ч.

10 недель –

20 ч.

8 недель –

16 ч.

48 ч.


Коррекционно-развивающие занятия направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение. Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы. Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:

− практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;

− наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);

− словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;

− двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь. В структуру коррекционного занятия могут входить:

− пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);

− дыхательная гимнастика;

− зрительная гимнастика;

− упражнения на развитие графомоторных навыков;

−кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия межполушарных связей.

Содержание разделов

Понимание контекстной речи.

1

Чувства.

2

Я и другие.

3

Язык жестов и движений (пантомимика).

4

Язык эмоций и чувств (мимика)

5

Составление рассказа по сюжетным картинкам

6

Составление рассказа по картине

7

Составление предложений из заданных слов

8

Устойчивость внимания.

9

Переключение внимания.

10

Распределение внимания.

11

Объем внимания

12

Зрительная память.

13

Слуховая память

14

Словесно – логическая память.

15

Продуктивность запоминания.

16

Полнота и точность представлений.

17

Развитие наглядно-действенного мышления

18

Развитие наглядно-образного мышления

19

Развитие элементов логического мышления

20

Развитие мыслительных операций

21

Развитие словесно-логического мышления

22



Язык эмоций и чувств (мимика).

23

Мое настроение.

24

Деловое общение.

25

Целостность восприятия.

26

Восприятие времени и пространства.

27

Устойчивость внимания.

28

Переключение внимания.

29

Распределение внимания.

30

Объем внимания

31

Полнота и точность представлений.

32

Зрительная и слуховая память.

33

Продуктивность запоминания. Логическая память.

34

Разделы

Название темы

Количество часов

Дифференциация видов деятельности


1.

Общение

Понимание контекстной речи.

1

2

Запоминают и составляют

слова по памяти (7-8 слов) самостоятельно.

Чувства.

2

2

Прослушивают, запоминают

и повторяют словосочетания

и короткие предложения

самостоятельно. Выполняют задания по

предметов с разными

свойствами с помощью

весов: тяжелее — легче —самый легкий (выбор из 5-

7 предметов.


Я и другие.

3

2

Слушают небольшие

тексты.

Отвечают на вопросы

учителя. Пересказывают текст после

повторения учителем

рассказа (1-2 раза).



Язык жестов и движений (пантомимика).

4

2

Выполняют задания путем сравнения выделяя в них сходные, различные элементы и

детали (6-7 элементов).



Язык эмоций и чувств (мимика)

5

2

Выполняют действия по

подражанию или показу в

определенных игровых

ситуациях. Соотносят с реальными

действиями, предложенными учителем

(выбор из 6-7).

2.

Развитие речи

Составление рассказа по сюжетным картинкам

6

2

Рассказывают, как решить проблемную ситуацию (в

случае затруднения понимания

изображенной ситуации

учитель использует прием

припоминания: «Вспомни, как

это было...»).

Располагают картинки по соотношению понятий с помощью наводящих

вопросов учителя.


Составление рассказа по картине

7

2

Анализируют изображённый сюжет.

Рассказывают, как решить

проблемную ситуацию.

определяют порядок

размещения картинок по

смыслу.

Самостоятельно отвечают на вопросы.

Составляют рассказ.


Составление предложений из заданных слов

8

2

Рассматривают картинки и

объясняют ситуацию.

Объясняют свои действия.

Отвечают на вопросы.

Составляют предложение по картинке.

3.

Внимание

Устойчивость внимания.

9

2

Ставят перед собой задачу.

Проговаривают последовательность своих

действий, используя

речевые формулы:

«Сначала я…», «Затем

я…», « Если…, то…».

Составляют план своих

действий. Обсуждают его с одноклассниками.

Переключение внимания.

10

2

Синтезируют целые

объекты из отдельных

частей (7-9 частей).

Распределение внимания.

11

2

Находят заместители для обозначения предметов или явлений (3-5 аналогов).


Объем внимания

12

2

Создают модель с

использованием всех

изученных геометрических

фигур.

Обводят целостную модель по контуру. Заполняют контур разными цветами.

4.

Память

Зрительная память.

13

2

Соотносят предметы по величине из 7- 9 объектов.

Находят знакомые

(основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке. Выполняют описание

предметов, воспринятых

тактильно.

«Определяют «четвертый

лишний». Определяют

последовательность событий с опорой на образец.

последовательность

событий.

Дорисовывают

изображение, получая

цельное изображение,

называют и описывают

воображаемый предмет.

Слуховая память

14

2


Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ.


Словесно – логическая память.

15

2

Смешивают цвета с опорой

на памятку.

Используют «нейтральные цвета» в рисовании пейзажа

по образцу самостоятельно



Продуктивность запоминания.

16

2

Выполняют аппликацию и

рисунок из геометрических

фигур разной величины и

формы с помощью учителя.

Полнота и точность представлений.

17

2

Конструируют по образцу и

словесной инструкции

(внизу, вверху, слева,

справа, посередине) по

показу словесной инструкции

(внизу, вверху, слева,

справа, посередине)

самостоятельно.

5.

Мышление

Развитие наглядно-действенного мышления

18

2

Рассматривают картинки и

объясняют ситуацию.

Рассказывают, как решить проблемную ситуацию.


Развитие наглядно-образного мышления

19

2

Рассказывают, как решить

проблемную ситуацию.

определяют порядок

размещения картинок по смыслу.

Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ


Развитие элементов логического мышления

20

2

Рассматривают картинки и

объясняют ситуацию.

Объясняют свои действия.

Отвечают на вопросы.




Развитие мыслительных операций

21

2

Устанавливают связи

между персонажами и

объектами.

Рассуждают коллективно о

ходе выполнения задания.

Доказывают правильность

суждений.

Делают вывод о результате

выполнения задания.



Развитие словесно-логического мышления

22

2

Читают рассказ.

Соотносят текст и

заголовок.

2

Общение





Язык эмоций и чувств (мимика).

23

2

Обсуждают проблему

Рассказ с одноклассниками.

Обосновывают свои

суждения и делают вывод.


Мое настроение.

24

2

Выполняют задания на

исключение предметов или

явлений самостоятельно.

Деловое общение.

25

2

Читают текст.

Составляют план

высказывания.

Рассказывают содержание

прочитанного.

3

Ощущение и восприятие

Целостность восприятия.

26

2

Работают с простой схемой-

планом.

планом.

Соотносят реальное

пространство с планом

самостоятельно.

Восприятие времени и пространства.

27

2

Выполняют самостоятельно

графическую работу,

состоящую из 4-5 картинок.


4

Внимание

Устойчивость внимания.

28

2

Выполняют задание по

памяти.

Прослушивают небольшой

текст, в ходе которого

запоминают персонажей (7-

8) самостоятельно действующих лиц. Запоминают и выстраивают

фразы по памяти (7-8 фраз).

Переключение внимания.

29

2

Запоминают и составляют

слова по памяти (7-8 слов)

самостоятельно.


Распределение внимания.

30

2

Прослушивают, запоминают, повторяют словосочетания

и короткие предложения.


Объем внимания

31

2

Слушают рассказ.

Изображают на листе

бумаги события рассказа и

героев по словесному

описанию учителя.

5

Память

Полнота и точность представлений.

32

2

Пересказывают текст после

повторения учителем

рассказа (1-2 раза).

Читают пословицы.

Самостоятельно выбирают

подходящие по смыслу

фразы.

Обсуждают правильность

своего выбора.


Зрительная и слуховая память.

33

2

Слушают небольшие

тексты.

Отвечают на вопросы

учителя.

Читают все предъявленные

поговорки в правом

столбике про себя.

Высказываются, что они обозначают.


Продуктивность запоминания. Логическая память.

34

2

Используют план для

регулирования своих

действий.

Составляют описательный

рассказ об объекте по

плану. Составляют собственный

план действий





Описание материально-технического обеспечение

образовательной деятельности

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);

  2. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).

  3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика : (дошкольный возраст : советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

  4. Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001. - 77 с. : ил.

  5. Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков -Волгоград «Учитель» 2003г -56с

  6. Алябьева Е.А Занятия по психогимнастике.Методическое пособие./Е.А Алябьева-М.:Сфера,2008.-158с.

  7. КряжеваН.Л Развитие эмоциональног мира детей./КряжеваН.Л.-Ярославль.-1996

  8. Чистякова М.И Психогимнастика./ М.:-Сфера, 1990г

  9. Вачков И.В. «Сказкотерапия» М. Ось-89 2001г.

  10. Короткова Л.Д. « Сказкотерапия для детей дошкольного и школьного возраста» ЦГЛ М. 2003 г

  11. Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога» Дубна «Феникс» 2002г.

  12. Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г

  13. Диагностический альбом Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы», Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.

14. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», Л.Б. Баряева, Д. И.Бойков, В.И. Липакова - Спб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011. – 480 с.