Рабочая программа факультатива
по русскому языку для 6 класса
«Тайны русского языка»
Разработал:
учитель русского языка и литературы
Стефаненко Л.В.
Пояснительная записка
Факультативный курс « Тайны русского языка» рассчитан на 34 часа и предназначен прежде всего для учащихся 6 классов. Рабочая программа факультативного курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку.
Данный факультатив позволит учащимся восполнить пропущенный или забытый материал. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает, в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Актуальность и перспективность курса:
Успешное овладение знаниями в средних классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
В работе по воспитанию этики общения необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
-совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами ;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Общая характеристика факультативного курса
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования иразвития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой илингвистической (языковедческой) и культуроведческой .
Коммуникативная компетенцияпредполагает овладение видами речевойдеятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениямии навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенцииформируются наоснове овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе иобщественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знанияосновных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса играмматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу иоценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенцияпредполагает осознание родного языка какформы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка иистории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных нормрусского литературного языка, культуры межнационального общения; способностьобъяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Программа факультативных занятий по русскому языку в 6 классе строится наоснове интереса обучающихся, занятия имеют элемент занимательности. Работафакультатива по русскому языку строится на основе общедидактическихпринципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода,занимательности, развивающего обучения, развития активности исамостоятельности обучающихся, укрепления связи обучения с жизнью. Всезанятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видомработы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащаетобучающихся новыми знаниями. Содержание данной программы перекликается ссодержанием основной учебной программы для 6 класса. Это расширит, обобщит изакрепит знания обучающихся, полученные на уроках русского языка.
Результаты изучения факультативного курса
Личностными результатами освоения учащимися 6 класса программы порусскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка вразвитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качествличности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношениек родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языкакак явления национальной культуры; стремление к речевомусамосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматическихсредств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
4) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскомуязыку являются:
1) владение видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневнойжизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний подругим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков,анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранногоязыка, литературы, истории и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьмив процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания,участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального инеформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы факультативного курса являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка какнационального языка русского народа, как государственного языка РоссийскойФедерации;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли вобразовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологиирусского языка, основными нормами русского литературного языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической играмматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка
По окончании курса учащиеся должны знать:теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 6 класса, а также практически применять полученные знания.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. | 1ч. | |
2. | Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. | 1ч. | |
3. 4. | Тайна фонемы. Проверочный тест по фонемам.Решаем тесты№1 | 1ч. 1ч | |
5.-6. | Ударение над гласной может сделать букву ясной. | 2ч. | |
7.-8. | Коварные словарные слова. Тест№2 « Постановка ударения в словах» | 2ч. | |
9. | Орфографический словарь - наш главный помощник. | 1ч. | |
10 | Проверь себя. Тест№3. | 1ч. | |
11. | Опасные согласные. | 1ч. | |
12. | Звонкие и глухие «двойняшки» | 1ч. | |
13 | Старые знакомые Ъ и Ь | 1ч. | |
14. | Большие и маленькие(правописание имен собственных) | 1ч. | |
15 | Слитно,раздельно, через дефис. | 1 ч | |
16-17 | Сколько н писать? | 2ч. | |
18 | Как «справиться со сложными словами»? | 1ч. | |
19 | Решение орфографических задач | 1ч. | |
20 | Проверь себя. Тест№4 | 1ч. | |
21 | История образования и правописания числительных. | 1ч. | |
22 | Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) | 1ч. | |
23 | Орфографические головоломки | 1ч. | |
24 | Приставки-труженицы (классификация приставок) | 1ч. | |
25,26 | Приставки-труженицы (классификация приставок)Тест№5 | 2ч. | |
27 | Кто командует корнями? | 1ч. | |
28 | Проверь себя. Тест№6. | 1ч. | |
29 | Суффиксы- большие молодцы. | 1ч. | |
30 | Волшебный клубок орфограмм. | 1ч. | |
31 | Путешествие в страну русского языка. | 1ч. | |
32 | Проверь себя. Тест№8 | 1ч. | |
33,34 | Значение орфографии. Итоговое занятие. | 2ч. | |
Литература:
-
П.П.Соколова . «Уроки русского языка в 6 кл»
-
Т.А.Костева « Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку в 6 кл.»
-
Н.Н. Ушаков « Межпредметные связи в преподавании русского языка»
-
А.Текучёв « Об орфографическом и пунктуационном минимуме».