«Согласовано» «Утверждаю»
Замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 5 Директор МБОУ СОШ № 5
г.Гусиноозёрска: г.Гусиноозёрска:
__________ Павлова Т.А. _________ Гапоненко А.И.
«___ « _______ 2017 г. Приказ № ____ от
«___» _______2017 г.
Рабочая программа элективного курса
«Всемогущий и занимательный синтаксис»
Предмет: русский язык
Класс: 10
Количество часов: всего: 34; в неделю: 1
Учитель: Е.С.Астраханцева
Рассмотрена
на заседании МО
Руководитель МО:_______
Григорьева Л.И.
Протокол № ____ от
«____» ________ 2017 г.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена на основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»; федерального компонента государственного образовательного стандарта; Основной образовательной программы школы «От идеи до практики»; примерной учебной программы по русскому языку; материалов национально-регионального компонента в соответствии с учебным планом школы на 2015 - 2016 учебный год. Программа рассчитана на 35 часов. Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.
Программа включает в себя:
* теоретический материал; * вопросы и задания практического характера;
* вопросы и задания занимательного характера.
Цель – способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности, чтобы:
- при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантироваться (выступать в роли существительного);
- при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
- при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;
- при изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы при выделении каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;
- при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;
- при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;
- при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;
- при изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи, учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и
Литература
Для учителя:
1.А.Т.Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка в 2 ч. –Ч.» - М., 2007.
2.Г.И.Блинов. Изучение связи слов на уроках русского языка. – М., 1999.
3.Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост.В.А.Мызина. – М.: Просвещение, 2006.
4.А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.
5.Д.Э.Розенталь. практическая стилистика русского языка. – М. : АСТ-ЛТД, 2008.
6.Н.И.Формановская. Вы сказали: «Здравствуйте!» - М., 2002.
7.Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред.П.Н.Денисова, В.В.Морковкина. – М. , 2008.
Для учащихся:
1.А.Т.Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка в 2 ч. –Ч.» - М., 2007.
2.И.И.Постникова, Т.Н.Зинченко и др. Это непростое простое предложение. – М.: Просвещение, 2005.
3.В.Я.Дерягин. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 2008.
4.В.В.Одинцов. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 2006.
5.В.И.Колухов. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 2004.
Тест №1
Восстановите недостающее в определении понятия.
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий….
Словосочетание - ….
…- соединение главных членов предложения.
…- предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член предложения, легко восстанавливающийся из контекста или по ситуации.
Распределите предложенные ниже словосочетания на группы. Какой признак вы положили в основу разделения?
Выполнить долг, прыгать с трамплина, кабинет директора, белый от снега, пятый справа, совершенно секретно, вдали от дороги.
Чем предложение отличается от словосочетания?
Найдите лишний термин.
Подлежащее, обстоятельство, сказуемое, тире.
Задания для проверки осознанности знаний.
Сопоставьте предложения. Определите их вид (тип) и значение. Чем они различаются?
Сладко спится на утренней заре. – Сладко сплю на утренней заре.
Подчеркните сказуемые в следующих предложениях. Чем они выражены?
Шли два приятеля домой и дельный разговор вели между собой. – По улице шли женщины и вели детей в детский сад.
3.Сопоставьте придаточные предложения, определите их вид.
А) Мысль, что Марья Ивановна не успеет выехать, ужаснула меня. (А.С. Пушкин)
Б) Мысль, что пришла мне в голову по дороге домой, была весьма удачной мыслью.
(Н.Чуковский)
4. Продолжите следующие предложения. Определите вид придаточных.
а) Он вспомнил, где…
б) Мы побывали там, где…
в) В городе находится музей, где…
5. Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?
Завещание правителя.
Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: « Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую»
Тест №2
Задания для проверки умений и навыков.
1.В данных словосочетаниях замените главное слово именем прилагательным. Какие из синонимических конструкций выразительнее? Почему?
Красота души, небрежность мальчика, неудобства дороги, безнаказанность поступка, возможность счастья, сила таланта, подробность плана.
2. Перестройте предложения, заменяя выделенные слова придаточными предложениями. Определите вид придаточных предложений.
А) Не повторив старое, не усвоишь новое.
Б) Вопреки плохим отзывам, Наташа решила прочитать эту книгу.
3.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
« Кто (не) изучил человека в самом себе, н..когда (не)достигн…т глубок…. Знания людей,» - зам...чал Чернышевский в р…цензи… на л…т….ратурные д…бюты Толстого. « Д…алектика души», прежде чем она была вопл…щ…(н,нн)а в толстовском творч…стве, ок….залась пр дметом ош…ломляющ… личн… открытия. Толстой …делал его в пот…е(н,нн)ом юн шеском дневн…ке, когда бился над тем, как улуч?шить себя.
Вспом…ная (в)последстви… два года, проведе(н,нн)ые им в молодост… на
К авказ…, Толстой говорил, что н…когда потом за всю жиз?нь он (не) думал (обо)всем на свете так сильнол и напр…же(н,нн)о, как в ту пору, и что главные свои идеи вынес (от)туда. (В.Лакшин)
Составьте схему последнего предложения.
Замените в последнем предложении причастный оборот придаточным предложением.
Замените предложение с прямой речью синонимической конструкцией.
Контрольная работа
Синтаксис и пунктуация.
Задания для проверки знаний.
1.Восстановите недостающее в определении понятия.
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий….
Словосочетание - ….
…- предложение, в котором одна грамматическая основа.
…- простые предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.
2. Распределите словосочетания на группы по видам связи: а) согласование; б) управление; в) примыкание.
Жаркое лето, читать вслух, пятый час, весьма интересно, справа от леса, просьба прочитать
Чем осложненное простое предложение отличается от сложного?
Найдите и подчеркните лишний термин
Абзац, тире, точка с запятой, двоеточие, обстоятельство, кавычки.
Задания для проверки осознанности знаний.
В каком из словосочетании неправильно указано главное слово? Определите тип связи слов в словосочетании.
Холодная вода, быстро бежать, крайне необходимо, один их них, костюм отца, верить людям.
2.Сопоставьте придаточные предложения, определите их вид.
А) Татьяна Андреевна написала, что приедет в двадцатых числах июня. (К.Паустовский) Б) Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу. (И.Гончаров)
3. Сопоставьте предложения. Определите их тип (вид) и значение. Чем они различаются?
Я не могу спать ранним утром. - Нельзя спать долго на утренней заре. – Не спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой. ( А.С.Пушкин)
4. Подчеркните подлежащие в следующих предложениях. Чем они выражены?
А) Сытый голодного не разумеет.
Б) Отец и два родные брата за честь и вольность там легли. (М.Ю.Лермонтов)
5. Каким предложением – простым или сложным – является стихотворение А.Фета? Докажите свое мнение.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Эти стаи, эти птицы,
Этот крик и вереницы,
Этот говор вод,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна…
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.
Задания для проверки умений и навыков.
К приведенному предложению подберите синонимичное сложноподчиненное предложение того же типа, но с другим союзом. Требует ли другой союз перестройки всего предложения? Чем различается параллельная конструкция ( значение, стилистическая окраска)
Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами.
Продолжите предложения, распространив их сначала второстепенным членом, а затем придаточным предложением. Определите вид придаточного предложения.
А) Мне нравится книга …
Б) Погуляй в саду…
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.
Я ц..ню книгу. Без книги (н..) мыслю н… жизн?н… н…работы. Каждая прочит…(н,нн)ая книга (не)пр…менно дает толч…к для работы раздумий ост….вляет след в душе. Это одна из форм разговора с умным человеком когда р…ждаются новые мысли очень важные про…сняющие некоторые вопросы над которыми мучаеш?ся и как писатель и как человек. ( Ф.Абрамов)
Определите роль союза и в последнем предложении.
Составьте схему последнего предложения.
Из третьего предложения выпишите несколько словосочетаний. Произведите их разбор.