СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив "Правоведение", 10 класс

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультатив "Правоведение" 10 класс, 34 часа

Просмотр содержимого документа
«Факультатив "Правоведение", 10 класс»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Печора


РАССМОТРЕНО

Школьный методический совет

Протокол № 1

от «30» августа 2021г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора МОУ «СОШ № 9»

________/Пономарева Ю.Б.

«_30_» _августа_2021 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 9»

________/В.И.Семенова____

«31» августа 2021 г.




Рабочая программа

по элективному курсу

«Правоведение»

10 класс

(срок реализации 1 год )







Составитель:













Печора

2021




Содержание.

Пояснительная записка…………………..………………...2

Учебно-тематический план……………………………….6

Содержание программы…………………..………………..7

Тематическое планирование………………………………10

Список литературы………………………….….…………11

Перечень учебно–методического обеспечения…….……11










































Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы «Основы права.10-11 класс» (автор Никитин А. Ф.:- Дрофа, 2006). Рабочая программа рассчитана на 34 часа . В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы относятся следующие:

  • роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;

  • гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;

  • вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;

  • основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;

  • особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.

Цели

Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Правовое образование в старшей школе ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

Виды деятельности:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения права ученик должен

знать/понимать

права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).






















Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

Теория

Практика

1.

История государства и права5

5


2.

Вопросы теории государства и права3

3


3

Конституция Российской Федерации19

15

3

4

Гражданское, налоговое и семейное право 8

4

4



28

7

итого


34 часа








































Содержание программы.


Раздел I. История и теория государства и права


Тема 1. История государства и права

Связь и взаимозависимость государства и права. Основ­ные теории происхождения государства и права: теологиче­ская, патриархальная, договорная, теория насилия, органи­ческая, психологическая, расовая, материалистическая*.

Развитие права в России до XIX века. Влияние на пра­вовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мыс­ли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «На­каз» Екатерины П. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Алек­сандра I. Деятельность М. М. Сперанского. Совершенство­вание системы управления Николаем I, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправле­ния и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государствен­ной Думы. Основные государственные законы — конститу­ционные законы России.

Советское право 1917—1953 гг. Замена права «револю­ционным правосознанием». Революционный террор. Ре­прессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Советское право 1954—1991 гг. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управ­ления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, дис­сидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».

Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государ­ство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сбе­регательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Полу­криминальная приватизация. Принятие Конституции Рос­сийской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Трудового кодекса РФ и др.


Тема 2. Вопросы теории государства и права

Понятие государства. «Общественный», «классовый» и «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политичес­кий режим*.

Понятие права. Система права. Законодательство. Отрас­ли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права*.

Понятие и признаки правового государства. Верховенст­во закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека*.


Раздел II. Конституционное право


Тема 3. Конституция Российской Федерации

Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная сис­тема. Понятие конституционализма*.

Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие и общая характеристика Конституции Российской Федера­ции. Достоинства и недостатки Основного Закона России.

Основы конституционного строя. Содержание вступи­тельной части Конституции. Российская Федерация — де­мократическое федеративное правовое государство с респуб­ликанской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — выс­шая ценность. Многонациональный народ России — носи­тель суверенитета и единственный источник власти. Субъ­екты осуществления государственной власти. Прямое дей­ствие Конституции РФ*.

Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепа­ратизма*.

Президент Российской Федерации. Статус главы госу­дарства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досроч­ного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности*.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Парла­менты в европейской политической традиции. Парламента­ризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федера­ции и Государственная Дума, их состав и способы форми­рования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Поря­док принятия и вступления в силу законов Российской Фе­дерации*.

Правительство Российской Федерации, его состав и по­рядок формирования. Полномочия Правительства РФ. До­срочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. При­сяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централи­зованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*.

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятель­ность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления*.

Содержание главы 2 Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положе­ния философии прав человека*.

Международные договоры о правах человека. Содержа­ние международного Билля о правах человека. Виды меж­дународных документов о правах человека*.

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Пра­во на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед зако­ном. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии*.

Политические права. Право на свободу убеждений. Пра­во на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право при­нимать участие в управлении своей страной непосредствен­но или через посредство избранных представителей*.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и куль­турной областях. Право на труд, на свободный выбор рабо­ты. Право на отдых. Право на образование. Право участво­вать в культурной и научной жизни общества*.

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка*.

Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демокра­тических выборов. Избирательное законодательство*.

Избирательный процесс. Основные избирательные систе­мы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.


Раздел III. Гражданское, налоговое и семейное право


Тема 4. Гражданское право

Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.

Обязательственное право. Понятие обязательства. Поня­тие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров*.

Право собственности. Понятие собственности. Виды соб­ственности. Правомочия собственника. Объекты собствен­ника. Способы приобретения права собственности. Привати­зация. Защита права собственности. Прекращение права собственности*.

Гражданская правоспособность и дееспособность. При­знание гражданина недееспособным или ограниченно дее­способным. Гражданские права несовершеннолетних. Эман­сипация.

Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий*.

Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.


Тема 5. Законодательство о налогах

Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Си­стема налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых право­отношений. Налоговые органы. Аудит*.

Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о до­ходах*.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Адми­нистративная и уголовная ответственность.






































Календарно-тематическое планирование.


урока

Наименование тем

Кол-во часов

Календарная неделя

Форма контроля

Тема

История государства и права

5


тест

1

Взаимосвязь государства и права

1

1

тест

2

Развитие права в России до 19 в

1

2


3

Советское право1917-1953г

1

3

опрос

4

Советское право 1954-1991

1

4


5

Реформа российского права после 1991

1

5

тест

Тема

Вопросы теории государства и права

3



6

Понятие государства

1

6


7

Понятие право. Система права.

1

7


8

Понятие и признаки правового государства

1

8

тест

Тема

Конституция Российской Федерации

20



9


Понятие конституции ее виды.

Конституционный кризис начала 90-х

1

9


тест

10

Основы конституционного строя.

1

10

опрос

11

Федеративное устройство Р.Ф.

1

11


12

Президент Р.Ф.

1

12

тест

13

Федеральное собрание Р.Ф.

1

13


14

Правительство Р.Ф.

1

14

опрос

15

Принципы судопроизводства.

1

15

тест

16

Местное самоуправление

1

16


17

Права и свободы человека и гражданина

1

17

тест

18

Всеобщая декларация прав человека и гражданина.

1

18


19

Виды прав человека.

1

19

опрос

20

Международные договоры о правах человека.

1

20

тест

21

Гражданские права

1

21


22

Гражданские права

1

22

тест

23

Политические права

1

23


24

Экономические права

1

24

опрос

25

Социальные и культурные права.

1

25


26

Права ребенка.

1

26

тест

27

Избирательное право граждан.

1

27

опрос

Тема

Гражданское право, налоговое и семейное право.

8



28

Понятие и источники гражданского права.

1

28

опрос

29

Обязательственное право

1

29


30

Право собственности

1

30

тест

31

Гражданская правоспособность и дееспособность.

1

31


32

Предприниматель и предпринимательская деятельность

1

32


33

Нематериальные блага, и пути их защиты

1

33

тест

34

Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщиков

1

34


Итого


34




Список литературы

1.Основные кодексы и законы РФ.

2.Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2009

3 Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2009.-352с.

4 Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2009-2012

5.Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997

6. Кашанин А.В. Кашанина Т.В "Основы права2. Учебник для 10-11 классов. Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009-2012.

7. Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу "Основы права": Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.

8. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители

Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2009.



Перечень учебно–методического обеспечения.



  1. В.М. Сапогов. Поурочные методические разработки. 10-11 класс. Изд. «Русское слово» М.: 2009-2012г.

  2. Гражданский кодекс РФ. – М., 2009-2012.

  3. Трудовой кодекс РФ. – М., 2009-2012.

  4. Уголовный кодекс РФ. – М., 2009-2012.

  5. Семейный кодекс РФ. – М., 2009-2012.

  6. Административный кодекс РФ. – М., 2009-2012.

  7. Конституция Р.Ф. – М., 2012.

  8. Комментарии к Конституции РФ. – М., 2009

  9. Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2009-2012.

  10. Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2012.

  11. Правоохранительные органы: Учебник/ Л.К. Савюк М., 2012.

  12. Интернет ресурсы ( федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)


13