Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Печора
РАССМОТРЕНО Школьный методический совет Протокол № 1 от «30» августа 2021г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора МОУ «СОШ № 9» ________/Пономарева Ю.Б. «_30_» _августа_2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» ________/В.И.Семенова____ «31» августа 2021 г. |
Рабочая программа
по элективному курсу
«Правоведение»
10 класс
(срок реализации 1 год )
Составитель:
Печора
2021
Содержание.
Пояснительная записка…………………..………………...2
Учебно-тематический план……………………………….6
Содержание программы…………………..………………..7
Тематическое планирование………………………………10
Список литературы………………………….….…………11
Перечень учебно–методического обеспечения…….……11
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы «Основы права.10-11 класс» (автор Никитин А. Ф.:- Дрофа, 2006). Рабочая программа рассчитана на 34 часа . В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы относятся следующие:
роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Цели
Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Правовое образование в старшей школе ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
Виды деятельности:
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения права ученик должен
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов |
Теория | Практика |
1. | История государства и права5 | 5 | |
2. | Вопросы теории государства и права3 | 3 | |
3 | Конституция Российской Федерации19 | 15 | 3 |
4 | Гражданское, налоговое и семейное право 8 | 4 | 4 |
| | 28 | 7 |
итого | | 34 часа | |
Содержание программы.
Раздел I. История и теория государства и права
Тема 1. История государства и права
Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая*.
Развитие права в России до XIX века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины П. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М. Сперанского. Совершенствование системы управления Николаем I, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной Думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.
Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Советское право 1954—1991 гг. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Полукриминальная приватизация. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Трудового кодекса РФ и др.
Тема 2. Вопросы теории государства и права
Понятие государства. «Общественный», «классовый» и «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим*.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права*.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека*.
Раздел II. Конституционное право
Тема 3. Конституция Российской Федерации
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма*.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие и общая характеристика Конституции Российской Федерации. Достоинства и недостатки Основного Закона России.
Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и единственный источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ*.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма*.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности*.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации*.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления*.
Содержание главы 2 Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека*.
Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека*.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии*.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей*.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества*.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка*.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Раздел III. Гражданское, налоговое и семейное право
Тема 4. Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров*.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности*.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий*.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Тема 5. Законодательство о налогах
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит*.
Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах*.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Наименование тем | Кол-во часов | Календарная неделя | Форма контроля |
Тема | История государства и права | 5 | | тест |
1 | Взаимосвязь государства и права | 1 | 1 | тест |
2 | Развитие права в России до 19 в | 1 | 2 | |
3 | Советское право1917-1953г | 1 | 3 | опрос |
4 | Советское право 1954-1991 | 1 | 4 | |
5 | Реформа российского права после 1991 | 1 | 5 | тест |
Тема | Вопросы теории государства и права | 3 | | |
6 | Понятие государства | 1 | 6 | |
7 | Понятие право. Система права. | 1 | 7 | |
8 | Понятие и признаки правового государства | 1 | 8 | тест |
Тема | Конституция Российской Федерации | 20 | | |
9 | Понятие конституции ее виды. Конституционный кризис начала 90-х | 1 | 9 | тест |
10 | Основы конституционного строя. | 1 | 10 | опрос |
11 | Федеративное устройство Р.Ф. | 1 | 11 | |
12 | Президент Р.Ф. | 1 | 12 | тест |
13 | Федеральное собрание Р.Ф. | 1 | 13 | |
14 | Правительство Р.Ф. | 1 | 14 | опрос |
15 | Принципы судопроизводства. | 1 | 15 | тест |
16 | Местное самоуправление | 1 | 16 | |
17 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | 17 | тест |
18 | Всеобщая декларация прав человека и гражданина. | 1 | 18 | |
19 | Виды прав человека. | 1 | 19 | опрос |
20 | Международные договоры о правах человека. | 1 | 20 | тест |
21 | Гражданские права | 1 | 21 | |
22 | Гражданские права | 1 | 22 | тест |
23 | Политические права | 1 | 23 | |
24 | Экономические права | 1 | 24 | опрос |
25 | Социальные и культурные права. | 1 | 25 | |
26 | Права ребенка. | 1 | 26 | тест |
27 | Избирательное право граждан. | 1 | 27 | опрос |
Тема | Гражданское право, налоговое и семейное право. | 8 | | |
28 | Понятие и источники гражданского права. | 1 | 28 | опрос |
29 | Обязательственное право | 1 | 29 | |
30 | Право собственности | 1 | 30 | тест |
31 | Гражданская правоспособность и дееспособность. | 1 | 31 | |
32 | Предприниматель и предпринимательская деятельность | 1 | 32 | |
33 | Нематериальные блага, и пути их защиты | 1 | 33 | тест |
34 | Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщиков | 1 | 34 | |
Итого | | 34 | | |
Список литературы
1.Основные кодексы и законы РФ.
2.Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2009
3 Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2009.-352с.
4 Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2009-2012
5.Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997
6. Кашанин А.В. Кашанина Т.В "Основы права2. Учебник для 10-11 классов. Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009-2012.
7. Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу "Основы права": Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.
8. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители
Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2009.
Перечень учебно–методического обеспечения.
В.М. Сапогов. Поурочные методические разработки. 10-11 класс. Изд. «Русское слово» М.: 2009-2012г.
Гражданский кодекс РФ. – М., 2009-2012.
Трудовой кодекс РФ. – М., 2009-2012.
Уголовный кодекс РФ. – М., 2009-2012.
Семейный кодекс РФ. – М., 2009-2012.
Административный кодекс РФ. – М., 2009-2012.
Конституция Р.Ф. – М., 2012.
Комментарии к Конституции РФ. – М., 2009
Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2009-2012.
Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2012.
Правоохранительные органы: Учебник/ Л.К. Савюк М., 2012.
Интернет ресурсы ( федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)
13