Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 им. Ю.А. Гагарина»
Программа факультативного курса
«Секреты орфографии»
Разработала учитель Лачина М.В.
Г. Гагарин
Смоленская область
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Секреты орфографии» для 8 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе программы под редакцией Л.А. Тростенцовой, планируемых результатов основного общего образования. Факультативный курс рассчитан на обучающихся 8 класса, получивших базовые умения и навыки по русскому языку в пределах программы основной школы. Программа рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.
Цели и задачи обучения
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться орфографическими словарями.
Курс «Секреты орфографии» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
углубить знания об орфографии как разделе лингвистики, принципах русской орфографии;
обобщить и систематизировать изученный в 5-7 классах материал по орфографии;
закрепить практические умения и навыки в области орфографии;
формировать навык работы со словарями.
Основные формы и виды работы:
работа со словарями и справочниками;
решение конкурсных заданий;
создание сообщений;
знакомство с электронными носителями информации;
различные виды грамматического разбора;
работа со схемами, таблицами, алгоритмами, в том числе и их создание.
Результаты освоения курса
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Содержание
Орфография как раздел лингвистики. Определение понятия, принципы русской орфографии. Орфограмма. Виды орфограмм. Орфографическое правило.
Тайны фонемы. Определение понятия. Смыслоразличительная роль звуков. Сильная и слабая позиция звуков в слове.
Орфограммы в корне слова. Гласные проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание парных глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные. Орфограммы после шипящих и ц в корнях.
Орфограммы в суффиксе. Орфограммы после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях. Орфограммы-гласные в суффиксах имён существительных. Орфограммы-гласные в суффиксах имён прилагательных. Гласные с суффиксах причастий. Гласные в суффиксах глаголах –ова,- ева, -ыва, -ива.
Орфограммы в окончаниях. Орфограммы в окончаниях имен существительных. Орфограммы в окончаниях имен прилагательных и причастий. Орфограммы в окончаниях глаголов.
Орфограммы – буквы ь и ъ. Правописание ъ. Двойная роль ь. Разделительный ь.
Слитные, раздельные, дефисные написания. Соединительные гласные в сложных словах. Правописание сложных существительных с первой частью –пол. Дефисное написание сложных существительных. Правописание сложных прилагательных. Слитное и раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий. Правописание наречий, образованных от существительных с предлогом. Правописание сложных предлогов. Правописание одинаковых в произношении слов и сочетаний слов (чтобы – что бы, зато – за то и т.д
Правописание Не и Ни. Значение и употребление частиц не и ни. Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи.
Орфограммы, связанные с переносом и сокращением слов. Правила переноса и сокращения слов.
Непроверяемые орфограммы в слове. Виды непроверяемых орфограмм. Орфографический словарь.
Тематическое планирование
№ | Тема занятий | кол-во часов |
1 | Орфография как раздел лингвистики. | 1 |
2 | Орфограмма. Виды орфограмм. Орфографическое правило | 1 |
3 | Тайна фонемы. | 1 |
4 | Орфограммы в корне слова. Гласные, проверяемые ударением | 1 |
5 | Чередующиеся гласные в корне | 1 |
6 | Правописание парных глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные. | 1 |
7 | Орфограммы после шипящих и ц в корнях. | 1 |
8 | Орфограммы после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях. | 1 |
9 | Орфограммы-гласные в суффиксах имён существительных. | 1 |
10 | Орфограммы-гласные в суффиксах имён прилагательных. | 1 |
11 | Гласные с суффиксах причастий | 1 |
12 | Гласные в суффиксах глаголах –ова,- ева, -ыва, -ива | 1 |
13 | Орфограммы в окончаниях имен существительных | 1 |
14 | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных и причастий | 1 |
15 | Орфограммы в окончаниях глаголов | 1 |
16 | Орфограммы – буквы ь и ъ | 1 |
17 | Орфограммы – заглавные буквы | 1 |
18 | Соединительные гласные в сложных словах | 1 |
19 | Правописание сложных существительных с первой частью –пол | 1 |
20 | Дефисное написание сложных существительных | 1 |
21 | Правописание сложных прилагательных | 1 |
22 | Слитное и раздельное написание наречий | 1 |
23 | Дефисное написание наречий | 1 |
24 | Правописание наречий, образованных от существительных с предлогом | 1 |
25 | Правописание сложных предлогов | 1 |
26 | Правописание одинаковых в произношении слов и сочетаний слов | 1 |
27 | Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи | 1 |
28 | Значение и употребление частиц не и ни | 1 |
29 | Перенос слов | 1 |
30 | Правила сокращения слов | 1 |
31 | Непроверяемые орфограммы в словах | 1 |
32 | Непроверяемые орфограммы в словах | 1 |
33 | Наш помощник орфографический словарь | 1 |
34 | Обобщение изученного за год | 1 |
Литература
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. – СПб, 2000.
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 1987.
4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
Козулина М.В. Русский язык. Практикум. Подготовка к экзамену. – Саратов, Лицей, 2015
Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М., 2004.
Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
Сенина Н.А. Русский язык. Промежуточная аттестация. Новые тесты в новом формате. 7 класс. – Ростов-на-Дону, легион, 2014
Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
Федорова М.В. Грамматика русского языка.– М, Эксмо, 2009.
.