СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив "Секреты орфографии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс расчитан на обучающихся 8 классов. Цель занятий - закрепление и углубление знаний по орфографии.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив "Секреты орфографии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 им. Ю.А. Гагарина»














Программа факультативного курса

«Секреты орфографии»











Разработала учитель Лачина М.В.














Г. Гагарин

Смоленская область

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Секреты орфографии»  для  8 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе программы под редакцией Л.А. Тростенцовой, планируемых результатов основного общего образования. Факультативный курс рассчитан на обучающихся  8 класса, получивших базовые умения  и навыки по русскому языку в пределах программы основной школы. Программа рассчитана на  34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Цели и задачи обучения

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться орфографическими словарями.

Курс «Секреты орфографии» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • углубить знания об орфографии как разделе лингвистики, принципах русской орфографии;

  • обобщить и систематизировать изученный в 5-7 классах материал по орфографии;

  • закрепить практические умения и навыки в области орфографии;

  • формировать навык работы со словарями.

Основные формы и виды работы:

  • работа со словарями и справочниками;

  • решение конкурсных заданий;

  • создание сообщений;

  • знакомство с электронными носителями информации;

  • различные виды грамматического разбора;

  • работа со схемами, таблицами, алгоритмами, в том числе и их создание.


Результаты освоения курса

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Содержание

    1. Орфография как раздел лингвистики. Определение понятия, принципы русской орфографии. Орфограмма. Виды орфограмм. Орфографическое правило.

    2. Тайны фонемы. Определение понятия. Смыслоразличительная роль звуков. Сильная и слабая позиция звуков в слове.

    1. Орфограммы в корне слова. Гласные проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание парных глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные. Орфограммы после шипящих и ц в корнях.

    2. Орфограммы в суффиксе. Орфограммы после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях. Орфограммы-гласные в суффиксах имён существительных. Орфограммы-гласные в суффиксах имён прилагательных. Гласные с суффиксах причастий. Гласные в суффиксах глаголах –ова,- ева, -ыва, -ива.

    3. Орфограммы в окончаниях. Орфограммы в окончаниях имен существительных. Орфограммы в окончаниях имен прилагательных и причастий. Орфограммы в окончаниях глаголов.

    4. Орфограммы – буквы ь и ъ. Правописание ъ. Двойная роль ь. Разделительный ь.

    5. Слитные, раздельные, дефисные написания. Соединительные гласные в сложных словах. Правописание сложных существительных с первой частью –пол. Дефисное написание сложных существительных. Правописание сложных прилагательных. Слитное и раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий. Правописание наречий, образованных от существительных с предлогом. Правописание сложных предлогов. Правописание одинаковых в произношении слов и сочетаний слов (чтобы – что бы, зато – за то и т.д

    6. Правописание Не и Ни. Значение и употребление частиц не и ни. Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи.

    7. Орфограммы, связанные с переносом и сокращением слов. Правила переноса и сокращения слов.

    8. Непроверяемые орфограммы в слове. Виды непроверяемых орфограмм. Орфографический словарь.

Тематическое планирование

Тема занятий

кол-во часов

1

Орфография как раздел лингвистики.

1

2

Орфограмма. Виды орфограмм. Орфографическое правило

1

3

Тайна фонемы.

1

4

Орфограммы в корне слова. Гласные, проверяемые ударением

1

5

Чередующиеся гласные в корне

1

6

Правописание парных глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные.

1

7

Орфограммы после шипящих и ц в корнях.

1

8

Орфограммы после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.

1

9

Орфограммы-гласные в суффиксах имён существительных.

1

10

Орфограммы-гласные в суффиксах имён прилагательных.

1

11

Гласные с суффиксах причастий

1

12

Гласные в суффиксах глаголах –ова,- ева, -ыва, -ива

1

13

Орфограммы в окончаниях имен существительных

1

14

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных и причастий

1

15

Орфограммы в окончаниях глаголов

1

16

Орфограммы – буквы ь и ъ

1

17

Орфограммы – заглавные буквы

1

18

Соединительные гласные в сложных словах

1

19

Правописание сложных существительных с первой частью –пол

1

20

Дефисное написание сложных существительных

1

21

Правописание сложных прилагательных

1

22

Слитное и раздельное написание наречий

1

23

Дефисное написание наречий

1

24

Правописание наречий, образованных от существительных с предлогом

1

25

Правописание сложных предлогов

1

26

Правописание одинаковых в произношении слов и сочетаний слов

1

27

Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи

1

28

Значение и употребление частиц не и ни

1

29

Перенос слов

1

30

Правила сокращения слов

1

31

Непроверяемые орфограммы в словах

1

32

Непроверяемые орфограммы в словах

1

33

Наш помощник орфографический словарь

1

34

Обобщение изученного за год

1


Литература

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.

  2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. – СПб, 2000.

  3. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -  М., 1987.

  4. 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.

  5. Козулина М.В. Русский язык. Практикум. Подготовка к экзамену. – Саратов, Лицей, 2015

  6. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М., 2004.

  7. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.

  8. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.

  9. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.

  10. Сенина Н.А. Русский язык. Промежуточная аттестация. Новые тесты в новом формате. 7 класс. – Ростов-на-Дону, легион, 2014

  11. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.

  12. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.

  13. Федорова М.В. Грамматика русского языка.– М, Эксмо, 2009.

.