Пояснительная записка.
Рабочая программа факультатива по биологии «Красота и здоровье» разработана на основе:
Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ.
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года за №1897.
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 .04. 2015г. №1/15).
Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год.
Профессионального стандарта Педагог (Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
Учебного плана Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Читы.
С учетом:
7. ООП МБОУ СОШ № 2
Программа предусматривает развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы детей, обеспечивает научное, методическое и информационное сопровождение работы учителя со способными и одарёнными детьми.
Занятия рассчитаны на 34 часа для учащихся 8 класса основной школы. Срок проведения занятий с сентября по май. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.
Предпрофильный, предметно – ориентированный курс «Красота и здоровье» является спецкурсом, направленным на углубление курса «Биологии человека» (8 класс), несущим в себе основы медицинских знаний.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. По желанию учителя часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом (в классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющие каждому школьнику оценить свои физические возможности путём сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Цель
Расширение и углубление знаний учащихся в области анатомии и физиологии человека с целью формирования целостного представления о человеке, использование полученных знаний для сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
развивать умения использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдения за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации
воспитывать позитивное ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей; культуре поведения
использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Требования к результатам освоения факультатива определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметные результаты
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
• освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Выпускник научится:
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов)
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Гигиена на каждый день. | 3ч. | | |
1. | Мой дом – моя крепость. (гигиена и экология жилища) | 1 | | |
2. | Мой-до-дыр (ежедневные гигиенические процедуры) | 1 | | |
3. | Доброе утро. (как правильно начинать день: гимнастика, питание…) | 1 | | |
| Движение - жизнь. | 1 ч. | | |
4. | Гипо- и гипердинамия | 1 | | |
| Здоровое питание. | 4 ч. | | |
5. | Жизненно важные вещества | 1 | | |
6. | Считаем калории | 1 | | |
7. | Значение витаминов | 1 | | |
8. | «Сижу» на диете (вред или польза?) | 1 | | |
| Искусство отдыхать | 2 ч. | | |
9. | Хроническая усталость – что это? (дневной отдых, релаксация, «правильный» сон) | 1 | | |
10. | Активный отдых | 1 | | |
| «Вредные» привычки | 3 ч. | | |
11. | Курение | 1 | | |
12. | Алкоголизм | 1 | | |
13. | Наркомания | 1 | | |
| Агрессивные факторы среды | 2 ч. | | |
14. | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья всегда? (солнечная радиация, пыль, растворители, кислоты) | 1 | | |
15. | Что мы едим? (консерванты, антибиотики, пестициды, гербициды) | 1 | | |
| Красота и здоровье (правила ухода, косметические и народные средства) | 18 ч. | | |
16. | «Я ль на свете всех милее?» (общие правила ухода за своим телом) | 1 | | |
17. | Косметика и медицина | 1 | | |
18. | Косметические средства ухода | 1 | | |
19. | Народные средства ухода | 1 | | |
20. | Уход за волосами | 1 | | |
21. | Дефекты кожи | 1 | | |
22. | Уход за кожей лица | 1 | | |
23. | Уход за глазами | 1 | | |
24. | Уход за губами и зубами | 1 | | |
25. | Уход за носом, ушами | 1 | | |
26. | Уход за шеей и подбородком | 1 | | |
27. | Уход за руками | 1 | | |
28. | Уход за ногами | 1 | | |
29. | Правила макияжа | 1 | | |
30. | Королевская осанка | 1 | | |
31. | Тайны внутри нас | 1 | | |
32. | Мода и здоровье | 1 | | |
33. | Необыкновенные возможности человека | 1 | | |
34. | Обобщение | 1 | | |
| ИТОГО | 34 ч. | | |
5