Факультативное занятие по Экологии Донского края в 5 классе.
«Ресурсы среды, их основные типы»
Разработка
учителя биологии
МБОУ Чапаевской СОШ
Мураль Н.Г.
2013г.
Цели:
Создать условия для знакомства детей с понятием «ресурсы среды», для формирования представлений учащихся основных типов ресурсов среды.
Познакомить их с основными природными ресурсами донского края, с казачьими природоохранными традициями.
Подвести детей к мысли, что их необходимо охранять и возобновлять.
Воспитать чувство ответственности за судьбу природы родного края.
Демонстрация:
Вода в стакане, кусочек угля, комок глины, колосок пшеницы, шляпка подсолнечника, чернозём, комнатное растение с воздушными корнями.
I. Повторение (фронтальная работа).
- Что такое экологический фактор?
(Всё то, что может повлиять на жизнь живого организма.)
- На какие группы делят экологические факторы?
(На абиотические, биотические и антропогенные.)
Работа у доски (вызываются к доске 2 – 3 ученика).
(столбец записывает учитель до урока) | (столбец заполняют ученики на уроке) |
Температура воздуха | Абиотический фактор |
Движущийся автомобиль | Антропогенный фактор |
Перекапывание огорода | Антропогенный фактор |
Пчела опыляет подсолнечник | Биотический фактор |
Светит Солнце | Абиотический фактор |
Дует ветер | Абиотический фактор |
Лиса съела зайца | Биотический фактор |
Конь съел траву | Биотический фактор |
В воде есть соли | Абиотический фактор |
Человек заболел гриппом | Биотический фактор |
Разбрасывание мусора по берегам рек | Антропогенный фактор |
Обсуждение выполненного задания.
- Приведите примеры экологических факторов, которые влияют на численность зайцев в наших степях.
(Количество лис и волков, пожары в степи, браконьерство, загрязнение воздуха промышленными предприятиями и др.)
- А какими факторами определяется характер растительности нашего края?
(Главный фактор – количество осадков, так как на нашей территории количество осадков в разные времена выпадает по-разному. Ливневые дожди могут сменяться засухой. А, как известно, деревьям требуется больше воды, чем траве. Другим фактором, создающим и поддерживающим существование степи, является ветер. Постоянные, сильные ветры уносят с листьев деревьев больше влаги, чем могут извлечь из земли корни. Травянистые растения, у которых площадь листьев относительно невелика, не страдают от такого губительного обезвоживания. В сухой сезон на огромных просторах степей могут бушевать раздуваемые ветром пожары. Возникая от удара молнии или по вине человека, эти страшные пожары уничтожают деревья. А корни травянистых растений остаются неповреждёнными и вскоре дают новые ростки.
Степь возникает и в результате того, что копытные и другие растительноядные животные уничтожают молодые деревца и кустарники. Способствует этому и человек, вырубая леса на больших территориях ради древесины или создания пастбищ.)
II. Объяснение нового материала.
Учеников знакомят с целями занятия.
Учитель: Ресурсы – это вещества в природе, из которых организмы получают всё необходимое для своей жизнедеятельности. (Запись определения в тетради.)
Типы природных ресурсов:
Минеральные (соли, полезные ископаемые).
Земельные (плодородие почвы).
Водные (пресная вода).
Биологические (растения и животные).
Рекреационные (необходимые для отдыха и восстановления сил – природные зоны отдыха, парки, пляжи).
Знаете ли вы…
Что самая развитая корневая система у озимой ржи. Если сложить все её многочисленные корни, то они растянутся на сотни километров. Длина самой большой измеренной корневой системы ржи составила 623 км.
- А у этого растения есть дополнительные воздушные корни (демонстрация комнатного растения). Для чего необходимо такое разнообразие корней?
( С помощью них растение приспособилось к тому, чтобы добывать воду, т.е. использовать водный ресурс.)
- Давайте, перечислим растения степи.
(Ковыль, типчак, чабрец, полынь, перекати-поле…)
- Что у них служит для того, чтобы снизить потери воды из организма.
(Узкие листья, твёрдый плотный стебель.)
- Как использует природные ресурсы человек?
(Пьёт воду, употребляет в пищу растения, сжигает уголь и дрова – топливо, убивает животных, использует их шерсть, мясо и т.д.).
Демонстрация пресной воды в стакане, кусочка угля, комка глины, колоска пшеницы, шляпки подсолнечника, чернозёма и т.п.
- Это всё – природные ресурсы. Они очень разные, поэтому их классифицируют по определённым признакам.
Первая классификация природных ресурсов по исчерпаемости:
П
риродные ресурсы
Исчерпаемые Неисчерпаемые
Атмосферный воздух Невозобно- Относительно Возобновимые Воды мирового океана
вимые возобновимые растительный Солнечная энергия
полезные лесные ресур- мир, животный Энергия морских приливов
ископаемые сы, плодоро- мир, пресная Энергия земных недр
дие почв вода Энергия ветра
Вторая классификация:
Самыми важными ресурсами являются пищевой и энергетический ресурсы.
Пищевой ресурс – это вещества, без которых организм не смог бы существовать.
Для зелёного растения – это вода, минеральные соли, углекислый газ.
А ещё растениям нужна энергия Солнца – это энергетический ресурс.
- Для чего необходима растениям энергия Солнца?
(У растений на свету идёт процесс фотосинтеза, и растение может питаться, т.е. вырабатывать органические вещества.)
Сами зелёные растения являются пищевыми ресурсами для травоядных животных, которые, в свою очередь, являются пищевыми ресурсами для хищников, паразитов, а после их смерти для микроорганизмов, использующих запасённую в отмерших организмах энергию и вещество.
Информация для размышления:
Казаки в старину во время нереста рыбы не водили коней на реку для того, чтобы их поить и купать, и обвязывали копыта коням мягкой тканью, чтобы копыта не цокали, когда казаки проезжали мимо реки.
- Для чего это делалось?
(Чтобы не беспокоить рыбу во время нереста.)
- Какой можно сделать вывод?
Вывод:
Необходимо охранять природные ресурсы.
Если возможно, возобновлять их.
III. Закрепление.
- Перечислите животных со сходными видами пищевых ресурсов.
(Лиса, волк (хищники), заяц, корова (травоядные).)
- С наступлением жары у нас на Дону многие животные впадают в спячку (ежи, суслики), а растения входят в состояние покоя (степные тюльпаны). Почему?
(Ограничение пищевых ресурсов из-за засухи является приспособлением этих организмов к выживанию в таких условиях среды.)
- Составьте пищевую цепь, характерную для степи.
(Филин, сыч, суслик, хомяк, растения,
с
тепной орёл, сурок, полевая их семена
змеи, хорёк, ласка, мышь и плоды
лисица-корсак
IV. Итоги занятия.
V. Домашнее задание:
Придумайте и нарисуйте экологический знак о необходимости беречь природные ресурсы родного края.