Дополнительная образовательная программа танцевального кружка «Грация»
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Учебно-тематический план………………………………………………………7
Содержание тем программы……………………………………………………...8
Календарно-тематический план младшее звено…………………..……………10
Календарно-тематический план среднее звено…………………………………14
Календарно-тематический план старшее звено………………………………....18
Список литературы………………………………………………………………..22
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа танцевального кружка «Грация» составлена на основе методического пособия «Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры», - М.: Дрофа, 2003г, автор Г. А. Колодницкий.
Программа предназначена для внеклассной работы с учащимися младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Для детей специальных коррекционных школ высокая двигательная активность является естественной потребностью. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей. Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы их развития тормозятся и как следствие этого возникают разнообразные функциональные и морфологические нарушения.
Повышение двигательной активности полностью сказывается на физическом состоянии учащихся.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей, музыкальности и пластичной выразительности.
Задачи программы:
- корригировать дефекты психического и физического развития детей с ограниченными возможностями;
- учить учащихся красиво и органично выражать себя в танце, вырабатывать технику исполнения танцевальных движений;
- развивать внимание, воображение, координацию, пластику движений.
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует фигуру, развивает двигательную активность, гибкость и пластичность.
В программу включены следующие разделы: ритмика, элементы классического танца, элементы русского народного танца, элементы бального танца, элементы национального танца, постановочно-репетиционная работа.
Программа разработана для учащихся 1-9 классов (младшего, среднего и старшего звеньев) и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
При организации работы с учащимися учитываются их возрастные особенности, уровень подготовки и развития в целом. В связи с тем, что дети имеют соматические нарушения, общую физическую ослабленность, нарушение моторики и т. п. программа составлена на основе практических занятий. Теоретическая часть введена в форме объяснений, пояснения в сочетании с практикой.
В процессе занятий учащиеся осваивают выразительность танцевальных движений, приобретают навыки самоанализа, самотворчества.
Занятия проходят в танцевальном зале. Для занятий используются: музыкальный центр, аудиокассеты, диски, также тренировочный материал: обручи, мячи, скакалки, гимнастические ленты. В течение года дети участвуют в школьных мероприятиях, конкурсах, праздничных концертах.
Хореография – это прекрасное средство физического, эстетического развития и саморазвития детей.
Нормативные документы:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598)
3) Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.
4) Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»
5) Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»
6) Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат»
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность патриотизма - любовь к Родине, своему краю, своему народу;
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность социальной солидарности - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
Ценность гражданственности - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, забота о благосостоянии общества;
Ценность семьи - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Ценность личности - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самопринятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
Ценность труда и творчества - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
Ценность науки - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
Ценность искусства и литературы - красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие двигательной активности;
- формирование способности к эмоциональному восприятию материала;
- осознавать роль танца в жизни;
-развитие танцевальных навыков.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Коммуникативные УУД:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
- правильно держать осанку;
- правильно выполнять позиции рук и ног;
- правильно держать положения корпуса и головы при выполнении танцевальных движений;
- исполнять упражнения, танцевальные движения, хореографические композиции, этюды;
- выполнять передвижения в пространстве зала;
- выразительно исполнять танцевальные движения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
танцевального кружка
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по ритмике на конец обучения в младших классах:
Минимальный уровень:
- уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
- различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
- отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
- различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Достаточный уровень:
- знать основные позиции ног и рук, использовать их при выполнении упражнений;
- уметь самостоятельно ориентироваться в пространстве, перестраиваться по требованию учителя в шеренгу, колонну, круг;
- знать основные элементы танцев, разученных в течение периода обучения, танцевальные движения, а также использовать их при самостоятельном составлении небольших танцевальных композиций;
- уметь самостоятельно составлять ритмические рисунки и исполнять их на музыкальных инструментах.
Знать особенности хореографии разных народов, традиции и обычаи народов;
доброжелательно и уважительно объяснять ошибки при выполнении движений и предлагать способы их устранения;
объяснять правила, технику выполнения двигательных движений, анализировать и находить ошибки, вести подсчет при выполнении танцевальных движений;
правильно ориентироваться в пространстве танцевального зала, сцены, пользоваться концертными костюмами, бижутерией, музыкальными инструментами.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Ритмика | 14 |
2 | Элементы классического танца | 18 |
3 | Элементы русского народного танца | 16 |
4 | Элементы бального танца | 18 |
5 | Элементы национального танца | 14 |
6 | Постановочно – репетиционная работа | 22 |
| Итого | 102 |
Содержание тем программы
Раздел | Содержание тем программы |
Ритмика | 1. Ритмические упражнения: - упражнения на дыхание; - физиологическая разминка по принципу сверху вниз. 2. Упражнения на ковриках: - лежа на животе – поднимание рук и ног одновременно и поочередно, покачивание; - лежа на спине – поднимание ног, махи ногами; - сидя – сгибание туловища, упражнения для стоп, махи ногами, выпрямление спины; - статические позы (вспомогательные) – «кузнечик», «змея», «верблюд» и т.д. 3. Упражнения для развития художественно-творческих способностей: - движения в образах; - пантомима. 4. Упражнения на пластику и расслабление: - пластичные упражнения для рук; - наклоны корпуса в координации с движениями рук; - напряжение и поочередное расслабление всех мышц тела. 5. Пространственные упражнения: - продвижения с прыжками, бег, поскоки; - перестроение из одной фигуры в другую. 6. Ритмические комбинации: - связки ритмичных движений; - этюды; - танцевальная импровизация. |
2.Элементы классического танца | 1. Постановка корпуса, позиции ног (I, II, III, IV, V), позиции рук (I, II, III, подготовительная) в центре зала, поклон (усложнение). - плие; - пор-де-бра. 2. Упражнения на середине зала: - приседания и полуприседания; - поднимание стопы на полупальцы; - движение в координации рук и ног по позициям, повороты. 3.Прыжки, верчения: - прыжки на месте по I, II, III позициям ног; - верчения на середине зала (понятие «точки»), в диагонали. 4.Комбинации движений классического танца: - этюды; - координация движений рук и ног в исполнении прыжков и верчений; - координация рук и ног в исполнении движений на середине. |
3.Элементы русского народного танца | 1. Основные положения рук, ног, постановка корпуса, поклон (усложнение). 2. Основные танцевальные движения: - танцевальные шаги – с каблука, боковые, с притопом, бег, притопы – одинарный, двойной, тройной; - «Ковырялочка», «Моталочка», «Гармошка»; - повороты, прыжки. 3. Комбинации русского народного танца «Плясовая». |
4.Элементы бального танца | 1. Основные положения рук, ног, положения в паре, поклон (усложнение). 2. Основные элементы бального танца: - элементы танца «Вальс» - прямой вальсовый шаг, прямой вальсовый шаг с поворотом, вальсовое движение «Лодочка»; - свободная композиция (работа в паре); - элементы танца «Рок-н-ролл» - основной ход, приставные шаги, прыжки, повороты. 3. Комбинации бальных танцев «Вальс», «Рок-н-ролл» - связка отдельных элементов в хореографические комбинации. |
5.Элементы национального танца | 1. Основные положения рук, ног, постановка корпуса. 2. Основные танцевальные движения. 3. Композиции национального танца (ирландский танец) - связка отдельных элементов в свободные композиции. |
6.Постановочно- репитиционная работа | 1. Изучение движений танцевального номера; 2. Отработка движений танцевального номера; Соединение движений в комбинации; Разводка комбинаций танцевального номера в сценический рисунок; Репетиционная работа. |
Календарно-тематическое планирование кружка «Грация»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы организации и виды деятельности | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Техника безопасности на занятиях. Упражнения на дыхание | 1 | Уметь правильно вести на танцевальных занятиях | 07.09 | |
2 | Поднимание рук и ног одновременно и поочередно | 1 | Уметь поочередно поднимать руки и ноги | 07.09 | |
3 | Пластичные упражнения | 1 | Вырабатывать пластику | 14.09 | |
4 | Продвижения с прыжками, бег, поскоки | 1 | Выполнять прыжки, бег, поскоки | 14.09 | |
5 | Перестроение из одной фигуры в другую | 1 | Выполнять перестроения | 21.09 | |
6 | Ритмические движения | 1 | Уметь ритмично двигаться | 21.09 | |
7 | Ритмические комбинации: этюды | 1 | Уметь выполнять этюды | 28.09 | |
8 | Постановка корпуса, поклон | 1 | Уметь держать корпус | 28.09 | |
9 | Позиции рук, ног | 1 | Выполнять позиции рук, ног | 05.10 | |
10 | Приседания | 1 | Выполнять приседания | 05.10 | |
11 | Полуприседания | 1 | Выполнять полуприседания | 12.10 | |
12 | Поднимание стопы на полупальцы | 1 | Подниматься на полупальцы | 12.10 | |
13 | Движение в координации рук и ног по позициям, повороты | 1 | Уметь двигаться, выполнять повороты | 19.10 | |
14 | Прыжки на месте по I, II, III позициям ног | 1 | Уметь прыгать по позициям | 19.10 | |
15 | Понятие «Точка», «Диагональ» | 1 | Понимать «Точка», «Диагональ» | 26.10 | |
16 | Прыжки на месте в координации с движениями рук | 1 | Уметь прыгать | 26.10 | |
17 | Гимнастика на полу (растяжка, пресс, спина) | 1 | Уметь выполнять растяжку | 09.11 | |
18 | Координация движений рук в исполнении прыжков | 1 | Правильно исполнять прыжки с движениями рук | 09.11 | |
19 | Координация движений ног в исполнении прыжков | 1 | Правильно исполнять прыжки с движениями ног | 16.11 | |
20 | Координация рук и ног в исполнении движений на середине | 1 | Исполнять движения на середине | 16.11 | |
21 | Постановка корпуса, поклон | 1 | Выполнять правильно поклон | 23.11 | |
22 | Танцевальные шаги – с каблука, боковые | 1 | Выполнять танцевальные шаги | 23.11 | |
23 | Шаг с притопом, бег | 1 | Уметь выполнять притопы | 30.11 | |
24 | Притопы- одинарный, двойной, тройной | 1 | Совершенствовать танцевальные движения | 30.11 | |
25 | Построение в круг. | 1 | Строиться в круг | 07.12 | |
26 | Движения по кругу | 1 | Двигаться по кругу | 07.12 | |
27 | «Ковырялочка» | 1 | Выполнять «Ковырялочку» | 14.12 | |
28 | «Моталочка» | 1 | Выполнять «Моталочку» | 14.12 | |
29 | «Гармошка» | 1 | Выполнять «Гармошку» | 14.12 | |
30 | Повороты | 1 | Выполнять повороты | 21.12 | |
31 | Прыжки | 1 | Уметь танцевально прыгать | 18.01 | |
32 | Комбинации | 1 | Уметь выполнять комбинации | 18.01 | |
33 | Построение в фигуры (рисунок) | 1 | Запоминать рисунок | 25.01 | |
34 | Отработка движений танца «Плясовая» | 1 | Совершенствовать движения | 25.01 | |
35 | Соединение движений танца в комбинации | 1 | Уметь соединять движения в комбинации | 01.02 | |
36 | Постановка танца «Плясовая» | 1 | Знать рисунок танца | 01.02 | |
37 | Основные позиции рук. Основные позиции ног. Поклон | 1 | Знать позиции рук, поклон | 08.02 | |
38 | Прямой вальсовый шаг. Прямой вальсовый шаг с поворотом. Вальсовое движение «Лодочка» | 1 | Учить вальсовым шагам | 08.02 | |
39 | Свободная композиция (работа в паре) | 1 | Уметь танцевать в паре | 15.02 | |
40 | Изучение движений танца «Вальс» | 1 | Учить танцу | 15.02 | |
41 | Отработка движений танца «Вальс» | 1 | Совершенствовать движения танца | 22.02 | |
42 | Соединение движений танца «Вальс» в комбинации | 1 | Совершенствовать движения танца | 22.02 | |
43 | Разводка комбинаций танца «Вальс» в сценический рисунок | 1 | Знать рисунок | 01.03 | |
44 | Постановка танца «Вальс» | 1 | Совершенствовать движения танца | 01.03 | |
45 | Элементы танца «Рок-н-ролл»-основной ход | 1 | Учить движениям танца | 15.03 | |
46 | Приставные шаги. Прыжки | 1 | Учить движениям танца | 15.03 | |
47 | Повороты | 1 | Учить поворотам | 22.03 | |
48 | Элементы танца «Рок-н-ролл»-основной ход | 1 | Совершенствовать движения танца | 22.03 | |
49 | Приставные шаги. Прыжки | 1 | Уметь прыгать танцевально | 05.04 | |
50 | Отработка движений танца «Рок-н-ролл» | 1 | Совершенствовать движения | 05.04 | |
51 | Соединение движений танца «Рок-н-ролл» в комбинации | 1 | Совершенствовать движения | 12.04 | |
52 | Постановка танца «Рок-н-ролл» | 1 | Уметь танцевать самостоятельно | 12.04 | |
53 | Танец «Балалайка». Разучивание танцевальных движений | 1 | Уметь исполнять народные танцевальные движения | 19.03 | |
54 | Танец «Балалайка». Разучивание танцевальных движений | 1 | Уметь исполнять народные танцевальные движения | 19.03 | |
55 | Танец «Балалайка». Разучивание танцевальных движений | 1 | Уметь исполнять народные танцевальные движения | 26.04 | |
56 | Танец «Балалайка». Разучивание танцевальных движений. Рисунок танца | 1 | Уметь исполнять народные танцевальные движения | 26.04 | |
57 | Танец «Балалайка». Разучивание танцевальных движений. Рисунок танца | 1 | Уметь исполнять народные танцевальные движения | 03.05 | |
58 | Танец «Балалайка». Разучивание танцевальных движений. Рисунок танца | 1 | Знать рисунок танца | 03.05 | |
59 | Исполнение танца «Балалайка» | 1 | Исполнять танец | 10.05 | |
60 | Работа над сложными элементами танцев | 1 | Уметь выполнять сложные элементы | 10.05 | |
61 | Работа под счет | 1 | Уметь работать под счет | 17.05 | |
62 | Работа с музыкальным сопровождением | 1 | Выполнять ритмично | 17.05 | |
63 | Рисунок танцев | 1 | Запоминать рисунок танца | 24.05 | |
64 | Движения по рисунку танцев | 1 | Двигаться по рисунку | 24.05 | |
65 | Отработка движений | 1 | Совершенствовать движения | 31.05 | |
66 | Повторение выученных танцевальных движений | 1 | Совершенствовать движения | 31.05 | |
67 | Повторение выученных танцев | 1 | Совершенствовать движения | 31.05 | |
68 | Итоговое занятие по выученным танцам | 1 | Исполнять ранее выученные танцы, танцевальные движения | 31.05 | |
Список литературы
1 Бочкарева, Н.И. Ритмика и хореография [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 2000. – 101 с.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С. – Петербург, 2000. – С5.
3. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.– Москва «ВАКО», 2005
4. Зенн Л. В. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики // http://www.kindergenii.ru
5. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. М.: Владос, 2000.
6. Каплунова И. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. /И. Каплунова, И. Новоскольцева. – Санкт-Петербург «Композитор», 2005.
7. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 61с.
8. Кошмина И.В. Музыкальный букварь.– Москва «ОЛИСС, ДЕЛЬТА», 2005.
9. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /М.А.Михайлова. – Ярославль «Академия развития», 2002.
13