СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативный курс по математики, 8 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию факультативный курс по математике для 8 класса по теме "Квадратный трехчлен в задачах", рассчитанный на 17 часов.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс по математики, 8 класс»




«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________ .


Протокол № ___ от

«____»____________2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ №

_____________


«____»____________2019 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ

_____________


Приказ № ___ от «___»____2019 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА






по учебной дисциплине «Математика»

факультативный курс, 8 класс



По теме: «Квадратный трехчлен в задачах».




0,5 часа в неделю, всего 17 часов








2018- 2019 учебный год


Пояснительная записка

Квадратный трехчлен с полным правом можно назвать основной из функций, изучаемых в школьном курсе математики. Если не считать самой простой функции – линейной, то это единственная функция, для которой в школьном курсе могут быть достаточно строго доказаны основные свойства, составляющие содержание теории и необходимые для решения задач.

Актуальность курса определяется значимостью понимания школьниками особого положения квадратного трехчлена в школьном курсе. В то же время в школьном курсе алгебры рассматриваются лишь самые простые, непосредственные применения свойств квадратного трехчлена в стандартных ситуациях – таких, как решение квадратных уравнений и неравенств, нахождение условий существования решений, определение знаков корней, отыскание наибольшего или наименьшего значения квадратного трехчлена и т.п.

Вместе с тем и на письменных, и на устных вступительных экзаменах в вузы предлагается большое число разнообразных задач различной сложности, решаемых с помощью свойств квадратного трехчлена. Возникшее противоречие между школьной программой и программой вступительных экзаменов в вузы может разрешить данный элективный курс «Квадратный трехчлен в задачах». Безукоризненное знание свойств квадратного трехчлена, умение применять эти свойства для решения задач фактически требуется от каждого ученика для его дальнейшего изучения математики в старших классах математического профиля и каждого поступающего в вуз, где на вступительном экзамене приходится держать испытание по математике. Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов.

Цель курса:

показать некоторый общий подход, с помощью которого учащийся, владеющий «азбукой» квадратного трехчлена, сам может при необходимости получить и доказать соответствующее утверждение.

Задачи курса:

  • видеть квадратный трехчлен во всех его разнообразных формах и уметь использовать его свойства для решения задач, внешне не связанных с квадратным трехчленом;

  • владеть геометрической интерпретацией задач, связанных с квадратным трехчленом;

  • уметь исследовать квадратный трехчлен не только на всей числовой прямой, но и на конкретном числовом множестве.

Содержание обучения:



В содержании программы курса предлагаются ряд свойств квадратного трехчлена, не изучающихся в школьном курсе, но непосредственно к ним примыкающих и которые, в основном, легко доказываются на основе школьных знаний уровня обязательного минимума. Среди этих свойств самые главные – это многочисленные необходимые и достаточные условия для того или иного расположения корней трехчлена, для сохранения знака трехчлена на некотором промежутке, для определения связи между двумя заданными квадратными трехчленами и т. п.

Совокупность этих свойств не следует рассматривать как некоторую «расширенную теорию» квадратного трехчлена, а стремиться ставить более общие вопросы и получать при этом новые свойства квадратного трехчлена – для применения на практике, а не для обогащения теории.

Для практической части необходимо подбирать из действующих учебников алгебры 8-9 классов, отмеченные (*), а также задачи повышенной трудности. Для развития мотивации к изучению курса следует подбирать (заимствовать) задачи из материалов вступительных экзаменов в вузы, либо с некоторыми изменениями в них, такими, чтобы задачи непосредственно примыкали к задачам вступительных экзаменов и по содержанию, и по уровню трудности. С другой стороны, содержание вступительных экзаменов, уровень трудности предлагаемых задач достаточно неопределенны, и поэтому решение этих более сложных задач позволит построить процесс диагностики для создания математического профиля и, кроме этого, создаст «запас прочности» на будущее.

При решении задач, связанных с квадратным трехчленом, естественно возникает ряд вопросов, имеющий более общий характер и важных как для общего развития учащихся, так и для расширения их возможностей в решениях задач.

В целях контролируемости данной программы предлагается использовать создание материала по теме из вступительных экзаменов с решениями к ним, выполненными учащимися.

На заключительном занятии элективного курса можно провести конференцию учащихся с подведением итогов решения задач и предоставления каждому слушателю своей папки с решенными в ней задачами, заинтересовавшими их.

Данный курс предусматривает не только классно-урочную и лекционно-практическую системы, но и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. При решении задач значительное место должно занимать поиски идей решения, эвристические соображения, и только затем, само решение, найденное эвристически, проводится строгим логическим рассуждением.

Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов. Он может быть используем как отдельный элективный курс, с одной стороны, и для расширения и углубления ЗУНов, с другой – при изучении профильного курса математики и наличии дополнительного времени на его изучение.

Программа построена таким образом, что учитель сам может решать сколько и какие темы в неё включить в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Темы содержательной части программы расположены по нарастающей степени сложности и трудности, при этом учитель вправе ограничиться подбором таких заданий практического содержания, которые будут доступны всем учащимся и одновременно повысят уровень их математических знаний и создадут необходимый уровень знаний для продолжения изучения математики в 10 классе математического профиля. Данный элективный курс может быть использован учителем и в старших 10-11 классах для развития и систематизации знаний учащихся по теме и подготовки их к итоговой аттестации, ЕГЭ и вступительным испытаниям в вузы.

При заинтересованности учащихся данной темой количество часов на него может быть увеличено за счет изучения всех тем программы, а также его практической части с большей опорой на задачи вступительных экзаменов в вузы.

Требования к подготовке учащихся по предмету:


В результате изучения данного курса ученик должен знать и понимать :

- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

- уметь выполнять разложение многочленов на множители;

-применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

- решать квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;

- решать квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

- применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.












































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер

урока


Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Азбука квадратного трехчлена

4 часа


Урок 1.

Корни квадратного трехчлена. Решение квадратных уравнений.



Урок 2.

Теорема Виета и следствие о знаках корней. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.



Урок 3.

Знаки значений квадратного трехчлена. Решение квадратных неравенств.



Урок 4.

Решение упражнений



Квадратный трехчлен в неявном виде

5часов



Урок 5.

Изображение на координатной плоскости множества точек, координаты которых удовлетворяют заданному уравнению или неравенству.



Урок 6.

Применение свойств квадратного трёхчлена.



Урок 7.

Решение упражнений.



Урок 8.

Решение уравнений с двумя переменными и их систем, содержащих квадратный трехчлен в неявном виде.



Урок 9.

Решение упражнений.



Коэффициенты, корни и значения квадратного трехчлена

8часов




Урок 10.

Свойства квадратного трехчлена и их применение для решения практических задач. Связь коэффициентов квадратного трехчлена с его корнями.



Урок 11.

Свойства коэффициентов при решении квадратных уравнений.



Урок 12.

Решение квадратных уравнений.



Урок 13.

Геометрическая интерпретация существования корней квадратного трехчлена со знаками его значений.



Урок 14.

Решение уравнений.



Урок 15.

Решение олимпиадных задач на составление квадратных уравнений.



Урок 16.

Решение олимпиадных задач на составление квадратных уравнений.



Урок 17.

Итоговый урок















Список учебно-методической литературы


  1. Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 . И.Ф. Шарыгин Москва.»Просвещение»,1989г.

  2. Факультативный курс по математике .7-9 .Москва. «Просвещение» , 1991г.

  3. Математика .9 класс. Итоговая аттестация. Д.А. Мальцев. Народное образование Москва. 2013г.

  4. Математика . ЕГЭ 2013. Д.А. Мальцев. Народное образование. Москва. 2013г.

  5. Математика . 9 класс. Итоговая аттестация 2013. Д.А. Мальцев. Народное образование . Москва. 2013г.

  6. Математические кружки в 8-10 классах. И.с, Петраков. Москва. «Просвещение» 1991г.

  7. ГИА. Математика. Итоговый контроль. Москва. «Просвещение» ,2012г.

  8. Алгебра. Тематические тесты. 8 класс . Легион-М,2011г.

  9. Алгебра -8. 1,2 части .А.Г. Мордкович. «Мнемозина» , 2012г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!