«Рассмотрено» Руководитель МО _____________ . Протокол № ___ от «____»____________2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № _____________ «____»____________2019 г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ _____________ Приказ № ___ от «___»____2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине «Математика»
факультативный курс, 8 класс
По теме: «Квадратный трехчлен в задачах».
0,5 часа в неделю, всего 17 часов
2018- 2019 учебный год
Пояснительная записка
Квадратный трехчлен с полным правом можно назвать основной из функций, изучаемых в школьном курсе математики. Если не считать самой простой функции – линейной, то это единственная функция, для которой в школьном курсе могут быть достаточно строго доказаны основные свойства, составляющие содержание теории и необходимые для решения задач.
Актуальность курса определяется значимостью понимания школьниками особого положения квадратного трехчлена в школьном курсе. В то же время в школьном курсе алгебры рассматриваются лишь самые простые, непосредственные применения свойств квадратного трехчлена в стандартных ситуациях – таких, как решение квадратных уравнений и неравенств, нахождение условий существования решений, определение знаков корней, отыскание наибольшего или наименьшего значения квадратного трехчлена и т.п.
Вместе с тем и на письменных, и на устных вступительных экзаменах в вузы предлагается большое число разнообразных задач различной сложности, решаемых с помощью свойств квадратного трехчлена. Возникшее противоречие между школьной программой и программой вступительных экзаменов в вузы может разрешить данный элективный курс «Квадратный трехчлен в задачах». Безукоризненное знание свойств квадратного трехчлена, умение применять эти свойства для решения задач фактически требуется от каждого ученика для его дальнейшего изучения математики в старших классах математического профиля и каждого поступающего в вуз, где на вступительном экзамене приходится держать испытание по математике. Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов.
Цель курса:
показать некоторый общий подход, с помощью которого учащийся, владеющий «азбукой» квадратного трехчлена, сам может при необходимости получить и доказать соответствующее утверждение.
Задачи курса:
видеть квадратный трехчлен во всех его разнообразных формах и уметь использовать его свойства для решения задач, внешне не связанных с квадратным трехчленом;
владеть геометрической интерпретацией задач, связанных с квадратным трехчленом;
уметь исследовать квадратный трехчлен не только на всей числовой прямой, но и на конкретном числовом множестве.
Содержание обучения:
В содержании программы курса предлагаются ряд свойств квадратного трехчлена, не изучающихся в школьном курсе, но непосредственно к ним примыкающих и которые, в основном, легко доказываются на основе школьных знаний уровня обязательного минимума. Среди этих свойств самые главные – это многочисленные необходимые и достаточные условия для того или иного расположения корней трехчлена, для сохранения знака трехчлена на некотором промежутке, для определения связи между двумя заданными квадратными трехчленами и т. п.
Совокупность этих свойств не следует рассматривать как некоторую «расширенную теорию» квадратного трехчлена, а стремиться ставить более общие вопросы и получать при этом новые свойства квадратного трехчлена – для применения на практике, а не для обогащения теории.
Для практической части необходимо подбирать из действующих учебников алгебры 8-9 классов, отмеченные (*), а также задачи повышенной трудности. Для развития мотивации к изучению курса следует подбирать (заимствовать) задачи из материалов вступительных экзаменов в вузы, либо с некоторыми изменениями в них, такими, чтобы задачи непосредственно примыкали к задачам вступительных экзаменов и по содержанию, и по уровню трудности. С другой стороны, содержание вступительных экзаменов, уровень трудности предлагаемых задач достаточно неопределенны, и поэтому решение этих более сложных задач позволит построить процесс диагностики для создания математического профиля и, кроме этого, создаст «запас прочности» на будущее.
При решении задач, связанных с квадратным трехчленом, естественно возникает ряд вопросов, имеющий более общий характер и важных как для общего развития учащихся, так и для расширения их возможностей в решениях задач.
В целях контролируемости данной программы предлагается использовать создание материала по теме из вступительных экзаменов с решениями к ним, выполненными учащимися.
На заключительном занятии элективного курса можно провести конференцию учащихся с подведением итогов решения задач и предоставления каждому слушателю своей папки с решенными в ней задачами, заинтересовавшими их.
Данный курс предусматривает не только классно-урочную и лекционно-практическую системы, но и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. При решении задач значительное место должно занимать поиски идей решения, эвристические соображения, и только затем, само решение, найденное эвристически, проводится строгим логическим рассуждением.
Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов. Он может быть используем как отдельный элективный курс, с одной стороны, и для расширения и углубления ЗУНов, с другой – при изучении профильного курса математики и наличии дополнительного времени на его изучение.
Программа построена таким образом, что учитель сам может решать сколько и какие темы в неё включить в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Темы содержательной части программы расположены по нарастающей степени сложности и трудности, при этом учитель вправе ограничиться подбором таких заданий практического содержания, которые будут доступны всем учащимся и одновременно повысят уровень их математических знаний и создадут необходимый уровень знаний для продолжения изучения математики в 10 классе математического профиля. Данный элективный курс может быть использован учителем и в старших 10-11 классах для развития и систематизации знаний учащихся по теме и подготовки их к итоговой аттестации, ЕГЭ и вступительным испытаниям в вузы.
При заинтересованности учащихся данной темой количество часов на него может быть увеличено за счет изучения всех тем программы, а также его практической части с большей опорой на задачи вступительных экзаменов в вузы.
Требования к подготовке учащихся по предмету:
В результате изучения данного курса ученик должен знать и понимать :
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- уметь выполнять разложение многочленов на множители;
-применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
- решать квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Азбука квадратного трехчлена | 4 часа | |
Урок 1. | Корни квадратного трехчлена. Решение квадратных уравнений. | | |
Урок 2. | Теорема Виета и следствие о знаках корней. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. | | |
Урок 3. | Знаки значений квадратного трехчлена. Решение квадратных неравенств. | | |
Урок 4. | Решение упражнений | | |
Квадратный трехчлен в неявном виде | 5часов | |
Урок 5. | Изображение на координатной плоскости множества точек, координаты которых удовлетворяют заданному уравнению или неравенству. | | |
Урок 6. | Применение свойств квадратного трёхчлена. | | |
Урок 7. | Решение упражнений. | | |
Урок 8. | Решение уравнений с двумя переменными и их систем, содержащих квадратный трехчлен в неявном виде. | | |
Урок 9. | Решение упражнений. | | |
Коэффициенты, корни и значения квадратного трехчлена | 8часов | |
Урок 10. | Свойства квадратного трехчлена и их применение для решения практических задач. Связь коэффициентов квадратного трехчлена с его корнями. | | |
Урок 11. | Свойства коэффициентов при решении квадратных уравнений. | | |
Урок 12. | Решение квадратных уравнений. | | |
Урок 13. | Геометрическая интерпретация существования корней квадратного трехчлена со знаками его значений. | | |
Урок 14. | Решение уравнений. | | |
Урок 15. | Решение олимпиадных задач на составление квадратных уравнений. | | |
Урок 16. | Решение олимпиадных задач на составление квадратных уравнений. | | |
Урок 17. | Итоговый урок | | |
Список учебно-методической литературы
Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 . И.Ф. Шарыгин Москва.»Просвещение»,1989г.
Факультативный курс по математике .7-9 .Москва. «Просвещение» , 1991г.
Математика .9 класс. Итоговая аттестация. Д.А. Мальцев. Народное образование Москва. 2013г.
Математика . ЕГЭ 2013. Д.А. Мальцев. Народное образование. Москва. 2013г.
Математика . 9 класс. Итоговая аттестация 2013. Д.А. Мальцев. Народное образование . Москва. 2013г.
Математические кружки в 8-10 классах. И.с, Петраков. Москва. «Просвещение» 1991г.
ГИА. Математика. Итоговый контроль. Москва. «Просвещение» ,2012г.
Алгебра. Тематические тесты. 8 класс . Легион-М,2011г.
Алгебра -8. 1,2 части .А.Г. Мордкович. «Мнемозина» , 2012г.