Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего Образования
(структурное подразделение)
Медицинский колледж
«Крымский федеральный Университет им. В.И. Вернадского»
Технологическая карта практического занятия № 7.
Тема занятия :
«Фармацевтическая экономика. Действие основных экономических законов на фармацевтическом рынке.»
Дисциплина : «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием».
Специальность 33.02.01 Фармация курс 3.
Цели занятия, мотивация
А) Образовательная:
Ознакомиться с понятием экономика; макроэкономика и микроэкономика; особенностями действия основных экономических законов в условиях фармацевтического рынка.
Сформировать знания о фармацевтической экономике, законах спроса и предложения.
Обобщить и систематизировать знания о принципах фармацевтической экономики, о взаимодействии спроса и предложения.
Закрепить изучаемый материал. Добиться формирования знаний и применять знания в решении новых задач.
Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Подготовить студента к применению знаний в аптеке на учебной и производственной практике. ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь. ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.
Б) Развивающая: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
Развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения цели
В) Воспитательная: Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру.
ОК1-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 2-организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5 использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, ОК6- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК7-брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий, ОК8 –самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 10- бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Междисциплинарные связи латинский язык с основами медицинской терминологии, технология изготовления лекарств.
Внутридисциплинарные связи связь с другими темами
Место проведения Кабинет №18, корпус 7а, цокольный этаж.
Тип занятия практическое.
Количество часов 4 ч.
Обеспечение занятия (средства обучения) конспект лекций, рабочая программа, методическая разработка занятия, учебно-наглядные пособия, раздаточный материал.
Литература
Управление и экономика фармации : учебник /под ред. И.А. Наркевича- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2017, 397-404
2. Управление и экономика фармации. Учебник, В.Л. Багирова, ОАО « Издательство «Медицина», 2008,с.162-174; 179-198..
3.Основы экономики и системы учета в фармации. А.С. Немченко, Винница, Нова книга, 2008г, с. 13-16
4. Интернет-ресурсы
Студент должен знать:
1.Понятие экономика
2.Макроэкономика
3.Микроэкономика
4. Понятие «фармацевтическая экономика».
5.Принципы фармацевтической экономики
6.Особенности действия основных экономических законов в условиях фармацевтического рынка
7. Спрос на фармацевтическом рынке. Величина спроса. Ценовые и неценовые детерминанты спроса
8. Предложение на фармацевтическом рынке. Величина предложения. Ценовые и неценовые детерминанты предложения.
9.Закон предложения. Эластичность предложения
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
10.Особенности поведения потребителей на фармацевтическом рынке. Закон убывающей предельной полезности
11.Теория поведения производителей. Закон убывающей доходности (отдачи)
Студент должен уметь:
- знать общие и частные принципы фармацевтической экономики;
-уметь построить графики кривых спроса и предложения;
- уметь рассчитать равновесную цену, равновесное предложение и равновесный объем;
- уметь рассчитать коэффициент эластичности спроса и предложения, а также перекрестную эластичность спроса и предложения;
- уметь рассчитать цену фармацевтической услуги.
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Время(мин) |
1 | Организационный момент | 5 |
2 | Постановка целей, начальная мотивация | 5 |
3 | Определение исходного уровня знаний | 15 |
4 | Вводный инструктаж | 5-7 |
5 | Самостоятельная практическая работа | 90 |
6 | Заполнение дневников и др. | 20 |
7 | Контроль конечного уровня знаний | 30 |
8 | Задание для самостоятельной работы студентов | 3 |
9 | Подведение итогов, уборка рабочего места | 5 |
Ход занятия
Организационный момент
Проверка готовности к занятию (внешнего вида студентов, аудитории, наличие рецептурной тетради, конспектов) и проверка присутствующих.
Инструктаж по охране труда текущий
Мотивация (цели) занятия см.выше
Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):
преподаватель проводит фронтальный опрос по теме ( или тестовый контроль), проверяет выполнение заданий в рабочей тетради
а) проверка знаний
Индивидуальный устный опрос:
1. Роль фармацевтической экономики в системе товарного обращения.
2. Общие и частные принципы фармацевтической экономики.
3. Характеристика области товарного обращения фармацевтического рынка. Виды торговой деятельности.
4. Экономика фармацевтической торговой организации: факторы, определяющие влияние; характеристика модели экономической системы; организационные признаки.
5. Механизмы взаимодействия на фармацевтическом рынке.
6.Рынок как экономическая категория, понятие, виды обмена.
7. Классификация рынков.
8. Особенности современного фармацевтического рынка.
9. Особенности экономики аптеки.
10. Действие законов спроса на фармацевтическом рынке, ценовые и неценовые детерминанты спроса.
11. Действие законов предложения на фармацевтическом рынке, ценовые и неценовые детерминанты спроса.
12. Рыночное равновесие.
13. Особенности теории потребительского поведения на фармацевтическом рынке.
14. Концепция предельной полезности.
б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы:
Проверка тетрадей по практике, конспектов.
в) подведение итогов контроля:
5.Практическая часть:
а) подготовка студентов к аудиторной практической
б) самостоятельная работа студентов : работа с лекционным материалом
в) подведение итогов самостоятельной работы :
преподаватель контролирует решение ситуационных задач, решение тестов. Заслушивает самостоятельно подготовленные студентами доклады. Проверяет выполнение самостоятельной аудиторной работы.
6.Итоговый контроль
1.Индивидуальный устный опрос ;
2. Выберите один правильный ответ:
1. Кривая производственных возможностей показывает
а) неограниченность производственных возможностей;
б) ограниченность производственных возможностей;
в) равенство производственных возможностей;
г) сочетание производственных факторов;
д) нет правильного ответа.
2. Результатом производства выступает:
а) спрос;
б) предложение;
в) экономическое благо;
г) прибыль;
д) нет правильного ответа.
3. Недостаточное использование ресурсов показывает точка, которая лежит:
а) за пределами кривой производственных возможностей;
б) внутри кривой производственных возможностей;
в) на кривой производственных возможностей;
г) на биссектрисе первого координатного угла;
д) нет правильного ответа.
4. Точка, расположенная вне кривой производственных возможностей показывает:
а) полное обеспечение наличными ресурсами;
б) использование ресурсов для производства одного из двух товаров;
в) недостаточное использование ресурсов;
г) необеспеченность наличными ресурсами;
д) нет правильного ответа.
5. Рынок товаров и услуг находятся в равновесном состоянии, если:
а) спрос превышает предложение;
б) спрос равен предложению;
в) предложение превышает спрос;
г) цена равна издержкам плюс прибыль;
д) уровень технологии меняется постоянно.
Эталон ответов:
1. б)
2. в)
3. б)
4. г)
5. б)
Задача: Определить суточный, текущий и страховой запасы требуемых наркотических средств реанимационного отделения, исходя из следующих данных:
-нормативы наркотических средств (ампулы) на одного больного в год:
Наименование | Норма | цена |
Фентанил0,005% 2мл | 100 | 30,0 |
Морфин 1% 1мл | 9 | 38,0 |
Промедол 2% 1мл | 145 | 78,0 |
Промедол 1 % 1 млл | 20 | 35,5 |
- количество дней в месяце 30;
- срок поставки 3 дня;
- период финансирования 1 раз в месяц.
Решение:Запас суточный = (100 × 30 + 9 × 38 + 145 × 78 + 20 × 35,5) / 365 = 15 362 / 365 = 42,09 руб.
Запас текущий = 42,09 × 3 дня = 126,27 руб.
Запас страховой = 126,27 × 10дней = 1 262,7 руб. или 42,09 × 30 дней = 1 262,7 руб.
Тема: «Закон спроса и предложения»
Выберите один правильный ответ:
1. Степень реакции объема спроса и предложения на изменение факторов:
а) эластичность спроса и предложения;
б) конкуренция;
в) производительность;
г) равновесие спроса и предложения;
д) нет правильного ответа.
2. Взаимодействие спроса и предложения – это:
а) установление баланса интересов продавцов и покупателей на рынке;
б) конкуренция;
в) выявление излишков предложения;
г) равновесие;
д) изменение численности и возраста потребителей.
3. Спрос – это
а) количество товаров и услуг, которое готов предоставить продавец покупателям;
б) количество товаров и услуг, которое готов купить потребитель;
в) количество товаров и услуг, которое готов предоставить производитель;
г) разность между совокупной выручкой и совокупными издержками за определенный период времени;
д) нет правильного ответа.
4. Предложение – это
а) количество товаров и услуг, которое готов предоставить продавец покупателям;
б) количество товаров и услуг, которое готов купить потребитель;
в) планы и намерения покупателя относительно покупки товара;
г) сумма денежных поступлений, получаемых фирмой от продажи определенного количества блага;
д) нет правильного ответа.
5. Эластичность спроса по доходу – это:
а) реакция одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений;
б) реакция спроса на изменение цены;
в) процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением дохода;
г) процентное изменение величины предложения товаров, обусловленное 1%-ным изменением его цены;
д) нет правильного ответа.
Эталон ответов:
1. а)
2. а)
3. б)
4. а)
5. в)
Тема: «Закон спроса и предложения»
Задача: Определить перекрестную эластичность спроса, если цена на йод во флаконах выросла с 10 руб. до 15 руб., а объем спроса на леккер-йод сократился на 20%.
Решение: Используем формулу определения перекрестной эластичности (степень изменения спроса на изменение цен на товары-заменители):
Определим процентное изменение цены (знаменатель):
100% - 10 руб. х% - 15 руб. 10/15*100=150%
Процентное изменение объема спроса (числитель) дано в условии – 20%. Тогда,
Ответ: Перекрестная эластичность равна -0,4, знак «-», говорит о том, что товары взаимодополняемые.
Задание на дом : «Основы ценообразования на лекарственные средства.»
8.Подведение итогов занятия : Преподаватель отмечает плохие и хорошие стороны в работе студентов. Благодарит студентов за активность, высказывает пожелания по работе на следующее занятие . Выставляет и комментирует оценки. Преподаватель организует уборку дежурными рабочих мест, аудитории, прощается со студентами.
Преподаватель_ Ракова Н.П..