СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фармацевтический рынок, как составляющая общего рынка. Особенности фармацевтического рынка в России

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фармацевтический рынок, как составляющая общего рынка. Особенности фармацевтического рынка в России»

Лекция № 1

Тема: «Фармацевтический рынок, как составляющая общего рынка. Особенности фармацевтического рынка в России»

План лекции:

1. Общая характеристика рыночной системы.

2. Инфраструктура и классификация рынков.

3. Особенности фармацевтического рынка.

4. Структура фармацевтического рынка.

5. Субъекты фармацевтического рынка.


1. Общая характеристика рыночной системы хозяйствования

Рынок выступает результатом возникновения и развития товарного производства и обмена. Является многоаспектным понятием, так как воплощает в себе множество связей и отношений, характерных для товарной экономики. Отсюда, вполне возможно объяснить существование целого ряда его определений.

Но, прежде всего, рынок - это сфера обмена, характеризующаяся системой экономических отношений между производителями и потребителями товаров.

Основными характеристиками рынка являются:

  • господство частной собственности;

  • свобода выбора;

  • ограниченная роль государства в экономике;

  • обмен с помощью денег (товар - деньги - товар);

  • личный интерес рыночных субъектов

  • рыночное ценообразование;

  • свобода предпринимательства;

  • самофинансирование;

  • конкуренция.

Рынок выполняет определенные функции:

  • информационную - передача информации субъектам рынка о количестве и ассортименте благ;

  • посредническую — сведение продавцов и покупателей;

  • функцию образования цены - формирование цены через взаимодействие спроса и предложения;

  • регулирующую — определение того что? как? и сколько? производить через соотношение спроса и предложения; данная функция на фармацевтическом рынке ограничена регулирующей функцией государства, т.к. существует группы товаров, производство которых стимулируется государством, а не спросом покупателей, например группа орфанных препаратов;

  • санирующую - очищение общественного производства от неэффективных хозяйствующих субъектов рынка.

Качества рынка: «+»:

  1. высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

  2. свобода выбора для производителя и потребителя;

  3. стремление к удовлетворению разнообразных потребностей;

  4. повешение качества товаров и услуг;

  5. активное развитие и использование достижений науки и техники.

«-»:

  1. нестабильность развития (кризисы, инфляция);

  2. отсутствие гарантий, обязательное удовлетворение сначала более важных, а затем менее важных потребностей;

  3. неравенство в получении и распределении доходов;

  4. тенденция к монополизации подрывают свободную конкуренцию;

  5. отсутствие гарантий полной занятости и стабильности цен;

  6. незаинтересованность в научных открытиях, в научных исследованиях, в защите окружающей среды и удовлетворении общественных потребностей.


2. Инфраструктура и классификация рынков

Рынок как сложная взаимосвязанная система отношений между его основными субъектами состоит из ряда элементов — конкретных рынков.

В зависимости от критериев, положенных в основу классификации рынков, выделяют их различные виды.

Классификация рынков

Классификационный признак

Вид рынка

Характеристика рынка

Функциональный

1. Потребительских товаров и услуг.



2. Факторов производства



3. Финансовый



4. Информационный



5. Недвижимости

1. Объединяет рынки продовольственных, непродовольственных товаров и услуг.

2. Включает рынки средств производства, рабочей силы и сырья.

3. Состоит из рынка денежных средств и ценных бумаг (фондовый рынок).

4. Объединяет рынки научных разработок и духовных ценностей.

5. Включает рынки жилья и земли.

Границы сферы обмена

  1. Мировой


  1. Национальный


  1. Местный

  1. Объединяет экономику субъектов разных стран.

  2. Ограничен экономикой внутри страны.

  3. Ограничен региональными границами.

Лицо, доминирующее в процессе обмена

  1. Рынок продавца


  1. Рынок покупателя

  1. Характеризуется более сильной позицией продавцов.

  2. Отличается возможностью выбора со стороны потребителя.

Способ оплаты

  1. Продажа за наличный расчет


  1. Продажа по безналичному расчету

  2. Товарообмен

  1. Расчеты через кассу или с использование кассовых документов.

  2. Расчеты через банк.


  1. Продавцы обмениваются сбалансированным товаром

Объем продаж и тип потребителя

1. Розничной торговли






2. Оптовой торговли

1. Продажа единичных товаров для личного, домашнего, семейного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

2. Продажа крупных партий товара другими участниками товародвижения.

Степень развитости экономических свобод

1. Регулируемый



2. Свободный

1. Подчинен определенному порядку, закреплённому в правовых нормах государства.

2. Обладает максимумом экономических свобод.

Степень вовлечения потребителя в процесс продаж

  1. Потенциальный



  1. Доступный



  1. Освоенный



4. Целевой

1. Совокупность потребителей, проявляющих интерес к товару и услуге.

2. Группа потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к товарам и услугам.

3. Совокупность потребителей, уже купивших либо получивших продукт или услугу.

4. Часть доступного рынка, на котором организация решила сконцентрировать свои усилия.

Степень развития конкуренции

  1. Чистой конкуренции




  1. Монополистической конкуренции




  1. Олигополия




  1. Чистая монополия

  1. Очень большое количество фирм, реализующих стандартизованный продукт, отсутствие контроля над ценой, очень эластичный спрос.

  2. Большое число фирм, реализующих дифференцированный продукт, слабый контроль цен, эластичный спрос.

  3. Небольшое число фирм, преимущественно неценовая конкуренция, барьеры входа на рынок.

  4. Одна фирма, значительный контроль над ценами, неэластичный спрос.


Инфраструктура рынка - это комплекс институтов, которые обеспечивают непрерывное функционирование рынка за счет исполнения роли посредника между его субъектами, а также берут на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного обращения между субъектами рынка.

Основными элементами инфраструктуры рынка являются:

1) товарный рынок - это товарные биржи, товарные предприятия, транспорт, рекламные агентства, информация, связь, маркетинговые службы, биржи труда, миграционные службы, система подготовки и переподготовки кадров.

2) финансовый рынок - банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, фондовые и валютные биржи, налоговая система, аудиторские компании.


3.Особенности фармацевтического рынка.

Фармацевтический рынок - часть рынка потребительских товаров и услуг, где в качестве товара выступают лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Рынок лекарств в экономике любого государства имеет свою определенную социально значимую роль.

Основные функции фармацевтического рынка:

  • экономическое обеспечение материальных стимулов к труду в сфере фармацевтического производства;

  • доведение товаров до конечных потребителей - пациентов;

  • достижение структурно-ассортиментного соответствия между спросом и предложением;

  • стимулирование развития научно-технического прогресса в фармацевтической индустрии (за счет конкуренции).

Особенности фармацевтического рынка.

Особенностями мирового фармацевтического рынка являются его постоянный рост и высокая доходность.

Рост фармацевтического рынка объясняется:

  • общим ростом заболеваемости населения земного шара, связанным с усилением влияния техногенных факторов и ухудшением экологической обстановки;

  • увеличением продолжительности жизни населения в развитых странах мира и, соответственно, большим потреблением лекарственных средств;

  • повышением уровня жизни в странах азиатского (Индия, Китай) и южно-американского региона (Бразилия, Венесуэла), обеспечивающим доступность медицинской и лекарственной помощи для значительного числа людей;

  • рост затрат на исследование лекарственных средств;

  • рост нелекарственной составляющей рынка, прежде всего БАД к пище.

Основными экономическими законами фармацевтического рынка являются объективные экономические законы:

• закон спроса (повышение рыночной цены при прочих равных условиях уменьшает объем спроса и наоборот);

• закон предложения (повышение рыночной цены при прочих равных условиях увеличивает объем предложения и наоборот);

• закон стоимости.

Но действие объективных экономических законов в условиях фарма­цевтического рынка ограничивают факторы, связанные с особенностями фармацевтической деятельности, особенностями взаимоотношении в цепочке продавец-покупатель, особенностями лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента как товаров.

Особенностью фармацевтического рынка является неэластичность спроса на многие лекарственные средства – пациенты приобретают их независимо от цены.

Основные направления развития фармацевтического рынка.

Опережающие темпы развития производства дженерических средств по отношению к оригинальным.

Сохранение разницы в цене на оригинальные и дженерические лекарственные средства в 5-6 раз.

Смещение географического баланса.

Развитие рынка лекарственных средств, полученных с помощью биотехнологии.

Аутсорсинг – еще одно направление развития мирового фармацевтического рынка. Его основной принцип «Я делаю то, что я умею делать лучше, Вы делаете то, что Вы умеете делать лучше». Фармацевтические компании размещают в аутсорсинговых организациях проведение фармакоэкономических исследований с целью определения дальнейших перспективных разработок; проведение валидации технологического процесса и методик; наработку небольших серий лекарственных средств для проведения клинических испытаний и определения сроков годности, производство и фасовка произведенной продукции, хранение, транспортировка и мн.др.

Слияния и поглощения.

Производство ветеринарных препаратов крупнейшими фармацевтическими производителями. В настоящее время практически все крупные фармацевтические корпорации осуществляют производство ветеринарных средств, прежде всего для лечения ожирения и сахарного диабета. Которыми страдают домашние любимцы в связи с обильным питанием и малоподвижным образом жизни.

Механизмы регулирования фармацевтического рынка.

В соответствии с Законом «О лекарственных средствах», государственное регулирование является одним из принципов государственной политики в области обращения лекарственных средств.

Государственное регулирование обращения лекарственных средств, присутствие государства в фармацевтическом секторе экономики достигается при помощи целого ряда инструментов и механизмов, к которым относятся:

  1. государственная регистрация лекарственных средств;

  2. лицензирование фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

  3. государственный контроль качества лекарственных средств;

  4. установление порядка ввоза лекарственных средств на территорию Российской Федерации и вывоза лекарственных средств с территории РФ;

  5. мониторинг неблагоприятных побочных реакций на лекарственные средства;

  6. утверждение образовательных программ по подготовке специалистов, их аттестация и сертификация;

  7. создание и функционирование системы перечней лекарственных средств, обязательных для наличия в аптеках всех форм собственности;

  8. государственное регулирование цен на лекарственные средства;

  9. государственные закупки лекарственных средств за счет средств федерального и местных бюджетов;

  10. государственное регулирование производства лекарственных средств (через департамент фармацевтической промышленности);


  1. Структура фармацевтического рынка

Структура фармацевтического рынка - система взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов и объектов по выработке, распределения и потребления лекарственных средств, а также факторов, оказывающих на них влияние.

Структуру фармацевтического рынка, прежде всего, отличает трехуровневая система спроса:

  1. врач, назначающий лекарство;

  2. система медицинского страхования, оплачивающая его;

  3. пациент, принимающий это лекарство.

При изучении структуры используют два основных подхода: статический и динамический анализ.

Статический анализа утверждает, что для лекарственного рынка характерна монополия предложения. Это мнение обосновывают присущими лекарственному рынку высокими доходами, высокими ценами и большими расходами на продвижение. Считается, что такое положение может существовать только в отрасли с монопольной властью.

Динамический анализ в свою очередь, предполагает, что конкурентное поведение может и не зависеть от существующей структуры рынка, так как во - первых, мнение о доходах в этой отрасли является слишком завышенным, и, во - вторых, что большие расходы на продвижение ее продуктов скорее способствует, чем препятствует, выходу компании на новые рынки.

Анализ фармацевтического рынка на основе системного подхода базируется на двух основных принципах:

1. Принцип открытой системы. Фармацевтический рынок является открытой системой, представляющей совокупность взаимосвязанных составляющих, среди которых:

• структурные элементы системы (внешняя среда, внутренняя среда, система «вход-выход»);

• связи между элементами;

• окружающая среда фармацевтической отрасли.

2.Принцип синергии. Принцип синергии означает, что функционирующая система вследствие взаимодействия между ее структурными элементами приобретает свойства, отсутствующие при простом суммировании ее элементов. При том изменение свойств любого из элементов повлечет за собой изменение характеристик всей системы в целом.

Фармацевтический рынок имеет внешний и внутренний контур.

Внешний контур формируют факторы:

- глобального воздействия (мировая среда-мегаконтур, к факторам мегаконтура относятся научно-технический прогресс, экология, международное сотрудничество, глобальная экономика и культура);

- федерального воздействия (среда косвенного окружения - макроконтур, макроконтур характеризует степень воздействия федерального уровня на региональный.);

- регионального воздействия (среда непосредственного окружения - мезаконтур).

Внутренний контур составляют субъекты и объекты фармацевтического рынка.


  1. Субъекты фармацевтического рынка - это участники рынка, активные по отношению к объектам, на которые они воздействуют.

К ним относятся подсистемы:

- управления и регулирования, представленная органами по осуществлению надзора за фармацевтической деятельностью, контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на федеральном и региональном уровнях;

- производства и распределения, включающая фармацевтические отечественные промышленные предприятия, с рубежные компании, оптовые и розничные организации;

- фармацевтической информации, объединяющая специализированные информационно-аналитические издания и агентства, консалтинговые компании и др.;

- подготовки кадров, ориентированная на непрерывно фармацевтическое обучение на этапах профориентации, дипломного (среднего и высшего) и последипломного образования;

- профессиональных общественных организации;

- потребления, включающая три типа покупателей (потребителей) фармацевтических товаров и услуг: институциональных, промежуточных и конечных.

Каждый из типов покупателей имеет различные мотивы потребления фармацевтических и парафармацевтических товаров, ценностные ориентиры при их приобретении или назначении.

Субъекты рынка оказывают активное воздействие на объекты рынка:

- фармацевтические товары и услуги;

- парафармацевтические товары;

- фармацевтическую информацию;

- вкусы и предпочтения потребителей;

- платежеспособную потребность;

- качество продукции; технологии.