Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения
31 мая 2021 года Приказом Министерства просвещения РФ № 287 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), который вступает в силу 01 сентября 2022 года.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ федеральный государственный образовательный стандарт – это «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования». Соответственно федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Также, как и ФГОС ООО второго поколения, ФГОС третьего поколения содержит требования:
к структуре программы основного общего образования,
к условиям реализации программы основного общего образования,
к результатам освоения программы основного общего образования.
Не меняется методологический подход к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.
В обновленном ФГОС ООО сохраняется привычная для образовательных организаций и педагогов структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности (наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов.
Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам. Неизменным остается положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.
На какие изменения и нововведения следует обратить внимание?
Как следует из методических рекомендаций Министерства просвещения РФ (Письмо от 15.02.2022 № АЗ-113/03), основные изменения – это детализация и конкретизация, которые коснулись всех основных разделов ФГОС ООО, в связи с чем пересмотра требуют и рабочие программы по учебным предметам, и учебные планы, и программы внеурочной деятельности, и рабочие программы воспитания.
Если предыдущий ФГОС направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся, единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации; доступности получения качественного основного общего образования и т.д., то ФГОС ООО третьего поколения обеспечивает выполнение и осуществление указанного выше и даже в гораздо большем объеме. В этом перечне следует выделить:
- вариативность содержания образовательных программ основного общего образования (далее - программы основного общего образования), возможность формирования программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ), которая обеспечивается во ФГОС за счет:
«1) требований к структуре программ основного общего образования, предусматривающей наличие в них:
единиц (компонентов) содержания образования, отражающих предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки (далее - учебный предмет); целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей, и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета (далее - учебный курс); части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов (далее - учебный модуль).
возможности разработки и реализации Организацией программ основного общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;
возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся»;
развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире;
разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование;
единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания;
личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания.
Если в основу ФГОС ООО второго поколения был положен системнодеятельностный подход, то в основе ФГОС ООО третьего поколения «лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей Организаций, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся в рамках единого образовательного пространства на территории Российской Федерации». При этом и у системно-деятельностного подхода остается не менее значимая роль: «Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни». А также в новом ФГОС ООО остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.
Следует подчеркнуть, что новый ФГОС ООО «определяет элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности) освоения программ основного общего образования с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного обучения обучающихся на следующем уровне образования (далее - предметные результаты).
Требования к предметным результатам: формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на
применение знаний и конкретных умений; формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных
исследований); определяют минимум содержания основного общего образования, изучение которого гарантирует государство, построенного в логике изучения каждого учебного предмета; определяют требования к результатам освоения программ основного общего образования по учебным предметам "Математика",
"Информатика", "Физика", "Химия", "Биология" на базовом и углубленном уровнях; усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной
России и мира в целом, современного состояния науки; учитывают особенности реализации адаптированных программ
основного общего образования обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп.»
Важно отметить, что «при реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, Организация вправе применять:
различные образовательные технологии, в том числе электронное
обучение, дистанционные образовательные технологии; модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.
Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении обучающихся с ОВЗ, должны предусматривать возможность приема и передачи информации в доступных для них формах».
Основные требования к структуре программы основного общего образования заключаются в следующем.
Структура программы, в том числе и адаптированной, включает обязательную часть, которая составляет 70% от общего объема программы, и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией, которая составляет 30% от общего объема программы.
Обязательные разделы программы, в том числе адаптированной:
целевой, который должен включать:
пояснительную записку (п. 31.1 ФГОС),
планируемые результаты освоения обучающимися программы ООО (п. 31.2 ФГОС),
систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы ООО (п. 31.3 ФГОС);
содержательный, который включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей (п. 32.1); 2) программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (п. 32.2);
рабочую программу воспитания (п. 32.3);
программу коррекционной работы (разрабатывается при наличии в Организации обучающихся с ОВЗ) (п. 32.4); - организационный, который включает:
учебный план (п. 33.1);
план внеурочной деятельности (п. 33.2);
календарный учебный график (п. 33.3);
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся Организацией или в которых Организация принимает участие в учебном году или периоде обучения;
характеристику условий реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, в соответствии с требованиями ФГОС.
Предметные области и учебные предметы (обязательные для изучения), входящие в учебный план:
Предметные области | Учебные предметы |
Русский язык и литература | Русский язык, Литература |
Родной язык и родная литература | Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Родная литература |
Иностранные языки | Иностранный язык, Второй иностранный язык* |
Математика и информатика | Математика, Информатика |
Общественно-научные предметы | История, Обществознание, География |
Естественнонаучные предметы | Физика, Химия, Биология |
Основы духовно-нравственной культуры народов России** | - |
Искусство | Изобразительное искусство, Музыка |
Технология | Технология |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности |
* Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий.
** При изучении предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого Организацией.
Следует отметить, что в новом ФГОС ООО максимально подробно описано, на должны быть направлены и что должны обеспечивать рабочие программы учебных предметов и учебных курсов, программа формирования универсальных учебных действий, рабочая программа воспитания и программа коррекционной работы.
Новый ФГОС четко определяет объем аудиторной работы обучающихся: «Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Общий объем аудиторной работы обучающихся с ОВЗ в случае увеличения срока обучения на один год не может составлять менее 6018 академических часов за шесть учебных лет.»
Требования к условиям реализации программы ООО, в т.ч.
адаптированной, включают:
общесистемные требования (п. 35 ФГОС);
требования к материально-техническому (п. 36 ФГОС), учебнометодическому обеспечению (п. 37 ФГОС);
требования к психолого-педагогическим (п. 38 ФГОС), кадровым (п. 39 ФГОС) и финансовым условиям (п. 40 ФГОС).
Новый ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ ООО, в т.ч. адаптированных:
личностным (п. 42 ФГОС), в т.ч. в части:
гражданского воспитания, патриотического воспитания,
духовно-нравственного воспитания,
эстетического воспитания,
физического воспитания,
трудового воспитания,
экологического воспитания,
ценности научного познания,
личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды;
метапредметным (п. 43 ФГОС), таким как:
овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия,
базовые исследовательские действия,
работа с информацией,
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение,
совместная деятельность,
овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Подробные предметные результаты даны по каждой предметной области и учебному предмету соответственно, в том числе по базовому и углубленному уровням отдельно (для предметов, имеющий базовый и углубленный уровень).
В соответствии с новым ФГОС ООО были разработаны и одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию примерные рабочие программы по всем предметам учебного плана. Они содержат все необходимые и определенные ФГОС части, включая тематическое планирование, дифференцирующее как предметные результаты, так и предметное содержание по годам изучения.
Примерные рабочие программы могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве методической основы для разработки педагогическими работниками авторских рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета.
В настоящее время созданы и доступны методические ресурсы и сервисы для разработки и реализации рабочих программ в соответствии с новым ФГОС.
Примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана доступны педагогам посредством портала Единого содержания общего образования https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm, а также реестра примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru.
На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ - удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.
В помощь учителю разработаны и размещены в свободном доступе методические видеоуроки для педагогов, разработанные в соответствии с обновленным ФГОС основного общего образования: https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm.
Кроме того, разработаны и размещены в свободном доступе учебные пособия, посвященные актуальным вопросам обновления предметного содержания по основным предметным областям ФГОС ООО: https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm.
6