Федор Михайлович Достоевский
1821 - 1881
Автор – учитель русского языка и литературы МОУ Дмитровская СОШ № 9
Русак Инна Николаевна
«ПОДРОСТОК». «ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ». «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ». ПУШКИНСКИЙ ПРАЗДНИК. КОНЕЦ. ПОСЛЕ СМЕРТИ.
ЧАСТЬ 4
В конце 1874 года князь Мещерский , владелец солидного, пользующегося хорошей репутацией еженедельника «Гражданин», предложил Достоевскому место главного редактора с жалованьем 3000 рублей в год. В его распоряжении будет крупный раздел хроники «Дневник писателя».
Достоевский соглашается . Очень скоро он понимает, что новые обязанности совершенно поглощают его время, и ради журналистики приходится полностью жертвовать творчеством романиста … Но игра, что называется, того стоит! Тут, на страницах «Дневника», он весь перед нами – бурлящий мыслями, спорящий сам с собой, пророчествующий, ошибающийся…
И во все это время – работа над новым романом. «ПОДРОСТОК». Чем не говорящее название?
Критика благожелательно встречает произведение Достоевского.
В «Дневнике писателя» впервые публиковались ответы на письма читателей со всей России, были напечатаны небольшие художественные произведения: «Бобок» (1873), «Мальчик у Христа на ёлке» (1876), «Мужик Марей» (1876), «Столетняя» (1876), «Кроткая» (1876), «Сон смешного человека» (1877). В 1880 году вышел очерк о Пушкине.
К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят так называемое
«ВЕЛИКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ»,
в которое входят последние романы
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ
И НАКАЗАНИЕ» (1866),
«ИДИОТ» (1868),
«БЕСЫ» (1871—1872), «ПОДРОСТОК» (1875)
и
«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» (1879—1880)
В эти годы, наполненные напряженным трудом, Федор Михайлович поистине СЧАСТЛИВ!
Он обожает своих малышей:
«Детки… поселились в гостиной,
наставили стульев и играют…
Детишки …
ездили кататься,
потом пошли
снег отгребать…»
Он влюблен в свою жену , так же как в первые годы брака. Письма к ней подписывает: «Твой вечный муж»!
Он играет с детьми, совершает долгие прогулки по берегу реки, окружает неловкими заботами Анну Григорьевну,
которая ждет ребенка.
10 августа 1875 года на свет появляется мальчик,
которому дают имя Алексей.
Размеренная и плодотворная жизнь! НО…
16 мая 1878 года у 3-хлетнего сына Алеши произошел приступ эпилепсии. Припадок длился 3 часа, и ребенок умер, не приходя в сознание(!) Эта смерть СРАЗИЛА Достоевского!!!
Любовь
После смерти маленького Алексея Анна Григорьевна уговаривает мужа поехать с молодым профессором В.Соловьевым в ОПТИНУ ПУСТЫНЬ.
Она надеется, что эта поездка отвлечет Федора Михайловича от горестных мыслей.
Достоевский уступает настояниям жены. Сердечная встреча монахов, беседы со знаменитым старцем Амвросием… Во время этих бесед в сознании писателя окончательно складывается образ совершенного христианина – отца Зосимы в романе «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ».
«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
ВОЗНОСЯТ ДО АПОГЕЯ СЛАВУ ДОСТОЕВСКОГО!
Им восхищаются не меньше, чем Тургеневым и Толстым .
Ему верят больше, чем Тургеневу и Толстому.
Немало испытаний выпало на его долю… он перешагнул через все это, он все преодолел. Но он стар . Он неизлечимо болен . Само его душевное спокойствие предвещает близкую смерть . Уже 7 лет он страдает от эмфиземы легких…
«Я ЗДЕСЬ МЕЧТАЮ ОБ УСТРОЙСТВЕ БУДУЩЕГО…
ЗА ДЕТОК И ИХ СУДЬБУ ТРЕПЕЩУ».
В мае 1880 года Общество любителей русской словесности
прислало Федору Михайловичу приглашение на открытие памятника Пушкину с просьбой выступить с речью на торжествах в Москве.
Всю свою жизнь Достоевский называл Пушкина, как и Гоголя, своим учителем.
Нежно и ревниво благоговел перед ним.
Опасался коварных и трусливых нападок других ораторов на своего кумира .
Западники чествовали в Пушкине великого европейца…
Славянофилы не осмеливались признать в нем великого русского…
Все ждут окончательного слова о поэте, которое примирило бы обе партии.
И Достоевский чувствует, что именно ему предназначено произнести эти пророческие слова!
«Речь эта вызвала восторг, подобного которому не было в истории русской литературы»…
Достоевский начинает свою речь глуховатым голосом, который мало-помалу крепнет, звучит все громче и вот уже гремит на весь зал.
… Что такое Пушкин? Это –олицетворение национального духа ,
русского характера с его великой способностью совершенного перевоплощения в гении чужих наций…
Пушкин – сама Россия с ее
ВСЕМИРНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТЬЮ И ВСЕЧЕЛОВЕЧНОСТЬЮ…
Достоевский умолкает. Он бледен.
И вдруг … бушующая, словно волны моря, людская толпа, крики, слезы, враги обнимаются и клянутся стать лучше, женщины, мужчины встают, бьют в ладоши…
Перед его внутренним взором проносятся
маленькие комнатки в цветных обоях Мариинской больницы , липовые аллеи Дарового , длинные коридоры Инженерного училища ,
берлога Петрашевского ,
мрачные казематы Петропавловки и 3 столба, врытые в снег перед стоящими строем жандармами.
Ветер. Снег. Холод. СИБИРЬ… Семипалатинск…
Издевательский смех Полины.
И рулетка , которая крутится, крутится…
Анна Григорьевна в слезах.
Неприметный холмик на безымянном кладбище в чужой стране …
Города, лица, глаза … лампа, освещающая рабочий стол… злобное лицо ростовщика …
Мчащийся с грохотом поезд и, наконец, бледное небо РОССИИ , которая все ближе, ближе…
РОССИЯ , которая признает его.
Ему слышится как будто гул морского прилива, этот гул нарастает, приближается, - из глубин неведомых толп к нему доносятся, усиливаясь, выкрики:
«ВЫ ГЕНИЙ, ВЫ БОЛЕЕ, ЧЕМ ГЕНИЙ!»
Он столько боролся !
Он столько выстрадал !
И так поздно познал
высшее счастье творца –
БЫТЬ ПОНЯТЫМ.
Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
И вот вдали, как будто выступая из тумана, появляется и устремляется к нам целая толпа странных созданий , силуэты их фигур размыты, черты расплывчаты, но вера и надежда озаряют их просветленные лики.
РАСКОЛЬНИКОВ, МЫШКИН, РОГОЖИН, СТАВРОГИН, ВЕРСИЛОВ, БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ…
И ВОТ УЖЕ ОНИ
– эти преступники, эти безвинные, эти развратники - СРЕДИ НАС , серьезные и сосредоточенные.
И МЫ УЗНАЕМ В НИХ СЕБЯ.
И ЗНАЕМ: отныне они будут сопровождать нас до последних дней нашей жизни, вместе с нами задыхаясь от сжигающих нас желаний , вместе с нами томясь духовной жаждой и подталкивая нас в спину каждый раз, когда нам покажется, будто мы достигли цели.
«Не останавливайся на пути к наивысшему!»
– писал Гёте.
Д о с т о е в с к и й
потому и велик , что никогда не останавливался .