ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ И ИСССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
«МИР В ВАШИХ РУКАХ»
Фейерверки и пиротехника как пожароопасные объекты
Лебедева Ольга
МБОУ «Основная школа №12» ,
Гаткинского сельского поселения
Советско-Гаванского муниципального района,
7 класс
Руководитель:
Максименко Наталья Гавриловна, учитель биологии
г. Советская Гавань
2022 год
Содержание:
Введение | стр. 3 |
Глава 1. В чем секрет любви людей к фейерверкам?.......................... | стр. 4 |
Глава 2. История фейерверков………………………………………… | стр. 5-6 |
Глава 3. Чем же вредна пиротехника? ………………………………… | стр. 7-8 |
Заключение………………………………………………………………… | стр. 9 |
Список использованных источников………………………………… | стр. 10 |
Приложение…………………………………………………………….. | стр. 11 |
Введение
Каждый хотя бы раз в жизни наблюдал праздничный фейерверк: миллионы красочных огней рассыпаются яркими сверкающими звездами, складываются в разнообразные узоры и переплетения – зрелище завораживающее. Сегодня отмечается необычайный рост популярности салютно-фейерверочной продукции. И не только у дворовых мальчишек к маленьким петардам. Все более солидные люди проявляют интерес к продуманным, срежиссированным пирошоу. Но многие ли из нас, любуясь красочным представлением, задумывается о его обратной стороне. Что же скрывается за этим развлечением?!
Цель работы: в своей работе я хочу показать что использование пиротехники ,в том числе фейерверков бывает очень опасно .Для изучения этого вопроса я провела исследование применения пиротехники и фейерверков среди обучающихся нашей школы.
Задачи:
1.познакомиться с историей появления пиротехники;
2.изучить уровень опасности по применению пиротехники;
3.провести анкетирование среди обучающихся «Как ты относишься к фейерверкам»;
4.выяснить, наносят ли фейерверки вред окружающей среде и как влияют на здоровье человека;
5.разработать рекомендации по минимизации потребления пиротехнических изделий и соблюдений правил техники безопасности при их использовании.
Гипотеза: использование пиротехнических изделий пагубно влияет на здоровье человека.
Методы исследования:
• изучение литературы по данной теме;
• социологический опрос;
• обобщение.
Для решения задач я изучу литературу о появлении пиротехники и её применению, познакомлюсь с видами пиротехники и уровнями её опасности, проведу анкетирование среди обучающихся нашей школы.
Я считаю что изучение данного вопроса очень важно, так как часто дети страдают от неправильного применения и использования пиротехники, получают ожоги и более опасные травмы .На основе моего исследования я могу рекомендовать как правильно использовать пиротехнику, какую технику безопасности необходимо соблюдать. Так же обучающиеся будут знать, с какого возраста они могут использовать пиротехнику самостоятельно.
Глава 1. В чем секрет любви людей к фейерверкам?
Психологи уверены, что устоявшиеся реакции на огонь и свет таятся глубоко в бессознательном, сообщает rus.newsru.ua.
Во время салютов у людей меняется активность коры головного мозга, кровяное давление, пульс и частота дыхания. Секрет кроется в цветовых и звуковых эффектах фейерверка, которые на бессознательном уровне возбуждают и порождают страх. Страх стимулирует выработку адреналина в крови и приводит мозг к состоянию эйфории - наивысшего наслаждения. В лобных долях головного мозга возникают очаги активности, что рождает очень сильные эмоции, придает ощущение жизненной силы и уверенности в себе.
По мнению ученых, фейерверки высвобождают огромную внутреннюю энергию - и позитивную, и негативную, помогают снимать агрессию. Вот почему для многих молодых людей важно в новогоднюю ночь «пострелять» салютом.
Кроме того, ученые отмечают: фейерверк продолжает оставаться в коллективном бессознательном символическим продолжением ритуального обрядового огня. Вот почему салюты притягивают людей к себе, вызывают у них чувство единения и сопричастности.
Социологический опрос: «Твоё отношение к фейерверкам».
Я провела среди учащихся нашей школы социологический опрос о влиянии фейерверков на окружающую среду и на здоровье человека. Было опрошено 24 человека. В результате опроса я выяснила как обучающиеся нашей школы относятся к пиротехнике.
На первый вопрос «Нравится ли тебе наблюдать за пиротехническими шоу (фейерверки, салюты, петарды…)?», 95% опрошенных ответили – да, 5% - нет.
На второй вопрос «Лично участвовали в пиротехнических шоу?» ответили да - 37% учащихся, нет - 63%.
Знают какое влияние пиротехнические шоу оказывают на окружающую среду, 67% учащихся ответили – отрицательное, а 33% затрудняются с ответом.
75% отвечающих знают, что пиротехнические шоу оказывают отрицательное влияние на здоровья человека, 25% затрудняются ответить.
Проводят ли пиротехнические шоу вблизи жилых домов, да ответили 8% обучающихся, нет - 92%.
Проводят пиротехнические шоу в лесу 17% отвечающих, нет - 83%.
Строго выполняют все рекомендации при запуске петарды или фейерверка, указанные на изделии 100 % респондентов.
Запускают петарды без взрослых 21% отвечающих, нет – 79%.
100% обучающихся не носят в карманах петарды.
Если изделие по какой-либо причине не сработало, запускают его заново 13% учащихся, 87% - нет.
Выводы: некоторые учащиеся нашей школы плохо знают правила техники безопасности и не знают, какое именно влияние пиротехнические шоу оказывают на окружающую среду и здоровье человека, а значит необходимо просветить их в этом вопросе. Фейерверки после использования загрязняют не только воздух, но и водоемы и наносят большой вред для экологии.
Глава 2. История фейерверков.
Фейерверк – разноцветные живописные декоративные огни, которые получаются в процессе сжигания специальных пиротехнических смесей. Слово пиротехника имеет греческое происхождение: огонь и техника. Фейерверки уже давно стали неотъемлемой частью всех праздничных мероприятий. Огненные искры, разрывающиеся в небе радугой цвета, искрящийся дождь и фонтаны из огня – всё это является превосходным украшением любого торжества или праздника. Фейерверки были известные еще в далекие времена, когда огонь считался божественной силой, которая имела способность очищать и защищать.
История первых фейерверков родом из Китая. Древние китайцы бросали стебли молодого бамбука в огонь, он взрывался, образуя яркое пламя и сильный грохот. Эти манипуляции производились для отпугивания злых духов. В IX веке два китайских монаха-алхимика в поисках эликсира бессмертия, получили черный порошок и назвали его «хуояо» или «химикатом огня», ныне известный как черный порох. С изобретением пороха проведение фейерверков превратилось в целое искусство пиротехники. Изначально фейерверки использовались на религиозных праздниках, считалось, что взрывы и свет таких фейерверков отгоняют злых духов в светлые праздники. Позднее, когда фейерверки попали в Европу, они стали неизменным атрибутом праздника. Знатные особы не скупились на фейерверки, чтобы удивить своих гостей.
История появления фейерверков на Руси берет начало в 1389 году во времена правления Дмитрия Донского. В одной из старинных книг содержится описание фейерверка 1672 года, который был организован в дни празднования масленицы по указу царя Алексея Михайловича. Свой рассказ об этих событиях автор завершает фразой: «вечером же царь ходил смотреть на летающие потешные огни». Особый расцвет пиротехники начинается при Петре I. Юный государь часто устраивал торжественные фейерверки по случаю церковных праздников, воинских побед, семейных торжеств царской фамилии. В годы правления Елизаветы Петровны (1741 — 1761) к созданию фейерверков привлекали ученого, которому поручали организацию фейерверков и иллюминации. Так, под новый, 1754 год был показан фейерверк с иллюминацией. В архиве по этому поводу есть запись: «Сочинил фейерверк оберфейерверкер Мартынов, по изобретению господина советника профессора Ломоносова». В 1809 году под руководством графа было разработано "Положение о фейерверках", которое поставило под контроль государства проведение фейерверков. В начале XIX века фейерверочное искусство в России было на вершине своего подъема. В первый период Великой Отечественной войны, когда советские войска вынуждены были отступать под натиском превосходящих сил противника никто, конечно, не думал о салютах. 5 августа 1943 года произошло переломное событие - освобождены города Белгород и Орел. В книге «Генеральный штаб в годы войны» описана беседа Верховного Главнокомандующего с генералами:
— Давно ли вы читали военную историю? — спросил Сталин. Генералы стояли, молча, не зная, что ответить. До истории ли им было в дни напряжённых сражений с гитлеровцами?
— Если вы ее читали, — продолжал Сталин, так и не дождавшись ответа, — то помните, что ещё в древности, когда войска одерживали победы, в их честь гремели колокола. Нам тоже нужно отмечать победы более ощутимо, а не только поздравительными приказами. Считаю, что следует возродить традицию: в честь отличившихся войск давать артиллерийские салюты и устраивать иллюминацию.
Глава 3. Чем же вредна пиротехника?
Современный фейерверк состоит из пластикового корпуса в основании которого находится небольшой отсек, содержащий черный порох, необходимый для вышибания фейерверка в воздух из мортиры, которая в свою очередь может быть сделана из железа, алюминия, пластика или очень плотного картона. Большой отсек содержит части смеси химических веществ, которые при возгорании производят яркий свет и различные цвета. Вместо черного пороха главный отсек может содержать флэш -порох, который даёт резкий яркий свет и громкий хлопок. Изучив состав пиро-смеси не сложно догадаться, какую адскую смесь вредных веществ выбрасывает фейерверк в своем красивом и зрелищном раскрытии. Это всевозможные ядовитые взвеси, которые крайне опасны для природы и человека. А именно: диоксины, тяжелые металлы, хлораты, оксиды серы и прочее, и прочее. Нельзя не признать, что пиротехника добавляет дисбаланс в окружающую среду и является существенным источником ее загрязнения.
Особую опасность для человека представляют собой стойкие экотоксиканты – диоксины.
Ученые определили, что фейерверки загрязняют окружающую среду.
Вопросом «вредности» фейерверков озаботились относительно недавно. Раньше подобных исследований не проводилось.
Европейские организации по защите окружающей среды уже не первый год пытаются добиться от властей введение запрета на использование фейерверков частными лицами.
И наконец-то, побочный эффект, который просто невозможно не заметить – это огромное шумовое загрязнение. Во время проведения фейерверков звуковое сопровождение может достигать 90-120 дБ (децибел), когда предельно допустимый уровень для здоровья человека 70-80 дБ. Шум мешает нормальному отдыху, вызывает заболевания органов слуха, сердечно -сосудистые заболевания, опасные нарушения сна, ухудшение иммунитета, способствует увеличению числа других заболеваний, угнетающе действует на психику человека. Шум имеет аккумулятивный эффект, т.е. раздражение от него накапливается в организме, все сильнее угнетая нервную систему.
Особенно волнует, что в последнее время все чаще стали устраивать фейерверки не только на городских площадях, а и на придворовых территориях, а то и посреди лесов заповедных территорий. В местах, куда приезжают люди подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума и суеты, оздоровиться в конце концов, устраиваются, ничем не уступающие городским, пиротехнические действия, к тому же со значительными нарушениями техники безопасности.
Ведь очевидно, что на природе все «побочные эффекты» фейерверков значительно увеличиваются и наносят огромный вред, как отдыхающим, так и месту отдыха.
Естественно, вся пиротехника пожароопасна, и при неправильном ее использовании, могут воспламениться и ближайшие объекты. Про людей, потерявших конечности или оглохших в результате салюта, лучше вообще промолчать, чтобы сильно не расстраиваться. (Приложение 2)
Так стоит ли минутное восхищение тех последствий, которое оно вызывает?!
Заключение
Цель исследования достигнута. Моя гипотеза подтвердилась: использование пиротехнических изделий загрязняет окружающую среду и пагубно влияет на здоровье человека.
В ходе моей исследовательской работы я выполнила все поставленные задачи и получила следующие результаты:
-узнала в чем секрет любви людей к пиротехнике;
-провела социологический вопрос;
-узнала историю создания фейерверков и салютов;
-изучила в чем вред пиротехники;
-разработала рекомендации по минимизации потребления пиротехнических изделий и соблюдений правил техники безопасности при их использовании (Приложение 3).
В ходе исследовательской работы я узнала, что фейерверки приводят к токсическому загрязнению почвы, воздуха и водоемов. Убедилась, что большинство учащихся не умеет обращаться с пиротехникой, не соблюдает технику безопасности при её использовании. Многие не догадываются, что вред фейерверка намного выше минутного удовольствия от любования.
Список использованных источников
1. Звоницкий Э.М. История развития пиротехнического искусства в России / Э.М. Звоницкий. Фейерверки и салюты. – М.: Гелиос, 2003.
2. Кошкина Наталья. Чем салют отличается от фейерверка: праздничный ликбез. 4 Октября, 2017 FB.ru [Электронный ресурс]./ Режим доступа:: http://fb.ru/article/346485/chem-salyut-otlichaetsya-ot-feyerverka-prazdnichnyiy-likbez (дата обращения 26.02.2020).
3. Справочно-информационный портал Деловые новости E-NEWS.COM.UA [Электронный ресурс]./ Режим доступа: http://e-news.com.ua/show/277419.html / (дата обращения 17.02.2020).
4. Шишко Валерий. О вреде фейерверков //Сетевое издание « Terrnews .com» 05 июля 2017. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://terrnews.com/exclusives/219407-uchenye-opredelili-chto-feyerverki-zagryaznyayut-okruzhayuschuyu-sredu.html (дата обращения 18.02.2020).
.
Приложение
Рекомендации:
• Пиротехнические шоу следует проводить только по случаю празднования знаменательных событий государственного масштаба и только в специально отведенных местах.
• Для удачного запуска фейерверков покупать только качественную сертифицированную продукцию.
• Чтобы удовольствие было максимально безопасным, необходимо соблюдать правила запуска отдельных видов пиротехники.
Общие правила по запуску пиротехнических изделий:
1. Запуск пиротехнических изделий должен осуществляться только взрослыми и только на улице после ознакомления с общими правилами и персональными инструкциями к каждому изделию, которые указаны на упаковке.
2. Над площадкой не должно быть деревьев, линий электропередач и других воздушных препятствий. Вблизи не должны быть расположены постройки.
3. Ни следует запускать фейерверки при сильном ветре, дожде и других осадках.
4. Необходимо разместить и должным образом закрепить изделие, согласно приложенной инструкции. Выбирайте ровную, плоскую и твердую горизонтальную поверхность. Если изделие находится в коробке, то следует присыпать ее со всех сторон землей, песком или снегом и утрамбовать, чтобы она не перевернулась и не опрокинулась при запуске.
5. Нельзя запускать изделие, а также поджигать его с рук. Нельзя над ним наклоняться. Фитиль можно поджигать только на расстоянии вытянутой руки.
6. После поджига, немедленно покиньте опасную зону спиной к изделию. Зрители не должны входить в пределы зоны опасности.
7. После окончания работы фейерверка запрещается подходить к нему в течение минимум 10 минут. Но и после этого над изделием нельзя наклоняться.
ВНИМАНИЕ: категорически запрещено разбирать изделия и до, и после запуска, вносить изменения в его конструкцию, бросать и ударять его.
Желаем Вам красивого и безопасного праздника!
Регистрационная карточка участника.
1.Информация об участнике конкурса. |
ФАМИЛМИЯ | Лебедева |
ИМЯ,ОТЧЕСТВО | Ольга Александровна |
ДАТА РОЖДЕНИЯ | 22 сентября 2008г |
ИНДЕКС,ПОЛНЫЙ ДОМАШНИЙ АДРЕС | 682841,п.Гатка,ул.Московсакая,дом 19,кв6 |
КОД,ТЕЛЕФОН | - |
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА | - |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ | МБОУ ОШ №12 |
ПОДПИСЬ | |
2.Информация о работе. |
НАПРАВЛЕНИЕ | Исследовательская деятельность |
СЕКЦИЯ | Информационно -пропагандистская деятельность |
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ | Фейерверки и пиротехника как пожароопасные объекты |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ | МБОУ ОШ №12 |
ГОРОД(РАЙОН) | Советско-Гаванский |
3.Руководитель |
ФАМИЛИЯ | Максименко |
ИМЯ,ОТЧЕСТВО | Наталья Гавриловна |
МЕСТО РАБОТЫ,ДОЛЖНОСТЬ | МБОУ ОШ №12,учитель |
ПОДПИСЬ | |
14