МБОУ « Новотырышкинская СОШ»
Тема урока: «Феодальная раздробленность на Руси XII - начало XIII вв.»
Предмет: история России 6 класс
Учитель истории: Головкова Елена Анатольевна
Категория: 1 квалификационная категория
С. Новотырышкино 2021 г
Пояснительная записка
Предмет: история России
Возраст учащихся: 6 класс
Тема урока: Феодальная раздробленность на Руси XII - начало XIII в
Цель урока - показать факторы, определявшие развитие русских земель в XII-XIII вв. после распада единого государства, сформировать представления о причинах и последствиях политической раздробленности на Руси
Задачи:
Обучающие
- знакомство учащихся с историей крупных русских земель после распада единого Древнерусского государства
- формирование умения самостоятельно делать вывод о причинах усиления или ослабления государства в период феодальной раздробленности, а также работать с символами
Развивающие
- продолжить формирование умения выделять главное, определять значение событий сравнивать, обобщать, делать выводы работать в группе.
- обучать навыкам работы с текстом, историческим источником и работе с картой;
Воспитательные
- уважение к истории, патриотизм, понимание важности единства русской нации.
Межпредметные и внутрикурсовые связи:
-всеобщая история- история средних веков
-обществознание – экономическая и политическая сфера.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: Для решения заданий используется проблемно-поисковый метод, фронтальная беседа, дискуссия. Учащиеся работают самостоятельно, в парах и в группах, делятся результатом с классом.
Используемые приемы: Работа с текстом и картой, анализ исторического источника, игровой прием, прием работы с символами, сравнительный анализ в таблице и др ( см. конспект урока)
Смена видов деятельности, демократический стиль общения, атмосфера сотрудничества, позволяет удерживать внимание детей, их интерес к изучаемой теме.
Ресурсное обеспечение:
-
Интерактивная доска, проектор Презентация - Феодальная раздробленность на Руси
-
Карты: « Русь в X- начале XII вв», 2 русь в период XV- – начале XVIвв.», « Русь в XII - начале XIII вв.».
-
Атлас « история России с древнейших времен до конца XVI вв.» 6 класс.- М.: Дрофа, 2019.
-
Таблица “Русские княжества в XII и начале XIII в”. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2017
-
Музыкальный пролог из оперы А. Бородина «Князь Игорь» (отрывок)
-
Таблички с названием групп-княжеств
-
Раздаточный материал (дифференцированные рабочие листы, наборы разноцветных карточек)
Планируемые результаты:
Предметные: овладение базовыми историческими знаниями о причинах и процессе политической раздробленности Руси; развитие умений искать и анализировать содержащуюся в различных источниках информацию.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи; создавать обобщения и устанавливать аналогии на примере понятия « политическая раздробленность», устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения и делать выводы на примере определения причин и последствий политической раздробленности государства; смысловое чтение исторических источников.
Личностные: воспитание патриотизма, уважение к прошлому Отечества, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Основное содержание: политическая раздробленность, причины и последствия.
Основные понятия урока: политическая раздробленность, усобицы, удел.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, групповая работа.
-
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2017
-
Атлас « история России с древнейших времен до конца XVI вв.» 6 класс.- М.: Дрофа, 2019.
-
Карты: « Русь в X- начале XII вв.», «Русь в период XV- – начале XVI вв.», « Русь в XII - начале XIII вв.».
-
Интерактивная доска, проектор, презентация
-
Раздаточный материал (рабочий листы, карточки) (см. Приложения)
Методологическая база:
Основу разработки составляют теоретические положения концепции о деятельностном подходе Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающие основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
В работе опираюсь на опыт авторов, занимающихся проблемой информационных технологий в образовании – это О.Б. Воронкова, И.В. Роберт Г.К. Селевко, Использую методические рекомендации к раздаточным материалам по истории Э.М. Абдулаева и др.
А также методические приемы следующих авторов:
Н.И. Дорожина. Современный урок истории М.: Вако, 2017
Уткина Э.В, Чернов Д.И. Использование разноуровневых заданий по истории России М.: Вако, 2016
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: В 2 ч. М.: Владос, 2002.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М.: Владос, 2003
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства М.: Владос, 2010
Кучерук И.В. Технология игрового обучения истории в школе. Ростов-на-Дону.: Феникс. 2010.
Уткина Э.В, Чернов Д.И. Использование разноуровневых заданий по истории России М.: Вако, 2016
Ход урока
Учитель (типичные действия, фразы диалога с учащимися) | Ученики (ожидаемые действия, ответы) |
Актуализация Постановка учебных задач. (4-5 мин) |
-Посмотрите на эти исторические карты. Что на них изображено? Покажите, пожалуйста, границы государства на каждой карте. Слайд №2 Как вы определили границу государства? | Предполагаемые ответы: На картах изображено Русское государство, Русь. Граница государства выделена зеленой линией. |
Посмотрите на первую и третью карты – что написано напротив этой зеленой линии? А теперь посмотрите на вторую карту. Есть ли граница государства? Что еще отличает государство на второй карте? | Учащиеся приходят к выводу, что в период 12-13 вв. государства не было. Территория государства раскрашена разными цветами – отдельные княжества и земли. |
Затем перед учащимися ставится задача самим определить тему урока Давайте вспомним из истории средних веков определение феодальной раздробленности? (распад единого государства на отдельных земель (княжеств). План урока (слайд 1): Организация постановки цели, в соответствии с планом 1.Причины раздробленности. 2. 2.Условия развития русских земель и княжеств после распада единого древнерусского государства, 3.Последствия феодальной раздробленности: положительные и отрицательные. | Учащиеся формулируют тему урока – Феодальная раздробленность на Руси ХII- начало ХIII в» Запись темы во главе с князьями). Слайд 1-2 ( учащиеся формулируют цели урока) Цели урока -познакомиться с новым этапом в жизни страны, выяснить причины и последствия раздробленности; - показать факторы, определявшие развитие русских земель в XII-XIII вв. после распада единого государства, формирование умения делать вывод о причинах усиления или ослабления государства. |
Основной этап. Изучение нового учебного материала: (28мин.+2 физкультминутка) |
Организация работы в парах Теперь рассмотрим причины феодальной раздробленности: -Организуем работу по группам с разноуровневыми заданиями: вы получаете карточки с заданиями трех уровней. Слайд 5 | Работа в парах,. с использованием материала параграфа п.4 стр 86-88) и документов. Каждая группа заполняет рабочие листы см. приложение Уровень 1 Задание: составить список причин самим; Составить список причин самим Уровень 2 Задание: дополните необходимые по смыслу слова в список причин раздробленности при выполнении пользуйтесь учебником на странице 86-88 Уровень 3 Задание: дополните список причин раздробленности при выполнении пользуйтесь словами-подсказками |
В ходе проверки заданий проводится « Игра-тест» У каждого из вас на парте наборы разноцветных карточек «Э» и «П». | По ходу определения причин учащиеся определяют экономические, поднимая карточку «Э» и политические, поднимая карточку «П» причины |
Организация работы в группах Из феодальных образований, на которые распалось Древнерусское государство (15 уделов) Слайд 7-8 -Назовите крупные княжества? Наиболее крупными и значительными по могуществу и влиянию на общерусские дела являлись: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество , Новгородская земля и конечно Киевское: Именно эти княжества являлись центрами конечно притяжения всей общерусской жизни. Почему? Какие факторы могли на это повлиять? - Сделайте вывод о том, какие земли в период раздробленности находились в наиболее благоприятных, а какие в наименее благоприятных условиях и почему? | Задание дается группам: Выполняется в три этапа На первом этапе ученики совместно с учителем рассматривают изображения (см. Приложение) (подготовленные учителем заранее конверты с символами) и определяют, какими символами обозначены: старые и новые торговые пути; наличие или отсутствие разорительных набегов кочевников; плодородие почвы; географическое положение земли? На втором этапе ученики работают по группам, используя учебник и карту определяя какие конверты-рисунки соответствуют:: Владимиро-Суздальскому княжеству, Галицко-Волынскому княжеству , Новгородской земле, Киевскому княжеству. На третьем этапе в ходе совместной деятельности заполняется таблица. В которой каждое благоприятное обстоятельство, способствовавшее развитию территории, оценивается в один балл. Баллы суммируются. Условия развития | Новгородская таблице земля | Владимиро-Суздальское княжество | Галицко-Волынское княжество | Киевское княжество | Плодородная земля | 0 | 1 | 1 | 1 | Важные торговые пути | 1 | 1 | 1 | 0 | Отсутствие набегов кочевников | 1 | 1 | 1 | 0 | Всего | 2 | 3 | 3 | 1 | |
Физкультминутка |
Вопросы для физкультминутки: «Да» - поднимаете руки вверх «Нет» - приседаете 1.Крещение Руси произошло в 988 году?( да) 2.Владимир Мономах автор « Повести временных лет? (нет) 3.Сбор меда диких пчел – бортничество?( да) 4. Игорь Объединил Киев и Новгород под своей властью, совершил несколько успешных походов против Византии (нет) 5. Владимир Мономах нанес половцам сокрушительное поражение, принял новый свод законов «Устав», который облегчил положение зависимого населения на Руси (да) 6.Холоп - человек, отрабатывающий долг? (нет) 7.Удел - владение Киевского князя? ( нет) 8. Установившийся в Древней Руси порядок престолонаследия после смерти Ярослава Мудрого являлся причиной феодальной раздробленности? (да) 9.Период феодальной раздробленности начался в 13 веке? ( нет в 12 в) 10.Рост крупного землевладения является причиной феодальной раздробленности? (да) |
Работа индивидуально-групповая |
-Каковы могут быть последствия феодальной раздробленности? -Представьте, что вы правители своих княжеств(земель) и вам надо подумать что вы будете развивать в своем княжестве чтобы именно оно стало самым богатым и могущественным ? ( -Перечисленные вами последствия относятся к «+» или «-« последствиям? Слайд 9 Слайд 10 Что объединяло русские земли? Звучит пролог из оперы А. Бородина «Князь Игорь» Игорь с сыном Владимиром и боевой дружиной собирается в поход против половцев — кочевников, опустошающих хищными набегами русские земли. Неожиданно начинает темнеть, сгущается мрак, наступает солнечное затмение. Народ видит в нем плохое предзнаменование. Княгиня Ярославна умоляет мужа отложить Площадь в старинном русском городе Путивле. Князь поход, но Игорь непреклонен. Он полон решимости разгромить врага, отстоять свободу отчизны от посягательств захватчиков. | Учащиеся выполняют задание в рабочих листах)с последующим обсуждением в группе ( предполагаемые ответы) -развитие хозяйства -развитие культуры -сохранение единой религии и языка -укрепление власти (Предполагаемые ответы учащихся) Последствия: - (+) подъем хозяйства и культуры отдельных княжеств и земель; - (+)развитие торговли, складывание новых торговых путей - (+) сохранение единой религии и языка Учащиеся прослушивают пролог из оперы А. Бородина «Князь Игорь» и комментарии учителя |
» Слайд 11 -Как автор « Слова» определяет причины разорений от половецких набегов? -Найдите в тексте слова, подтверждающие мысль автора о необходимости единения русских князей в борьбе с общим врагом - Историки отмечают, что количество княжеств постоянно менялось. В ХIIIв их стало 50. Как вы думаете почему? Ответ - Слайд 13 Учащиеся формулируют Слайд 14 | Далее учащиеся анализируют отрывок из «Слово о полку Игореве Учащиеся отвечают на вопросы к документу и делают вывод о возрастании половецкой опасности, ослаблении обороноспособности страны из-за усобиц |
Рефлексия |
-На листочках попробуйте оценить свою работу по 5-ти- балльной системе | 1) Как я усвоил материал? а) усвоил весь--5 б. б) усвоил частично - 4 б. в) мало, что понял- 3 б. 2) Как я работал? а) со всеми заданиями справился сам, работой доволен- 4-5 б. б) допустил ошибки (где?) 3-4 б. в) не справился с частью заданий (какими?) - 4б. 3) Как работала группа, учебная пара? а) дружно, вместе разбирали все задания 5-б. б) не все активно участвовали в обсуждении -3-4 б в) работа была вялая, неинтересная – 1-2 б. 4) Сложно ли было на уроке? В чем эта сложность? 5) Понравилась ли вам такая форма урока? Чем? -Оценки за урок |
Комментирование домашнего задания(2 мин.) |
Ученикам дается разноуровневое домашнее задание: -
повторить по параграфу даты, имена, термины, связанные с периодом раздробленности Руси периода XII-XIII вв. 2.Составьте синквейн по теме 3. Составить характеристику исторического деятеля Владимира Мономаха | Записывают домашнее задание |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист
Уровень 1
Задание 1 (работа в парах): составить список причин феодальной раздробленности самим при выполнении пользуйтесь текстом учебника на странице 86-88;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2(работа в группе)
А) Используя учебник и карту определите какие конверты-рисунки соответствуют карточке княжества вашей группы
Б) таблица заполняется в ходе совместной деятельности с учителем
Условия развития | Новгородская таблице земля | Владимиро-Суздальское княжество | Галицко-Волынское княжество | Киевское княжество |
Плодородная земля | | | | |
Важные торговые пути | | | | |
Отсутствие набегов кочевников | | | | |
Всего | | | | |
Задание 3(индивидуально, с последующим обсуждением в группе) Определяем последствия феодальной раздробленности
Представьте, что вы правитель своего княжества (земель) и вам надо подумать что вы будете развивать в своем княжестве чтобы именно оно стало самым богатым и могущественным ?
-развивать ______________
-развивать _______________
-развивать _______________
-сохранять единую_______________
-говорить на едином____________
-укреплять _____________
Подумайте, ваши действия как правителя мы отнесем к положительным или отрицательным последствиям для государства?
Документ
« Слово о полку Игореве». Конец ХII в
Ты храбрый Рюрик, и Давыд …Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича! Галицкий Осмомысл Ярослав!...Страх перед тобой по землям течет…Стреляй же, господин, в Кончака, поганого половчанина, за землю Русскую..!
…Ярославовы все внуки и Всеславовы!..В своих распрях начали вы призывать поганых на землю Русскую…Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой!..Кровавые берега засеяны костями русских сынов.
Вопросы к документу:
-Как автор « Слова» определяет причины разорений от половецких набегов?
-Найдите в тексте слова, подтверждающие мысль автора о необходимости единения русских князей в борьбе с общим врагом?
Рабочий лист
Уровень 2
Задание 1 (работа в парах): вставьте необходимые по смыслу слова в список причин феодальной раздробленности (при выполнении пользуйтесь текстом учебника на странице 86-88);
1.Установившийся в Древней Руси порядок_____________________ после смерти Ярослава Мудрого.
2. Усилилась власть князей в своих______________
3. Городское население не хотело платить Киеву, а желало иметь собственного (местного) ______________, отстающего их ______________ .
4. Господствовало _____________________ хозяйство.
5.Рост крупного землеладения. Князь и бояре не ходят в походы за добычей, а извлекают прибыль из __________________
6.Упадок торгового пути «__из_______________» Киев теряет значение торгового центра страны, его затмевают новые растущие города в отдельных землях
Задание 2 (работа в группе)
А) Используя учебник и карту определите какие конверты-рисунки соответствуют карточке княжества вашей группы
Б) таблица заполняется в ходе совместной деятельности с учителем
Условия развития | Новгородская таблице земля | Владимиро-Суздальское княжество | Галицко-Волынское княжество | Киевское княжество |
Плодородная земля | | | | |
Важные торговые пути | | | | |
Отсутствие набегов кочевников | | | | |
Всего | | | | |
Задание 3(индивидуально, с последующим обсуждением в группе) Определяем последствия феодальной раздробленности
Представьте, что вы правитель своего княжества (земель) и вам надо подумать что вы будете развивать в своем княжестве чтобы именно оно стало самым богатым и могущественным ?
-развивать ______________
-развивать _______________
-развивать _______________
-сохранять единую_______________
-говорить на едином____________
-укреплять _____________
Подумайте, ваши действия как правителя мы отнесем к положительным или отрицательным последствиям для государства?
Документ
« Слово о полку Игореве». Конец ХII в
Ты храбрый Рюрик, и Давыд …Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича! Галицкий Осмомысл Ярослав!...Страх перед тобой по землям течет…Стреляй же, господин, в Кончака, поганого половчанина, за землю Русскую..!
…Ярославовы все внуки и Всеславовы!..В своих распрях начали вы призывать поганых на землю Русскую…Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой!..Кровавые берега засеяны костями русских сынов.
Вопросы к документу:
-Как автор « Слова» определяет причины разорений от половецких набегов?
-Найдите в тексте слова, подтверждающие мысль автора о необходимости единения русских князей в борьбе с общим врагом?
Рабочий лист
Уровень 3
Задание 1( работа в парах): дополните неоходимые по смыслу слова в список причин раздробленности при выполнении пользуйтесь словами-подсказками:
1.Установившийся в Древней Руси порядок____________________ после смерти Ярослава Мудрого.
2. Усилилась власть князей в своих____________________.
3. Городское население не хотело платить Киеву, а желало иметь собственного (местного) князя, отстающего их ______________ .
4. Господствовало ____________________ хозяйство.
5.Рост крупного землеладения. Князь и бояре не ходят в походы за добычей, а извлекают прибыль из __________________
6.Упадок торгового пути «____________________» Киев теряет значение торгового центра страны, его затмевают новые растущие города в отдельных землях
Слова - подсказки: из варяг в греки; престолонаследия; уделах или княжествах; интересы; натурального; эксплуатации (см. значение слова на стр 87. в учебнике)
Задание 2(работа в группе)
А) Используя учебник и карту, определите какие конверты-рисунки соответствуют карточке княжества вашей группы
Б) таблица заполняется в ходе совместной деятельности с учителем
Условия развития | Новгородская таблице земля | Владимиро-Суздальское княжество | Галицко-Волынское княжество | Киевское княжество |
Плодородная земля | | | | |
Важные торговые пути | | | | |
Отсутствие набегов кочевников | | | | |
Всего | | | | |
Задание 3 (индивидуально с последующим обсуждением в группе) Определяем последствия феодальной раздробленности
Представьте, что вы правитель своего княжества (земель) и вам надо подумать что вы будете развивать в своем княжестве чтобы именно оно стало самым богатым и могущественным ? (вставьте пропущенные буквы и вы справитесь с заданием)
-развивать ___хоз…………о
-развивать ____ку………ру..
-сохранять единую ре ….гию
-говорить на едином___яз……е
-укреплять __вл…….ь___________
Подумайте, ваши действия как правителя мы отнесем к положительным или отрицательным последствиям для государства?
Документ
« Слово о полку Игореве». Конец ХII в
Ты храбрый Рюрик, и Давыд …Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича! Галицкий Осмомысл Ярослав!...Страх перед тобой по землям течет…Стреляй же, господин, в Кончака, поганого половчанина, за землю Русскую..!
…Ярославовы все внуки и Всеславовы!..В своих распрях начали вы призывать поганых на землю Русскую…Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой!..Кровавые берега засеяны костями русских сынов.
Вопросы к документу:
-Как автор « Слова» определяет причины разорений от половецких набегов?
-Найдите в тексте слова, подтверждающие мысль автора о необходимости единения русских князей в борьбе с общим врагом?