СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФЕОФАНОВА С. П. Урок "Сочинение-описание по картине В. Жолток «Колокольчики лесные»" РЯиЛ 2020-11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФЕОФАНОВА С. П. Урок "Сочинение-описание по картине В. Жолток «Колокольчики лесные»" РЯиЛ 2020-11

Просмотр содержимого документа
«ФЕОФАНОВА С. П. Урок "Сочинение-описание по картине В. Жолток «Колокольчики лесные»" РЯиЛ 2020-11»




С. П. Феофанова, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 40 г. Могилёва


Сочинение-описание по картине В. Жолток «Колокольчики лесные» V класс



Цель: подготовка учащихся к написанию сочинения-описания.

Задачи: создать условия для восприятия и понимания учащимися картины; способ­ствовать формированию навыков анализа произведения живописи и аргументирования своего ответа, содействовать совершенствова­нию умения применять на практике знания о стилях и типах речи; содействовать разви­тию устной и письменной речи учащихся, об­разного мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков; способствовать воспитанию у учащихся эстетического вкуса, духовности, интереса к русскому языку и ис­кусству.

Тип урока: урок развития речи.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

Оборудование: мультимедийный проек­тор, презентация, рабочие материалы; на до­ске — эпиграф, натюрморты.

Эпиграф: Пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир!

И. С. Никитин

Ход урока

  1. Организационный этап.

  • Здравствуйте, ребята. Я рада приветство­вать вас на уроке русского языка. Какое сегод­ня у вас настроение? (Хорошее, отличное ...)

  • Кто или что создаёт такое настроение? (Родители, друзья, хорошие отметки, люби­мое дело, красота природы...)

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

  1. Подготовка к восприятию картины.

  • Сегодня на уроке у вас будет возмож­ность соприкоснуться с прекрасным. С чем именно, вы узнаете, отгадав загадку:

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Название ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли.

(Колокольчик.)

  • Правильно, это колокольчик. С какими воспоминаниями, событиями из вашей жизни связаны эти цветы? Где их можно встретить?

  • Какими вы себе представляете коло­кольчики?

  • Посмотрите видеоролик и скажите, ка­кие чувства у вас вызывают эти цветы.

  1. Сопоставление личных наблюдений и наблюдений художников слова.

  • Обратимся к рабочим материалам, с которыми вы будете сегодня работать. Про­читайте стихотворения поэтов. Какими поэ­ты видят колокольчики и какое отношение выражают к ним?

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

А. Толстой

Звените, колокольчики, звените.

Вы музыкой своей плените всех.

Дарите свежесть, красоту дарите,

Пусть радует ваш серебристый смех.

Цветок души, заливистый и звонкий,

Бывает белым, светло-голубым,

И ярко-синим, как глаза ребёнка,

И розовым, как нежный цвет зари.

В моём саду он счастья добрый вестник,

Он сказочный романтик для друзей.

И сердце вторит нежной чистой песне,

А жить с чудесным звоном веселей.

Т. Лаврова

  • Какие слова используют поэты для создания образов цветов и для выражения своего отношения к ним? Подчеркните их (работа в парах).

  • Каким стилем написаны предлагаемые вашему вниманию тексты?

  • Как вы думаете, почему колокольчик так называется? Прочитайте, как его назва­ние объясняется в тексте упражнения 232.

  1. Формирование мотивации. Целеполагание.

  • Думаю, вы уже догадались, что наш урок связан с колокольчиками. Нам пред­стоит сложная, но увлекательная работа. Мы соприкоснёмся с миром искусства: будем ра­ботать с картиной известной белорусской ху­дожницы Валерианы Константиновны Жолток «Колокольчики лесные». Результатом работы станет сочинение.

Демонстрируется репродукция картины ( слайд ).

  • Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Подготовиться к написанию сочи­нения по картине.)

  • Давайте определим, решение каких задач позволит достичь этой цели. Что нуж­но предварительно сделать, чтобы написать хорошее сочинение? (Внимательно рассмо­треть картину, определить своё отношение к ней, что и как на ней изображено, понять замысел художника, создать план сочине­ния, подобрать словесный материал для соз­дания текста.)

  1. Актуализация знаний.

  • К какому типу речи будет относиться созданный вами текст? Почему? (Описание.)

  • Правильно, мы будем готовиться к сочинению-описанию. А какова структура описания? Обратимся к рабочим материалам. Восстановите пробелы в предложениях.

  1. Общее (впечатление) от предмета речи.

  2. (Признаки) предмета описания.

  3. (Оценка) предмета речи.

  • Проверьте себя {слайд). Это общий план любого сочинения-описания. Он помо­жет вам в работе. У вас должен получиться текст-описание, но могут ли в нём быть эле­менты повествования, рассуждения? Приве­дите возможные примеры их использования в тексте. (Повествование о том, как коло­кольчики оказались на окне. Рассуждение о красоте природы, цветов, об умении за­мечать эту красоту, о влиянии природы на человека.)

  • Вспомните, каковы функции художе­ственного стиля, ведь вы будете создавать художественное описание. (Нарисовать об­разную картину словами, воздействовать на чувства читателя.)

  • На уроке вам предстоит стать и худож­никами, и писателями одновременно. Обра­тите внимание на доску. Поэт Иван Никитин писал: «Пойми живой язык природы, и ска­жешь ты: прекрасен мир!» И вы, как худож­ники, должны суметь увидеть в предмете замечательное, удивительное, понять живой язык природы, а затем записать свои впечат­ления, найти единственно нужные слова.

  1. Операционно-познавательный этап.

  1. Беседа по картине. Подготовка рабо­чих материалов.

  • Вспомните из уроков искусства, какие бывают жанры живописи. Посмотрите на картину Валерианы Жолток «Колокольчики лесные» и скажите, к какому жанру следует её отнести. Почему? (Натюрморт.)

  • Обратите внимание на слайд.

Натюрморт (от фр. nature morte — ‘мёрт­вая природа’) — изображение неодушевлён­ных предметов.

Сообщение учащегося.

Помните, как Мишка из мультика «Маша и медведь» рисовал картину, где возле бочон­ка мёда в золотых амфорах лежали яблоки и груши? Всё, что сорвано, срезано или со­брано, но продолжает радовать человеческий глаз, — это натюрморт. В переводе с фран­цузского языка натюрморт означает ‘мёртвая природа’. Однако это лишь дословный пере­вод. На самом деле натюрморт — это изобра­жение неподвижных, застывших предметов (цветов, овощей, фруктов, мебели, ковров и т. д.). Первые натюрморты встречаются на фресках Древней Греции и Древнего Рима. Натюрмортом часто увлекались знаменитые художники. Известны такие натюрморты Винсента Ван Гога с цветами, как «Ваза с 12 подсолнухами», «Натюрморт с красны­ми маками и ромашками», «Ирисы» {демон­стрируются на слайдах). Палитра цветов и самых разнообразных оттенков позволяет нынешним мастерам натюрморта достичь не­вероятной реалистичности и красоты. Хотите полюбоваться впечатляющими картинами талантливых современников?

Демонстрируются натюрморты с цвета­ми Сесила Кеннеди, Джулиана Стапперса и других художников.

  • Вернёмся к натюрморту Валерианы Жолток. Какие чувства, какое настроение вы­звала у вас картина? (Изображённый на по­лотне нежный, огромный, ароматный букет вызывает трепетные, романтические чув­ства; радость, восторг, восхищение, так как посреди зимы можно прикоснуться к лету.)

  • Рассмотрите картину «Колокольчики лесные». Что с первого взгляда привлекает внимание на картине? (Огромный, пышный букет весёлых лесных колокольчиков.)

  • Как вы думаете, чем этот натюрморт отличается от ранее увиденных натюрмор­тов, на которых тоже присутствуют цветы? (Букет колокольчиков изображён на окне деревенского дома, который занимает зна­чительную часть картины. Картина про­никнута национальным колоритом. Его создают колокольчики, рушник, деревянный дом. Автор картины — выдающаяся бело­русская художница, которая и отразила на картине особенности родного быта, родной природы.)

  • Большинство полотен Жолток посвя­щено Беларуси, природе, детям. Она работа­ла в бытовом жанре, в жанре портрета, пей­зажа, натюрморта. Произведениям Жолток присущи свобода и правдивость композиции, богатство и утончённость цветовой гаммы. В чём правдивость композиции этой карти­ны? Как букет мог оказаться на подоконни­ке? (Правдивость композиции в том, что всё изображённое можно увидеть в реальной жизни. Тёплым июльским днём кто-то на лесной поляне собрал букет колокольчиков, принёс их домой и поставил в вазу.)

  • Изображение на холсте — это зримое отражение того, что звучит в душе художни­ка. А можно ли сказать, какое настроение у создателя этого натюрморта? Из предложен­ных слов выберете три-четыре, наиболее под­ходящих, на ваш взгляд.

Настроение радостное, хорошее, светлое, праздничное, солнечное, приподнятое, бо­дрое, торжественное, игривое, задорное, приятное, лёгкое, лучезарное, лучистое, забавное, ликующее, восторженное, восхи­щённое, счастливое', жизнеутверждающее, оптимистическое, великолепное, прелест­ное, чудное, оживлённое, бурное, возбуж­дённое, волшебное, воспевающее, грустной радости, звонкое, мечтательное, прослав­ляющее, сказочное, жизнерадостное.

Учащиеся называют выбранные слова и объясняют свой выбор.

  • Как художница смогла передать это настроение? Какими средствами она поль­зуется для передачи своих чувств, своего отношения к колокольчикам? Какие цве­та использует? (Голубые, сиреневые, синие и лиловые краски перемешались в букете, поэтому он получился такой яркий, сочный, живой.)

  • Художник изображает то, что видит. А запах невидим. Удалось ли Валериане Жолток передать запахи? Какие они? (За­пахи родных полей и лесов, душистых трав и цветов.)

  • Закройте глаза.

Звучит аудиозапись звуков природы (пе­ние птиц, шелест ветра, звон колокольчи­ков ).

  • Что вы услышали? Можно ли всё это услышать, глядя на картину Валерианы Жолток?

Физкультминутка.

А сейчас представим себя колокольчика­ми и немного отдохнём.

Колокольчик голубой (наклоны головы в стороны )

Поклонился нам с тобой (наклон тулови­ща вперёд ).

Колокольчики-цветы (наклоны головы в стороны)

Очень вежливы,

А ты (руки вперёд)?

Как вы думаете, что хотела худож­ница показать на полотне? (Красоту коло­кольчиков. Такое чувство, что цветы были специально поставлены на подоконник, что­бы проходящие мимо люди могли также по­любоваться их красотой.)

  • Какими изобразила Валериана Жолток колокольчики? (Ответы учащихся.)

  • Присмотритесь, как детально показа­но каждое соцветие цветка, каждый цвето­чек и листочек. Заполните вторую колонку таблицы (рабочие материалы), продолжив ряд определений. Слова-определения, обо­значающие цвет, можно выписать из упраж­нения 234 (слова записываются в соответ­ствующие ячейки). Работать вы будете в парах.

Что описываем

Признаки

Образные средства

Букет

Большой...

Огромный; как нежное голубое облачко; выглядывает во двор, радуется солнцу

Колокольчики

Нежные...

Голубые, как небо; восхитительные, очаровательные расте­ния; воплощение прекрасного; склонили головки; перезвани­ваются; шепчутся друг с другом; горят тихой нежностью; милые, застенчивые; несколько веточек колокольчиков отра­жаются в стекле левой створки окна, как в зеркале

Цветки

Узкодонные...

Склоняются к подоконнику; тянутся вверх; неброская, за­стенчивая красота

Стебельки

Тонкие...

Длинные ножки; с мягкими волосками

Листочки

Узкие...

Зелёные листья-лоску тки; нежно-салатовые пятна листвы.

Лепестки

Фиолетовые...

Словно лодочки



Учащиеся афишируют результаты, ра­боты.

— Создавая текст-описание в художест­венном стиле, нельзя обойтись без средств художественной выразительности: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений.

Вспомнить сведения о них поможет таб­лица, которую вы видите в рабочих материа­лах и на экране.



Эпитет

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Яркое определение: воздушный, изящный букет

Образное пояснение одного предмета дру­гим (как, как будто, словно, точно): букет, как нежное го­лубое облачко

Слово или выражение, употреблённое в пере­носном значении вме­сто другого слова: колокольчики напоены солнечными лучами

Изображение неоду­шевлённых предметов как одушевлённых: колокольчики играют с ветром, перезванива­ются




  • Обычно средства художественной вы­разительности мы находим в текстах. А се­годня постараемся создать их сами. Это за­дание непростое, поэтому предлагаю пора­ботать в микрогруппах. Всего у нас 6 групп, 1-я работает со словом букет, 2-я — со сло­вом колокольчики, 3-я — цветки, 4-я — стебельки, 5-я — листочки, 6-я — лепест­ки. Можете выписать понравившиеся язы­ковые средства из упражнения 232, а также из рассмотренных в начале урока стихо­творений.

Учащиеся по очереди представляют ре­зультаты. работы групп, остальные в это время заполняют третью колонку таблицы.

  • Кроме самого букета, на картине изо­бражены и другие предметы. Назовите их. Попробуем их описать, составив словосоче­тания «прилагательное + существительное». Для этого соедините подходящие по смыслу слова, правильно употребив прилагательные.

(Деревенский дом, распахнутое (откры­тое) окно, изразцовый подоконник, глиняная ваза, белый с красными полосками рушник.)

Деревенский

подоконник

Распахнутый

ветерок

Изразцовый

дом (хата)

Глиняный

лучи

Белый

ваза (кувшин)

Тёплый

рушник (полотенце)

Лёгкий

окно


  • Что ещё словно бы присутствует на картине, но его нельзя изобразить? (Тёплые лучи, лёгкий ветерок.)

  • Как бы вы описали дом, окно, по­доконник, рушник?

Примерный ответ

Большое деревянное окно. Оно заботли­во выкрашено белой краской. Его створки открываются наружу и выделяются более светлым цветом на фоне простой деревянной избы. Брусья избы выцвели и посерели от дождя и ветра. Под окном виден аккуратный резной наличник. Спокойный нейтральный фон вокруг распахнутого окна не отвлекает от лесных цветов и помогает акцентировать внимание исключительно на ярком букете. На подоконнике слева от кувшина с цветами лежит рушник из грубого полотна белого цвета с яркими красными поперечными по­лосами. Один край его свисает с окна. От яркого летнего солнца, которым залито всё вокруг, рушник становится ещё белее, он будто подсвечивает снизу букет с колоколь­чиками. Красные полосы перекликаются с глиняным кувшином, привносят в картину теплоту и уют. Ласковые лучи солнца ложат­ся на букет колокольчиков. Лёгкий ветерок иногда нарушает покой цветочков, заставляя их звенеть.

  1. Систематизация материала. Создание плана сочинения.

  • Любое сочинение — это текст, кото­рый подчиняется правилам. Давайте вернём­ся к композиции текста-описания и соста­вим план нашего сочинения. Сколько частей должно быть в сочинении? (Вступление, ос­новная часть и заключение.)

  • О чём можно писать во вступлении? (О теме картины, об общем впечатлении от неё, о художнике, её создавшем.)

  • За вступлением следует основная часть. Что следует писать в основной части? (В ней описывается картина и то, что на ней изображено.)

  • Что можно отразить в заключительной части? (Свои чувства, мысли, настроение от картины.)

Примерный план

  1. Художник и его картина. Общее впе­чатление от картины.

  2. Описание картины:

  • описание букета колокольчиков, цвето­вая гамма;

  • описание других предметов на картине;

  • фон картины, его роль.

  1. Какие чувства и мысли вызывает на­тюрморт? Какое создаёт настроение?

  • Подумайте, как можно начать сочи­нение. (Передо мной картина В. Жолток «Колокольчики лесные». От картины, веет... Картина белорусской художницы В. Жол­ток «Колокольчики лесные» поражает... В. Жолток — белорусская художница, осо­бенно известной стала благодаря своим на­тюрмортам. Один из них — ...)

  • Помните: главное место в сочинении отводится основной части. В ней чётко, ясно, логично, последовательно раскрывается тема сочинения. Как можно перейти к основной части? (В центре картины изображён... Центральным предметом картины явля­ется глиняная ваза с... С первого взгляда на картине привлекает внимание... )

  • Как можно закончить работу? (Мне очень нравится картина... Трудно оставать­ся равнодушным, когда видишь... Своей кар­тиной художница учит нас видеть и по­нимать... Натюрморт В. Жолток создаёт настроение... Когда смотришь на картину В. Жолток, попадаешь... Глядя на картину, испытываешь... )

  1. Словарно-орфографическая работа.

  • Укажите орфограммы в словах: кар­тина, натюрморт, изобразила, искусство, живопись, великолепный.

  1. Предупреждение речевых ошибок.

  • Во время творческой работы избегайте повторения слов. Используйте рабочие мате­риалы.

В. Жолток — художница, автор, созда­тель полотна.

Картина — полотно, натюрморт, про­изведение.

Изобразила — показала, написала.

Цветовая гамма — основные краски, от­тенки, полутона.

  1. Устный вариант сочинения.

  • Кто желает попробовать устно проде­монстрировать свой вариант сочинения-опи­сания для одноклассников? Воспользуйтесь планом и рабочими материалами.

Учащиеся по желанию озвучивают свой вариант сочинения.

  • Теперь у вас есть всё необходимое для того, чтобы написать сочинение. Приступай­те к работе сначала на черновиках, а затем перепишите в тетради.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • О какой картине говорили на уроке?

  • Удалось ли нам достигнуть цели уро­ка?

  • Что особенно понравилось на уроке? Что запомнилось?

  • Что показалось трудным?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

  1. Домашнее задание.

Используя рабочие материалы и состав­ленный план, написать сочинение по карти­не В. Жолток.