СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фестиваль казачьей культуры "Казачества традиции храним!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка может быть рекомендована для организации внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся 6-7 классов образовательных учреждений по направлению «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание». Методическая разработка несёт в себе просветительский потенциал и культурный код, через который обучающиеся знакомятся не только с обычаями, традициями, особенностями языкового стиля и говора, обрядовостью, пословицами и поговорками донских казаков, но и духовно-нравственными ценностями казачьего быта. Работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к этому виду методического материала, обладает высоким ресурсным педагогическим потенциалом и имеет большое практико-ориентированное значение. Максимальная направленность на практическую деятельность через интеллектуально-познавательную игры, помогает обучающимся сочетать аналитическое, творческое и проектное мышление, приобретать и продуцировать знания, основанные на поиске и исследовании, привлекая знания из разных образовательных областей.

Просмотр содержимого документа
«Фестиваль казачьей культуры "Казачества традиции храним!"»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области "Шахтинский генерала Я. П. Бакланова казачий кадетский корпус"

(ГБОУ РО «ШККК»)









Фестиваль казачьей культуры "Казачества традиции храним!"









Авторы: Клюхина Е. В., учитель английского языка высшей квалификационной категории,

Чертова И. Г., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.















г. Шахты

2023 год

Введение

Современный подход к обучению имеет своей целью раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Может ли образование быть не только полезным и современным, но и увлекательным? Как познакомить обучающихся с культурой и ценностями наших предков, соединив невидимую связь поколений, так, чтобы им было интересно, а практическая деятельность развивала их личности?

Казачество – наиболее сильная и активная часть россиян, первопроходцы и отважные защитники земли, народа и традиций России. От древних стен Азова до современного Донбасса, через лишения и испытания пронесли свою самобытную и колоритную культуру донские казаки и сделали ее неотъемлемой частью великой культуры нашей Отчизны.

В условиях интенсивного формирования у обучающихся 6-7 классов новых интересов, мотивов, ориентированных главным образом на будущее, проведение фестиваля казачьей культуры "Казачества традиции храним!" направлено на сохранение исторической памяти. Особенности языкового стиля и говора, обрядовость, своеобразная манера исполнения песенных и устных произведений, донские пословицы и поговорки позволяют говорить о самобытной фольклорной традиции донского казачества, изучение которой является весьма актуальной.

Новизна

Фестиваль казачьей культуры – это принципиально новый подход к организации системы духовно-нравственного воспитания, где интеллектуальная игра стала не простой совокупностью знаний, умений и навыков. Применение игровых технологий в данном мероприятии обеспечило сочетание научного, аналитического, творческого и проектного мышления обучающихся.

Процесс превращения базовых национальных ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения кадет и воспитанников в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Цель и задачи проведения фестиваля казачьей культуры "Казачества традиции храним!"

Цель: сохранение и популяризация духовно-нравственных ценностей казачьей культуры через создание условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

Задачи:

  • самореализация обучающихся путем изучения традиций и обычаев донского казачества;

  • формирование приверженности смыслам, идеалам, ценностям через воспитательный потенциал самобытной фольклорной традиции

донского казачества;

  • формирование «живой» событийной и личностной культурноисторической памяти;

  • самореализация обучающихся путем изучения историко-культурного наследия;

  • развитие базовых компетентностей обучающихся, их личностных качеств, творческих способностей и лидерского потенциала через включение в коллективно-творческую и ценностно-ориентированную деятельность;

  • развитие навыков командной деятельности, интеллектуальной инициативы обучающихся;

  • стимулирование интереса к дальнейшему самообразованию.

Педагогическая целесообразность:

Максимальная направленность мероприятия на практическую деятельность позволяет включить обучающихся в исследовательскую деятельность и в процессы, которые наполнены содержанием из интеллектуального и духовно-нравственного наследия донского казачества, его сформировавшихся социальных норм, идеалов и ценностей, взаимосвязанных с общечеловеческой культурой, литературой и искусством, религией, духовными традициями общества.

В ходе проведенного мероприятия у обучающихся будут сформированы следующие умения:

    1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

    1. Поисковые (исследовательские умения):

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия;

  • умение привлекать знания из различных образовательных областей;

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию, запросить её у одноклассников, учителей, офицеров-воспитателей, библиотекаря, родителей и т.д.;

  • умение находить несколько вариантов решения проблемного задания, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.

    1. Навыки оценочной самостоятельности:

  • умение оценивать действия одноклассников по групповой работе, проводить самоанализ.

    1. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования, навыки делового партнерского общения;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

    1. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.

    1. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время игры, отвечать на незапланированные вопросы;  артистические умения.

По продолжительности фестиваль казачьей культуры "Казачества традиции храним!" рассчитан на 3 дня.

План организации и проведения мероприятия

I. Подготовительный этап: построение 6-7 классов в фойе учебного корпуса.

Вступление (слова организаторов мероприятия): Господа кадеты и воспитанники 6-7 классов! Приглашаем вас принять участие в фестивале казачьей культуры "Казачества традиции храним!".

Для участия в викторинах необходимо найти и изучить следующую информацию:

  • знакомиться с историей праздника Введения в храм Пресвятой

Богородицы;

  • ознакомиться с историей и традициями праздника День Николая Чудотворца;

  • ознакомиться с историей и традициями праздника День матери-казачки;

  • подготовить домашнее задание «Проба пера»: написать текст (казачья тематика), в котором все слова начинаются на одну букву;

  • повторить алфавит русского языка;

  • ознакомиться с шифром Цезаря;

  • познакомиться с литературным приёмом АНАГРАММА;

  • найти устаревшие слова, которые были в ходу на Дону (майдан – площадь, односум – однослуживец и т.д.);

  • найти и выучить пословицы:

      • о матери;

      • коне (с объяснением смысла пословицы);

      • казачьи пословицы и поговорки;

  • повторить орфографические правила русского языка;

  • подготовиться к орфоэпическому конкурсу – ведь очень важно правильно произносить слова и правильно ставить в них ударения;

  • подготовиться к участию в игре «Мы – грамотеи!»;

  • подготовиться к участию в игре «Что? Где? Когда?»;

  • подготовить музыкально-поэтическую композицию «Новогодний серпантин» (песня) или «Под сиянием Рождественской звезды» (стихотворение):

    • поздравление с Новым годом и Рождеством Христовым – казачья тематика;

    • открытка воинам - поздравление с Новым годом и Рождеством Христовым;

  • придумать эмблему, девиз и название класса в соответствии с тематикой фестиваля.

II. Основной этап:

Игра «Мы – грамотеи!» Правила игры:

В игре принимают участие 3 команды. Команды играют друг против друга. В каждой команде 4-6 игроков одного класса. В течение игры команды принимают участие в различных конкурсах, зарабатывая баллы. Победителем становится команда, набравшая больше баллов за игру. Победители получают кубок победителя, сладкий приз и диплом, проигравшие — диплом.

Игра состоит из семи раундов:

Раунд 1 «ТАВТОГРАММА» – максимум – 6 баллов (5 баллов + 1 бал у кого больше слов).

РАУНД 2 «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» – максимум – 7 баллов (6 баллов + 1 бал за скорость, если закончит первой и не сделает ни одной ошибки).

РАУНД 3 «СЛОВО РАССЫПАЛОСЬ» – максимум – 3 балла (2 балла + 1 бал за скорость, если команда закончит первой и не сделает ни одной ошибки).

РАУНД 4 Конкурс «ЛЕПОТА» – 1 балл за слово.

РАУНД 5 «УДАРЬ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ» – максимум – 20 баллов (1 бал за каждое правильное слово).

РАУНД 6 «ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ» – максимум – 5 баллов

РАУНД 7 «ЛИБО ГРУДЬ В КРЕСТАХ, ЛИБО ГОЛОВА В КУСТАХ» – максимум – 4 балла (1 пословица – 2 балла).

Маршрут игры: Видео заставка игры «Мы – грамотеи!» Организационный момент. Коль казаком донским родился Душа казачества в тебе.

Где ты родился – там сгодился,

Иного не ищи в судьбе. Учи молитвы, знай обычай, Культуру предков изучай. Живи, как жили твои деды, На атамана не серчай. Ведь мало казаком родиться –

Им нужно полноправно стать…

Сегодня в рамках фестиваля казачьей культуры «Казачества традиции храним!» мы будем состязаться в знаниях родного языка в развлекательнопознавательной программе «Мы – грамотеи!». Команды получили домашнее задание: написать некое литературное произведение на казачью, кадетскую тематику, где все слова будут начинаться на одну букву.

В игре встретятся команды 6 класса «А», 6 класса «Б» и 7 класса.

Познакомимся с нашими участниками поближе.

Представление команд.

Раунд 1 ««ТАВТОГРАММА»

Давайте послушаем, как вы справились с домашним заданием, в качестве которого мы просили наших участников написать некое литературное произведение, где все слова будут начинаться на одну букву. Этот литературный жанр называется «тавтограмма». За правильность выполнения команда получит по 5 баллов, за большее количество слов еще один балл. Команды зачитывают свои тексты. Жюри оценивает

художественную целостность, логику изложения, считает количество слов на одну букву в тексте.

РАУНД 2. «АЗ, БУКИ, ВЕДИ»

Переходим ко второму конкурсному заданию, называется оно «Аз, буки, веди». Сейчас игроки получат текст. Надо выписать однокоренные слова к слову «КАЗАК», и поставить их в алфавитном порядке. До первой ошибки в цепочке, вы получаете по одному баллу за каждое правильное место. Полностью верный порядок принесет команде 6 баллов и плюс один балл за скорость, если команда закончит первой, не сделав ни одной ошибки. Максимальное количество баллов в этом конкурсе – 7.

Время на выполнение этого задания – 3 минуты.

Ответ: Однокоренных слов – 6.

Не секрет, что донские казачки могли стрелять из ружья или рубить шашкой. Были среди них настоящие героини, о которых с уважением говорили на Дону. История помнит оборону Азова (в 1641 году), в то время новой казачьей столицы. Крепость атаковали 227 000 янычар, спагов и наёмных иноземцев силистрийского паши Гуссейна Делия и крымского хана Бегадыря – Гирея. Им противостоял шеститысячный казачий гарнизон, а также восемьсот казачек, которые не только заряжали ружья своим мужьям, но сами метко стреляли в турок.

Легендарной казачкой стала Прасковья Куркина из станицы Нагавской, которая служила в полку Балабина во время польской войны. За два года непрерывных боёв она сначала дослужилась до звания хорунжий, а затем была произведена в сотники. Куркина вернулась домой в форме казака с многочисленными наградами на груди.

В алфавитном порядке: казака, казачек, казачий, казачки, казачкой, казачьей.

РАУНД 3 «СЛОВО РАССЫПАЛОСЬ»

Переходим к следующему конкурсу. Он называется «Слово рассыпалось». Буквы следует расставить по местам и собрать слово, объяснив его значение. На выполнение этого задания у команд есть 3 минуты. Каждое правильное слово – 1 балл. Можно получить

дополнительный балл за скорость, но только в случае 2 верных ответов. Максимальное количество баллов в этом конкурсе – 3. Задание понятно, условия тоже. Внимание, время вперед, за работу!

Ответы: БАЙБАК, АТАМАН, ШАШКА, СТАРШУХА, САПЕТКА,

БАШЛЫК

РАУНД 4 «ЛЕПОТА»

Следующий конкурс называется «Лепота». В этом конкурсе нужно определить значение донских диалектных слов. У команды есть 20 секунд на обсуждение. Обсуждают все команды, в случае неверного ответа право озвучить свой вариант получат соперники. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Ответы: сполох – тревога; бекет – пост, пикет; разминёр – сапер (разминер был, мины вынимал из земли); серники – спички (Гасу нету, серников тоже); мордоглядказеркало (в печь вмазывали зеркало, его называли «мордоглядкой»); оселёдец – селёдка (Бирёшь мешок или сумку, кладёшь харчи: хлеп, соль, мяса, ассилёццы, тарань); талдычить – надоедливо повторять одно и тоже (Ни талдычь - надоел); смухордиться – наморщить лоб, сделать сердитое выражение лица. (Смухортился, яблык, далжна кислый папл); кочеречить – кукарекать (Качиречуть кочиты, а куры куткудахчут).

РАУНД 5 «УДАРЬ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ»

Следующий наш конкурс называется «Ударь меня, если сможешь». За 30 секунд игроки должны будут правильно расставить ударение в предложенных словах, выделив ударную гласную. Если все участники команды справятся на отлично, то заработают в сумме 20 баллов, потому что каждый правильный ответ – это один балл.

Задание понятно, внимание на экран. Желаю вам удачи, время вперед, за работу, друзья!

Ответ: Мать-казачку одолел недУг: разболелся зуб. Никакие срЕдства не помогали, но она знала рецепт одного снАдобья, которое уж точно должно было облегчИть ее страдания. Одна знАхарка ей сказала, что надо взять зубчАтый кухонный нож, накрошить в кастрюлю свЁклы, щавелЯ и вЯленой кАмбалы, добавить кедрОвых орешков и щепОть соли, налить воды и поставить кастрюльку на огонь. Когда вода закипела, казачка стала с сосредотОчением помешивать вАрево. И вот наконец всё было готово. Она принялА лекарство, и недУг был побеждён. Теперь можно и пообедать. Казачка запивала рожкИ с тЕфтелями вкусным слИвовым компотом и смотрела на заИндевевшие окна, вспоминая тёплые Августовские вечера.

РАУНД 6 «ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ»

Всё может измениться в этом раунде, который называется «Вопрос на засыпку». Команды должны ответить на вопрос. За правильный ответ на этот вопрос можно заработать 5 баллов. Ответ должен быть однозначным и формулироваться одним словом. Время на обсуждение 1 минута.

  • Вид оружия, элемент традиционного костюма. Знак есаула и пристава на кругу. В повседневной жизни – символ власти у полноправного строевого женатого казака. Использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин. Ответ: Нагайка.

  • Пеший казак из особых подразделений, несших сторожевую и разведывательную службу, затем – общее название казаков пеших частей казачьих войск. Ответ: Пластун.

  • У казаков наблюдательная вышка для часового, с которой в случае тревоги подавался условный сигнал. Был широко распространен на Кавказской укрепленной пограничной линии (по Кубани и Тереку) и у запорожцев. Ответ: Маяк.

РАУНД 7 «ЛИБО ГРУДЬ В КРЕСТАХ, ЛИБО ГОЛОВА В КУСТАХ»

Нам осталось сыграть финальный конкурс под названием «Либо грудь в крестах, либо голова в кустах». Установим финальный счет. Есть еще за что побороться. За игровым столом должен остаться самый мощный игрок от каждой команды, кто будет защищать честь команды.

Но не только ловкостью и быстротой славились казаки, а еще и мудростью. На Дону пословица недаром молвится. Вам необходимо выбрать необходимое окончание пословицы, прочитать и объяснить её значение. Каждая пословица приносит команде 2 балла.

Ответы:

  • За славой не угонишься – сама придёт (делай дело и будет почёт).

  • Веселы привалы, иде казаки запевалы (казаки на привале запоют — не соскучишься).

  • У победы – богатый обоз (где победа, там и прибыль).

  • У казака в бою нет спины (казак в бою врагу спину не покажет).

  • Хороший казак «бачет», иде атаман скачет (т.е. всегда знает, где старший).

  • Честь и слава казаку дороже денег.

Финал. Звучит музыкальная заставка игры. Награждение.

Игра «Что? Где? Когда?» Правила игры.

Игра состоит из 12 раундов. В каждом раунде знатокам предлагается вопрос из сектора, выпавшего на игровом столе. После обдумывания (1 мин.), капитан называет игрока, который будет давать ответ. Если команда отвечает сразу, то одна минута остается в запасе, и команда может взять её дополнительно в любом раунде. Если команда даёт правильный ответ, то ей засчитывается одно очко плюс приз из данного сектора. В случае неправильного ответа на вопрос, в игре могут принять участие другие команды. Трижды за игру проводится поэтическая пауза (воспитанники читают наизусть или читают выразительно расшифрованное стихотворение о казаках, называют автора стихотворения, рассказывают о процессе дешифровки.

Вопросы к игре «Что? Где? Когда?» Сектор 1.

21 ноября по старому стилю, а по-новому 4 декабря отмечают праздник. О том, что праздник этот у наших предков был чрезвычайно любим, свидетельствует множество деревень под названием "Введенское", и широко распространенная фамилия - Введенские, и знаменитые введенские ярмарки, повсюду открывающиеся как раз в день церковного торжества.

Внимание, вопрос: Как полностью называется этот праздник?

Внимание, ответ: Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Сектор 2.

"Введение пришло – зиму привело".

Внимание, вопрос: Почему так говорят о празднике Введения Богородицы?

Внимание, ответ: Введение считалось рубежом, когда зима вступала в свои права.

Сектор 3.

Иван Шмелев про этот день написал так: "Вот запели под Введенье на всенощной "Христос рождается…", так__________ уже засветилось, так сердце и заиграло, будто в нем свет зажегся".

Внимание, вопрос: Какое слово пропущено в цитате Ивана Шмелёва.

Восстановите это слово за одну минуту.

Внимание, ответ: Рождество. Праздник Введения возвещал о скором Рождестве: именно с этого дня в церквях начинают петь "Христос раждается...", и все готовятся к празднику Рождества Христова.

Сектор 4.

Казачат учили бороться, показывали всевозможные броски и подножки, удары и блоки, но это, так сказать, техническая сторона боя.

Внимание, вопрос: Назовите три изобретения казаков в боевом искусстве, которые вы знаете.

Внимание, ответ: Темляк, газыри, баклановский удар.

Сектор 5.

Однажды казачьи посланники, вернувшись из Москвы после проведения переговоров, привезли выданное им государем жалование, выплаченное деньгами, хлебом и сукном, с особым указанием по ткани, предписывающим выдать лучшим атаманам алый кармазин, а всем остальным – синий киндяк. Однако казаки такое указание выполнить отказались, считая, что среди них нет лучших или худших – они все равны. Поэтому было решено поделить всю ткань поровну. Синей ткани было больше, поэтому каждому казаку отрезали по большому куску, которого хватало на чекмени и штаны, а алой было мало, но ее все равно разделили на равные части. Каждому досталось по узкой полоске, которую нашили на боковые швы штанов.

Внимание, вопрос: Как называется этот знак отличия у казаков и символом чего является?

Внимание, ответ: Лампас. Штаны с лампасами у казаков стали не только отличительным признаком, говорящим о принадлежности к казачеству, но и своеобразным символом национальной особенности, независимости и вольности. Причём, по цвету лампасов можно определить, к какому войску казак относится.

Сектор 6.

Центром жизни казачьей станицы всегда была ОНА. С нее начиналось основание станицы. ЕЁ строили всем обществом и на средства станичников, а Войско оказывало им различную помощь.

Внимание, вопрос: Что являлось центром жизни казачьей станицы?

Внимание, ответ: Церковь. Особенно казаки чтили Воскресенский войсковой собор в Старочеркасске и Новочеркасский войсковой собор.

Сектор 7.

Для казаков дети – свидетельство «благословения Господня над семьей». С незапамятных времен казаки особое значение придавали Таинству Крещения.

Внимание, вопрос: Объясните почему казаки особое значение придавали Таинству Крещения.?

Внимание, ответ: Казаки считали, что до Крещения у младенца нет души.

Сектор 8.

Казак, говоря о себе, всегда повторял триаду.

Внимание, вопрос: Какую казак повторял триаду, говоря о себе?

Внимание, ответ: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать!

Казаком нужно быть!».

Первая часть триединства подчеркивает право казачества на самобытность, на национальное самосознание и культуру. Но одного родства с казачеством по крови недостаточно, ведь казак – это состояние духа. Это образ мышления и норма жизни. Вторая часть триединства «Казаком нужно стать!» подчеркивает, что есть такой нравственный идеал, к которому должен стремиться казак. И именно он диктует нормы казачьего общества, по которым не только казак по рождению может стать казаком, а любой человек всей своей достойной жизнью, службой и страданиями, кто выше своего благосостояния ставит служение христианству и добру – служение воинское может заслужить право быть принятым в казачество на Кругу. Третья часть триединства «Казаком нужно быть!» подчеркивает, что казак свое пребывание на земле понимает как постоянное служение Господу, народу своему, России и всем людям.

Сектор 9.

Черный ящик, а в нём пучок камыша.

На Дону празднование Масленицы (старинный славянский праздник проводов зимы) носило ярко выраженный военизированный характер.

Главным её событием являлась скачка и джигитовка, к которым готовились задолго до их проведения. Молодежь в такие дни практически не выходила из конюшен, не досыпая ночей и готовя своих коней к скачкам и джигитовке

Внимание, вопрос: Зачем донцам нужен был пучок камыша во время скачки и джигитовки?

Внимание, ответ: Пучок камыша служил мишенью. На открытом месте стояла мишень – пучок камыша, перпендикулярно поставленный, а саженях в 200 от него назначался пункт, от которого надлежало скакать. Начиналась скачка: первый несется стрелою седой старец, бросив у самого пучка поводья, прикладывается он коротким своим ружьем и мишень зажжена. За ним летит юноша, который, соскочив с лошади и держась одною рукою за гриву, схватывает другою из-за пояса пистолет, стреляет в пучок камыша и в миг – на лошади, другие по следам его перепрыгивают через огонь. Иной, притворясь падающим с несущейся лошади, хватает с земли монету и, бросив ее вперед, ловит ее на лету. Таким образом, наездничествовали здесь донские воины, каждый день до вечеравсю масленичную неделю, переменяя по несколько пучков камыша в день и по несколько коней.

Сектор 10. Блиц

Внимание, первый вопрос:

Что висело над дверью в спальню казака?

Внимание, ответ: Над дверью в спальню висела сабля или шашка казака как оберег от зла.

Внимание, второй вопрос:

Что означала шашка для казака?

Внимание, ответ: Она была символом всей полноты прав у казака, а так же обладания им паевым земельным наделом. Вручалась казаку в 17 лет без темляка.

Внимание, третий вопрос:

Почему в церкви казак обнажал шашку?

Внимание, ответ: В момент слушания Евангелие, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на защиту христианства?

Сектор 11.

Перед вами изображение Морского собора в Петербурге.

Внимание, вопрос: Как его ещё называют и как этот собор связан с именем Святителя Николая Чудотворца?

Внимание, ответ: Морской собор в Петербурге называют ХРАМОМ МОРЯКОВ. Собор носит название Николо-Богоявленский в честь Святителя Николая Чудотворца. Он был назван Никольским, потому что Николай Чудотворец считается покровителем всех моряков. В этом соборе с самого его основания проводили богослужения в ознаменование всех побед русского морского флота.

Сектор 12.

Черный ящик, а в нём рубаха с завязанными рукавами.

Внимание, вопрос: Почему у казаков у выстиранных рубашек на бельевой веревке иногда завязаны рукава?

Внимание, ответ: Завязывала рукава на рубахах мужа жена, чтобы он больше никогда не поднимал на нее руку.

III. Заключительный этап.

Музыкально-поэтическая композиция «Новогодний серпантин» (песня) или «Под сиянием Рождественской звезды» (стихотворение), письма и открытки участникам СВО – поздравление с Новым годом и Рождеством Христовым.

IV этап: Рефлексия.

Процесс превращения базовых национальных ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры, самореализация через воспитательный потенциал самобытной фольклорной традиции донского казачества, формирование «живой» событийной и личностной культурноисторической памяти в самопознании обучающихся возможна лишь тогда, когда у них есть общая система духовно-нравственных и гражданскопатриотических ориентиров. Проведение фестиваля казачьей культуры способствовало реализации содержательных аспектов значимого направления воспитательной работы в ГБОУ РО «ШККК», а

использование игровых технологий позволило соединить базовые знания обучающихся 6-7 классов по интегрируемым в фестиваль предметам с ценностными ориентациями в нравственном воспитании в одну целостную картину отношения к родине, православной вере, уважения своей родной земле.

Приложение 1.

Маршрутный лист развлекательно-познавательной игры

«Мы – грамотеи!»


Баллы

6 «А»

6 «Б»

7 класс

Представление команд

Раунд 1

«Тавтограмма»

МАКСИМУМ – 6

баллов

5 баллов + 1 бал у кого больше слов

РАУНД 2

«Аз, Буки, Веди»

МАКСИМУМ – 7 баллов

6 баллов + 1 бал за скорость, если закончит первой и не сделает ни одной ошибки

РАУНД 3 «Слово рассыпалось»

МАКСИМУМ – 3 балла

2 балла + 1 бал за


скорость, если команда закончит первой и не сделает ни одной ошибки




РАУНД 4

Конкурс

«Лепота»

1 балл за слово

РАУНД 5

«УДАРЬ МЕНЯ,

ЕСЛИ

СМОЖЕШЬ»

МАКСИМУМ – 20 баллов

1 бал за каждое правильное слово

РАУНД 6 «ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ»

Максиму – 5 баллов

РАУНД 7

«Либо грудь в крестах, либо голова в кустах»

Максиму – 4 баллов 1 пословица – 2 балла

ИТОГО



Список использованной литературы

1. Большой толковый словарь донского казачества: Ок.18 000 слов и устойчив. словосочетаний/ Ростов. ун-т; Ф-т филологии и журналистики; Каф. общ. и сравнит. языкознания. – М.: ООО «Русские словари»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 608 с. 2. Глущенко В.В. Казак, что в имени твоем… Ростов н/Д: «ТОР», 1995. – 144 с.

  1. Дон волною серебрится: частушки, пословицы и поговорки Дона. – Ростов-на-Дону: Книжное издательство, 1979. – 190 с.

  2. Донские пословицы и поговорки.

http://www.dspl.ru/sobytiya/tematicheskie-gody/god-kulturnogo-naslediyanarodov-rossii/donskie-poslovitsy-i-pogovorki/

  1. Донской временник - краеведение Ростовской области http://www.donvrem.dspl.ru/

  2. Русский язык как средство общения народов Дона. – Ростов-на-Дону:

«Книга», 2006. – 78 с.











Командам нужно расставить 6

однокоренных слов в 2

алфавитном порядке, которые РАУНД вы выпишите из текста.

ОЦЕНИВАНИЕ:


По 1 баллу за каждое слово до первой ошибки в цепочке.

+1 балл команде за скорость, но только если всё сделано без ошибок Максимум

7 баллов.

6

Не секрет, что донские казачки могли стрелять из ружья или

рубить шашкой. Были среди них настоящие героини, о 2 которых с уважением говорили на Дону. История помнит РАУНД оборону Азова (в 1641 году), в то время новой казачьей столицы. Крепость атаковали 227 000 янычар, спагов и наёмных иноземцев силистрийского паши Гуссейна Делия и крымского хана Бегадыря – Гирея. Им противостоял шеститысячный казачий гарнизон, а также восемьсот казачек, которые не только заряжали ружья своим мужьям, но сами метко стреляли в турок.

Легендарной казачкой стала Прасковья Куркина из станицы Нагавской, которая служила в полку Балабина во время польской войны. За два года непрерывных боёв она сначала дослужилась до звания хорунжий, а затем была произведена в сотники. Куркина вернулась домой в форме казака с многочисленными наградами на груди.












style="position: absolute; top: 0.01in; left: 0in"





























Мать-казачку одолел недуг: разболелся зуб. 5 Никакие средства не помогали, но она

РАУНД знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Одна знахарка ей сказала, что надо взять зубчатый кухонный нож, накрошить в кастрюлю свеклы, щавеля и вяленой камбалы, добавить кедровых орешков и щепоть соли, налить воды и поставить кастрюльку на огонь. Когда вода закипела, казачка стала с сосредоточением помешивать варево. И вот, наконец, всё было готово. Она приняла лекарство, и недуг был побеждён. Теперь можно и пообедать. Казачка запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера.

Мать-казачку одолел недУг: разболелся зуб. 5 Никакие срЕдства не помогали, но она

РАУНД знала рецепт одного снАдобья, которое уж точно должно было облегчИть ее страдания. Одна знАхарка ей сказала, что надо взять зубчАтый кУхонный нож, накрошить в кастрюлю свЁклы, щавелЯ и вяленой кАмбалы, добавить кедрОвых орешков и щепОть соли, налить воды и поставить кастрюльку на огонь. Когда вода закипела, казачка стала с сосредотОчением помешивать варево. И вот, наконец, всё было готово. Она принялА лекарство, и недУг был побеждён. Теперь можно и пообедать. Казачка запивала рожкИ с тЕфтелями вкусным слИвовым компотом и смотрела на заИндевевшие окна, вспоминая тёплые Августовские вечера.



  1. Вид оружия, элемент традиционного костюма. 6 Знак есаула и пристава на кругу. В повседневной

жизни - символ власти у полноправного РАУНД

строевого женатого казака. Использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин.



  1. Пеший казак из особых подразделений, несших сторожевую и разведыва-тельную службу, затем - общее название казаков пеших частей казачьих войск

  2. У казаков наблюдательная вышка для часового, с которой в случае тревоги подавался условный сигнал. Был широко распространен на Кавказской укрепленной пограничной линии (по Кубани и Тереку) и у запорожцев.


style="position: absolute; top: 0in; left: 0in"







За славой не угонишься - 7

сама придёт РАУНД

Веселы привалы, иде казаки запевалы У победы, богатый обоз

У казака в бою нет спины

Хороший казак бачет, иде атаман скачет Честь и слава казаку дороже денег





Сценарий проведения игры «Что? Где? Когда?»

Правила игры

Игра состоит из 12 раундов. В каждом раунде знатокам предлагается вопрос из сектора, выпавшего на игровом столе. После обдумывания (1 мин.), капитан называет игрока, который будет давать ответ. Если команда отвечает сразу, то одна минута остается в запасе, и команда может взять еѐ дополнительно в любом раунде. Если команда даѐт правильный ответ, то ей засчитывается одно очко плюс приз из данного сектора. В случае неправильного ответа на вопрос, в игре могут принять участие другие команды. Трижды за игру проводится поэтическая пауза (воспитанники читают наизусть или читают выразительно расшифрованное стихотворение о казаках, называют автора стихотворения, рассказывают о процессе дешифровки.

Вопросы к игре «Что? Где? Когда?» Сектор 1.

21 ноября по старому стилю, а по-новому 4 декабря отмечают праздник. О том, что праздник этот у наших предков был чрезвычайно любим, свидетельствует множество деревень под названием "Введенское", и широко распространенная фамилия – Введенские, и знаменитые введенские ярмарки, повсюду открывающиеся как раз в день церковного торжества.

Внимание, вопрос: Как полностью называется этот праздник?

Внимание, ответ: Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Сектор 2.

"Введение пришло – зиму привело".

Внимание, вопрос: Почему так говорят о празднике Введения Богородицы?

Внимание, ответ: Введение считалось рубежом, когда зима вступала в свои права.

Сектор 3.

Иван Шмелев про этот день написал так: "Вот запели под Введенье на всенощной "Христос рождается…", так__________ уже засветилось, так сердце и заиграло, будто в нем свет зажегся".

Внимание, вопрос: Какое слово пропущено в цитате Ивана Шмелѐва.

Восстановите это слово за одну минуту.

Внимание, ответ: Рождество. Праздник Введения возвещал о скором Рождестве: именно с этого дня в церквях начинают петь "Христос раждается...", и все готовятся к празднику Рождества Христова.

Сектор 4.

Казачат учили бороться, показывали всевозможные броски и подножки, удары и блоки, но это, так сказать, техническая сторона боя.

Внимание, вопрос: Назовите три изобретения казаков в боевом искусстве, которые вы знаете.

Внимание, ответ: Темляк, газыри, баклановский удар.

Сектор 5.

Однажды казачьи посланники, вернувшись из Москвы после проведения переговоров, привезли выданное им государем жалование, выплаченное деньгами, хлебом и сукном, с особым указанием по ткани, предписывающим выдать лучшим атаманам алый кармазин, а всем остальным – синий киндяк. Однако казаки такое указание выполнить отказались, считая, что среди них нет лучших или худших – они все равны. Поэтому было решено поделить всю ткань поровну. Синей ткани было больше, поэтому каждому казаку отрезали по большому куску, которого хватало на чекмени и штаны, а алой было мало, но ее все равно разделили на равные части. Каждому досталось по узкой полоске, которую нашили на боковые швы штанов.

Внимание, вопрос: Как называется этот знак отличия у казаков и символом чего является?

Внимание, ответ: Лампас. Штаны с лампасами у казаков стали не только отличительным признаком, говорящим о принадлежности к казачеству, но и своеобразным символом национальной особенности, независимости и вольности. Причѐм, по цвету лампасов можно определить, к какому войску казак относится.

Сектор 6.

Центром жизни казачьей станицы всегда была ОНА. С нее начиналось основание станицы. ЕЁ строили всем обществом и на средства станичников, а Войско оказывало им различную помощь.

Внимание, вопрос: Что являлось центром жизни казачьей станицы? Внимание, ответ: Церковь. Особенно казаки чтили Воскресенский войсковой собор в Старочеркасске и Новочеркасский войсковой собор.

Сектор 7.

Для казаков дети – свидетельство «благословения Господня над семьей». С незапамятных времен казаки особое значение придавали Таинству Крещения. Внимание, вопрос: Объясните почему казаки особое значение придавали Таинству Крещения.?

Внимание, ответ: Казаки считали, что до Крещения у младенца нет души.

Сектор 8.

Казак, говоря о себе, всегда повторял триаду.

Внимание, вопрос: Какую казак повторял триаду, говоря о себе?

Внимание, ответ: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!».

Первая часть триединства подчеркивает право казачества на самобытность, на национальное самосознание и культуру. Но одного родства с казачеством по крови недостаточно, ведь казак – это состояние духа. Это образ мышления и норма жизни. Вторая часть триединства «Казаком нужно стать!» подчеркивает, что есть такой нравственный идеал, к которому должен стремиться казак. И именно он диктует нормы казачьего общества, по которым не только казак по рождению может стать казаком, а любой человек всей своей достойной жизнью, службой и страданиями, кто выше своего благосостояния ставит служение христианству и добру – служение воинское может заслужить право быть принятым в казачество на Кругу. Третья часть триединства «Казаком нужно быть!» подчеркивает, что казак свое пребывание на земле понимает как постоянное служение Господу, народу своему, России и всем людям.

Сектор 9.

Черный ящик, а в нѐм пучок камыша.

На Дону празднование Масленицы (старинный славянский праздник проводов зимы) носило ярко выраженный военизированный характер. Главным еѐ событием являлась скачка и джигитовка, к которым готовились задолго до их проведения. Молодежь в такие дни практически не выходила из конюшен, не досыпая ночей и готовя своих коней к скачкам и джигитовке Внимание, вопрос: Зачем донцам нужен был пучок камыша во время скачки и джигитовки?

Внимание, ответ: Пучок камыша служил мишенью. На открытом месте стояла мишень – пучок камыша, перпендикулярно поставленный, а саженях в 200 от него назначался пункт, от которого надлежало скакать. Начиналась скачка: первый несется стрелою седой старец, бросив у самого пучка поводья, прикладывается он коротким своим ружьем и мишень зажжена. За ним летит юноша, который, соскочив с лошади и держась одною рукою за гриву, схватывает другою из-за пояса пистолет, стреляет в пучок камыша и в миг – на лошади, другие по следам его перепрыгивают через огонь. Иной, притворясь падающим с несущейся лошади, хватает с земли монету и, бросив ее вперед, ловит ее на лету. Таким образом, наездничествовали здесь донские воины, каждый день до вечера всю масленичную неделю, переменяя по несколько пучков камыша в день и по несколько коней.

Сектор 10. Блиц

Внимание, первый вопрос:

Что висело над дверью в спальню казака?

Внимание, ответ: Над дверью в спальню висела сабля или шашка казака как оберег от зла.

Внимание, второй вопрос:

Что означала шашка для казака?

Внимание, ответ: Она была символом всей полноты прав у казака, а так же обладания им паевым земельным наделом. Вручалась казаку в 17 лет без темляка.

Внимание, третий вопрос:

Почему в церкви казак обнажал шашку?

Внимание, ответ: В момент слушания Евангелие, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на защиту христианства?

Сектор 11.

Перед вами изображение Морского собора в Петербурге.

Внимание, вопрос: Как его ещѐ называют и как этот собор связан с именем Святителя Николая Чудотворца?

Внимание, ответ: Морской собор в Петербурге называют ХРАМОМ МОРЯКОВ. Собор носит название Николо-Богоявленский в честь Святителя Николая Чудотворца. Он был назван Никольским, потому что Николай Чудотворец считается покровителем всех моряков. В этом соборе с самого его основания проводили богослужения в ознаменование всех побед русского морского флота.

Сектор 12.

Черный ящик, а в нѐм рубаха с завязанными рукавами.

Внимание, вопрос: Почему у казаков у выстиранных рубашек на бельевой веревке иногда завязаны рукава?

Внимание, ответ: Завязывала рукава на рубахах мужа жена, чтобы он больше никогда не поднимал на нее руку.

Звучит музыкальная заставка игры. Подведение итогов. Награждение.