Методическая разработка воспитательного мероприятия
ФЕСТИВАЛЬ «РАДУГА МИРА»
Автор - классный руководитель 7 класса
МОУ «Анисимовская основная школа» Ковернинского района Нижегородской области Затеева Валентина Валентиновна
1. Тема воспитательного мероприятия:
Фестиваль «Радуга Мира»
Обоснование выбора темы:
мероприятие приурочено к государственному празднику нашей страны – Дню народного единства – 4 ноября. Его содержание соответствует следующим направлениям Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года: гражданское и патриотическое воспитание, формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание, приобщение к культурному наследию, популяризация знаний о народах Мира и России. На протяжении последних лет проблема патриотического воспитания школьников стала более актуальной. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, цинизм. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому своей страны, к ее достижениям сегодня. Человек может любить только то, что знает. Поэтому, каждое воспитательное мероприятие должно заполнять огромный вакуум незнания современных подростков о своей Родине, Мире, истинных ценностях всех народов.
2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия:
мероприятие для учащихся 5-7 классов (11-14 лет) и их родителей: целевая аудитория может быть изменена (более младший или старший возраст), при условии смены основных компонентов мероприятия (танцы, песни, видеоматериалы).
3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:
Работа классного руководителя по планированию воспитательных мероприятий ведется в соответствии с календарем памятных дат, государственных и международных праздников. Во второй четверти в этот план входят такие даты, как День народного единства, День Конституции, День Матери. Именно эти темы и можно объединить в одно широкое мероприятие – фестиваль. Фестиваль поможет отразить актуальные проблемы единства народов, равенства прав всех людей Земли, единства всех мам, желающих мира и благополучия своим детям.
4. Цель, задачи, планируемые результаты мероприятия:
Цель мероприятия:
- создание условий для творчества обучающихся, их гражданского становления и формирования активной жизненной позиции.
Задачи мероприятия:
- воспитание чувств любви к Родине;
- воспитание уважительного отношения к правам, традициям других людей;
- воспитание чувств нетерпимости к проявлениям экстремизма, жестокости;
-формирование чувства сопричастности к своей семье, малой родине, Отечеству, народу.
Результаты мероприятия:
- приобретение учащимися знаний о разнообразии народов Мира и России, представлений об их различиях и общих чертах;
- получение опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- приобретение опыта самостоятельного и коллективного действия.
5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора
Мероприятие проводится в форме фестиваля. Фестиваль является одной из наиболее значимых форм социально-культурной деятельности, важным средством проявления творческого подхода и инициативности подростков. Фестиваль требует большой подготовки, а, значит, классным руководителем будет организована деятельность. В подростковом возрасте деятельностный подход в воспитании имеет первостепенное значение и наибольшую эффективность. Фестиваль позволит ребятам проявить свои способности и таланты, научит планировать, проектировать, видеть и оценивать результаты своего труда. Праздник для детей и взрослых объединяет их, создает ситуацию совместного анализа понятий, ценностей, проблем.
6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
При проведении фестиваля рекомендуется использовать технологии исследовательской, коллективно-творческой деятельности, ИКТ – технологии. Методы воспитания будут задействованы как традиционно принятые - убеждение, консультация, поощрение, так и инновационно-деятельностные – моделирование, творческая инвариантность. Вся подготовка будет организована в виде ролевой игры, основные этапы фестиваля будут поручены группам «сценаристов», «ведущих», «музыкальных редакторов», «режиссеров», «артистов», «организаторов игр. В ходе подготовки и проведения на разных этапах мероприятия будут включены рефлексивные методы, основанные на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании ценности своего участия в общем реальном деле.
Обязательным будет на таком продолжительном по времени мероприятии чередование разных форм деятельности – пассивной и активной. Речь ведущих будет краткой, украшенной стихами. В ходе сценария параллельно будет идти викторина с вручением жетонов за знание названий народов, стран, языков, религий, традиций. Это позволит удерживать внимание зрителей. Танцы и песни народов Мира будут сопровождаться презентациями и видео. Между выступлениями будут проводиться подвижные игры разных народов. Проведение дегустации заморских сладостей, приготовленных мамами учеников пополнит их знания о различиях и единстве разных народов Мира.
Большое значение при проведении данного формата мероприятия будет играть применение эмоционально-окрашенных наглядных методов - использование презентаций о красоте природы разных уголков Земли и нашей страны, о неповторимости традиций народов Мира, об очаровании звуков иностранной музыки, языка. Видеоматериалы, рассказывающие о военных конфликтах в разных уголках земного шара помогут ребятам ощутить истинную ценность человеческой жизни, сформировать понятия о жестокости и гуманности в современном мире, напомнят о важности формирования патриотических чувств и убеждений. Презентация о детях Мира еще раз убедит ребят, что каждая мама на планете хочет для ребенка мира и счастливого будущего.
7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.
Фестиваль следует проводить в актовом зале школы. Обязательно необходимо продумать оформление праздника, например, на разноцветной радуге из лент разместить фотографии представителей разных народов.
Вступительная часть фестиваля
Ведущий 1.
Здравствуйте ребята, уважаемые учителя, родители. Сегодня у нас необычный праздник – фестиваль «Радуга Мира».
Ведущий 2.
Мы посвящаем наш фестиваль двум замечательным праздникам ноября – Дню народного единства и Дню матери.
Ведущий 1.
Мама и Родина очень похожи:
Мама – красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Ведущий 2.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
Ведущий 1.
Если поёт мама песню, то ей
Вторит весёлый и звонкий ручей…
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.
Ведущий 2.
Мама и Родина – два неразделимых понятия. Давайте вспомним, в каких словосочетаниях эти слова стоят вместе? (Родина-мать, земля-матушка)
Ведущий 1.
Земля – родина для людей всех национальностей. И отдельная страна или ее уголок – родина для отдельных народов. Знаете ли вы, сколько разных народов живет на планете Земля? (ответ - приблизительно 1500 народов) А сколько народов проживает в России? (ответ - более 190 народов)
Видео «Россия – многонациональное государство» https://www.youtube.com/watch?v=PVpDg6zKARo
Ведущий 2.
Давайте вспомним, ребята, чем отличается один народ от другого?
(зрители называют - цвет кожи, разрез глаз, язык, место проживания, вера, традиции, костюмы, танцы, народные песни, сказки, обычаи, кухня…)
Ведущий 1.
Сегодня на нашем фестивале мы увидим танцы, услышим песни, попробуем сладости и даже поиграем в игры разных народов Мира.
Ведущий 2.
Природа нашей планеты создала разнообразный радужный мир живого и неживого, и людей она сделала разными. Давайте восхитимся сегодня Радугой Мира!
Концертно-игровая часть фестиваля
Концертные номера танцев и песен, подготовленные ребятами сопровождаются красочными презентациями, между ними проводятся народные игры. Перед каждым номером ведущие включают короткий фрагмент народной песни, а зрители называют народ или страну. Объявить концертные номера можно в стихотворной форме:
Костер в ночи сияет,
Струну перебирает.
Монисты, юбки, шали…
Цыганочку узнали?
Юбку в клеточку видали?
Ну а кто их одевает?
Свой родной народный танец
Представляет нам шотландец.
В японском танце
Всё размеренно.
Здесь украшеньем
Служат вееры.
Варган играет
Звук метели.
Меха и бубны –
Танцы Севера.
Шёлк, браслеты,
Змей движенья?
Ритм Востока -
Без сомненья!
Эти танцы ритуальные,
Непонятные и странные,
Лишь для нас аборигены
Здесь станцуют непременно.
Цветастый сарафанчик
Кружится в русском танце,
Гармошка заиграет
И весело нам станет!
Игра «Достань шапку» (Азербайджан)
На расстоянии 10 – 15 м находятся шапки. Играющие становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Например, продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, передвигаются на четвереньках, идут на пятках, в глубоком приседе. Взять шапку может лишь тот, кто дошел первым. Побеждает команда, набравшая больше шапок.
Игра «Аист и Лягушка» (Индия)
В эту индийскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать на полу большое озеро с бухтами, островами и мысами. Лягушки ” сидят в "воде", не имея права выбраться на "сушу". "Аист" должен ходить по берегу и пытаться поймать “лягушку”. “Аист” имеет право прыгать с “острова” на “остров”, но не может заходить в “воду”. Последняя пойманная "лягушка" - становится “аистом”.
Игра «Поймай дракона за хвост!» (Китай)
В игре принимают участие как минимум десять человек. Они должны построиться друг за другом таким образом, чтобы правую руку положить на правое плечо стоящего впереди человека. Тот, кто впереди стоит, – голова дракона, а последний – его хвост. Правила игры. Суть этой подвижной игры заключается в том, что голова дракона ловит себя за хвост.
Украинская игра «Колокол»
Взявшись за руки, играющие образуют круг. Водящий, выбранный по считалке, становится внутри круга. Налегая на руки составляющих круг, он старается разъединить их, приговаривая: «Бов». Повторяет это до тех пор, пока не разомкнет чьи-либо руки, после чего убегает, а двое разомкнувших руки ловят его. Тот, кто поймает, становится
Германия. Автогонки
Автогoнки германская игра для двух и более человек. Для игры надо взять две игрушки-автомобиля, две деревянных палочки и два длинных шнура (примерно 6-9 м). Игрушечные автомобили следует привязать к шнурам, которые, в свою очередь, привязать к палкам. Деревянные палочки должны держать в руках двое детей. Суть игры в том, чтобы по команде как можно быстрее намотать шнур на палку, притянув машину.
Япония. Кагоме
Один из детей выбирается «драконом» он закрывает глаза и садится.
Остальные дети водят вокруг него хоровод и поют игровую песню. Когда песня заканчивается «дракон» называет имя того, кто стоит за его спиной и, если «дракон» оказался прав, этот человек заменяет «дракона».
Россия. Ручеёк
Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Аналитическая часть фестиваля Ведущий 1. К сожалению, в таком радужном Мире иногда появляются и темные цвета: цвета дыма и пожарищ, пепла и взрывов, боли и скорби. Ведущий 2. Мы предлагаем вам, дорогие зрители послушать одно стихотворение «Во что играют детки»
Черный вечер, белый снег
Чистит лопатой двор человек
Черен лицом, да светел душой,
Он просто родился в стране другой.
Там у дороги растет миндаль,
В солнечном мареве горная даль
В каждом селении – минарет,
И много родни, но работы нет.
А здесь черный вечер и белый снег,
Но есть работа и есть ночлег.
Платят немного, но можно жить,
И при желании можно скопить
На пропитанье далекой семье:
Двум дочерям и жене Зульфие…
Черная арка, колодец двора,
Страшная нынче у деток игра
В бешенном вихре бейсбольных бит!
Стоял человек, а теперь лежит…
Дымкой подернется горная даль,
Вновь зацветет у дороги миндаль
Кто-то сорвет его, только не я.
Не плачьте родные! Прощай Зульфия…
Черный двор, двадцать первый век
В красном сугробе застыл человек.
Ведущий 1.
Скажите, ребята, как называются такие проявления вражды по отношению к людям другой национальности, веры? (ответы – национализм, экстремизм, терроризм)
Ведущий 2.
К сожалению, даже в нашем прогрессивном 21 веке в разных уголках планеты вспыхивают конфликты, войны между странами или внутри страны. Давайте вспомним эти черные страницы новейшей истории (ответы - Югославия, Ливия, Афганистан, Сирия, Украина, Карабах…)
В Новороссии родилась песня «Война», слова которой полны боли и обиды за славянские братские народы, забывшие о том, что такое единство.
Видео и песня:
https://www.youtube.com/watch?v=PV5PvFlSHTE Заключительная часть фестиваля В заключительной части фестиваля на сцену выходят мамы и читают стихи, полные надежды о единстве всех людей, о мире на Земле. Стихи сопровождаются презентацией о детях планеты.
Дети Мира, за руки возьмитесь!
Шар земной обнять под силу вам.
Войны на Земле остановите!
Мир подвластен детским голосам.
Милые мальчишки и девчонки,
Научите взрослых мирно жить.
Детские, прекрасные ручонки,
Постарайтесь Мир наш сохранить.
Дети наши, будьте-ка смелее!
Занимайте место у руля!
Станете командой вы, взрослея,
Нашего Земного корабля.
Поплывёт он по волнам вселенной,
Счастьем, освещая всё вокруг.
Ужасы уйдут поры военной,
Все несчастья, беды и испуг.
Станет Мир и лучше и светлее
В разноцветье милых детских глаз,
Люди станут чище и добрее.
Дети! Мы надеемся на вас!
В заключение все участники фестиваля – дети, родители и учителя исполняют песню о России, используя видео-караоке
https://www.youtube.com/watch?v=sBdabBaIWy0
Заканчивается праздник чаепитием с заморскими сладостями, приготовленными мамами.
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и другие)
Для проведения мероприятия можно задействовать следующие кадровые ресурсы: преподаватели музыки (рекомендации по танцевальным номерам и песням), информатики (помощь в подготовке презентаций и видеоматериалов), иностранных языков (подготовка песенных номеров на иностранном языке), художественные руководители (помощь в подборе костюмов), вожатый (для обеспечения игрового инвентаря), повара (помощь в организации праздничного угощения). Необходимы будут также интерактивная доска, компьютер, колонки, микрофоны. При подготовке к мероприятию необходим доступ к компьютерам для поиска и выбора информации. Самое главное при подготовке мероприятия – это максимальная самостоятельность учащихся. Классный руководитель только консультирует, направляет, подсказывает. Только так мероприятие станет действительно значимым для подростков событием их школьной жизни.
9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Фестиваль «Радуга Мира» можно приурочить ко Дню Земли, Дню Культуры, Дню солидарности молодежи, Дню танца, Празднику Труда, Дню защиты детей, Всемирному дню гуманизма, Дню дружбы и единения славян, Дню русского единения, Дню России. Данную методическую разработку можно с успехом использовать при планировании коллективной – творческой деятельности в любом классе. Если класс большой, есть активные учащиеся, то данное мероприятие возможно провести в одном классе без привлечения посторонней помощи,. задействовав только родителей. Если классы небольшие, то лучше объединить силы нескольких коллективов и их руководителей, это будет гораздо интереснее и результативнее. Отдельные этапы фестиваля можно использовать как самостоятельные мероприятия, например, музыкальный классный час «Песни большой страны», конкурс иноземных сладостей «Мама-искусница», спортивный час «Детские игры разных народов» и другие. Способы использования методической разработки будут зависеть от творчества классного руководителя и его воспитанников.