СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фет. "Мама! Глянь-ка из окошка..." "Зреет рожь над жаркой нивой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся со стихотворением А.Фета "Мама! Глянь-ка из окошка...", "Зреет рожь над жаркой нивой...". Обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение лирического героя.

Просмотр содержимого документа
«Фет. "Мама! Глянь-ка из окошка..." "Зреет рожь над жаркой нивой"»

Тема: А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настрое­ние лирического героя; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать сти­хотворения, передавая с помощью интонации настроение поэ­та; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмую­щиеся слова.

Оборудование: картины на тему осени; карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов А. Фета, его портрет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева. Показ иллюстраций, которые дети подготовили.

III. Речевая разминка

Он кружится,

Легкий, новый,

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить над мостовой.

Я. Аким

— Прочитайте жужжащим способом.

— О чем это стихотворение? Как бы вы его назвали? (Это сти­хотворение о первом снеге. Можно так и назвать — «Первый снег».)

— С чем сравнивает поэт снежное покрывало? (Он сравнивает его с пуховым платком.)

— Каким представляет автор снег? (Он называет его новым, легким, потому что он первый.)

— Прочитаем, начиная шепотом, затем усиливая голос. (Чте­ние детьми.)

— А сейчас наоборот: начнем громко, затем уменьшим силу голоса до шепота.

— Прочитайте выразительно, красиво, как вы понимаете это стихотворение.

— Отгадайте загадки О. Дружковой.

Белый пух на землю ляжет,

Скроет землю пух лебяжий,

Засверкает, заискрится,

В яркий жемчуг превратится. (Снег.)

Под гору — коняшка, в гору — деревяшка. (Санки.)

Раскинулась скатерть,

Для всех еды хватит:

Что на нее положишь,

То своим трудом умножишь. (Поле.)

IV. Работа по теме урока

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»

Сегодня мы ознакомимся с новым стихотворением, которое написал замечательный русский поэт XIX века Афанасий Афа­насьевич Фет.

(Учитель показывает его портрет. Чтение стихотворения учи­телем.)

— От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка.)

— Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ребенок увидел, что весь двор белый, чистый. Хотя вчера там была грязь.)

— Чему он рад? (Его радует, что на ветвях иней — он не колю­чий, светло-синий.)

— Что еще восхищает его? (Ему еще кажется, что кто-то свежей, белой, пухлой ватой украсил кусты. И малыша это радует.)

— Все ли слова вам понятны? (Нет, непонятно слово «торова­тый».)

— Найдите значение этого слова. Тороватый — щедрый (не скупой).

— Прочитайте восклицательные предложения. (Дети находят и читают.)

— Какие чувства ребенка они помогают передать? (Чувства восхищения, радости, восторга.)

— Прочитайте вопросительное предложение. С какой интона­цией вы его прочтете? (Выражающей чувство неуверенности. Ребенок не знает, отпустит ли его мама гулять.)

— С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (Ребенок говорит с мамой быст­ро, он хочет поскорее рассказать, что он видит. Интонация радостная, восторженная.)

— Ребята, как вы понимаете выражение «Все убрал кусты»? (Слово «убрал» приведено здесь в значении «украсил, придал нарядный вид».)

V. Физкультминутка

Дружно за руки взялись!

Руки вверх, руки вниз!

Руки быстро в кулачок,

Положили на бочок.

Вправо-влево покачались,

Назад-вперед, назад-вперед.

Ну-ка, кто там отстает?

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Самостоятельное чтение стихотворения

— Подумайте, всегда ли паузы совпадают с концом строки. (Нет пауз между 2—3, 7—8, 11—12, 14—15-й строками.)

— А где паузы надо сделать в середине строки? (В 1, 16-й длин­ные — это конец предложения. В 4, 5, 7, 11-й — короткие пау­зы, так как идет интонация перечисления.)

2. Обсуждение понятия «рифма»

— Что такое рифма? (Рифма созвучие концов стихотворных строк.)

— Найдите рифму в стихотворении. (Окошка - кошка; нос мороз; одеяло побелело; синий — иней; тороватый — ватой; ты — кусты; спору в гору; бежать — гулять; не отка­жешь — скажешь.)

3. Выразительное чтение стихотворения

— Молодцы! А сейчас приготовьтесь читать стихотворение выразительно, представив, что это вы обращаетесь к своей маме, рассказываете ей об увиденном. (Чтение учащимися.)

4. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»

(Дети самостоятельно читают стихотворение.)

— Что изобразил Фет в своем стихотворении? (Поэт изобразил хлебное поле.)

— Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова: жаркая; прихотливый — капризный, с прихотями, с причудами; золотые; безбрежная — такая широкая, про­стирающаяся на необозримое пространство, безграничная; огнедышащее — огнем дышит? (Показан жаркий летний день. Нива тоже жаркая. Рожь желтого цвета, поэтому поэт на­зывает ее золотой. Эти слова помогают нам ощутить жар этого дня.)

— Найдите значение слова смежает. (Смежает закрывает.)

— Прочитайте стихотворение выразительно. Какую интона­цию вы выберете?

(Выразительное чтение детей.)

5. Рассказ учителя об авторе

Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892). «Это не просто поэт, а ско­рее поэт-музыкант», — писал о нем П.И. Чайковский. Действительно, стихотворения Фета обладают удивительной музыкальностью, недаром на его слова написано множество чудесных романсов, например романс «На заре ты ее не буди». Поэтична и музыкальна пейзажная лирика Фета, который до самозабвения любил природу, прекрасно знал и тонко чув­ствовал ее.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А.А. Фет, бесспорно, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Его поэзия волнует душу, будит воображение, вызывает у нас глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли и родного слова.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое рифма? Приведите примеры.

— Как передает А.А. Фет настроение лирического героя?

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений А. Фета. Нарисовать к нему иллюстрацию.