СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Февральская революция 1917 года в России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Движущие силы Февральской революции,стремление довести войну до победы.

Просмотр содержимого документа
«Февральская революция 1917 года в России»

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»















Методическая разработка урока истории

на тему: «Февральская революция 1917 г. в России»



























Разработал преподаватель: Теучеж А.К.











с.Красногвардейское

2018 год


План урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России»  

Тема «Февральская революция 1917 г в России»

Цель:

  • выяснить причины падения монархии, объективные и субъективные факторы,  повлиявшие на февральские события в 1917 году,  последствия падения монархии (значение падения самодержавия);

  • выявить случайность или закономерность падения самодержавия

Задачи:

  • развивать коммуникативные способности учащихся, навыки самостоятельной работы,

  • историческое мышление;

  • формирование собственной позиции учащихся по изучаемой  проблеме.

Оборудование: презентация «Февральская революция», таблицы «оценка деятельности группы»

Технологииработа в группах,

                                                                   Ход урока .

Тема нашего урока « Февральская революция» (

 

Эпиграф «Настанет год, России черный год,
               Когда царей корона упадет;
               Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
               И пища многих будет смерть и кровь.»

                                                         Лермонтов М.Ю.

Какое предсказание сделал поэт?

Проблемный вопрос

  • «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»

  • « Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?

I. Причины революции.

Я бы хотела, чтобы вы вспомнили те проблемы, которые существовали в российском обществе к началу 1917 года. Обсудите и сформулируйте причины февральской революции, используя данные учебника и свои знания, анализируя документы, приведите факты и аргументы. Время работы 5 минут.

Представители группы называют по одной причине. Записываем в тетрадь (запись на экран через проектор):

  • слабость самодержавной власти (дело Распутина, недовольство самодержавной властью даже среди членов императорской фамилии);

  • продовольственные трудности (очереди за хлебом в Петербурге);

  • продолжение войны (устали от войны, рассчитывали на коротковременную, истощение ресурсов, выгодно монополистам);

  • бездействие правительства (чехарда министров);

  • революционные настроения в армии (большевики лозунг добивайтесь поражения своего правительства в войне, братание);

  • усиление национальных противоречий на окраинах России(черносотенцы, еврейские погромы);

  • нерешенный вопрос о земле (малоземелье, вопрос о земле не решила ни одна дума, разногласия в партиях по земельному вопросу);

  • тяжелое положение рабочих; (увольнение рабочих с Путиловского завода);

  • неудачи в Первой мировой войне (неудачи в кампании 1916 года, Николай 2 главнокомандующий не удачный).

Подведем итог

Эти причины возникла не в 1917 и не в 1916. Почему же именно в это время происходит революция. Что стало толчком, катализатором? (неудачи на фронте)  

Помимо этих причин многие приводят и ещё одну, высказанную лидерами либералов Милюковым (кадеты) и Керенским (трудовики) о роли Германии в углублении политического кризиса в России.

Воюющая на два фронта, Германия была заинтересована в выходе из войны России, и поэтому финансово поддерживала те российские силы, которые выступали за выход России из войны, а точнее — большевиков.

В Германии также находились типографии большевиков, кроме того, именно германское командование помогло Ленину срочно в апреле 1917 года вернуться через оккупированную немцами Прибалтику в Петроград.

На основании этого впоследствии либеральное Временное правительство обвинило Ульянова (Ленина) в шпионаже в пользу Германии и издало приказ о его аресте. Сделаем окончательный вывод:

       1.     К чему привели экономические трудности (рост недовольства)

      2.     Чем были вызваны эти трудности (затяжной войной)

      3.     Кто мог решить эти проблемы (император)

      4.     Почему не решил  -  не мог или не хотел  (дискуссия)

   Сформулируем окончательный вывод по первому вопросу: «Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие».

     II Задачи революции. (Работа в группах)

Исходя из причин революции, определите задачи революции .(5 минут) Каждая группа называет по одной задачи. (Запись на экран через проектор или на интерактивной доске).

  • Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.

  • Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих.

  • Свержение самодержавия и установление республики.

  • Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление прав на самоопределение вплоть до отделения.

  • Прекращение войны и заключение мира.

  • Ликвидация экономической разрухи.

Подведем итог

III Характер революции.

Как определяется характер революции? (по задачам и движущим силам)

Определите характер революции (буржуазно-демократический)

IV Ход революции. (Работа в группах)

Ваша задача, просмотрев презентацию и используя материал учебника назвать основные события развития революции в хронологическом порядке. Во время просмотра и рассказа начните составлять таблицу: Дата событие результат (10 минут).

      Назовите основные события февраля 1917 года (по ходу выступления групп заполняется таблица)

    18 февраля  -  забастовка на Путиловском заводе, Петроград, закрытие предприятия.

    23 февраля  -  антивоенная демонстрация.

    25 февраля  -  всеобщая политическая стачка. Лозунги: «Хлеба!», «Долой царя!»,     «Конец войне!»

 Николай II из ставки в Могилеве требует прекратить беспорядки в столице. Но остановить беспорядки не удаётся. Ситуация выходит из-под контроля.

Солдат бросают на разгром демонстраций, но они отказываются стрелять в рабочих и переходят на сторону восставших. Захвачены государственные учреждения, вокзалы, арсенал, арестовано царское правительство.

Вечером 26 февраля царским указом распущена Государственная дума.

Этот указ стал грубейшим просчётом императора, абсолютно недопустимой ошибкой.    – Почему? Известия из столицы заставили царя принять решение о возвращении.

Николай II срочно назначает генерала Иванова командующим Петроградским военным округом с чрезвычайными полномочиями.

С фронта снимаются войска. Перед отправлением карательной экспедиции в Петроград Иванов связался с генералом Хабаловым – военным комендантом Петрограда.

-         Какие части в порядке и какие безобразят?

-         В моём распоряжении всего 4 роты…, прочие войска перешли на сторону революционеров.

-         Какие вокзалы охраняются?

-         Все вокзалы во власти революционеров, строго ими охраняются.

-         В каких частях города поддерживается порядок?

-         Весь город во власти революционеров.

-         Все ли министерства функционируют?

-         Все министры арестованы революционерами.

-         Какое количество продовольствия в вашем распоряжении?

-         Продовольствия в моём распоряжении нет.

  • Какие органы власти были сформированы? 

  • Представители, каких партий их создали?

  • Какие слои общества поддерживали?

(

      V Дискуссия о возможности сохранения монархии в России и о дальнейшем пути развития России (3 мин.)

Согласны ли вы,  с высказываем Н.А. Бердяева, свой ответ аргументируйте .

Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.

Можно ли было спасти монархию? (дискуссия о возможном развитии России)

Что несёт с собой революция? (зло и насилие, или очищение и перспективу нового развития)

Ответ на проблемные вопросы:

«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»

« Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?

VI Домашнее задание 

Закончить заполнять таблицу «Ход революции» Записать итоги и значение революции. Размышление: «Альтернативные пути развития революционной ситуации февраля 1917 года»

VII Подведение итогов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!