Государственное бюджетное образовательное учреждение «Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»
Методическая разработка урока истории
на тему: «Февральская революция 1917 г. в России»
Разработал преподаватель: Теучеж А.К.
с.Красногвардейское
2018 год
План урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России»
Тема «Февральская революция 1917 г в России»
Цель:
выяснить причины падения монархии, объективные и субъективные факторы, повлиявшие на февральские события в 1917 году, последствия падения монархии (значение падения самодержавия);
выявить случайность или закономерность падения самодержавия
Задачи:
развивать коммуникативные способности учащихся, навыки самостоятельной работы,
историческое мышление;
формирование собственной позиции учащихся по изучаемой проблеме.
Оборудование: презентация «Февральская революция», таблицы «оценка деятельности группы»
Технологии: работа в группах,
Ход урока .
Тема нашего урока « Февральская революция» (
Эпиграф «Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь.»
Лермонтов М.Ю.
Какое предсказание сделал поэт?
Проблемный вопрос
«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»
« Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?
I. Причины революции.
Я бы хотела, чтобы вы вспомнили те проблемы, которые существовали в российском обществе к началу 1917 года. Обсудите и сформулируйте причины февральской революции, используя данные учебника и свои знания, анализируя документы, приведите факты и аргументы. Время работы 5 минут.
Представители группы называют по одной причине. Записываем в тетрадь (запись на экран через проектор):
слабость самодержавной власти (дело Распутина, недовольство самодержавной властью даже среди членов императорской фамилии);
продовольственные трудности (очереди за хлебом в Петербурге);
продолжение войны (устали от войны, рассчитывали на коротковременную, истощение ресурсов, выгодно монополистам);
бездействие правительства (чехарда министров);
революционные настроения в армии (большевики лозунг добивайтесь поражения своего правительства в войне, братание);
усиление национальных противоречий на окраинах России(черносотенцы, еврейские погромы);
нерешенный вопрос о земле (малоземелье, вопрос о земле не решила ни одна дума, разногласия в партиях по земельному вопросу);
тяжелое положение рабочих; (увольнение рабочих с Путиловского завода);
неудачи в Первой мировой войне (неудачи в кампании 1916 года, Николай 2 главнокомандующий не удачный).
Подведем итог
Эти причины возникла не в 1917 и не в 1916. Почему же именно в это время происходит революция. Что стало толчком, катализатором? (неудачи на фронте)
Помимо этих причин многие приводят и ещё одну, высказанную лидерами либералов Милюковым (кадеты) и Керенским (трудовики) о роли Германии в углублении политического кризиса в России.
Воюющая на два фронта, Германия была заинтересована в выходе из войны России, и поэтому финансово поддерживала те российские силы, которые выступали за выход России из войны, а точнее — большевиков.
В Германии также находились типографии большевиков, кроме того, именно германское командование помогло Ленину срочно в апреле 1917 года вернуться через оккупированную немцами Прибалтику в Петроград.
На основании этого впоследствии либеральное Временное правительство обвинило Ульянова (Ленина) в шпионаже в пользу Германии и издало приказ о его аресте. Сделаем окончательный вывод:
1. К чему привели экономические трудности (рост недовольства)
2. Чем были вызваны эти трудности (затяжной войной)
3. Кто мог решить эти проблемы (император)
4. Почему не решил - не мог или не хотел (дискуссия)
Сформулируем окончательный вывод по первому вопросу: «Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие».
II Задачи революции. (Работа в группах)
Исходя из причин революции, определите задачи революции .(5 минут) Каждая группа называет по одной задачи. (Запись на экран через проектор или на интерактивной доске).
Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.
Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих.
Свержение самодержавия и установление республики.
Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление прав на самоопределение вплоть до отделения.
Прекращение войны и заключение мира.
Ликвидация экономической разрухи.
Подведем итог
III Характер революции.
Как определяется характер революции? (по задачам и движущим силам)
Определите характер революции (буржуазно-демократический)
IV Ход революции. (Работа в группах)
Ваша задача, просмотрев презентацию и используя материал учебника назвать основные события развития революции в хронологическом порядке. Во время просмотра и рассказа начните составлять таблицу: Дата событие результат (10 минут).
Назовите основные события февраля 1917 года (по ходу выступления групп заполняется таблица)
18 февраля - забастовка на Путиловском заводе, Петроград, закрытие предприятия.
23 февраля - антивоенная демонстрация.
25 февраля - всеобщая политическая стачка. Лозунги: «Хлеба!», «Долой царя!», «Конец войне!»
Николай II из ставки в Могилеве требует прекратить беспорядки в столице. Но остановить беспорядки не удаётся. Ситуация выходит из-под контроля.
Солдат бросают на разгром демонстраций, но они отказываются стрелять в рабочих и переходят на сторону восставших. Захвачены государственные учреждения, вокзалы, арсенал, арестовано царское правительство.
Вечером 26 февраля царским указом распущена Государственная дума.
Этот указ стал грубейшим просчётом императора, абсолютно недопустимой ошибкой. – Почему? Известия из столицы заставили царя принять решение о возвращении.
Николай II срочно назначает генерала Иванова командующим Петроградским военным округом с чрезвычайными полномочиями.
С фронта снимаются войска. Перед отправлением карательной экспедиции в Петроград Иванов связался с генералом Хабаловым – военным комендантом Петрограда.
- Какие части в порядке и какие безобразят?
- В моём распоряжении всего 4 роты…, прочие войска перешли на сторону революционеров.
- Какие вокзалы охраняются?
- Все вокзалы во власти революционеров, строго ими охраняются.
- В каких частях города поддерживается порядок?
- Весь город во власти революционеров.
- Все ли министерства функционируют?
- Все министры арестованы революционерами.
- Какое количество продовольствия в вашем распоряжении?
- Продовольствия в моём распоряжении нет.
Какие органы власти были сформированы?
Представители, каких партий их создали?
Какие слои общества поддерживали?
(
V Дискуссия о возможности сохранения монархии в России и о дальнейшем пути развития России (3 мин.)
Согласны ли вы, с высказываем Н.А. Бердяева, свой ответ аргументируйте .
“Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.
Можно ли было спасти монархию? (дискуссия о возможном развитии России)
Что несёт с собой революция? (зло и насилие, или очищение и перспективу нового развития)
Ответ на проблемные вопросы:
«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»
« Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?
VI Домашнее задание
Закончить заполнять таблицу «Ход революции» Записать итоги и значение революции. Размышление: «Альтернативные пути развития революционной ситуации февраля 1917 года»
VII Подведение итогов