СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"к 100- летию февральской революции 1917 года в россии"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Февральская революция в России в 1917 году привела к крушению монархии, распаду российской государственности, глубокому расколу общества, усилению борьбы за власть между различными политическими силами, возникла угроза анархии, хаоса.   Была разрушена политическая система, произошла ломка политических, социальных, культурных традиций. Осмысление причин и последствий глубочайшего революционного кризиса в России в феврале 1917 года продолжает вызывать споры и необходимость в детальном исследовании некоторых аспектов и в настоящее время.

Поэтому изучение Февральской революции на уроках и во внеклассной деятельности способствует более глубокому пониманию причин провала демократического эксперимента 1917 года в крупнейшей стране мира и её перехода к новой своеобразной модели модернизации. В настоящее время в условиях демократизации общества и государства, а также перестройки системы местного аппарата управления, особенно важно переосмысление опыта прошлого для того, чтобы минимизировать ошибки, допущенные в 1917 году.

       Конспект и презентация внеклассного мероприятия (игры) по истории России на тему «К 100 - летию Февральской революции 1917 года в России» поможет учителю и учащимся более увлекательно провести внеклассное мероприятие  по данной не простой теме. В начале мероприятия  у учащихся есть возможность самим начать размышлять о событиях 1917 года, что позволяет заинтересовать их этой темой. В презентации содержится полная информация по теме с сопровождающими иллюстрациями, документами, персоналиями. На мероприятии раскрывается характер, причины и основные этапы революции. При хорошем проведении мероприятия, сопровождающая презентация перенесет учащихся 9, 11 классов в центры событий того времени, поможет подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории. 

Просмотр содержимого документа
«"к 100- летию февральской революции 1917 года в россии"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"КИСЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА"




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ИГРЫ)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИСТОРИЯ"



Тема "К 100- ЛЕТИЮ

ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА

В РОССИИ"



Разработала

учитель истории

и обществознания

Никишина Елена Павловна



2017 год


I. Пояснительная записка.

1.Актуальность темы.

Февральская революция в России в 1917 году привела к крушению монархии, распаду российской государственности, глубокому расколу общества, усилению борьбы за власть между различными политическими силами, возникла угроза анархии, хаоса. Была разрушена политическая система, произошла ломка политических, социальных, культурных традиций. Осмысление причин и последствий глубочайшего революционного кризиса в России в феврале 1917 года продолжает вызывать споры и необходимость в детальном исследовании некоторых аспектов и в настоящее время.

Поэтому изучение Февральской революции на уроках и во внеклассной деятельности способствует более глубокому пониманию причин провала демократического эксперимента 1917 года в крупнейшей стране мира и её перехода к новой своеобразной модели модернизации. В настоящее время в условиях демократизации общества и государства, а также перестройки системы местного аппарата управления, особенно важно переосмысление опыта прошлого для того, чтобы минимизировать ошибки, допущенные в 1917 году.

Конспект и презентация внеклассного мероприятия (игры) по истории России на тему «К 100 - летию Февральской революции 1917 года в России» поможет учителю и учащимся более увлекательно провести внеклассное мероприятие по данной не простой теме. В начале мероприятия у учащихся есть возможность самим начать размышлять о событиях 1917 года, что позволяет заинтересовать их этой темой. В презентации содержится полная информация по теме с сопровождающими иллюстрациями, документами, персоналиями. На мероприятии раскрывается характер, причины и основные этапы революции. При хорошем проведении мероприятия, сопровождающая презентация перенесет учащихся 9, 11 классов в центры событий того времени, поможет подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории. 

2. Краткое описание идеи внеклассного мероприятия.

Чем мотивируется выбор темы?


В связи с исполняющимся в 2017 году 100-летием Февральской революции 1917 года.

Как будут использованы межпредметные связи? (с какими темами или школьными предметами)

Межпредметные связи с обществознанием по теме «Политика», по истории «Революционные потрясения 1917 г.», всемирная история начала 20 века

Какова значимость данной темы в учебном процессе?

Отражает важнейший этап истории страны- свержение самодержавия

Что будет оцениваться и как?

Индивидуальная, групповая работа; самооценка

Какие стратегии, технологии, методы и приемы будут использованы?

Деятельностно-компетентностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение.



3. Цель мероприятия

  1. Систематизация и закрепление исторических знаний, полученных на уроках, посвященных Февральской революции 1917 года;

  2. Развитие интереса к отечественной истории.

  3. Воспитание уважения к историческим персоналиям революционных событий 1917 года.

  4. Воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса, толерантности.

4. Задачи:

  1. Называть даты, термины важнейших исторических событий, показать основные события революции

  2. Развивать навыки и умения анализа причинно-следственных связей явлений и событий.

  3. Высказывать суждения и оценки о свержении самодержавия, системе двоевластия, сложившейся в стране.



5. Оборудование:

- компьютер,

- проектор,

- презентации,

- раздаточный дидактический материал (документы, портреты Николая II, В.И. Ленина, А.Ф. Керенского, Е.В.Львова, Н.С.Чхеидзе и др. (вывешиваются на доске) , карта «Петроград 1917г.»)

-видеоролик " Февральская революция 1917 года ".


6. Материалы (ресурсное обеспечение занятия): учебник А.А. Данилова, Л.Г Косулиной, М.Ю. Брандта «История России 20-начало 21 века», учебное пособие Скрипкина А.С., Луночкина А.В., Курилла И.И. «История Волгоградской земли от древнейших времен до современности». М.: Планета, 2011. - 224 с. (серия "Наш Волго-Донской край").  Москва, «Русское слово», 2011 г. «Исторические документы. Исторические портреты политических деятелей».

6. Участники мероприятия: учащиеся 9, 11 классов

II. Вводная часть

1.Мотивация. В истории каждого народа есть такие даты, которые коренным образом меняют ход развития страны. Для нас таким переломным моментом стал 1917 год - великий, грандиозный, кровавый. Год самого крупного в нашей истории перелома, который не только изменил историю нашего государства, но и всего человечества. Это очень сложная и противоречивая страница в истории нашей страны.

Это был год, наполненный бурными политическими событиями. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в исторический тупик, а в «лучшее завтра». Об изменении жизни к лучшему, о прекращении войны, о благополучии в доме и стабильности в обществе мечтали все. Мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов. И первым испытанием для российского общества стала Февральская революция 1917 года.

В ходе сегодняшнего мероприятия, которое называется "К 100 - летию Февральской революции 1917 года в России" (слайд 1 из презентации №1) вам предстоит вспомнить и закрепить исторические знания, полученные на уроках, посвященных Февральской революции 1917 года, услышать оценки из прошлого и самим оценить значение происшедшего.

Такая тематика мероприятия выбрана неслучайно.

Слайд 2 из презентации №1. 19 декабря 2016 года президент России В.В. Путин подписал распоряжение о проведении мероприятий, посвящённых 100 - летию революции 1917 года в России. Он сказал, что «100 лет юбилейная дата - это «весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. Российское общество нуждается в объективном, честном и глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, и относиться к ней надо с уважением..."

Действительно, это наша история, поэтому насколько вы знаете этот период истории нашего государства, попытаемся выяснить сегодня.

Каким образом будет проходить наша интеллектуальная игра?

Играть будут три команды из 9, 10, 11 классов по 5 человек. Остальные участники игры составляют группу поддержки одной из команд.

Игра начнется с анализа эпиграфа, по результатам которого, определится команда, которая первой начинает игру.

Правильность и полноту ответов оценивает жюри по установленной на каждый конкурс балльной системе. Если команда допускает ошибку при ответе, то ответ на вопрос могут дать болельщики команды. Если ответа нет, то вопрос переходит команде - сопернице, которая дает ответ, и затем отвечает на свой последующий вопрос.

Игра состоит из заданий, обозначенных на табло различными цветами. Все задания имеют разный уровень сложности, вы можете, отвечая на вопросы набрать от 1 до 6 баллов.

Сиреневым цветом обозначены – простые вопросы; за них вы можете получить 1 балл,

Серым цветом – вопросы на знание терминов и определений, они оцениваются в 2 балла;

Красным цветом – конкурс "Я знаю, что..." обозначены вопросы, на которые необходимо дать полный ответ. Оцениваются в 3 балла.

Желтым. "Размышляйка" (на знание исторических событий Февральской революции); оценивается в 4 балла.

Черным цветом – конкурс «Ты мне - я тебе», команды задают друг другу вопросы по документам, персоналиям. Команда должна задать вопрос, вопрос должен быть правильно сформулирован, сама команда должна знать правильный ответ на него. Оценивается в 5 баллов ( оцениваются все команды)

Зеленым цветом – решение задач. Команда должна дать максимально точный ответ. Решать правовые задачи учащиеся должны при помощи СПС «КонсультантПлюс», для этого у каждой команды имеется ноутбук.

Среди заданий встречаются также ловушки или бонусы, в которых вам будут прибавляться или отниматься баллы. Выиграет команда, набравшая наибольшее количество баллов. Удачи!

Судить наш конкурс будут следующие члены жюри: (перечислить)

III. Основная часть

Учитель. Начинаем нашу игру.

1 вопрос для всех команд. Сейчас я зачитаю вам отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова, по результатам анализа которого определится команда, которая первая начнет игру, и которая получит за правильный ответ 3 балла.

Слайд 3 из презентации №1. В свое время М. Ю. Лермонтов писал:

«Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь

Какое предсказание сделал поэт XIX века?

Ответ: падение монархии в феврале 1917 года в России.

Учитель. Верно. Посмотрите небольшой фрагмент из видеофильма "Февральская революция 1917 г". Ответьте на вопрос: " Что нужно знать, чтобы понять историю Февральской революции 1917 года "

Вывод. Нужно знать все: Вызревание общественно-политического кризиса в 1916г, то, как складывалась революционная ситуации, каковы причины, ход, итоги и значение Февральской революции .

Итак, давайте вспомним и закрепим исторические знания, полученные на уроках о Февральской революции 1917 года

2 вопрос задается командам по презентации №2.


СИРЕНЕВЫЕ. ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ. Оцениваются в 1 балл.


Вопрос 1. Когда началась Февральская революция в Петрограде?

Ответ: 23 февраля 1917 года

Вопрос 8. Какие события стали поводом для массовых беспорядков в феврале 1917 года в Петрограде?

Ответ: Международный день работниц (8 марта по новому стилю) стал первым днем революции. Женщины требовали хлеба и возвращения мужчин с фронта

Вопрос 15. Какие два органа власти появились в Петрограде в ходе Февральской революции?

Ответ: 1.Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов; 2. Временное правительство

Вопрос 21. Главное содержание изданного Петроградским Советом в марте 1917г. «Приказа №1» заключалось ... ?

Ответ: В демократизация армии


Вопрос 34. Председателем Петроградского Совета в марте- августе 1917 г. был избран? Ответ: Н. С. Чхеидзе

Вопрос 40. «Кругом измена, и трусость, и обман…» – эти слова принадлежат… ?

Ответ: Николаю II

Вопрос 53. При отречении Николая II присутствовали члены Временного комитета Государственной думы… ?

Ответ: А.И. Гучков и В.В. Шульгин

Вопрос 59. Когда Николай II подписал акт отречения от престола?

Ответ: 2 марта 1917 года

Вопрос 66. Назовите основную причину Февральской революции 1917 года.

Ответ: Дестабилизирующее влияние войны на все стороны жизни общества

Вопрос 71. В апрельских тезисах В. И. Ленин выдвинул политический лозунг… ?

Ответ: Передача всей власти Советам


СЕРЫЕ. ЗНАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ. Оцениваются в 2 балла.


Вопрос 2. Революция - это...

Ответ: коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение от жившего старого и утвержденного нового.

Вопрос 9. Петроградский Совет - это...

Ответ: революционный центр, имевший реальную военную силу, взявший контроль за демократией и деятельностью Временного правительства.

Вопрос 13. Двоевластие - это...

Ответ: наличие параллельно с правительством организации лиц , объявившей себя центром власти и фактически ее обладающие.

Вопрос 25. Временное правительство – это

Ответ: буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции.

Вопрос 39. Учредительное собрание – это…

Ответ: это парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти.

Вопрос 41. Регентство - это...

Ответ: это временное правление одного или нескольких лиц в случае несовершеннолетия, болезни монарха или в силу других причин.

Вопрос 55. Коалиционное правительство - это...

Ответ: это правительство, сформированное из представителей различных партий.

Вопрос 57. Революционная ситуация - это...

Ответ: это политическая обстановка, предшествующая революции и характеризующаяся массовым революционным возбуждением, включением широких слоев угнетённых классов в активную борьбу против существующего строя.


Вопрос 69. Что такое альтернатива?

Ответ: необходимость выбора одной из двух или более исключающих друг друга возможностей, а также каждая из этих возможностей .

Вопрос 74. Мятеж - это...

Ответ: 1.Стихийное восстание; бунт.2. Вооруженное выступление в результате заговора против существующей государственной власти.


КРАСНЫЕ. "Я ЗНАЮ, ЧТО...". Оцениваются в 3 балла.


Вопрос 3. Назовите признаки революционной ситуации.


Ответ: Кризис верхов: по-старому управлять не могли, по-новому не хотели, низы не хотят жить по-старому; ухудшение выше обычного положения народных масс; повышение выше обычного революционной активности.


Вопрос 10. Назовите причины Февральской революции.

Ответ: 1.Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелье и безземелье крестьян.

2.Нерешенный рабочий вопрос: тяжелое положение рабочих, низкая заработная плата, отсутствие рабочего законодательства.

3.Национальный вопрос, русификационная политика властей.

4.Падение авторитета императорской власти, ее кризисное состояние.

5.Дестабилизирующее влияние войны на все стороны жизни общества.


Вопрос 16. Назовите задачи Февральской революции 1917 года.

Ответ: 1.Свержение самодержавия;

2.Созыв Учредительного собрания для установления демократического строя;

3.Ликвидация сословного неравноправия;

4.Уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей;

5.Сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, введение рабочего законодательства;

6.Достижение равноправия народов России;

7.Прекращение войны.

Вопрос 22. Какие события произошли 18 февраля 1917 года?

Ответ: Забастовка рабочих Путиловского завода, требующих прибавки к заработной плате. Администрация не только уволила стачечников, но и объявила частичный локаут, т.е. закрыла часть цехов. Это послужило поводом к началу массовых выступлений в столице.

Вопрос 38. Что произошло 23 февраля 1917 года?

Ответ: В Международный женский день (по новому стилю это 8 марта) на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы с лозунгами «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!»

Вопрос 46. Какие события произошли 25 февраля 1917 года?

Ответ: 25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей. Не прекращались демонстрации и митинги. Вечером 25 февраля Николай II из Ставки, находившейся в Могилеве, направил командующему Петроградским военным округом С. С. Хабалову телеграмму с категорическим требованием прекратить беспорядки. Попытки властей использовать войска положительного эффекта не дали, солдаты отказывались стрелять в народ.

Вопрос 58. Какие события произошли 26 февраля 1917 года?

Ответ: Офицеры и полиция 26 февраля убили более 150 человек. В ответ гвардейцы Павловского полка, поддержав рабочих, открыли огонь по полиции. Председатель Думы М. В. Родзянко предупредил Николая II, что правительство парализовано и «в столице анархия». Для предотвращения развития революции он настаивал на немедленном создании нового правительства во главе с государственным деятелем, пользующимся доверием общества. Однако царь отверг его предложение. Более того, он и Совет министров приняли решение прервать заседания Думы, распустив ее на каникулы. Момент для мирного, эволюционного преобразования страны в конституционную монархию был упущен.  Николай II  послал из Ставки войска для подавления революции, но они были задержаны восставшими железнодорожниками, солдатами и не пропущен в столицу.

Вопрос 62. Какие события произошли 27 февраля 1917 года?

Ответ: 27 февраля 1917 года массовый переход солдат на сторону рабочих, захват ими арсенала и Петропавловской крепости ознаменовали победу революции. Начались аресты царских министров и образование новых органов власти.На заводах и в воинских частях, опираясь на опыт 1905 года, были проведены выборы в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Для руководства его деятельностью был избран Исполнительный комитет. Председателем стал меньшевик Н.С. Чхеидзе. Исполком взял на себя поддержание общественного порядка и снабжение населения продовольствием. Петросовет представлял собой новую форму социально-политической организации. Он опирался на поддержку народных масс, владевших оружием, и его политическая роль была очень велика.27 февраля на совещании лидеров думских фракций было решено образовать Временный комитет Государственной думы во главе с М.В. Родзянко. Задачей комитета было «восстановление государственного и общественного порядка», создание нового правительства. Временный комитет взял под свой контроль все министерства.

Вопрос 70. Что произошло 28 февраля 1917 года?

Ответ: 28 февраля Николай II выехал из Ставки в Царское Село, но был задержан по дороге революционными войсками. Ему пришлось повернуть на Псков, в штаб Северного фронта. После консультаций с командующими фронтами он убедился, что сил для подавления революции нет. В то же время в высших воинских и правительственных кругах зрела мысль о необходимости отречения Николая II, так как без этого взять народное движение под контроль было уже невозможно.

Вопрос 75. Что произошло 2 марта1917 года?

Ответ: 2 марта 1917 года в Псков прибыли депутаты А. Гучков и В. Шульгин, которые и приняли отречение  Николая II. Император подписал Манифест об отречении от престола за себя и своего сына Алексея в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. Однако когда депутаты привезли текст Манифеста в Петроград, стало ясно, что народ не желает монархии. 3 марта Михаил отрекся от престола, заявив, что дальнейшую судьбу политического строя в России должно решить Учредительное собрание. Закончилось 300-летнее правление дома Романовых. Самодержавие в России окончательно пало.

2 марта 1917 года после переговоров представителей Временного комитета Государственной думы и Исполкома Петросовета было сформировано Временное правительство. Председателем и министром внутренних дел стал князь Г.Е.Львов, министром иностранных дел – кадет П.Н. Милюков, военным и морским министром – октябрист А.И.Гучков, министром торговли и промышленности – прогрессист А. И. Коновалов. От «левых» партий в правительство вошел эсер А.Ф.Керенский, получивший портфель министра юстиции.

ЖЕЛТЫЕ. "РАЗМЫШЛЯЙКА". Оценивается в 4 балла


Вопрос 4. Планировал ли кто – нибудь из представителей различных партий Февральскую революцию?

Ответ: Ни одна оппозиционная политическая сила не планировала переворота, не разрабатывала плана, не создавала революционных органов и т.п. Об этом свидетельствуют высказывания политических деятелей после того, как революция произошла. Милюков, руководитель самой крупной либеральной партии в России, говорил:«Это – та самая революция, о которой так много говорили и которую никто не собирался делать». Один из лидеров радикального крыла социалистов Ленин писал: «Разве за неделю до февральской революции кто-либо знал, что она разразится?».

Вопрос 17. Что предусматривал Приказ № 1 по Петроградскому гарнизону, провозглашавший демократизацию армии? Каковы последствия этого приказа?

Ответ: Приказ № 1 по Петроградскому гарнизону, провозглашавший демократизацию армии предусматривал:

- наделение солдат политическими правами;

- создание в армии выборных солдатских комитетов, получивших право контроля над действиями командования.

Последствия этого приказа были двоякими:

-с одной стороны – положительные: армия втягивалась в общественно-политическую жизнь страны и переставала быть бездумным орудием в правительственных руках для подавления народа.

- С другой стороны – отрицательные: армия превращалась в инструмент политической борьбы и в условиях войны теряла свою боеспособность.


Вопрос 24. Что включала в себя программа Временного правительства?

Ответ: Программа предусматривала: политическую амнистию; наделение граждан демократическими правами и свободами; выборы в органы местного самоуправления и т.п.

Вопрос 30. Когда  Россия была провозглашена Республикой?

Ответ:1 сентября 1917 г. указом Временного правительства Россия была провозглашена Республикой.

Вопрос 31. Какова судьба семьи Николая II?

Ответ: Семья Николая II получила разрешение выехать в Англию, но британская корона ответила отказом. Либералы, боясь за судьбу сверженного императора, упорно искали возможности легального вывоза семьи Романовых за рубеж, но монархическая Европа отказывалась их принимать. Когда же в августе 1917 г. обстановка в столице накалилась, по приказу ставшего к тому времени премьер-министром Керенского, семью бывшего императора увезли подальше на север – в Тобольск, где те и встретили известие о новой революции и новой власти, приговорившей Романовых в 1918 г. к смерти.

Вопрос 36. Когда был созван I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов? Каков его состав?

Ответ: Весной 1917 г. был созван I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Состав съезда (822 делегата) в большинстве оказался эсеро-меньшевистским:

  • эсеры – 285;

  • меньшевики – 248;

  • большевики – 105.

  • Этот состав показывает, что наибольшим авторитетом в Советах пользовались эсеры и меньшевики, выступавшие за парламентские методы борьбы.

  • Большевики, выступавшие за свержение Временного правительства и захват власти, остались в меньшинстве.


Вопрос 49. Когда был созван I Всероссийский съезд крестьянских депутатов? Какой вопрос больше всего волновал крестьян?

Ответ: Крестьян больше всего волновал вопрос земли, и съезд высказался за национализацию земли, т.е. превращение её в государственную собственность и уравнительное перераспределение между крестьянами.


Вопрос 51. Какие противоречия вскрыла Февральская революция  ?

Ответ: Февральская революция вскрыла целый букет противоречий:

  • классовые: между крестьянами и помещиками, рабочими и буржуазией;

  • региональные: между окраинами и Центром;

  • национальные: между национальными меньшинствами и великорусским правительством;

  • религиозные: между национальными религиями и государственной религией.

  • Подобные противоречия привели к образованию множество партий, общественных организаций и течений, которые в ходе революции решали лишь свои узкие проблемы.


Вопрос 54. Какой термин сразу после Февраля стали использовать лидеры правых и левых партий?

Ответ: Лидеры же и правых и левых сразу после Февраля стали использовать термин «Великая Русская (Российская) революция».

Вопрос 77. Как современная историография характеризует Февральскую революцию по её итогам?


Ответ: Современная историография характеризует Февральскую революцию по её итогам:

  • Политические – уничтожено самодержавие и провозглашена республика, пошедшая по пути демократизации.

  • Экономические – уничтожение остатков феодальных пережитков и установление буржуазного строя.


ЧЕРНЫЕ. «ТЫ МНЕ - Я ТЕБЕ».

Команды задают по 3 вопроса друг другу. Оценка – 5 баллов (Задание опережающее, заранее спросить вопросы командам, предложить вопросы из приложения)


ЗЕЛЕНЫЕ. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ СЕКТОР . Оценка – 6 баллов

(При работе обязательно должен использоваться материал из учебного пособия Скрипкина А.С., Луночкина А.В., Курилла И.И. «История Волгоградской земли от древнейших времен до современности».)


Вопрос 6. Когда в Царицын поступили первые неофициальные известия об отречении Николая II от престола?

Ответ: 1 марта 1917 года

Вопрос 11. Какой новый аппарат управления был создан в период Февральской революции 1917 года в Царицыне?

Ответ: Три дня с начала революции потребовалось на то, чтобы создать новый аппарат управления, чтобы полностью оформилось двоевластие в лице буржуазного Временного исполнительного комитета и Царицынского Совета — органа революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.

Вопрос 19. Когда в Царицыне прошли выборы в Совет рабочих депутатов? Кто его возглавил?

Ответ: 3 марта 1917 года прошли выборы в Совет рабочих депутатов. Исполнительное бюро возглавил меньшевик С.Е. Шевченко, товарищами (заместителями) стали меньшевик Д.В. Полуян и эсер К.Я. Федотов


Вопрос 27. Когда в Царицыне был создан Комитет общественного спокойствия? Кто в него входил? Кто возглавил? Какова позиция? Другое название?

Ответ: Комитет общественного спокойствия создан 1 марта 1917 года. Входило 29 человек из представителей городской Думы, Биржевого комитета, Военно – промышленного комитета, деятели печати и общественных организаций. Возглавил его член III Государственной думы врач Н.С. Розанов. В условиях плохой информированности о событиях в Петрограде занял выжидательную позицию, призвав население соблюдать спокойствие. Переименован во ВИК.


Вопрос 32. Как был рассмотрен вопрос о власти 10 июля 1917 года в Царицыне на Совете рабочих депутатов?


Ответ: При рассмотрении вопроса о власти 10 июля в 2 часа ночи Царицынский Совет проголосовал за большевистскую резолюцию. «События последних дней, — говорилось в ней, — явный откол буржуазии, крах министерств диктуют необходимость принятия решительных мер для спасения революции — эти меры могут быть приняты только правительством Советов рабочих и солдатских депутатов».

Вопрос 43. Кто в феврале 1917 года возглавлял комитет РСДРП(б), избирался председателем городского Совета рабочих и солдатских депутатов в Царицыне?


Ответ: Минин С.К.

Вопрос 56. Кто являлся основателем большевистской газеты в Царицыне? Как она называлась? К чему призывал этот человек?

Ответ: Я. 3. Ерман в газете «Борьба» 17 июля 1917 г. опубликовал статью «Поход против нашей партии». В ней говорилось: «Надо заклеймить всеми мерами и средствами эту политику насилия, издевательства, арестов и разгромов». В другой статье —«Революция в опасности», напечатанной на следующий день, он призывал революционные массы к бдительности: «Революция в опасности! Пусть звучит тревога, пусть зовет сплотиться всех, кому она дорога... и пусть прекратится эта травля нашей партии, единственно полезная только злейшим врагам нашей революции».

Вопрос 60. Какие меры предпринимало Временное правительство по искоренению революционных настроений в Царицыне?

Ответ: Временное правительство решило искоренить революционные настроения в Царицыне, вывести из города «ненадежные» 141-й и 155-й пехотные полки. А. Ф. Керенский телеграфировал командующему войсками Казанского военного округа: «Прошу принять решительные меры к установлению порядка в гарнизоне Царицына, прекратить насилия, грабежи, террор в городе, а равно оказать немедленное содействие восстановлению работы царицынского узла, принять меры охраны пассажирского и товарного движения. Снеситесь с гражданскими и военными властями, командируйте доверенных лиц, выясните истинное положение дел в гарнизоне. Прошу мне два раза в неделю сообщать о положении дел в округе и, в частности, в Царицыне».


Вопрос 73. С какой целью 26 июля 1917 года в Царицын прибыла воинская команда во главе с полковником Корвин – Круковским?

Ответ: С целью «наведения порядка» в город из Саратова 26 июля прибыл карательный отряд полковника Корвин-Круковского в составе 500 юнкеров саратовской школы прапорщиков и 500 оренбургских казаков при двух орудиях и 14 пулеметах.«В связи с этим 26 июля вечером в помещении городского ломбарда, — рассказывает член партии с 1917 г. М. П. Батов, - состоялось собрание актива большевиков, на котором было решено выделить товарищей для замены на случай дальнейших арестов и возможного выбытия из строя руководящего ядра организации».С прибытием отряда Корвин-Круковского в Царицыне было введено осадное положение, запрещены митинги и демонстрации, начались аресты большевиков. Сразу же арестовали Я. 3. Ермана. Прекратила существование газета «Борьба» и арестован ее редактор Вениамин Сергеев,


Вопрос 78. После какого события большевики в Царицыне взяли полностью власть в свои руки?

Ответ: Во время Корниловского мятежа при Совете был создан Революционный штаб, возглавивший подготовку действий против донского атамана А. И. Каледина, склонявшегося к поддержке Корнилова. На крупнейших предприятиях были созданы вооруженные отряды Красной гвардии. Вооружение рабочих продолжалось и после провала корниловщины. В общей сложности Революционный штаб передал рабочим из арсенала 93 полка более тысячи винтовок. В начале сентября 1917 года произошли перевыборы в Совет, большевики получили две трети мест – 121 место, меньшевики и эсеры – 67. Председателем исполкома стал Я.З.Ерман, председателем постоянного президиума Совета С.К. Минин. Военные власти были вынуждены вывести отряд Корвин – Круковского из Царицына, после чего большевики взяли власть в руки полностью.

III. Заключение.

Учитель. Революции сами по себе не приходят. Революции совершают люди. Главный вопрос любой революции - вопрос о власти. И от того, в чьих руках она окажется, зависит будущее государства и народа. Либеральная власть в России, оказалась не способна решить социально-экономические вопросы, поэтому власть оказалась в руках тех людей, в которых простой народ видел опору и стремление изменить всю политическую жизнь России. И чтобы ярче почувствовать дух того времени, урок можно закончить словами И.В.Бердяева: "Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.

Подведение итогов. Награждение команд.





Приложение ( можно использовать для конкурса "Ты мне - я тебе").

1.Биографии политических деятелей Февральской революции 1917 года.

(Можно рассказать биографию и сопоставить с портретом)

Чхеидзе Николай Семенович (1864 — 7 июня 1926). Из дворян. Учился в Новороссийском университете и Харьковском ветеринарном институте; из обоих учебных учреждений был исключен по политическим причинам. Один из основателей социал-демократического движения в Закавказье. С 1903 меньшевик. Депутат III и IV Дум от Тифлисской губ., председатель социал-демократической, с 1913 меньшевистской фракции. Масон, в 1912-—1916 член Верховного совета масонского «Великого Востока народов России». 27 февраля 1917 избран членом Временного комитета Государственной думы; Одновременно становится председателем исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. С июня 1917 председатель ВЦИК первого созыва. В 1918 председатель Закавказского сейма, в 1919— Учредительного собрания Грузии. С 1921 жил во Франции; покончил жизнь самоубийством.

Тогда же были арестованы члены царского правительства (без приказа). 2 марта формально решением Временного комитета ГД при согласовании с Исполкомом Петросовета было создано Временное правительство (председатель –Е.В.Львов), в которое представители Петроградского совета войти отказались, но решили контролировать его действия. Это стало началом двоевластия. В ходе февральских событий было убито 169 человек и ранено около 1000.

Львов Георгий Евгеньевич (1861–1925), русский политический деятель, князь, первый премьер-министр Временного правительства в 1917. Родился 21 октября (2 ноября) 1861 в семье помещика Тульской губернии. Получил юридическое образование в Московском университете (1885); служил в министерстве внутренних дел. В 1893 оставил службу, был избран в исполнительные органы тульского земства (губернского совещания), а в 1903–1906 стал председателем Тульской уездной земской управы. В 1906 был избран в 1-ую Государственную Думу, где присоединился к правому крылу Конституционно-демократической партии (кадетам). Когда в 1914 началась Первая мировая война, Львов стал председателем Всероссийского земского союза и одним из двух председателей «Земгора» (объединившего Земский союз и Союз городов), который взял на себя большую часть работы тыла по обеспечению российской армии. После февральской революции 1917 – глава первых двух кабинетов Временного правительства (март – июнь 1917). Встретившись с растущей оппозицией со стороны левых сил, реорганизовал правительство 18 мая 1917, когда большинство правых либералов ушло в отставку, но не смог удержать власть и 7 июля 1917 оставил все государственные посты. В ноябре, после большевистской революции, был арестован и заключен под стражу в Екатеринбурге, но сумел бежать. Впоследствии в Париже возглавил Русский комитет. Умер Львов в Париже 7 марта 1925.

Шульгин Василий Витальевич (1878-1976) Сын издателя политической газеты, меньше всего хотел политиком. Окончил юридический факультет Киевского Университета. Монархист-националист, депутат трех Государственных Дум. Волею судьбы стал участником февральской революции. Принимал 2 марта отречение Николая Второго от престола. Позже признался: « Даже не желая того, мы революцию творили. Нам от этой революции не отречься, мы с ней связались и несем за это моральную ответственность…» В 1917 году стал одним из организаторов белого движения. В 1920 эмигрировал в Европу. 1945 вернулся в Россию, был приговорен к 25 годам тюрьмы. Освобожден в 1956 году. Написал мемуары «Дни» и «1920» о февральской революции и гражданской войне.

Милюков Павел Николаевич (1859-1943) Выпускник Московского университета, историк, депутат II и IV Дум. Лидер и создатель партии кадетов « Партии народной свободы ». Организатор оппозиции царской власти в IV Государственной Думе. Боролся против политики Николая II, обвиняя царскую семью в трусости и измене. В ходе февральской революции уговаривал брата Николая II - Михаила – не отрекаться от престола, что бы избежать в стране анархии. В марте 1917 года вошел в состав временного правительства. Был противником большевиков. Эмигрировал в 1918 на Запад.

Гучков Александр Иванович (1862-1936) Лидер и основатель партии октябристов, крупный промышленник из купеческой семьи. Убежденный монархист. Яркий противник революции. Но в 1916 году был готов на дворцовый переворот, что бы заменить Николая II на престоле другими Романовым. «Гучкова мало повесить» - говорила о нем в 1916 году императрица. Член первого состава Временного правительств. В период февральской революции принимал отречение Николая II от престола. Ярый противник большевиков. В 1918 году эмигрировал в Берлин. Умер в Париже

Родзянко Михаил Владимирович (1859-1924) Один из основателей партии октябристов. Председатель III и IV Государственных Дум, непримиримый противник Распутина. Во время революции возглавил Временный Комитет Государственной Думы. « Что это будет- бунт или не бунт? Я не желаю бунтовать. Я не бунтовщик, никакой революции я не делал и не хочу делать. Если она сделалась, то именно потому, что нас не слушались… Но с другой стороны, ведь правительства нет. Как же быть? Оставить Россию без правительства? Ведь это Россия же, наконец!» 28 февраля Родзянко послал телеграмму императору, в которой сообщил, что в столице бушует революция, министры арестованы и чтобы предотвратить страсти, истребление офицеров и чиновников, Временный Комитет решил принять на себя роль правительства. Невероятно, но в Госдуме видели новую власть. В 1920 году Родзянко эмигрировал из России в Югославию, где вскоре умер.

Керенский Александр Федорович (1881-1970) Юрист по образованию. Социалист. В IV государственной Думе призывал к свержению царского режима: «Господа, до тех пор пока вы не уничтожите старый режим, эту страшную великую язву государства, отдельные ее представители так и будут наслаждаться жизнью». В период революции стал членом Советов и Временного правительства. « Я заявляю Временному правительству, что я являюсь представителем демократии и, что Вы должны считаться с тем мнением которое я буду отстаивать в качестве представителя народа.» «Героем улыбающейся февральской революции» называли Керенеского газеты. Иудой, предавшим Россию, в августе 1917 года его называли лидеры белого движения – из-за того, что предал генерала Корнилова и дал возможность захватить власть Ленину.










2. Анекдот советского времени.

 1917г. Старая графиня слышит за окнами шум и просит посмотреть служанку, что там происходит на улице:

 - Революция,- отвечает та.

 - Революция!- воскликнула графиня.- Это прекрасно, мой дед декабрист мечтал о революции.

 Душечка, а что они хотят?

 - Хотят, чтобы не было богатых.

 Странно. А мой дед хотел, чтобы не было бедных.

В чем заключается ирония анекдота?



3. Документы

1.Документ №1 «Из показаний последнего царского министра внутренних дел А.Д. Протопопова Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (о положении в стране в конце 1916 г. – начале 1917 г.)».

Вам необходимо его прочитать и проанализировать.

«Финансы расстроены. Товарообмен нарушен… Пути сообщения в полном расстройстве, что чрезвычайно осложнило экономическое и военное положение. Двоевластие (Ставка и министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам… Поборы обезлюдели деревни, остановили землеобрабатывающую промышленность; ощутился громадный недостаток рабочей силы… Города голодали, торговля была задавлена, постоянно под страхом реквизиций… Искусство, литература, ученый труд были под гнетом; рабочих превратили в солдат, солдат в рабочих. Армия устала, недостатки понизили ее дух».

Вопросы к документу:

1.     Прокомментируйте текст документа.

2.     Эти события могли бы привести к революции?

2.Председатель Госдумы Родзянко М. В. за три месяца до революции приводит следующее свидетельство:

С продовольствием стало совсем плохо, города голодали, в деревнях сидели без сапог и при этом все чувствовали, что в России всего вдоволь, но что нельзя ничего достать из-за полного развала тыла. Москва и Петроград сидели без мяса, а в то же время в газетах писали, что в Сибири на станциях лежат битые туши и что весь этот запас в полмиллиона пудов сгниет при первой же оттепели. Все попытки земских организаций и отдельных лиц разбивались о преступное равнодушие или полное неумение что-нибудь сделать со стороны властей. Каждый министр и каждый начальник сваливал на кого-нибудь другого, и виноватых никогда нельзя было найти. Ничего, кроме временной остановки пассажирского движения для улучшения продовольствия, правительство не могло придумать. Но и тут получился скандал. Во время одной из таких остановок паровозы оказались испорченными: из них забыли выпустить воду, ударили морозы, трубы полопались, и вместо улучшения только ухудшили движение. На попытки земских и торговых организаций устроить съезды для обсуждения продовольственных вопросов правительство отвечало отказом, и съезды не разрешались. Приезжавшие с мест заведовавшие продовольствием, толкавшиеся без результата из министерства в министерство, несли своё горе председателю Государственной думы, который в отсутствие Думы изображал своей персоной народное представительство[

3.Документ. ПРИКАЗ № 1 ПЕТРОГРАДСКОГО СОВЕТА ПО ГАРНИЗОНУ ПЕТРОГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА 1 МАРТА 1917 Г.

ПРИКАЗ № 1

По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.

Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:

1) Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей.

2) Во всех воинских частях, которые еще не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 сего марта.

3) Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам.

4) Приказы военной комиссии Государственной думы следует исполнять, за исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов.

5) Всякого рода оружие, как то: винтовки, пулеметы, бронированные автомобили и прочее должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам даже по их требованиям.

6) В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, но вне службы и строя в своей политической, общегражданской и частной жизни солдаты ни в чем не могут быть умалены в тех правах, коими пользуются все граждане. В частности, вставание во фронт и обязательное отдание чести вне службы отменяется.

7) Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т. п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т. д.

Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается и о всяком нарушении сего, равно как и о всех недоразумениях между офицерами и солдатами, последние обязаны доводить до сведения ротных комитетов.

Настоящий приказ прочесть во всех ротах, батальонах, полках, экипажах, батареях и прочих строевых и нестроевых командах.

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. 2мар.1917.№З.С.З.

4.Карты. Проанализируйте карту по условным обозначениям

5. Портреты участников Февральской революции. Определить, кто изображен на портрете (портреты без имен висят на доске)

Николай II



Михаил Александрович Романов

Василий Витальевич Шульгин

Николай Семенович Чхеидзе

Александр Федорович Керенский

Георгий Евгеньевич Львов

Павел Николаевич Милюков

Александр Иванович Гучков

Михаил Владимирович Родзянко

Владимир Ильич Ленин



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!