Просмотр содержимого документа
«ФГОС. Психологические аспекты личностных параметров.»
ФГОС. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ.
Самуйлович Александр Анатольевич
Педагог-психолог МАОУ Гимназия №8
«Лицей им. С. П. Дягилева», г. Екатеринбург
В соответствии с Федеральным Образовательным Стандартом (ФГОС), личностные результаты освоения образовательной программы общего среднего и начального образования должны включать воспитание российской гражданской идентичности, формирование ответственного отношения к учению, формирование целостного мировоззрения, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, освоение социальных норм и правил поведения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с людьми разного возраста и различного мировоззрения, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
В практическом плане психологические параметры личностного аспекта ФГОС подразделяются на два направления:
Духовно-нравственное воспитание
Развитие личности
При реализации духовно-нравственного воспитания важно верно оценивать источники нравственности, к которым, прежде всего, относятся патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, наука, семья, труд и творчество, искусство.
Предполагается, что духовно-нравственное воспитание является интегративным видом взаимодействия школы (урочная и внеурочная деятельность), семьи, внешкольных духовных учреждений для решения следующих задач:
Формирование духовно-нравственных ориентиров
Воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины
Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств
Методами духовно-нравственного воспитания являются варианты формирования ключевых компетенций, а именно:
обращение к опыту учащихся;
решение проблемных задач и ситуаций
организационно-деятельностные игры;
проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы.
При этом способы взаимодействия, прежде всего, ориентированы на мотивацию личности, достигающуюся путем использования нетрадиционных форм обучения, формированием проблемных ситуаций, ситуаций успеха с обязательной реализацией компонентов культуры общения и чувства юмора.
Развитие личности должно непременно учитывать индивидуальные особенности учащихся – так, подход к эмоционально ориентированной личности строится через эмоциональную синтонность, интеллектуально-ориентированная личность предпочтет смысловой и логический вариант взаимодействия, увлекающейся личности нужен в большей степени интерес – «интеллектуальная эмоция».
При этом личностное развитие опирается на «первичную мотивацию», включающую в себя следующие способы реализации: проблемный, прогностический, конструктивный, оценочный, аналитический и репродуктивный.
Оценка результатов духовно- нравственного воспитания и развития личности включает в себя три уровня:
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом
получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника
22.02.2018