Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, развивать познавательную деятельность учащихся. Поэтому сегодня вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Решению данных задач образования способствует применение в образовательной деятельности информационно - коммуникативных форм обучения.
Работая над созданием данного конспекта урока закрепления знаний по теме «Правописание –ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах» в 5 классе, я стремилась учитывать индивидуальные особенности моих подопечных. Класс по успеваемости средний. 50% учащихся занимаются на 4 и 5, неуспевающих нет, но есть мальчик, занимающийся по индивидуальной программе для детей с УВЗ. К тому же в классе 12 мальчиков и только 6 девочек. Есть в коллективе и ребята – левши: 1 девочка и 2 мальчика.
На уроках ребята проявляют активность, заинтересованность. Вместе с тем, быстро утомляются, отвлекаются, что требует обязательного проведения физкультминуток и частой смены видов деятельности на уроке.
Изучив раздел учебника по теме «Глагол», учащиеся познакомились с такими орфограммами как «Не с глаголом», «Ь в глаголах на шипящую». Урок, разработку которого я представляю, предполагает знание и орфограммы №23 «-Ться и – тся в глаголах». Важным, именно здесь, будет овладение ребятами фонетическими особенностями глаголов на –тся.
Учебной задачей урока является повторение и актуализация полученных знаний и умений, развитие познавательной активности учащихся, формирование информационно-коммуникативной компетенции через интерактивное тестирование.
Образовательная: правописание -ться и –тся в глагольных формах. Формировать умения следовать инструкциям, применять их в действии.
Развивающая: научить различать правописание глаголов на– ться и - тся; развивать способность сравнивать и анализировать; делать выводы и обобщения.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка.
Планируемые результаты.
Предметные УУД: формирование новых понятий, воспитание любви к языку, интерес к слову.
Личностные УУД: формирование навыка построения высказывания лингвистического характера; умение выслушать оппонента и высказать собственную точку зрения.
Регулятивные УУД: целеполагание, определение способов решения задач; прогнозирование результата; рефлексия.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ; умение доказывать.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, компьютер учителя, ноутбуки учеников (мобильный класс), презентация, мультимедиа проектор. Использование подобных средств учителем и учащимся позволяет сделать образовательный процесс более привлекательным для учащихся, способствует реализации деятельностного подхода в образовании.
На данном уроке обозначены планируемые результаты:
• метапредметные - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умением работать с учебной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи;
предметные - овладение целостными представлениями о правописании глаголов; способность применять понятийный аппарат лингвистического знания и приемы фонетического анализа.