Тема урока: Басня как литературный жанр. Басня и ее родословная.
Планируемые результаты:
Предметные: Уметь сравнивать и анализировать произведения разных авторов, знать понятие басни как жанра.
Метапредметные:Познавательные: осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия
извлекать нужную информацию.
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.
Личностные:Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.
Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Орг.момент. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой. --Здравствуйте, ребята. Сегодня вы очень хорошо выглядите.У вас отличное настроение и мы можем приступить к творческой и плодотворной работе. Сегодня вы будете не только учениками, но и сможете испытать себя в роли учителя, консультанта. | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. включаются в ритм урока. | Формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению. |
Актуализация знаний и умений. | Просит учащихся обратить внимание на листы , лежащие на партах. -Я хочу слышать от вас грамотно построенные ответы. Видеть вас дружными и активными. (Обращаем внимание детей на таблицу «Клише» грамотных ответов.) Я думаю… Я считаю… С моей точки зрения… По моему мнению… Роды литературы   
эпос лирика (рассказ) (стихотв.) драма басня (пьеса) - Что вы можете сказать , глядя на данную схему? | Отвечают на вопросы учителя. Выражают личное отношение к прочитанному.
Дети говорят о родах литературы, какие жанры относятся к данным родам. | Формирование умения определять понятия, владеть терминологией по теме. Формулировать собственное отношение к прочитанному. Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр. |
Формулирование учебной цели урока. | Создает условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Подводящий диалог: - Почему в данной схеме присутствует жанр басни? - К какому роду относится басня? ( Мы называем ее лиро-эпическим произведением. Басня чаще всего имеет стихотворную форму, но в ней повествуется о каких-либо событиях, как в эпосе, в ней можно проследить последовательность событий). - Как вы думаете , какая тема нашего урока? ( Басня как литературный жанр. Басня и ее родословная.) --Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать нового и чему можем научиться? (расширим представление о басне как об одном из древнейших литературных жанров; узнаем об истории развития басенного жанра;познакомимся с именами известных баснописцев) | Вступают в диалог с учителем. Выдвигают предположения. | Формирование умения планировать пути достижения цели . |
Поиск решения (открытие нового знания). | 1. Просит найти в учебнике значение слова «басня», организует беседу: - Что такое басня? - Что такое мораль? Аллегория? -А сейчас мы все вместе проследим родословную нашей басни. Точнее, выясним, когда басня зародилась, кто является ее основателем. Учащиеся знакомят класс с историей зарождения и развития басни, используя материал на столе.
Басня –очень древний литературный жанр. История уходит в античный мир. Ее создателем считается раб Эзоп. Он жил в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. Был рабом и имел непривлекательную внешность (горбун), но обладал необычайно острым умом. Он сочинил много басен, которые потом были переработаны другими баснописцами. Существует выражение «эзопов язык» - это иносказательная, образная, аллегорическая речь. Связано это выражение с именем Эзопа. Он писал свои басни прозой. (Он был бесправным рабом. Не мог изображать глупцов, невежд. Тогда он решил показывать людей в зверином обличье) В 18 веке во Франции при дворе короля Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен.Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена уже написаны стихами. В России писатели 18 – 19 веков тоже писали басни. Писал басни Ломоносов, о котором мы вели речь на прошлом уроке. Некоторые современные писатели тоже используют этот жанр в своем творчестве. Но самым известным баснописцем, конечно же был и остается Крылов.
| Поиск слов в учебнике, определение их значений. Отвечают на вопросы учителя. Поиск и выделение информации. Выборочное чтение. Выборочный пересказ. В группах кооперируют усилия для выполнения задания (поиск эпизода, чтение, выделение главной информации, обобщение прочитанного). | Формирование умения обращаться за помощью к учебной литературе Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (работа в группе) - Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка. | 1. Организует беседу: - Почему басню называют лиро-эпическим жанром? - Кто является создателем басни? - Кто еще писал в этом жанре? 2. Организует самостоятельную работу: Составление синквейна: 1. Басня… 2. Два прилагательных 3. Три глагола 4. Фраза из 4-х слов 5. 1 слово или словосочетание. 3. Оцените свою работу на уроке. | Обобщают, делают выводы. Оценивание результатов с помощью «лесенки». | Формирование умения создавать обобщения Формирование умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
Домашнее задание. | Объясняет сущность домашнего задания. | Делают запись в дневнике. | |
Роды литературы   
эпос лирика (рассказ) (стихотв.) драма басня (пьеса)
Роды литературы   
эпос лирика (рассказ) (стихотв.) драма басня (пьеса)
Роды литературы   
эпос лирика (рассказ) (стихотв.) драма басня (пьеса) Роды литературы   
эпос лирика (рассказ) (стихотв.) драма басня (пьеса)
|
Роды литературы



эпос лирика
(рассказ) (стихотв.) драма
басня (пьеса)
Роды литературы



эпос лирика
(рассказ) (стихотв.) драма
басня (пьеса)
Роды литературы



эпос лирика
(рассказ) (стихотв.) драма
басня (пьеса)
Роды литературы



эпос лирика
(рассказ) (стихотв.) драма
басня (пьеса)
Басня –очень древний литературный жанр. История уходит в античный мир. Ее создателем считается раб Эзоп. Он жил в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. Был рабом и имел непривлекательную внешность (горбун), но обладал необычайно острым умом. Он сочинил много басен, которые потом были переработаны другими баснописцами.
Существует выражение «эзопов язык» - это иносказательная, образная, аллегорическая речь. Связано это выражение с именем Эзопа.
Он писал свои басни прозой. (Он был бесправным рабом. Не мог изображать глупцов, невежд. Тогда он решил показывать людей в зверином обличье)
В 18 веке во Франции при дворе короля Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен.Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена уже написаны стихами.
В России писатели 18 – 19 веков тоже писали басни. Писал басни Ломоносов, о котором мы вели речь на прошлом уроке.
Некоторые современные писатели тоже используют этот жанр в своем творчестве. Но самым известным баснописцем, конечно же был и остается Крылов.
Басня –очень древний литературный жанр. История уходит в античный мир. Ее создателем считается раб Эзоп. Он жил в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. Был рабом и имел непривлекательную внешность (горбун), но обладал необычайно острым умом. Он сочинил много басен, которые потом были переработаны другими баснописцами.
Существует выражение «эзопов язык» - это иносказательная, образная, аллегорическая речь. Связано это выражение с именем Эзопа.
Он писал свои басни прозой. (Он был бесправным рабом. Не мог изображать глупцов, невежд. Тогда он решил показывать людей в зверином обличье)
В 18 веке во Франции при дворе короля Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен.Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена уже написаны стихами.
В России писатели 18 – 19 веков тоже писали басни. Писал басни Ломоносов, о котором мы вели речь на прошлом уроке.
Некоторые современные писатели тоже используют этот жанр в своем творчестве. Но самым известным баснописцем, конечно же был и остается Крылов.