И.А.Суязова,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»
ФГОС: мобилизующее начало урока литературы
Уважаемые коллеги!
Многие из Вас, приступая к преподаванию литературы по ФГОС в 5 классе, задаются вопросом: как начать урок так, чтобы ученики сами сформулировали тему урока, чтобы сразу же включились в учебную деятельность? Так было и со мной. Подготовка к каждому уроку занимала много времени и отнимала много сил. Но постепенно я вошла во вкус: мне понравилось придумывать начало урока. Поэтому я и решила поделиться своим опытом и провести мастер-класс. Приступим...
Перед Вами несколько слов: СТАРТ, ИСТОК, РОЖДЕНИЕ, ИНТЕРЕС, ОТКРЫТИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ...
Какое слово объединяет этот ассоциативный ряд? (НАЧАЛО)
Говорить мы будем о ФГОС. Соедините эти два слова (ФГОС и НАЧАЛО) и ответьте: чему будет посвящен наш мастер-класс? (Мобилизующее начало урока)
Молодцы. Посмотрите ещё раз на предложенные Вам слова. Какое слово осталось «за кадром»? (ИНТЕРЕС)
А теперь продолжите предложение: «Мы с вами сегодня собрались, чтобы научиться... (интересно начинать урок)»
Правильно, наш разговор пойдёт именно о том, как организовать мобилизующее начало урока. Сейчас я познакомлю Вас с несколькими приемами введения в тему урока литературы.
ТЕМА УРОКА: ФОЛЬКЛОР. ПОСЛОВИЦЫ – ОДИН ИЗ МАЛЫХ ЖАНРОВ УНТ.
(Программа Б.А.Ланина. Учебник под ред. Ланина Б.А., Литература 5 класс, в двух частях., Москва.: «Вентана-Граф», 2013 г.)
Прием 1 «Убери лишнее словечко»
Работа с учениками: перед вами слова ФОЛЬКЛОР ПОВЕСТЬ РАССКАЗ РОМАН
Вас ничего не смутило? (слово ФОЛЬКЛОР лишнее)
Почему вы так решили? Обоснуйте.
Есть ли другие версии?
Запишите лишнее слово в своих тетрадях.
Назовите известные вам жанры унт.
Разделите жанры на малые и большие. Свой ответ аргументируйте.
Какой из малых жанров содержит поучение, наставление? (пословица)
Запишите свой ответ в тетради рядом со словом ФОЛЬКЛОР.
Назовите тему сегодняшнего урока.
Прием 2 «Прерванное чтение»1
Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить. Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнёт, сюда подвинет, туда подвернёт. Все она сообразила. Все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка не пропало даром.
Диву далась Куница. На фартук глядит, завидует.
— Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?
— Бабушка меня шитью выучила.
— А как она учила тебя?
— Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.
— Каких?
— «Семь раз отмерь — один отрежь».
Как называется такое выражение? (пословица)
Значит, тема нашего урока звучит так: …
Приём 3 «Отгадай шараду»
Отгадайте шараду: приставка, как в слове подумать, корень, как в слове бессловесный, суффикс из слова ученица, а окончание, как в слове парта.
Какова будет тема урока? (пословица)
Приём 4 «Перепутанные буквы»
Приём 5 «Задачка на соответствие»
1. Сказка | А) Жанр фольклора; занимательное описание предмета или явления, проверяющее сообразительность. В основе этого жанра сравнение, олицетворение или метафора |
2. Скороговорка | Б) один из жанров устного народного творчества, преимущественно волшебного характера, обычно со счастливым концом. |
3. Загадка | В) жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка |
4. Пословица | |
Ответ:
Какое слово не нашло себе пару?
Что вы знаете о пословицах?
Почему пословицы относят к малым жанрам фольклора?
Исходя из обсуждаемых вопросов, формулируйте тему сегодняшнего урока.
ТЕМА: ЗАГАДКИ.
Приём «Зашифрованная тема»
На слайде – ребус, разгадав который ученик назовут тему урока
ГАД
Прием «Зашифрованная тема»
ТЕМА: КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
Посмотрите на эти рисунки и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?
ТЕМА: ПОНЯТИЕ О СКАЗКЕ И ЕЁ ОСОБЕННОСТЯХ
Приём «Решение ребуса»
Перед вами ребус. Расшифровав его, вы частично назовете тему урока
Запишите ответ посреди строки.
Ребята, посмотрите на картинки и назовите те, которые дарит Баба-Яга сказочному герою.
Как называются такие предметы и почему?
Запишите это слово перед словом СКАЗКИ
Озвучьте тему урока
Что вы знаете о волшебных сказках? (Сказка – это…)
У нас сегодня не обычный урок, а урок-исследование. Как вы понимаете слово «исследование»?
Что, на ваш взгляд, нам предстоит исследовать?
Сформулируйте цели урока.
ТЕМА: СЮЖЕТ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
Приём «Волшебные кубики»
Уважаемые коллеги, советую Вам найти кубики и принести их на урок. Давайте подумаем, какую тему мы может «отгадать» вместе с ребятами, предложив им кубики.
Например, при изучении теории литературы, когда нам необходимо познакомить с композицией волшебной сказки.
Работа с учениками.
Перед вами – кубики, из которых построена пирамида.
Прочитайте, что написано на тех гранях, которые расположены к вам лицом (традиционный зачин – завязка – развитие действия – кульминация – сворачивание действия – концовка)
Признаки какой сказки мы с вами только что повторили? (волшебной)
Что произойдёт, если мы уберём (резкое движение, чтобы пирамида разрушилась) один или несколько кубиков, например, в середине или в конце? (пирамида развалится)
Почему это произошло?
Ребята, каждый кубик – это элемент целого произведения, событие, каждое их которых составляет содержание литературного произведения.
Кто-нибудь из вас знает, как одним словом можно назвать систему этих событий? (Если нет, то разворачиваем кубики другими гранями и читаем слово. Если да, то проверяем, верно ли ответили)
Посмотрите на другую грань кубиков, туда, где написаны буквы. Соберите слово. Какое слово получилось? (сюжет)
Как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока? (Сюжет волшебной сказки)
ТЕМА: И.А.КРЫЛОВ. БАСНИ.
Приём «Знакомый незнакомец».
У вас на столах лист бумаги. С одной стороны на нём дан портрет того человека, о ком пойдёт речь на уроке, а с другой – вопрос. Поверните листок так, чтобы ученики видели не портрет, а вопрос. Придумайте начало урока и назовите тему.
| ? |
Слово учителя: С самого детства нас сопровождают герои его басен. Как глупо выглядит мартышка, которая стянула очки и не знает, а для чего они нужны? Усердно тянут Лебедь, Рак и Щука застрявший воз каждый в свою стихию – "да только воз и ныне там…” Или знаменитый квартет, который наивно полагает, что если они сядут правильно, то они смогут извлекать волшебные звуки из музыкальных инструментов. Всем знакома падкая на лесть ворона, поверившая плутовке лисе. Некоторые цитаты из его басен русский народ давно растащил на поговорки и пословицы – "а ларчик просто открывался”, "ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. Интересные факты Редкий случай, но царский двор благоволил к его творчеству, и он получил официальное признание и государственные привилегии еще при жизни. Когда ему было девять лет, умер отец, поэтому мальчику пришлось поступить на службу в тверской губернский суд. Ему было 11 лет, а он был в чине подканцеляриста. У него было своё место за столом, заваленном бумагами, и его иногда называли Иваном Андреевичем. Он был страстным путешественником, почти десять лет своей жизни он отдал изучению быта и культуры Родины, побывав в разных её частях. Это давало ему и творческое вдохновение У него было весьма странное пристрастие, его внимание притягивал огонь, пожары, поэтому если где-то в Петербурге того времени случался пожар, Крылов ехал на место, чтобы наблюдать развитие событий воочию. Ему была назначена пожизненная пенсия. Умер 9 ноября 1844 года и похоронен в Александро-Невской лавре, которая являлась некрополем для государственных деятелей. Ему, первому из русских писателей, в Петербурге, в Летнем саду установили памятник на собранные по подписке народные деньги. Выскажите свои гипотезы по поводу того, какова тема сегодняшнего урока. Что нового услышали только что? |
А теперь предлагаю Вашему вниманию, уважаемые коллеги, два способа обобщения знаний по теме «Волшебная сказка»
Вариант 1- «Древо познания»
(почти проект)
Этот прием основан на следующем принципе: ствол – это проблема, ветви – пути решения, листочки – аргументы, верхушка дерева - вывод.
Ученикам дается заготовка. Ответы на вопросы они пишут сами на зелёненьких листочках, которые приклеивают на дерево.
Ствол - проблема «Если «Царевна-лягушка» - это волшебная сказка, то в чём проявляется её волшебство?»
Веточки – пути решения:
Сформулировать основное свойство волшебной сказки (чудо)
Найти особенности волшебной сказки (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты, счастливый конец, сказочные формулы, магические числа, положительные и отрицательные герои)
Найти сказочные события и приключения, которые связаны с героями сказки "Царевна-лягушка" (превращение девушки в лягушку, в кукушку и наоборот, чудеса на пиру, смерть в яйце)
Каковы причины долгого пути Ивана-царевича к царевне-лягушке. (преодоление препятствий, испытания героя)
Назвать чудесных помощников Ивана-царевича. (старичок, медведь, селезень, заяц, щука, баба-яга
Назвать чудесные предметы-помощники (клубочек)
Озвучить основной закон сказки, опираясь на сюжет (добро побеждает зло)
Листочки - аргументы (см. в скобках)
Верхушка дерева – вывод («Царевна-лягушка» – волшебная сказка)
Вариант 2- составление интеллект-карты
Итак, наш мастер-класс подошел к концу. Надеюсь, что я смогла Вам помочь. Пробуйте, придумывайте свои методические приёмы, и Вы почувствуете, как это интересно – вместе с учениками отгадывать тему урока. Удачи Вам!
1 Сказка Евгения Пермяка «Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу»
3