Специфика реализации ФГОС на уроках немецкого языка учитель немецкого языка Г.Д. Фахрутдинова
Изучение второго иностранного языка (немецкого языка) в условиях внедрения ФГОС
Изучение второго иностранного языка сегодня-это необходимость. Во многих школах в качестве второго иностранного языка выбирают немецкий язык. Это связано с развитием социально-экономических связей с немецкоязычными странами, с желанием познакомиться с немецкой культурой.
Особенности изучения второго иностранного языка
При изучении немецкого языка как второго иностранного используется УМК «Горизонты» под редакцией М. М. Аверина, Ф. Джина, Л. Рормана. Данный УМК разработан в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования по иностранным языкам. УМК «Горизонты» предусматривает изучение немецкого языка с 5 класса, рассчитан на 2 ч в неделю, ориентирован на европейские уровни владения иностранным языком ( 5,6кл-А1; 7,8,9кл-А2; 10,11-В1), включает современный страноведческий компонент.
Изучение второго иностранного
языка имеет ряд особенностей.
Это, с одной стороны, меньшее
количество часов и более
сжатые сроки на его изучение.
С другой стороны, изучение
осуществляется в условиях
контактирования трех языков
родного, первого и второго
иностранных языков. Это
обусловливает более
интенсивное изучение второго
иностранного языка.
УМК «Горизонты» имеет совершенно новую структуру и включает в себя новые современные компоненты. Это:
- мультикультурная коммуникация и толерантность
- духовно-нравственное воспитание
- использование ИКТ
- ссылки на интернет -ресурсы
- игровые и проектные задания
- страноведение.
УМК « Горизонты» позволяет учителю в полной мере использовать методы и приемы, способствующие изучению немецкого языка как второго на современном уровне в условиях внедрения ФГОС.
Преподавание второго иностранного языка имеет ряд особенностей и требует особого отбора методов и приемов для его изучения. Нельзя отрицать тот факт, что со стороны первого иностранного языка часто возникают определенные проблемы:
- в произношении
- в правилах чтения
- в интонации
- в порядке слов
- в склонении артиклей
- в спряжении глаголов
- в сложных грамматических конструкциях
- некоторые слова выглядят и произносятся похоже, но имеют разные значения
Алфавит
Интенсификации изучения немецкого языка на базе английского способствуют следующие факторы:
- владение латинским шрифтом
- словарный запас (заимствования из английского языка, слова, имеющие сходство с немецкими)
- наличие грамматических знаний.
Тем не менее, немецкий и английский языки относятся к германской группе языков, имеют много общего в области словоупотребления, что позволяет облегчить изучение второго иностранного языка. Это:
- наличие определенного и неопределенного артиклей
- образование трех основных форм глаголов
- употребление глаголов sein (to be), haben (to have)
При рациональной организации современный урок должен стать зоной психологического комфорта. При отборе современных методов обучения необходимо учитывать следующие критерии:
- создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно
- развивать желание у ученика практически пользоваться иностранным языком
- затрагивать личность ребенка (его эмоции, чувства, ощущения)
- развивать творческие способности
- активизировать школьника
- создавать ситуации, в которых ребенок должен осознавать, что изучение иностранного языка связано с его интересами
- учить ребенка самостоятельно работать над языком
- предусматривать различные формы работы в классе (индивидуальная. групповая, коллективная).
Коммуникативный подход к обучению немецкому языку
- обучение носит деятельностный характер
- ученик – субъект учебной деятельности
- обучение общению
- использование заданий,
- реконструирующих
ситуацию общения
в реальной жизни
Самой эффективной формой активации речемыслительной деятельности учащихся на уроках иностранного языка является групповая форма работы
Она позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личностей.
Работая в команде,
ребёнок не может отказаться выполнять свою часть работы, дорожа мнением и отношением к себе товарищей. Если у ребёнка возникают какие-либо затруднения, он может обратиться за помощью к любому участнику группы. Каждый ученик приносит группе очки, и вся группа несёт ответственность за работу каждого участника, и таким образом, каждый ребёнок быстрее приобщается к активной деятельности на уроке.
«Высший пилотаж»
в условиях внедрения новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель лишь направляет детей, дает рекомендации в течение урока, а дети ощущают себя хозяевами на уроке. Таким образом, учитель должен придерживаться определенных методических рекомендаций для построения урока, соответствующего новым образовательным стандартам
Современные образовательные технологии
- Системно-деятельностный подход
- Проблемное обучение
- Технологии сотрудничества
- Технология развития критического мышления
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Разноуровневое обучение
- Личностно-ориентированное обучение
- Модульное обучение
- «Диалог культур»
- Технология проектов
- Информационные технологии
(смешанное обучение, дистанционные технологии)
В процессе обучения иностранному языку необходимо применять инновационные технологии:
Технология проектного обучения. С методической точки зрения для применения метода проектов на уроках иностранного языка необходима устная практика для участников группы и для каждого ученика, предоставление возможности мыслить и решать проблему и включение обучаемых в диалог культур. Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность как средство межкультурного взаимодействия. Предметом речевой деятельности является мысль, а язык выступает средством формирования мысли. В этом и заключается специфика применения метода проектов на уроке иностранного языка. Построить проектную деятельность необходимо таким образом, чтобы обучающиеся получали не только дополнительную информацию, но и учились применять её в жизни. В результате проектной и исследовательской деятельности создаются мини-сборники по культуре, сборники сочинений разных жанров, интеллектуальные игры и многое другое.
Вот несколько примеров творческих проектов для учащихся 5 класса:
ТЕМА
ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ
Знакомство
Заполнение анкеты
Животные
Оформление плаката
Режим дня
Составление расписания
Хобби
Интервью
Семья
Семейное древо
Профессии
Плакат на тему «Профессии»
Покупки
Электронная открытка
Проект «Расписание уроков»
Проект «Я люблю/мне нравится…»
Проект «Мое любимое животное»
Информационные технологии . Современные педагогические технологии, в том числе, использование новых информационных технологий, интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:
- изучение лексики,
- отработку произношения,
- обучение диалогической и монологической речи,
- обучение письму,
- отработку грамматических явлений.
Здоровьесберегающая технология
Применение здоровьесберегающих технологий является актуальным, необходимым условием современного преподавания в школе. Аспекты здоровьесберегающих технологий: гигиенические условия, мотивация, разнообразие, чередование видов деятельности, психологический климат. Приемы с использованием здоровьесберегающих технологий: физминутки ,подвижные игры, драматизация небольших сценок, мини спектаклей, игры-соревнования , просмотр видео с элементами интерактивности. Подбор стихотворений, песен, текстов
Технология Сотрудничества
Учитель создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.
Технология Деятельностного Метода (ТДМ)
Суть заключается в учете психологических особенностей детей, возможности усвоения образования на максимальном для учащегося уровне. В процессе обучения учащиеся сами добывают знания. Учащиеся самостоятельно выявляют и осваивают способ действия, позволяющий осознанно применять приобретенные знания в жизни.
Vielen Dank für die Aufmerksamkeit!