СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФГОС ОО: Проблемы реализации. О общеучебных умений и навыков к УУД. (информатика)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовлен для заседания ШМО. Тема заседания - ФГОС ОО

 "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ: ОТ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ К УУД"

 

Просмотр содержимого документа
«ФГОС ОО: Проблемы реализации. О общеучебных умений и навыков к УУД. (информатика)»

МБОУ ЛЕНИНСКАЯ СОШ

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ











ФГОС ОО

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

ОТ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ К УУД






Учитель информатики

Проскуровская Т.В.








2016 г.


Огромное значение в развитии страны играет современная школа. Роль школы по государственной программе развития образования заключается в реализации гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, социально-экономическом развитии страны. Для этого школа должна дать качественные образовательные услуги на этапе становлении личности школьника. Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы.

Согласно ФГОС ООО содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, которые достигаются в процессе формирования универсальных учебных действий(УУД), направленных на развитие способности субъекта обучения к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших задач образования.

В процессе формирования УУД школьники учатся самостоятельно ставить учебные проблемы, находить пути их решения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, что обеспечивает успешное усвоение знаний, формирование умений и компетентностей в любой предметной области и тем самым создает возможность для успешной реализации обучаемых в будущей профессиональной деятельности.

На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе.

Педагогические задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе:

  • Формирование мировоззрения

  • Формирование мышления

  • Подготовка к труду и дальнейшему самообразованию

  • Успешная социализация и т.д.

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании.

Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.

Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными.


С внедрением ФГОСов в общеобразовательные учреждения перед обучающимися ставятся задачи по формированию универсальных учебных действий. Выделяют следующие учебные действия:


Личностные УУД 

Регулятивные УУД 

Познавательные УУД 

Коммуникативные УУД

1. Самоопределение.

2. Смыслообраование.

3. Саморазвитие морального сознания и ориентировки учащихся в сфере нравственно-этических отношений.


1.Способность личности к целеполаганию и построению жиз-ненных планов во временной перспективе.

2. Развитие регуляции учебной деятельности.

3. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

1.Навыки исследовательской деятельности.

2. Навыки понимания текстов (грамотность чтения).


1.Коммуникация как взаимодействие.

2. Коммуникация как кооперация.

3. Коммуникация как условие интериоризации.


Формирование этих учебных универсальных действий сводится к формированию отдельных действий, которые помогают ученику познавать окружающий мир. Только в совокупности данные учебные действия приносят результат. Функции универсальных учебных действий заключаются в том, чтобы:

  • обеспечить возможность обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. Универсальность характера УУД проявляется в том, что они:

носят метапредметный характер;

обеспечивают целостность общекультурного, личностного и

познавательного развития и саморазвития личности;

 обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

 лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося

независимо от ее специально –предметного содержания;

 обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования

психологических способностей учащегося.

Формировать универсальные учебные действия необходимо на каждом уроке по любому предмету.

Развитие универсальных учебных действий может осуществляться при помощи:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  • участие в проектах;

  • творческие задания;

  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

  • самооценка события, происшествия;

  • дневники достижений;

  • оставлени книг, рассказов;

  • оставлении правил поведения.

  • Решение заданий по образцу;

  • Решение заданий с пропущенными компонентами;

  • Задание с комментариями;

  • Составление алгоритмов, планов;

  • Выписывание тезисов;

  • Составление кроссвордов;

  • Нахождение неверного результата;

  • Тестирование с выбором варианта ответа;

  • Проверка результата с доской;

  • При обнаружении ошибок необходима корректировка.

  • Подведение под понятие

познавательной цели;

  • Выявление способов и методов решения задачи;

  • Обсуждение выявленных методов, прикидка результата;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения задачи;

  • Решение аналогичных заданий, решение заданий, обратной данной;

  • Составление схем по решению задачи;

  • Выявление данных, необходимых для решения задачи;


  • Работа в паре;

  • Работа в группе;

  • Работа «учитель- ученик»;

  • Работа «сильный –слабый»;

.

На уроках информатики можно формировать все виды УУД в достаточно большом объеме и на каждом уроке. Работа с ПК позволяет как работать в паре, так и самостоятельному поиску информации. Использование сети Интернет позволяет находить неординарные решения, сверять свои решения с представленными, и совершенствовать свои знания с помощью поискового запроса.

Рассмотрим задания для развития отдельных УУД на уроках информатики.

Задания, формирующие личностные УУД.

Задание: построить график площадей 10 крупных озер России.

Цель: отработать навыки поиска информации в сети Интернет, навыки оформления ее в таблице, построения гистограммы. 5 класс.

Форма выполнения: индивидуальная.

Описание задания: учащиеся должны найти в сети интернет информацию о 10 крупных озерах России. Оформить ее в таблице, построить гистограмму.(График 1)

Таблица1 График 1

№ п/п

Озеро

Площадь, км²

1

Каспийское море

371000

2

Байкал

31500

3

Белое озеро

1290

4

Ильмень

982

5

Имандра

812

6

Выгозеро

560

7

Красное озеро

458

8

Кета

452

9

Воже

416

10

Болонь

338

















Задания, формирующие коммуникативные УУД.

Задание: создание презентации на тему «Домашние животные»

Цель: отработать навыки поиска информации в сети Интернет, обработки ее, отражения ее в виде презентации.

Форма выполнения: парная.

Описание задания: каждой паре учащихся дается по 4-5 домашних животных. Они ищут информацию в сети Интернет о том, как выглядят данные животные, как человек за ними ухаживает, необходимость общения с данными животными.

Учащиеся оформляют презентацию настраивая смену слайда, дизайн слайда, схему анимации. После этого учащиеся представляют ее всему классу. Получается урок – минипроектов.

Задания, формирующие регулятивные УУД.

Задание: Составь кроссворд.

Цель: Закрепить полученные знания об устройствах компьютера

Форма выполнения: индивидуальная.

Описание задания:

После изучения тем «Устройство ввода информации в память компьютера» и «Устройства вывода информации» можно предложить учащимся составить кроссворд, используя Microsoft Excel или Microsoft Word. Главное, чтобы в кроссворд вошли все основные устройства ввода и вывода информации: сканер, клавиатура, мышь, микрофон, монитор, принтер, колонки.

Задания, формирующие познавательные УУД.

Задание: Составь табличную модель текстовой информации.

Цель: отработать умения составлять таблицу, строить таблицу, используя Microsoft Excel или Microsoft Word, рисовать, если понадобится.

В результате выполнения подобных заданий у учащихся всегда есть желание учиться.

Технология проектной деятельности способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Уроки информатики и предметные курсы обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу, таким образом, осуществляются коммуникативные действия.












Литература:

1. Бородин М.Н. Методические рекомендации по преподаванию предмета «Информатика» в 5-9 классах (ФГОС). ISBN: 978-5-9963-1462-1, Бином,2013,URL: http://lbz.ru/books/435/8431

2. Электронное пособие по информатике в 5 классе, Бином. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php

3. http://dekatop.com/archives/3670

4. Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. Методическое пособие для учителя информатики для 5 класса ФГОС. 146 с. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/mp-5kl-fgos.pdf

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E7%B8%F0%E0_%D0%EE%F1%F1%E8%E8