В модели выпускника СПО выделены следующие составляющие компетенции:
- компетенции личностного самосовершенствования;
- общие компетенции;
- профессиональные компетенции первого уровня (подготовка квалифицированных рабочих);
профессиональные компетенции второго уровня (подготовка специалистов среднего звена);
- дополнительные профессиональные компетенции;
- дополнительные предпринимательские компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовно-нравственного, интеллектуального саморазвития, развития необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Основные компетенции личностного самосовершенствования в модели выпускника СПО:
- потребность в здоровом образе жизни;
- патриотизм и гражданская зрелость (любовь к России, служение Отечеству);
- готовность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- социальная ответственность;
- социальная устойчивость;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям;
- целеустремленность, настойчивость в достижении результата.
Общие компетенции - компетенции, необходимые для успешной деятельности как профессиональной, так и внепрофессиональной сферах, обеспечивают общую направленность профессиональной деятельности и связаны с личностными качествами человека (обучающегося, выпускника).
Основные общие компетенции в модели выпускника СПО:
- обучаемость;
- способность к самоорганизации;
- способность к саморазвитию;
- умение анализировать свою работу;
- умение искать информацию в различных источниках;
- способность к инновациям;
- коммуникативность, умение работать в команде;
- умение нести ответственность
Профессиональные компетенции первого уровня образования необходимы для реализации профессиональной деятельности в рамках освоения рабочей профессии.
Профессиональные компетенции первого уровня образования направлены на успешную трудовую деятельность в профессиональной сфере.
Основные профессиональные компетенции первого уровня образования:
- умение определять цели работы;
- знание современных технологий и готовность применить их на практике;
- сверхнормативная профессиональная активность;
- умение принимать решения;
- умение правильно выбирать методы работы;
- умение правильно выбирать рабочие инструменты;
- умение правильно распоряжаться имеющимися материалами и оборудованием;
- умение использовать новые технологии;
- умение определять требования к качеству и умение оценивать результат труда;
- креативность;
- профессиональная и технологическая дисциплина.
Профессиональные компетенции второго уровня образования необходимы для реализации профессиональной деятельности в рамках освоения специальности среднего профессионального образования.
Профессиональные компетенции второго уровня образования направлены на успешную трудовую деятельность
Основные профессиональные компетенции второго уровня образования:
-умение планировать и организовывать работу (перспективную, текущую, оперативную);
- знание нормативно-правовой базы;
- умение решать профессиональные проблемы, оценивать риски, принимать решения в нестандартных ситуациях;
- умение мотивировать и управлять людьми;
- наблюдательность и способность оценивать работу с технологической, экономической, экологической точек зрения;
- готовность к смене технологий в профессиональной деятельности;
- владение одной или более рабочими профессиями.
Дополнительные профессиональные компетенции формируются на основе выбора личной образовательной траектории и позволяют выбрать персональный путь, реализовать личностный потенциал. Дополнительно к рабочей профессии и специальности по подготовке специалистов среднего звена обучающийся приобретает компетенции, осваивая отдельные модули смежной профессии, что значительно расширяет диапазон профессиональных компетенций, профессионализм и востребованность выпускника на рынке труда.
Дополнительные предпринимательские компетенции - это дополнительные профессиональные компетенции, направленные на организацию предпринимательской деятельности через создание малого предприятия.
Основные предпринимательские компетенции:
- умение разрабатывать бизнес-план;
- умение прогнозировать сбыт продукции и услуг по анализу потребностей потребителей и спроса;
- осуществлять рекламную поддержку производителей продукции и услуг;
- умение оценивать риски предпринимательской деятельности и поводить мероприятия по их снижению.
Совокупность всех компетенций, отраженных в модели, составляют социально-профессиональную компетентность выпускника колледжа, владеющего знаниями, умениями опытом в гражданско-общественной деятельности.
Выпускник СПО - специалист двух уровней, обладающий интегративными социально-профессиональными компетенциями, как в области технологических процессов, так и в области управления процессами, способный к самовоспитанию, саморазвитию на протяжении всей жизни.