Просмотр содержимого документа
«ФГОС третьего поколения. Что нового?»
ФГОС третьего поколения Что нового?
Подготовила: Дьяконова Н.В.
учитель английского языка
«Не дай вам бог жить в эпоху перемен» Китайская народная мудрость В английском языку есть очень похожее высказывание и оно звучит так «May you live in interesting times» и буквально оно переводится «Чтоб вы жили в интересное время»
- ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
- Основными задачами ФГОС являются создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Введение ФГОС НОО и ООО в 2021 году
- Утверждение ФГОС – Приказ Министерства просвещения №287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», 31 мая 2021г.
- Комплексный анализ готовности введения ФГОС (региональный, муниципальный уровень, ОО) –
2 полугодие 2021
- Разработка новых ПООП с учетом апробации –
1 полугодие 2022 года
- Поэтапное введение обновленных ФГОС НОО и ООО
начиная 2022/2023 учебного года.
Переход на ФГОС – до 2027 года
Обновленные ФГОС Основные положения
Методологическая основа –
системно-деятельностный подход
- Приводят стандарты в соответствие c Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации;
- Обеспечивают вариативность содержания образовательных программ основного общего образования, возможность формирования программ разного уровня сложности и направленности с учетом потребностей и способностей обучающихся;
- Устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения);
- Детализируют условия реализации образовательных программ;
- Детализируют требования к результатам освоения учащимися программ ООО;
- Оптимизируют требования к основной образовательной программе и рабочей программе;
- Прописывают требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий
Научно-методическое сопровождение ФГОС
- http :// edsoo . ru – сайт, сопровождающий введение и
апробацию Рабочих программ ФГОС
- https://edu.gov.ru/ – сайт Минпросвещения России
ФГОС второго поколения 2009
- Акцент на становление личности выпускника («Портрет выпускника школы»)
- Развитие универсальных учебных умений (общие установки)
- Активное внедрение проектной деятельности
- Внеурочная деятельность
- Воспитание российской гражданской идентичности
Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021
1) Впервые вводится ФГОС НО и ООО (5-9 классы) одновременно.
2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
3) Сделан акцент на развитие «soft skills» (метапредметных и личностных навыков).
4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.).
6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п.).
7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения. 8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
11) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.
13) Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)
14) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.
15) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.
16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.
Выводы
- Безусловно, новые ФГОС – это шаг вперед.
- Есть интересные идеи и находки, которые справедливы и созвучны новому времени.
- Вариативность содержания и сроков образования
- Личный образовательный маршрут
- Индивидуальные учебные планы
- Деление на группы
- Но многое требует разъяснения: на каком уровне и как будут составляться индивидуальные маршруты, какие нормативные документы, подкрепляющие эти маршруты и личные учебные планы необходимы, какое требуется сопровождение со стороны школ.
Так что приготовимся работать, работать и еще раз работать!
Использованные материалы
- http :// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=0&rangeSize=1 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- https://fgos.ru/ - тексты ФГОС всех ступеней
- Муштавинская И.В. Путеводитель по ФГОС основного и среднего общего образования: Методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2018
- http :// edsoo . ru – сайт, сопровождающий введение и апробацию Рабочих программ ФГОС
- https ://edu.gov.ru/ – сайт Минпросвещения России
- http://edu53.ru/np-includes/upload/2021/09/21/16562.pdf - Изменения в новых ФГОС НОО и ООО
- https :// externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020
- https:// rg.ru/2021/07/12/chemu-budut-uchit-v-shkole-s-1-sentiabria-2022-goda.html