Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, как современное социально
педагогическое явление.
Известная всем советская система образования должна была в свое время обеспечить массовую унифицированную подготовку людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы подготовить человека к профессиональной деятельности в какой-либо одной отрасли на протяжении, как правило, всей жизни.
Залогом профессионального успеха в современном обществе уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.
В эпоху быстрой смены технологий и роста конкуренции необходима новая система образования, которая предполагает постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Главная задача современной школы воспитание порядочного и патриотичного гражданина, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, умеющего работать с большими объемами информации, способного обучаться в течение всей жизни, работать в команде, творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Инструментом реализации нового социального заказа выступают Федеральные государственные образовательные стандарты.
Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель.
И прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным! Как развивать ученика нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя – взрослого человека – стало самой серьёзной проблемой. Внедрение ФГОС связано с перестройкой привычных для учителя способов педагогической деятельности, с преодолением психологического барьера восприятия новых стандартов как чего-то чрезвычайно наукообразного не достижимого; А измениться учителю трудно. Нужны ли революционные изменения, скорее нужна эволюция педагогических взглядов, которая происходит благодаря анализу новой информации, примеров, образцов, собственных профессиональных проб. Проблем много: перегруженность учителей, консервативное мышление, повышенная тревожность отсюда неприятие и отторжение идей ФГОС. Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей готова к прогрессивным изменениям и мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.
ФГОС вводят новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют ее. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Структура современных уроков, должна стать динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Подготовка к урокам когда ученик сталкивается «с затруднением», « удивлением» или несовпадением, противоречием, которое должно вызвать у него желание разобраться в чем дело, очень затратна по времени: учителю следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций во время урока, подумать о импровизации, а как говорил Марк Твен любой экспромт готовится 4 дня. Коллегам, начинающим работу по ФГОС мне хотелось бы пожелать мягче принимать прогрессивные изменения. Уже сейчас менять конструкции своих уроков. Вносите новые блоки, отрабатывайте связки, меняйте формулировки: Задумайтесь и вслушайтесь -
проанализируйте,
исследуйте,
дайте оценку произошедших изменений
спрогнозируйте,
выберите оптимальный способ решения
докажите (объясните),
сравните,
выразите символом,
преобразуйте текст, в схему
продолжите,
обобщите (сделайте вывод),
В этой модели почти не осталось места комбинированному уроку.
Но главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Александр Асмолов – один из главных разработчиков новых стандартов – так высказался о времени, и начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз». Стандарт – это не якорь, а, по – моему мнению, парус корабля успейте, уважаемые коллеги, подняться на его палубу!