Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»- закон новых возможностей
Особенности нового закона об образовании
Необходимость в принятии нового основополагающего нормативного правового акта, регулирующего сферу образования, появилась уже давно. В пояснительной записке к проекту федерального закона № 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" отмечалось, что в последние годы возник явный разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, обусловленный динамичным развитием и процессами модернизации системы образования. В частности, стали очевидны пробелы и правовая неопределенность законодательства в отношении статуса примерных образовательных программ, электронных образовательных ресурсов, деятельности негосударственных образовательных учреждений, порядка сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, оказания платных образовательных услуг, избыточные административные ограничения, связанные с типологией образовательных учреждений, и др.
За минувшее десятилетие законодательство в области образования неоднократно обновлялось и в итоге это привело к неустойчивости федеральных законодательных норм, их дублированию, порождая в некоторых случаях противоречия.
Таким образом, законодательство, регулирующее сферу образования, нуждалось в систематизации и модернизации. Эта задача могла быть решена путем принятия нового нормативного правового акта, в связи с чем в 2010 г. и была начата его разработка.
История принятия нового закона об образовании
Поскольку новый закон об образовании затрагивает интересы всех жителей Российской Федерации, его предварительный текст был размещен для обсуждения в сети Интернет. За 15 месяцев поступило почти 11000 замечаний и предложений. Президенту РФ был представлен доклад с рекомендациями по доработке законопроекта. После того, как законопроект был внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу, общественная дискуссия продолжилась, но если раньше обсуждались концепция и структура нового закона, то теперь предложения касались в основном внесения поправок в существующий текст.
В течение декабря 2012 г. проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях (18 и 21 декабря), одобрен Советом Федерации (26 декабря) и подписан Президентом РФ (29 декабря).
Текст Федерального закона содержит 760 частей, предоставленных в 110 статьях, которые объединены в 15 глав.
В настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") является базовым нормативным актом.
Со дня вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, изданные до дня вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" прекращают свое действие.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации” вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий Появляется и пять ключевых понятий, это такие понятия как: обучение, развитие, социализация, индивидуализация и личность.
Новыми являются и такие понятия как: участники образовательных отношений (обучающиеся, их родители, педагогические работники, организации), участники отношений в сфере образования (участники образовательных отношений, государственные органы и др), обучающийся (физическое лицо, осваивающее образование).
Определены основные формы получения образования:
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очно, заочно, очно-заочно);
Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования или самообразования).
Приведены и новые формы реализации и освоения образовательных программ:
Дистанционные образовательные технологии;
Электронное обучение;
Обучение по интегрированным образовательным программам;
Экспериментальная и инновационная деятельность
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации” управление образовательной организацией осуществляют коллегиальные органы, в которые входят советы обучающихся и советы родителей. Таким образом, мы наблюдает тот факт, что школа становится более открытой как для обучающихся, так и для их родителей, которые имеют право непосредственно влиять на положение дел в любом образовательном учреждение, а мы обязаны к их мнению прислушиваться.
Новый закон об образовании весьма существенно отличается от старого. Положения Закона РФ "Об образовании" касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" регулирует не только эти отношения, но и более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.
В целом те права и гарантии, которые предоставлялись гражданам старым законом, новым законом сохраняются и даже расширяются. Одним из немногих исключений можно считать регулирование вопроса по правам и обязанностям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Согласно статье 44 Закона РФ "Об образовании" родители получили следующие права в сфере образования:
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. (ст. 44 п.1)
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. (ст. 44 п.2)
Выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; (ст. 44 п.3.1)
Дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации; (ст. 44 п.3.2)
Знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; (ст. 44 п.3.3)
Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; (ст. 44 п.3.4)
Защищать права и законные интересы обучающихся; (ст. 44 п.3.5)
Получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; (ст. 44 п.3.6)
Принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации; (ст. 44 п.3.7)
Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. (ст. 44 п.3.8)
В этой же статье перечислены обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Обеспечить получение детьми общего образования;(ст.44п.4.1)
Соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;(ст.44 п.4.2)
Уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.(ст. 44 п. 4.3)
Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии). (ст.44 п.5)
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. (ст.44 п.5)
Защите прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся отведена статья 45.
В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
Направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
Обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
Использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
Рекомендации:
Изучить и обсудить Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
на педагогических советах в образовательных учреждениях.
Разработать систему работы в образовательных учреждениях, соответствующую требованиям закона.
Администрации общеобразовательных учреждений и классным руководителям (воспитателям) довести до сведения родителей информацию об изменениях деятельности ОУ в 2013–2014 году
Познакомить с содержанием нового Федерального закона «Об образовании в РФ».
Обозначить основные права, обязанности и ответственность обучающихся и их родителей в частности ст.44, 45. Федерального закона «Об образовании в РФ».