СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - закон новых возможностей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - закон новых возможностей.

Просмотр содержимого документа
«Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - закон новых возможностей»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»- закон новых возможностей

Особенности нового закона об образовании

Необходимость в принятии нового основополагающего нормативного правового акта, регулирующего сферу образования, появилась уже давно. В пояснительной записке к проекту федерального закона № 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" отмечалось, что в последние годы возник явный разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, обусловленный динамичным развитием и процессами модернизации системы образования. В частности, стали очевидны пробелы и правовая неопределенность законодательства в отношении статуса примерных образовательных программ, электронных образовательных ресурсов, деятельности негосударственных образовательных учреждений, порядка сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, оказания платных образовательных услуг, избыточные административные ограничения, связанные с типологией образовательных учреждений, и др.

За минувшее десятилетие законодательство в области образования неоднократно обновлялось и в итоге это привело к неустойчивости федеральных законодательных норм, их дублированию, порождая в некоторых случаях противоречия.

Таким образом, законодательство, регулирующее сферу образования, нуждалось в систематизации и модернизации. Эта задача могла быть решена путем принятия нового нормативного правового акта, в связи с чем в 2010 г. и была начата его разработка.

История принятия нового закона об образовании

Поскольку новый закон об образовании затрагивает интересы всех жителей Российской Федерации, его предварительный текст был размещен для обсуждения в сети Интернет. За 15 месяцев поступило почти 11000 замечаний и предложений. Президенту РФ был представлен доклад с рекомендациями по доработке законопроекта. После того, как законопроект был внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу, общественная дискуссия продолжилась, но если раньше обсуждались концепция и структура нового закона, то теперь предложения касались в основном внесения поправок в существующий текст.

В течение декабря 2012 г. проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях (18 и 21 декабря), одобрен Советом Федерации (26 декабря) и подписан Президентом РФ (29 декабря).

Текст Федерального закона содержит 760 частей, предоставленных в 110 статьях, которые объединены в 15 глав.

В настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") является базовым нормативным актом.

Со дня вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, изданные до дня вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" прекращают свое действие.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации” вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий Появляется и пять ключевых понятий, это такие понятия как: обучение, развитие, социализация, индивидуализация и личность.

Новыми являются и такие понятия как: участники образовательных отношений (обучающиеся, их родители, педагогические работники, организации), участники отношений в сфере образования (участники образовательных отношений, государственные органы и др), обучающийся (физическое лицо, осваивающее образование).

Определены основные формы получения образования:

  1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очно, заочно, очно-заочно);

  2. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования или самообразования).

Приведены и новые формы реализации и освоения образовательных программ:

  1. Дистанционные образовательные технологии;

  2. Электронное обучение;

  3. Обучение по интегрированным образовательным программам;

  4. Экспериментальная и инновационная деятельность

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации” управление образовательной организацией осуществляют коллегиальные органы, в которые входят советы обучающихся и советы родителей. Таким образом, мы наблюдает тот факт, что школа становится более открытой как для обучающихся, так и для их родителей, которые имеют право непосредственно влиять на положение дел в любом образовательном учреждение, а мы обязаны к их мнению прислушиваться.

Новый закон об образовании весьма существенно отличается от старого. Положения Закона РФ "Об образовании" касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" регулирует не только эти отношения, но и более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

В целом те права и гарантии, которые предоставлялись гражданам старым законом, новым законом сохраняются и даже расширяются. Одним из немногих исключений можно считать регулирование вопроса по правам и обязанностям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Согласно статье 44 Закона РФ "Об образовании" родители получили следующие права в сфере образования:

  • Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. (ст. 44 п.1)

  • Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. (ст. 44 п.2)

  • Выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; (ст. 44 п.3.1)

  • Дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации; (ст. 44 п.3.2)

  • Знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; (ст. 44 п.3.3)

  • Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; (ст. 44 п.3.4)

  • Защищать права и законные интересы обучающихся; (ст. 44 п.3.5)

  • Получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; (ст. 44 п.3.6)

  • Принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации; (ст. 44 п.3.7)

  • Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. (ст. 44 п.3.8)

В этой же статье перечислены обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

  • Обеспечить получение детьми общего образования;(ст.44п.4.1)

  • Соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;(ст.44 п.4.2)

  • Уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.(ст. 44 п. 4.3)

  • Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии). (ст.44 п.5)

  • За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. (ст.44 п.5)

Защите прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся отведена статья 45.

В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

  • Направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

  • Обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

  • Использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Рекомендации:

  • Изучить и обсудить Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

  • на педагогических советах в образовательных учреждениях.

  • Разработать систему работы в образовательных учреждениях, соответствующую требованиям закона.

  • Администрации общеобразовательных учреждений и классным руководителям (воспитателям) довести до сведения родителей информацию об изменениях деятельности ОУ в 2013–2014 году

  • Познакомить с содержанием нового Федерального закона «Об образовании в РФ».

  • Обозначить основные права, обязанности и ответственность обучающихся и их родителей в частности ст.44, 45. Федерального закона «Об образовании в РФ».