СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Феодальные отношения в Центральной Азии в раннем средневековье.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятия «Причинно-следственные связи явлений»

Просмотр содержимого документа
«Феодальные отношения в Центральной Азии в раннем средневековье.»

Поурочный план-конспект урока.



Дата:

Класс: «7»-й класс

Предмет: История мира в средние века

Урок 7

Тема : Феодальные отношения в Центральной Азии в раннем средневековье.

Цель:

Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: государство эфталитов, развитие хозяйства и культуры, распад Эфталитского государства, эфталиты и белые гунны, цари Ирана Хосроф и Баграм.

Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, существенное, основное в изучаемом материале продолжить обучению формированию умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия

Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятия «Причинно-следственные связи явлений»

Тип урока: комбинированный урок

Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

Оборудование: карта, доска, учебник

Содержательная часть урока:


1. Этапы урока

Этап урока

Время

Приемы, методы

Что делают ученики

Что делает учитель

Организационный

1-3 минуты


Уяснение порядка и темпа совместной работы.

Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.

Проверка домашнего задания

10-15 минут

Индивидуальный

опрос

Ответы на вопросы учителя

Контроль усвоения учащимися периодизации истории, особенностей истории средних веков

Подготовка к усвоению нового материала

1-2 минуты

Объяснительно-иллюстративный

Восприятие важности новой темы и её места в истории Мира

Опережающее определение нового материала

Усвоение новых знаний

15-20 минут

Объяснительно-иллюстративный,

самостоятельной познавательной деятельности учащихся


Уяснение новой темы, создание опорного конспекта

Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы

Закрепление новых знаний

1-3 минуты

Репродуктивный

Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний

Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)

Информация о домашнем задании, инструктаж

1-3 минуты


Запись в дневник

(при необходимости в тетрадь)

При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания

Времени всего

45 минут





2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.


Проверка домашнего задания

Работа с тестовыми заданиями.

Индивидуальный опрос.

  • Как появилась исламская религия? Что вы знаете о пророке Мухаммеде? Что такое «Коран», «Кааба», «халифы», «джихад», «газават», как переводится слово «мусульманин»?

  • Назовите пять столпов веры правоверного мусульманина. В чем их особенность?

  • Почему арабские купцы стали известны во всем мире? Назовите науки, которые получили развитие именно в связи с развитием торговли. Какой известный арабский врач оставил после себя научное наследство, сравнимое с наследием самого Гиппократа?

  • Каких арабских поэтов, писателей и их произведения вы знаете?

  • Назовите арабские города, прославившиеся научными и культурными центрами, находящимися в них. Какой из этих городов находился в Европе?

  • Назовите известные вам памятники архитектуры, созданные руками арабских строителей и архитекторов. Какие транспортные и торговые магистрали связывали Арабский халифат со странами Востока и Запада?






Подготовка к усвоению нового материала


Кроме Аравийского полуострова, еще в одном восточном регионе в начале эпохи средневековья создаются большое и могущественное государство – государство эфталитов. Эта держава подчиняла огромные территории от Аравийского полуострова до Гималаев, от Казахстана и Средней Азии до Индии. Несмотря на то, что в этом государстве была хорошо развита городская жизнь, оно не имело внутреннего стержня и не смогло остаться в истории и, в конечном итоге, распалось под ударами тюрок. Тем не менее, на короткий срок были подчинены множество народов с самой разнообразной культурой.


Усвоение новых знаний


Государство эфталитов.


Племенное объединение эфталитов и белых гуннов было создано в V-VI веках в Средней Азии, Афганистане, Северо-Западном Индостане и Восточном Туркестане. Белые гунны – кочевые племена, проживавшие в Средней Азии. Они отличались от кочевых гуннов тем, что говорили на иранском языке. По сведениям из китайских источников 437 года, племена эфталитов и белых гуннов постоянно кочевали на землях Турфана, Согда, Ташкента, Ферганы и Тохаристана. Позднее эфталиты, смешавшись с коренным населением Центральной Азии, составили основу современного афганского народа.

Столица – город БАДИЯН в Бадахшане.

V век – на территории Афганистана, укрепившись, племена эфталитов создают свое государство. После подчинения своей власти местных племен, эфталиты стали совершать военные походы на своих соседей.

460 год – эфталиты захватили Северный Индостан.

484 год – вероломно напав, эфталиты подчинили себе Сасанидский Иран.

После этого эфталиты стали совершать нападения на индийские общины в Синде, Дисе, Ганге и Раджастхане, а также захватили державу ГУПТОВ на территории Индостана (493-508 годы).

В начале VI века эфталиты направили свой удар против Восточного Туркестана, Турфана и Карашара, а после присоединения земель в Средней Азии, Маверанахре и междуречья Сырдарьи и Амударьи смогли создать могущественную империю.


Развитие хозяйства и культуры.

В странах, завоеванных эфталитами, культура не уничтожалась. Среди белых гуннов и эфталитов, кроме испанского языка, был также распространен тюркский язык. В исторической литературе остались источники – исторические летописи, написанные на тюркском и иранском языках, и рассказывающие о внутреннем устройстве государства белых гуннов.

Наиболее крупными городами государства эфталитов были Кей-Кобад, Сейстан и Гандхар, являющиеся центрами торговли и ремесел. Для городов характерно:

  • Расположение в центре городов дворцов правителей, купеческих домов и базаров;

  • Наличие большого количества гончарных мастерских и производства большого количества посуды;

  • Находки археологами большого количества ювелирных изделий;

  • Находки во время раскопок большого количества монет разных народов – арабов, тюрков и Сасанидов. Вместе с тем, эфталиты чеканили и свои собственные монеты.

У эфталитов преимущественно развивалось натуральное патриархальное оседлое хозяйство. Земля находилась не в личной, а в общественной собственности. При этом в хозяйствах очень широко использовался труд рабов из завоеванных стран. В то же время основой общественного производства оставался труд свободных крестьян. В социально-экономическом развитии Эфталитского государства большую роль играли крупные землевладельцы и торговцы.

В степях Афганистана сохранилось немало памятников древнего Эфталитского государства. Подавляющее большинство из них составляли буддийские храмы и сооружения. В то же время в государстве белых гуннов сохранились и религиозные храмы других религий. В городе Герате находится множество храмов, среди которых самым популярными являются языческие храмы, посвященные богу Солнца.


Распад Эфталитского государства.

545 год – в Эфталитском государстве начались внутренние противоречия. Воспользовавшись этим, на эфталитов нападают враги – ИРАН (царь Хосров захватил юго-запад) и ТЮРКИ (захватил северо-восток государства).

563-567 годы – тюрки захватывают междуречье Сырдарьи и Амударьи, а Хосров разрушает города Буст, Кабул и Синд.

588 год – царь БАХРАМ собрав многочисленное войско, отоевал у тюрков прибрежные земли Амударьи, города Пайкенд и Бухару. К 590 году Бахрам захватывает трон в Термезе и объявляет себя шахиншахом.

При наследнике Бахрама Хосрове II иранцы утратили свою мощь и отдали часть земель и городов Хорасан, Нишапур и Рея. А чуть позже и другие земли (Содиан и Средняя Азия) перешли под власть тюрков.


Закрепление новых знаний

  • Назовите территорию существования Эфталитского государства.

  • Что вы знаете о происхождении эфталитов и белых гуннов?

  • Расскажите о хозяйстве эфталитов.

  • Какие два народа разгромили и захватили эфталитское государство и земли?


Информация о домашнем задании, инструктаж

Домашнее задание – записи в тетради; § 6, стр. 27-30.


Аналитическая часть урока: самоанализ урока



3