Поурочный план-конспект урока.
Дата:
Класс: «7»-й класс
Предмет: История мира в средние века
Урок № 7
Тема : Феодальные отношения в Центральной Азии в раннем средневековье.
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: государство эфталитов, развитие хозяйства и культуры, распад Эфталитского государства, эфталиты и белые гунны, цари Ирана Хосроф и Баграм.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, существенное, основное в изучаемом материале продолжить обучению формированию умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия
Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятия «Причинно-следственные связи явлений»
Тип урока: комбинированный урок
Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
1. Этапы урока
Этап урока | Время | Приемы, методы | Что делают ученики | Что делает учитель |
Организационный | 1-3 минуты | | Уяснение порядка и темпа совместной работы. | Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы. |
Проверка домашнего задания | 10-15 минут | Индивидуальный опрос | Ответы на вопросы учителя | Контроль усвоения учащимися периодизации истории, особенностей истории средних веков |
Подготовка к усвоению нового материала | 1-2 минуты | Объяснительно-иллюстративный | Восприятие важности новой темы и её места в истории Мира | Опережающее определение нового материала |
Усвоение новых знаний | 15-20 минут | Объяснительно-иллюстративный, самостоятельной познавательной деятельности учащихся | Уяснение новой темы, создание опорного конспекта | Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы |
Закрепление новых знаний | 1-3 минуты | Репродуктивный | Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний | Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении) |
Информация о домашнем задании, инструктаж | 1-3 минуты | | Запись в дневник (при необходимости в тетрадь) | При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания |
Времени всего | 45 минут | | | |
2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Работа с тестовыми заданиями.
Индивидуальный опрос.
Как появилась исламская религия? Что вы знаете о пророке Мухаммеде? Что такое «Коран», «Кааба», «халифы», «джихад», «газават», как переводится слово «мусульманин»?
Назовите пять столпов веры правоверного мусульманина. В чем их особенность?
Почему арабские купцы стали известны во всем мире? Назовите науки, которые получили развитие именно в связи с развитием торговли. Какой известный арабский врач оставил после себя научное наследство, сравнимое с наследием самого Гиппократа?
Каких арабских поэтов, писателей и их произведения вы знаете?
Назовите арабские города, прославившиеся научными и культурными центрами, находящимися в них. Какой из этих городов находился в Европе?
Назовите известные вам памятники архитектуры, созданные руками арабских строителей и архитекторов. Какие транспортные и торговые магистрали связывали Арабский халифат со странами Востока и Запада?
Подготовка к усвоению нового материала
Кроме Аравийского полуострова, еще в одном восточном регионе в начале эпохи средневековья создаются большое и могущественное государство – государство эфталитов. Эта держава подчиняла огромные территории от Аравийского полуострова до Гималаев, от Казахстана и Средней Азии до Индии. Несмотря на то, что в этом государстве была хорошо развита городская жизнь, оно не имело внутреннего стержня и не смогло остаться в истории и, в конечном итоге, распалось под ударами тюрок. Тем не менее, на короткий срок были подчинены множество народов с самой разнообразной культурой.
Усвоение новых знаний
Государство эфталитов.
Племенное объединение эфталитов и белых гуннов было создано в V-VI веках в Средней Азии, Афганистане, Северо-Западном Индостане и Восточном Туркестане. Белые гунны – кочевые племена, проживавшие в Средней Азии. Они отличались от кочевых гуннов тем, что говорили на иранском языке. По сведениям из китайских источников 437 года, племена эфталитов и белых гуннов постоянно кочевали на землях Турфана, Согда, Ташкента, Ферганы и Тохаристана. Позднее эфталиты, смешавшись с коренным населением Центральной Азии, составили основу современного афганского народа.
Столица – город БАДИЯН в Бадахшане.
V век – на территории Афганистана, укрепившись, племена эфталитов создают свое государство. После подчинения своей власти местных племен, эфталиты стали совершать военные походы на своих соседей.
460 год – эфталиты захватили Северный Индостан.
484 год – вероломно напав, эфталиты подчинили себе Сасанидский Иран.
После этого эфталиты стали совершать нападения на индийские общины в Синде, Дисе, Ганге и Раджастхане, а также захватили державу ГУПТОВ на территории Индостана (493-508 годы).
В начале VI века эфталиты направили свой удар против Восточного Туркестана, Турфана и Карашара, а после присоединения земель в Средней Азии, Маверанахре и междуречья Сырдарьи и Амударьи смогли создать могущественную империю.
Развитие хозяйства и культуры.
В странах, завоеванных эфталитами, культура не уничтожалась. Среди белых гуннов и эфталитов, кроме испанского языка, был также распространен тюркский язык. В исторической литературе остались источники – исторические летописи, написанные на тюркском и иранском языках, и рассказывающие о внутреннем устройстве государства белых гуннов.
Наиболее крупными городами государства эфталитов были Кей-Кобад, Сейстан и Гандхар, являющиеся центрами торговли и ремесел. Для городов характерно:
Расположение в центре городов дворцов правителей, купеческих домов и базаров;
Наличие большого количества гончарных мастерских и производства большого количества посуды;
Находки археологами большого количества ювелирных изделий;
Находки во время раскопок большого количества монет разных народов – арабов, тюрков и Сасанидов. Вместе с тем, эфталиты чеканили и свои собственные монеты.
У эфталитов преимущественно развивалось натуральное патриархальное оседлое хозяйство. Земля находилась не в личной, а в общественной собственности. При этом в хозяйствах очень широко использовался труд рабов из завоеванных стран. В то же время основой общественного производства оставался труд свободных крестьян. В социально-экономическом развитии Эфталитского государства большую роль играли крупные землевладельцы и торговцы.
В степях Афганистана сохранилось немало памятников древнего Эфталитского государства. Подавляющее большинство из них составляли буддийские храмы и сооружения. В то же время в государстве белых гуннов сохранились и религиозные храмы других религий. В городе Герате находится множество храмов, среди которых самым популярными являются языческие храмы, посвященные богу Солнца.
Распад Эфталитского государства.
545 год – в Эфталитском государстве начались внутренние противоречия. Воспользовавшись этим, на эфталитов нападают враги – ИРАН (царь Хосров захватил юго-запад) и ТЮРКИ (захватил северо-восток государства).
563-567 годы – тюрки захватывают междуречье Сырдарьи и Амударьи, а Хосров разрушает города Буст, Кабул и Синд.
588 год – царь БАХРАМ собрав многочисленное войско, отоевал у тюрков прибрежные земли Амударьи, города Пайкенд и Бухару. К 590 году Бахрам захватывает трон в Термезе и объявляет себя шахиншахом.
При наследнике Бахрама Хосрове II иранцы утратили свою мощь и отдали часть земель и городов Хорасан, Нишапур и Рея. А чуть позже и другие земли (Содиан и Средняя Азия) перешли под власть тюрков.
Закрепление новых знаний
Назовите территорию существования Эфталитского государства.
Что вы знаете о происхождении эфталитов и белых гуннов?
Расскажите о хозяйстве эфталитов.
Какие два народа разгромили и захватили эфталитское государство и земли?
Информация о домашнем задании, инструктаж
Домашнее задание – записи в тетради; § 6, стр. 27-30.
Аналитическая часть урока: самоанализ урока
3