Просмотр содержимого документа
«"Ференц Лист Венгерская рапсодия"»
Ференц Лист
Венгерская рапсодия
подготовлено учителем музыки Данилиной Н.С.
Первым русским композитором-классиком был М.И. Глинка, норвежским – Э. Григ, польским классиком был Ф.Шопен. Основоположником венгерской классической музыки является Ференц Лист (1811-1886). Он был замечательным пианистом виртуозом, дирижёром, педагогом, критиком, музыкальным деятелем. Всю свою жизнь поддерживал и пропагандировал музыку выдающихся композиторов других стран.
Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; он же преподал ребенку основы игры на фортепиано.
В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К.Черни.
После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г .Берлиозом и Ф. Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.
В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н.Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль,
и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз .
- Судьба композитора сложилась так, что он по многу лет жил в разлуке со своей родиной — Венгрией. Но никогда не переставал он верно служить ей, всегда оставался венгерским композитором.
- Во многих его произведениях можно услышать национальные мелодии, в частности хорошо всем известный чардаш. Ряд лучших сочинений Листа создан на темы, взятые из жизни и истории Венгрии. Среди них — знаменитейшие «Венгерские рапсодии», ставшие своеобразным музыкальным эпосом венгерского народа, это - фортепианные сочинения на народные темы. Листу принадлежит 19 «Венгерских рапсодий» с использованием цыганских мотивов.
Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание: его классы, проводившиеся во второй половине дня, были переполнены подающими надежды пианистами из разных стран, которые, по воле учителя, ничего не платили за участие в этих собраниях посвященных. С 1858 Лист отказался от поста капельмейстера, но цели своей добился: при нем Веймар действительно стал центром европейской музыки, а сам музыкант – признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.
- "...Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь, больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости». Так говорил Ференц Лист. Лист был первым, кто открыл необъятные возможности фортепьяно. Лист «превратил» рояль в оркестр, исполняя на нем симфонии Бетховена, оперные фантазии Моцарта, Берлиоза, Вагнера, Верди. Рояль у Листа пел песни Шуберта и превращался в орган, когда пианист исполнял фуги Баха.
- Лист решительно вывел рояль из комнат и домашних зал на концертную эстраду. Он первый из пианистов осмелился выступать в концерте один, несколько часов занимая внимание слушателей только игрой на рояле. «Начиная с Листа, — говорил В. В. Стасов, — для фортепьяно стало возможно все».
- Лист угадал великое будущее инструмента, который в то время ценили не очень-то высоко, оставляя его для домашнего музицирования. Лист как-то сравнил фортепьяно с гравюрами: «по отношению к оркестровому сочинению оно то же, что гравюра к произведению живописи, которое она размножает и распространяет».
- Лист был музыкантом, который первым своим долгом считал приносить людям (не единицам — массе людей!) лучшие музыкальные творения прошлого и настоящего. И делал это он до последних дней жизни.
Слушание.
Вопросы:
- - Интонации какого жанра вы услышали;
- - В чьем исполнении прозвучала музыка?;
- - Сколько образов прозвучало в произведении;
- - Охарактеризовать произведение.
Мы послушали музыку, которая называется “Рапсодия”.
- История рапсодии приведёт нас в Древнюю Грецию, где на праздничных пирах сказители, которых называли рапсодами, декламируют свои большие увлекательные поэмы, подобные «Одиссее» или «Илиаде» Гомера. Рапсод, так и переводится с греческого языка – тот, кто слагает песню.
- Своё второе рождение рапсодия пережила в 19 веке. Это вызвано интересом романтизма к фольклору. Пока что рапсодия напоминает фантазию на народные темы, позже она приблизиться к поэмам, к сольным концертам для фортепиано с оркестром и даже к кантатам.
- Что такое рапсодия в наше время?
- Рапсо́дия (греческое слово ῥαψῳδία, «rhapsodia» - народная эпическая песнь) — инструментальное или вокальное произведение свободной формы из нескольких контрастных частей, чаще всего с использованием народных национальных мотивов.
- Если бы рапсодия могла говорить, то сказала примерно следующее: «Без слов, только музыкой, я поведаю Вам захватывающую историю. Историю с увлекательным сюжетом, неожиданными поворотами событий и жизнеутверждающим окончанием».