СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Фигура и фон восприятия"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке кроме теоретической информации содержатся иллюстрации, позволяющие убедиться в избирательности восприятия и лучше разобраться в понятиях "фигура" и "фон" восприятия.

Просмотр содержимого документа
«"Фигура и фон восприятия"»

Фигура и фон восприятия


Восприятие – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Закон фигуры и фона (от  лат. figura – образ  и франц. frond – дно, основание) – это один из законов гештальтпсихологии (гештальтпсихология - направление в психологии, пытающееся объяснить процессы мышления и восприятия). Этот закон был открыт датским психологом Рубином. Суть его заключается в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, в то время как фон кажется непрерывно простирающимся позади фигуры.


К.К.Платонов в книге «Занимательная психология» отмечает, что при любом восприятии прежде всего бросается в глаза изображение в целом, а уж потом вырисовываются детали.

В Энциклопедическом словаре по психологии и педагогике поясняется: «Если отдельные части рисунка могут восприниматься как в качестве фона, так и в каче-стве фигуры, то возникает двойственность восприятия».


Посмотрите на рисунки, расположенные ниже. Что на них изображено? Что вы видите?

А если присмотреться?




В учебнике психологии под редакцией И.В.Дубровиной поясняется, что воспринимает окружающую действительность не тот или иной орган чувств, а человек определенного пола и возра­ста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и пр. Глаз, ухо, рука и дру­гие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприя­тия. Поэтому восприятие зависит от психических особен­ностей личности.


Да, действительно, на каждой из этих картинок можно увидеть по два рисунка. Это так называемые двойные изображения.


Обратив внимание на одно изображение, мы можем не сразу заметить другое. К примеру, если на первой картинке мы в центре видим ухо, - перед нами молодая женщина, а если глаз – старуху.


К.К.Платонов объясняет это избирательностью восприятия: «Все зависит от того, что

считать фигурой, а что фоном. Воспринимая, - пишет он, - мы обычно выделяем один или несколько объектов, а все остальное видится фоном».

Убедиться в избирательности восприятия поможет нам и другая картинка – «Лестница Шредера»:

Эта фигура может представляться нам даже не двояко, а трояко:

  1. В виде лестницы, если смотреть с левого нижнего угла, по диагонали вверх.

  2. В виде ступенчатой ниши, если рассматривать от правого верхне­го угла по диагонали вниз.

  3. В виде бумажной полоски, сложенной гармошкой, если пробегать гла­зами по диагонали слева на­право и обратно.

Таким образом, мы можем убедиться не только в том, что предмет (фигура) и фон динамичны, они могут меняться мес­тами - то, что было объектом восприятия, может стать на какое-то время фоном восприятия, но и в том, что восприятие всегда избирательно и зависит от аппер­цепции (апперцепция - это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия).

При подготовке материала были использованы следующие источники:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология / Под редакцией И.В.Дубровиной, 2-е изд. – М.:ACADEMA, 2003.

  2. Платонов К.К. Занимательная психология. – М.: Молодая гвардия, 1964.

  3. Интернет-ресурсы:

  • https://studfile.net/preview/6014827/page:17/

  • https://sites.google.com/site/opticeskijilluziisssss/fon-i-figura

  • http://sova-psiholog.ru/figura-i-fon-vosprijatija-v-geshtalt-psi

  • https://www.b17.ru/article/otnosheniya-figura-fon/

Приложение

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!