Т. В. Филипенкова, учитель русского языка и литературы средней школы № 215 г. Минска
Тема: Каков он - герой русской литературы второй половины XIX века? Итоговый урок русской литературы
Проведение заключительного занятия будет более успешным при соблюдении следующих условий:
при организации вдумчивого чтения и обсуждения произведений учащимися на уроках русской литературы в течение учебного года;
уделении внимания поэтическому миру и творческой манере писателей;
составлении цитатных характеристик персонажей;
ведении читательского дневника с констатацией сложных сюжетных линий произведений и индивидуальными записями впечатлений от прочитанного;
организации просмотра экранизаций изучаемых художественных произведений.
Кроме этого, рекомендую организовать телеклуб в рамках шестого школьного дня. Просмотр киноверсии, как правило, даёт толчок к дальнейшему прочтению произведения. Учащимся можно предложить следующие вопросы:
Игра каких актёров вам запомнилась больше всего?
Удалось ли режиссёру фильма передать основные мотивы произведения?
Удалось ли атмосферу того времени? Охарактеризуйте ваше впечатление от увиденного.
Соответствуют ли образы, созданные актёрами, тем, которые вы представляли, читая книгу?
Какова роль персонажей второго плана?
Как бы вы сняли тот или иной эпизод?
Кого из современных актёров вы предложили бы на роль главного героя (героини)?
Я отнюдь не идеализирую работу над литературным произведением в содружестве с киноверсией. Традиционно считается, что режиссёр навязывает своё видение художественного мира. Но в фильмах звучит в основном язык великих авторов: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. И. Куприна. Некоторые реплики мы затем находим в художественных текстах, на некоторые обращаем внимание ещё до просмотра фильма или отрывка. К сожалению, учащимся часто тяжело не только читать книгу, но даже смотреть фильм! Серьёзные постановки требуют вдумчивого просмотра. Но, на мой взгляд, лучше посмотреть фильм, чем прочитать краткое содержание. Соединение литературы и кино приносит свои плоды: ребята становятся более вдумчивыми читателями, более открытыми собеседниками, обогащается речь учащихся, повышается культурный уровень.
Метод проектов, который является ведущим при организации заключительного урока, представляется оптимальным и наиболее продуктивным. Тему проекта выбирают учащиеся. Группы формируются в соответствии с интересами и мнениями учеников.
Предложенный урок предполагает создание проектов в процессе свободного творчества во время подготовки к занятию. На уроке учащиеся защищаю» свои работы. Проект способствует активизации познавательной деятельности школьников, служит развитию у них креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими членами группы, анализировать результаты своей деятельности.
Для того чтобы повысить интерес учащихся к обсуждаемым проблемам, сделать поднятые вопросы личностно значимыми для ребят, используется такой вид урока, как урок-дискуссия. Его основу составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решения заданий. Главный момент дискуссии — непосредственный спор её участников. Для его возникновения авторитарный стиль преподавания неприемлем, так как он не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов. Учитель, ведущий дискуссию, может использовать различные приёмы активизации учеников, подбадривая их репликами «хорошая мысль», «интересный подход, но», «давайте подумаем вместе», «какой неожиданный, оригинальный ответ» либо делая акцент на разъяснении смысла противоположных точек зрения. В процессе дискуссии педагог размышляет вместе с учащимися, учит их при этом формулировать мысли и развивает умение сотрудничать.
В ходе дискуссии по теме «Каков он — герой литературы второй половины XIX — начала XX века?» не стоит добиваться единообразия оценок. Однако нужно обязательно опираться на тексты произведений, избегать искажения авторских мыслей, не допускать голословных утверждений.
Урок-дискуссию рекомендуется проводить в классе с достаточным уровнем обученности учащихся и высоким уровнем дисциплины. Правила проведения дискуссии оговариваются заранее.
Момент окончания дискуссии следует выбирать так, чтобы предупредить повторение сказанного, так как это отрицательно влияет на поддержание интереса школьников к рассматриваемым на уроке проблемам. Завершив дискуссию, необходимо подвести её итоги, оценить правильность формулировки и употребления понятий, глубину аргументов, умение использовать доказательства, опровержения, выдвигать гипотезы, а также культуру ведения дискуссии. На этом этапе учащиеся получают отметки, которые не следует снижать за то, что кто-то из них отстаивал свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением учителя.
На заключительном этапе урока можно не только систематизировать возможные пути решения обсуждаемой проблемы, но и поставить связанные с ней новые вопросы, дающие школьникам пищу для размышлений.
Цели урока:
обучающая: организовать дискуссию учащихся, направленную на систематизацию знаний по произведениям, изученным в X классе. Предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать своеобразие реализма как литературного направления второй половины XIX — начала XX века, характерные особенности творчества писателей «золотого века» русской литературы; уметь более глубоко анализировать художественное произведение, определять приёмы создания целостного мира литературного героя (портрет, художественные детали, речевая характеристика, развитие характера), сравнивать литературных героев, сопоставлять неповторимый индивидуальный стиль писателей;
развивающая: содействовать развитию умений сравнивать, обобщать и систематизировать материал; создать условия для обогащения словарного запаса, усиления коммуникативных свойств речи (экспрессивности, выразительности, афористичности);
воспитательная: способствовать формированию нравственных качеств, правильного отношения к общечеловеческим ценностям (жизнь человека, любовь), содействовать формированию умения делать осознанный жизненный выбор, учить отстаивать собственную точку зрения и сотрудничать с одноклассниками.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.
Вид урока: урок-дискуссия.
Оборудование: выставка произведений, изученных в X классе, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация.
Ход урока
Организационный этап.
Основной этап.
Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок литературы в этом учебном году. В центре всех произведений, изученных в X классе, — человек, поэтому тема урока звучит так: «Каков он — герой русской литературы второй половины XIX — начала XX века?» Сегодня на уроке мы попробуем определить ключевое слово, которым можно охарактеризовать собирательный образ героя произведений, изученных в X классе.
Каков он? Конечно, в нём есть что-то от неуёмного Андрея Болконского и постоянно ищущего Пьера Безухова, дерзкого Евгения Базарова и страдающего Родиона Раскольникова, покладистого Аркадия Кирсанова и верноподданного Николая Ростова. А может быть, всё-таки самое важное для героя — завоевать место под солнцем? Вот они, хозяева жизни — Василий Курагин и Сергей Сергеич Паратов, Пётр Петрович Лужин и господин из Сан-Франциско. Возможно, мы чего-то не поняли и недооценили в характере и поступках Свидригайлова: не будь его денег, куда бы девались дети Екатерины Ивановны и за чей счёт отправилась бы Соня за Раскольниковым? А женщины? Заслуживает ли осуждения «мраморная» Элен, Наташа Ростова, Вера Николаевна?
В зависимости от сложившегося мнения вы разделились на группы и подготовили проекты, отстаивая своё ключевое слово в характеристике героя русской литературы второй половины XIX — начала XX.
Сегодня на уроке представители каждой группы выскажут своё мнение, все желающие ответят на вопросы оппонентов и, возможно, к концу занятия мы найдём ключевое слово, приемлемое для всех. Вспомним правила ведения дискуссии.
Правила ведения дискуссии.
Уважать человека, его точку зрения или мнение — основное правило дискуссии. Мы стараемся ничем не обидеть человека и тем более не оскорбить. Участника дискуссии мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий.
Правило внимательного слушания. Мы помним, что слушать и слышать не одно й то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. Придерживаемся закона дискуссии: все слушают, когда говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающих не перебивают.
Правило «свободного микрофона». Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет право передавать слово любому участнику дискуссии.
Правило трёх минут для выступления. Свободный микрофон можно «держать в одних руках» не дольше 3-х мин. За это время можно успеть сказать главное.
Правило логичности и аргументированности. Лучшее выступление то, которое хорошо продумано, последовательно изложено, убедительно и аргументированно. Лучшие аргументы — факты и логика. Выступающие стараются излагать свои мысли чётко и понятно.
Правило честного поведения. На дискуссии уважается честность, а не упрямство.
Правило поднятой руки. Если ты хочешь высказаться или дополнить выступающего, подними руку — и тебя выслушают. Если рук поднято несколько, то очерёдность выступающих определяет ведущий.
Представление проектов.
Каждая группа отстаивает свою точку зрения, как звучит слово «человек» в литературе второй половины XIX века. После выступления аналитика группа отвечает на вопросы оппонентов.
Задание 1-й группе. Герои идеи.
Предлагаемые герои: Евгений Базаров, Родион Раскольников, Андрей Болконский.
Вопросы
Почему этих героев можно назвать героями идеи?
Определите линии сходства данных героев.
Определите различия, характерные особенности каждого из героев.
Приведите цитаты, доказывающие идейную близость героев: целеустремлённость, непокорность, поиск своего места в мире.
Материалы проекта 1-й группы.
Родион Раскольников, Андрей Волконский, Евгений Базаров — люди, разные по своему социальному положению, но одинаковые в своём духовном состоянии: они люда идеи, они находятся в постоянном поиске себя.
Раскольников размышляет о праве «сильной личности», реализует идею, а затем казнит себя за то, что оказался человеком сердцем, по его теории — «вошью».
Князь Андрей, находясь в начале своих исканий, бессознательно ощущает потребность перемены. Эта потребность заставляет его покинуть кинуть салоны и отправиться в действующую армию, чтобы уже там пройти некоторые этапы сложных душевных исканий. В кампании 1805—1807 годов он переживает важный в становлении своего характера — это наполеонизм и отношение к славе, способы её достижения. Болконский мечтает спасти мир, добиться славы, мечтает о «своём Тулоне». Эта идея подкрепляется его верой в избранность.
Раскольников также увлекается наполеонизмом и, как и поначалу князь Андрей, видит в Наполеоне некоторое воплощение своих идей и теорий. Раскольников строит свою теорию «людей, власть имеющих, и тварей дрожащих», опираясь на расчётливого Наполеона, такого же теоретика людских судеб. Герой Достоевского уподобляется ему, и Раскольникову кажется, что его будущее преступление и есть проверка этой теории.
Проблемы смысла жизни, проблемы нравственные мучают и князя Андрея. Итогом его исканий является понимание того, что «настоящая жизнь», единение с Богом предполагает любовь ко всем, ко всему миру. Это есть прощение.
Базаров одержим идеей общественной — нигилизмом. Этот герой — дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен, что выгодно отличается от других людей. Базаров убеждён в правоте своих идей. Он идёт напролом, не признаёт любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, ценность семьи, нравственность. Тех людей, которые ценят всё это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни.
Чтобы проверить жизненность идей своих героев, авторы проводят их через определённые испытания. Базаров переживает любовь, одиночество, тоску, нравственно страдает, как и Раскольников, и Болконский. Каждый из героев обнаруживает, что он такой же человек, как и другие, со всеми слабостями, радостями, горестями.
Перед лицом смерти видим лучшие качества Евгения Базарова и Андрея Болконского. Но и тот, и другой умирают. Возможно, это происходит оттого, что И. С. Тургенев не видит будущего у нигилизма, а Л. Н. Толстой показывает, что преодоление «гордости мысли» стоило князю Андрею жизни. Раскольникову дана возможность воскресения через веру и любовь.
Таким образом, жизнь героев оказывается сложнее охватывающих их идей и помогает понять истинность и ложность убеждений. Борьба добра и зла в их душе оканчивается победой добродетели. Но главное, нас всё-таки покоряют ищущие, умные, непокорные и при всей своей противоречивости гуманные герои. Несмотря на все сложности и перипетии их судеб, слово «человек» звучит гордо.
Евгений Базаров | Родион Раскольников | Андрей Волконский |
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». «Мне дело скажут, я соглашусь, вот и всё». «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения». Утверждает, что нигилизм — сила, поэтому всё ломает, что, прежде чем строить, «надо место расчистить». «Всякий человек сам себя воспитывать должен — ну хоть как я, например. А что касается времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». «...кто злится на свою боль — тот непременно её победит». «Вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет». «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел ... тем более для него твёрдых оснований и тем более устраивается в нём и общее дело». «Муж ничем не должен быть обязан своей жене, гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля», «...приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем...» | «Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!» «Всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся...» «Ко всему-то подлец-человек привыкает!» «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!» «Я окончательно вошь». «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил...». «Я ещё поборюсь». «Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления по крайней мере...» вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — жёлтых и зелёных, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, — было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счёт». «У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе ещё третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой- нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идёт в этот дом...» | «Сын не возражал, но видно было, что, какие бы доводы ему ни представляли, он так же мало способен был изменить своё мнение, как и старый князь». «И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему... ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я rife виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу». «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял...» «он слишком хорош, он не может, не может жить...» это значит! — и, наконец, увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть». «Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи, звали для него носильщиков, доставляли его сундуки в гостиницы». «...в душе его уже давным-давно не осталось ни даже горчичного семени каких-либо так называемых мистических чувств» |
Задание 3-ей группе. «Святая женская душа».
Предлагаемые героини: Марья Болконская, Соня Мармеладова.
Вопросы:
Как сложилась судьба каждой из девушек?
Что объединяет героинь?
Какими словами в трудную минуту жизни героини находили утешение для близких людей? Приведите цитаты из текста.
Материалы проекта 3-й группы.
Классическая литература богата прекрасными женскими образами. Но слова Н. А. Некрасова «святая женская душа» по праву можно отнести к Марье Болконской и Соне Мармеладовой.
Марья Болконская — персонаж, перед которым Толстой, кажется, благоговеет. Неловкая, несветская, замкнутая, некрасивая Мари живёт со стариком-отцом и терпеливо сносит все его строгости и капризы, питая к нему глубокую любовь, оправдывая его во всём. Изображая Марью Болконскую, Толстой наделяет её лучшими женскими качествами: добротой, терпением, самопожертвованием, глубокой верой в Бога. Её духовная красота выражается в лучистом взгляде, который, по убеждению автора, лучше всякой красоты. Но вместе с тем Марья способна сделать самостоятельный выбор: она отказывается выйти замуж за Анатоля, отвергает покровительство французского офицера. Марья тверда и целеустремлённа в воспитании племянника. Всю свою женственность, ласку, способность любить Марья реализует в семейной жизни, став женой Николая Ростова.
Соня Мармеладова, замученная попрёками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, вынуждена пойти на панель, чтобы содержать пропойцу-отпа и его семью. Для Раскольникова эта женщина олицетворяет надежду на спасение от одиночества: ведь она тоже «преступила» абсолютную заповедь («не прелюбодействуй»), «умертвила» себя. Но Соня принесла себя в жертву ради других. Сострадание к близким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Раскольникову евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Именно ей Раскольников признаётся в убийстве старухи и Лизаветы. Она предлагает ему «страдание принять и искупить себя им». Самоотверженная любовь Сони возрождает, наконец, сердце Раскольникова, и перед ними открывается «новая жизнь».
Княжну Марью и Соню Мармеладову объединяют чистота и глубина веры, способность всех любить и прощать. Эти хрупкие и сла
??????????????????????????
пороки герой представляет как драму вселенского масштаба. В конце концов Мармеладов погибает, попав пьяным под копыта лошадей. Герой вызывает жалость и сострадание.
Господин Желтков — человек, резко отличающийся от окружающих. Для него существует одно счастье в жизни — любовь к Вере Николаевне. Любовь стала единственным содержанием его жизни, вытеснила все другие интересы. Эта любовь, необычная, величественная и прекрасная, обитает в сердце мелкого чиновника, живущего в небольшой съёмной квартирке. Любовь Желткова — любовь необычного человека, любовь рыцаря и романтика, любовь всепоглощающая и побеждающая смерть. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося как молитву: «Да святится имя Твое». Образ Желткова — образ идеального человека, самоотверженного героя. Является такая любовь, к сожалению, далеко не всегда.
На примере образов этих трёх персонажей мы видим, как получает развитие тема «маленького человека». Объединяет героев невысокий социальный статус. Но духовный потенциал у них неизмеримо разный. Мелкий себялюбец Карандышев вряд ли способен на сотую долю благородных чувств, которые ощущает Желтков. Слабым перед суровой жизнью оказывается Мармеладов. Его мироощущение острое, непримиримое, безжалостное по отношению к себе. Но дочь оказывается на панели, а он жалок и бессилен в попытках что-либо изменить.
При характеристике этих героев слово «человек» звучит очень противоречиво.
Ю. К. Карандышев | С. С. Мармеладов | господин Желтков |
«...не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их ещё не вижу» (Лариса). «До деревни ль ему! Ему покрасоваться хочется. Да и не удивительно: из ничего, да в люди попал». «Не глуп, да самолюбив». «Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте моё вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! ... И ведь это не разбойники, это почётные люди... Но знайте, что и самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники — злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет». | «Милостивый государь, — начал он почти с торжественностию, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. ...И отсюда питейное». «Пью, ибо сугубо страдать хо- чу!» «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» «Жалеть! Зачем меня жалеть!.. Зачем жалеть, говоришь ты? Да! Меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» «Я глаз её боюсь... да... глаз... Детского плача тоже боюсь...» | «Я знаю, что не в силах разлюбить её никогда». «Случилось так» что меня не интересует в жизни ничто ... для меня вся жизнь заключена только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это... Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить... От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу». «Да святится имя Твоё». |
Вопросы, возражения, реплики оппонентов.
Разве можно говорить о герое литературы второй половины XIX века, не охарактеризовав образ Пьера Безухова?
Готовы ли вы простить Родиону Раскольникову убийство и почему?
Базаров жалок в своих страданиях. Стал рассеянным из-за любви — потерял жизнь. Разве это не доказательство слабости героя?
Ни Базарову, ни Раскольникову, ни Болконскому их идеи не приносят счастья. Разве может гордо звучать имя несчастливого человека?
Доктор Старцев — хороший врач. Может быть, это вполне искупает его жажду к обогащению?
Господин Желтков полон достоинства. Этот человек заслуживает уважения, а не жалости. Ставить его в один ряд с Карандышевым и Паратовым нельзя. Возможно, его любовь — это тоже своеобразная идея. Герой остаётся верен ей до конца. Может, господин Желтков — герой идеи?
Убийца и блудница читают Евангелие. Это кощунство или умелый «рекламный» ход?
Подвергнем сомнению «святость» души Марьи Болконской. Она не считается с чувствами Сони, которая любила Николая Ростова. Или «прав тот, кто счастлив»? А может быть, «кто больше посмеет, тот у них и прав»?
Отчёт группы социологов «Лицом к лицу лица не увидать».
В опросе приняли участие 75 человек (учащиеся XI классов, молодые педагоги (стаж до трёх лет)).
1. Самый запомнившийся, яркий литературный герой из произведений, изученных в X классе.
Автор
Герой | Количество | % - |
Евгений Базаров | 22 | 28,6 |
Родион Раскольников | 15 | 19,5 |
Пьер Безухов | 9 | 11,7 |
Андрей Болконский | 8 | 10,4 |
Наташа Ростова | 7 | 9,1 |
Лариса Огудалова | 4 | 5,2 |
Анна Одинцова | 3 | 3,9 |
Сергей Сергеич Паратов | 3 | 3,9 |
Павел Петрович Кирсанов | 2 | 2,6 , |
Господин Желтков | 2 | 2,6 |
Подведение итогов дискуссии.
Учитель говорит о неоднозначности разов великой русской литературы, о не ходимости вдумчивого чтения, высказывает пожелание возвращаться к произведена русской классики и находить в них помощь и поддержку в жизни.
Литературное лото (самостоятельная работа).
— По-разному звучали не только го героев литературных произведений, но и голоса их авторов. Неповторим стиль каждого писателя-классика.
Задание. Соотнести особенности творческой манеры писателя, стиля, поэтики и автора (задание выполняется индивидуально вариантам).
Вариант I (готовая таблица).
Автор | Характеристика |
А. Н. Островский | В своём творчестве продолжал и развивал традиции реализма комедий Фонвизина и Грибоедова. В произведениях автора упрощённый сюжет, нет сложной интриги, наиболее важно не внешнее действие, а язык, образы, характеры героев. Действие в его «повестях в ролях» (определение Ф. М. Достоевского) развивается неспешно, большое внимание уделяется психологической обрисовке характеров. |
А. А. Фет | Его поэзия отражает мир «летучих настроений». В ней нет места политическим, гражданским мотивам. Основными темами являются природа, любовь, искусство. В природе поэт находит отзвук своих чувств. Он тонко ощущает переливы и переходы состояний природы. Любовная лирика светла, оптимистична, спокойна. Искусство не должно быть тенденциозным, не должно «вмешиваться» в дела «бедного мира». Его предназначение — служить красоте, которую понимают только «посвящённые». «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант» (П. И. Чайковский). |
Н. А. Некрасов | Поэт крестьянской демократии. Он выработал особый поэтический стиль. Характерным признаком его поэзии является опрощение языка. Народнопесенные мотивы пронизывают всё его творчество. Его стихи нередко вырастали из народных песен и так правдиво передавали образ мыслей и характер чувствований народа, что, в свою очередь, входили в песенный обиход народа. |
Ф/М. Достоевский | Не написал ни одного философского трактата, но считается, ярким представителем «русского» или «христианского социализма». Сочетание несоединимых явлений: реальности и вымысла, детектива и философских теорий, евангельских аллюзий и анекдотов, бытового натурализма и мистики, комического и трагического. Полифонизм как ведущая черта поэтики. |
А. И. Куприн | «Настоящий художник, громадный талант» (JI. Н. Толстой). Для автора характерно соединение романтизма и реализма. Психологизм прозы: психологический портрет, психологическое повествование, психологическая деталь, психологический пейзаж — присутствует во всех его лучших произведениях. Разнообразны темы его произведений — капиталистический труд и жертвы капитализма, антивоенная тема, тема любви. |
И. А. Бунин | «Последний дар русской дворянской помещичьей усадьбы» (философ И. Ильин). Универсальный талант. Тонкий лирик, внимательный реалист, замечательный переводчик. Писателю-традиционалисту удалось обновить классический реализм, сделав его — в духе своего времени — более лиричным и субъективным. |
Вариант II (готовая таблица).
Ф. И. Тютчев | Его лирику можно определить как философскую. Она наполнена раздумьями о гармонии и противоречиях человека и природы. Основной мотив всей поэзии — борьба в природе, человеке, любви. Природа более гармонична и спокойна, чем жизнь человека. Путь человека — это путь мучительных поисков, раздумий, противоречий. Противоречия составляют и основную черту любовной лирики. Любовь — «борьба неравная двух сердец», вечное столкновение индивидуальностей, это «блаженство и безнадёжность». |
М. Е. Салтыков- Щедрин | Оружием этого писателя была сатира. С её помощью автор смог донести до людей резкую критику существующего порядка. В своём творчестве автор использовал такие литературные приёмы, как гротеск, гипербола, антитеза. Немаловажен был и эзопов язык. |
И. С. Тургенев | «Наше время требует уловить современность в её преходящих образах; слишком запаздывать нельзя», — считал этот автор. «Поэт должен быть психологом, но тайным...» — острый социальный конфликт, искусный подбор немногочисленных, но значительных для создания образа героя деталей, принцип «тайного психологизма». |
JI. Н. Толстой | Величайший романист XIX века. Целая эпоха в литературе, культуре и истории России. Сумел показать «диалектику души» героев своих произведений. Всё в тексте: художественные детали, синтаксис, внутренний монолог, психологический портрет — помогает понять замысел автора. |
А. П. Чехов | Необычайная краткость и содержательность прозы. «Умею коротко говорить о длинных предметах». Автор «пишет большими мазками»: укрупняет черты характера, гиперболизирует, создаёт типажи. У писателя «нет деталей, не имеющих смысла, нет ненужных подробностей» (П. Чудаков). Специфическая стилевая черта прозы и драматургии — открытые финалы в его произведениях. Драматург-новатор. Символичность образов драматических произведений, глубокий внутренний конфликт. |
М. Горький | Удивительный социально-психологический феномен, «человек с большой биографией» (Е. Замятин). В ранней прозе переплетаются реалистические и романтические элементы. Стиль раннего автора подчёркнуто красочный, метафорический. Необычны сюжеты ранних рассказов, неординарны и их герои. Драматург-новатор. Поразил современников неожиданными для театра героями и местом действия. Автор философских пьес. Основное драматургическое действие разворачивается в сознании персонажей, в их мировоззрении. |
III. Рефлексия.
Чем обогатил вас сегодняшний урок? Над какими проблемами заставил задуматься ещё раз?
В чём современность литературы «золотого века»?
Как же звучит слово «человек» для вас после сегодняшнего размышления над судьбами героев и авторов русской классической литературы?
Уходя с урока, каждый учащийся прикрепляет свою табличку рядом с выражением: «Человек — это звучит...»: гордо, величественно, мелко, подло, красиво, загадочно, противоречиво, отвратительно, дерзко...