СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Филология с экологическим лицом» (внеклассное мероприятие по русскому языку)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия по русскому языку, который имеет целью расширить круг знаний и интересов учащихся, Ставит задачи: развивать логическое мышление, пополнить словарный запас учащихся, прививать любовь к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
««Филология с экологическим лицом» (внеклассное мероприятие по русскому языку)»



«Филология с экологическим лицом»

(внеклассное мероприятие по русскому языку)


Цель: расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку

Задачи: развивать логическое мышление;

пополнить словарный запас учащихся;

прививать любовь к русскому языку;

Оборудование: компьютер с проектором, презентация, карточки-задания

Участники: 2 команды


Ход игры:

Вступительное слово учителя:

Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие - «Филология с экологическим лицом». Каждый из вас знает, что филология связана с языком, нашей речью, а экология – с природой. Что же между ними общего? Названия растений, животных, птиц, рыб, насекомых в русском языке, да и не только в русском, постоянно используются в речи человека как для обозначения представителей флоры и фауны, так и для наименования разных вещей и предметов, кото­рые человека окружают, для характеристики самого человека, его поведения и поступков. Они значитель­но обогащают словарный запас, делают нашу речь бо­лее выразительной. Большой популярностью пользу­ются в нашей речи пословицы и поговорки, среди которых есть огромное количество «природных», «экологических».

1.Конкурс «Сложи пословицу»

В конкурсе участвуют по два игрока от каждой ко­манды. Перед игроками карточки с пословицами и по­говорками о природе, разрезанные на две части и пере­мешанные. Задание – сложить пословицы

Пословицы первой команде:

У коровы молоко на … (языке).

Поросёнка хоть мой, хоть не мой, … (а он всё в грязь лезет).

Волка ноги … (кормят).

Чеснок да лук … (от семи недуг).

Сломать дерево – секунда, а вырастить – … (года).

Пословицы второй команде:

Кошки грызутся –…( мышкам раздолье).

Гусь свинье … (не товарищ).

Волка боятся, так и … (в лес не ходить).

Лук и капуста … (болезнь не пустят).

Срубленное дерево … (вновь не вырастет).

2. Конкурс «Скажи пословицу»

Учитель: Пока игроки выполняют задание, я предла­гаю командам также вспомнить пословицы и поговорки или фразеологизмы, но уже о конкретном животном или растении.

Каждой команде предлагается по 3 карточки с изображениями животных и растений. Задание – вспом­нить пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых они упоминаются.

Карточки первой команде:

Лиса. (Хитра как лиса. Лиса Патрикеевна. Лиса семерых волков проведет. Старая лиса рыльцем роет, а хвостом след заметает. Ходила лиса кур красть, да попала в пасть. Назначили лису воеводой в лесу: пера много, а птицы нет. Старая лиса дважды поймать себя не дает. Лиса сытнее волка живет. Каждая лиса о своем хвосте заботится. Спит лиса, а во сне кур щиплет. Лиса свой хвост не замарает. Хитрее лисы нет зверя. Слышу, лиса, твои чудеса. У лисы и во сне ушки на макушке. За то лису бьют, чтобы не ходила в курятник. Лиса и во сне кур у мужика в хлеве считает.)

Синица.    ( Лучше синица в руке, чем журавль в небе. За морем и синица птица. Невелика птица синица. Хвалилась синица, что море зажжёт).

Лук. (Лук с чесноком – родные братья. Лук да баня – все правят. Лук добро и в бою и во щах. Лук семь недуг лечит).

Карточки второй команде:

Свинья. (Свинья грязи найдет. Сильна свинья, когда хрюкает. Была бы свинка, будет и щетинка. Не гляди свинье в рожу, а корми свинью рожью. Была бы свинка – будет мясо, будет и щетинка. Куда свинья, туда и поросята. Свинья – это крестьянская копилка. У кого в чем счастье, а у свиньи в корыте. У хорошего свинаря свинка, как картинка. Была бы свинка, будут и поросята. В какой мешок свинью ни суй, ее все равно слышно. Понурая свинка, да глубокий корень роет. Свинье только голову просунуть, и вся пролезет. Свинью подложить. Метать бисер перед свиньями.)

Ласточка. (Одна ласточка весны не делает. Первая ласточка ещё не делает весны. Пчела делает мёд, но не ест его, ласточка вьёт гнездо, но не живёт в нём. Сова тиха, да птиц душит, а ласточка целый день щебечет, да зла никому не делает. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Ласточка находит своё гнездо, а человек – выход из положения. Первая ласточка.)

Чеснок. (Чеснок да редька, так и на животе крепко. Лук с чесноком – родные братья. Пил молоко, а чесноком отрыгивается. Сердце с перцем, душа с чесноком. Кто не ел чесноку, от того и не пахнет. Кто чесноку поел – сам скажется).

3. Конкурс капитанов «Переводчик»

Переведите на современный язык устаревшие слова. Задания капитаны выполняют одновременно.

Каково ваше порекло? (прозвище)

1. Покажите длани ( ладонь).

2. Покажите потылицу (затылок).

3. Поднимите шуйцу (левая рука).

4. Покажите чело (лоб).

5. Какого цвета у вас ланиты?

6. Расправьте свои рамена.(рамо-плечо)Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое. (плечо).

7. Правой рукой заденьте выю (шея).

8. Обхватите свое чрево (живот).

9. Помашите десницей (правая рука).

4. Конкурс «Найди слово»

Учитель: Очень украшают нашу речь, делают ее вы­разительной, образной крылатые выражения, или, по-на­учному, фразеологические обороты. Многие из них про­изошли на основе наблюдений человека за природны­ми явлениями, поведением зверей и птиц. Сейчас мно­гие крылатые выражения имеют другую смысловую на­грузку, другое значение.

Каждой команде учитель предлагает карточки с объяснениями крылатых выражений. Задание – назвать крылатые выражения. Например, на карточке написано: Человек, резко выделяющийся среди окружающих теми или иными качествами. (Белая ворона. Среди жи­вотных встречаются альбиносы, то есть белые по цвету особи. Это обусловлено отсутствием в коже и волосах красящего вещества – пигмента. Такие животные – необыкновенная редкость.)

Задания первой команде

1.Жить постоянно ссорясь, враждуя. (Жить как кошка с собакой. Применяется в отношении каких-либо людей, которые живут не в мире и согласии, а в постоянных распрях, скандалах, ссорах. Достаточно вспомнить кошку, загнанную на дерево собакой и шипящую оттуда, в то время, как ее загонщик громко лает внизу, пытаясь согнать кошку с дерева. Есть сказки, в которых рассказывается, как когда-то кошка с собакой жили мирно, но вот кошка сделала что-то плохое, за что собака не может ее до сих пор простить и каждый раз, встретив ее на своем пути, пытается прогнать прочь громким лаем.)

2. Очень сильный, доставляющий неудобства холод. (Собачий холод. Из близких человеку животных – собака является самой злой. Лютый, злой холод – собачий холод.)

3.Бесплодно добиваться чего-нибудь, преимущественно лучших усло-вий для своей жизни. (Биться как рыба об лёд. Выражение пошло от рыба-ков. При зимней ловле рыбу вытаскивают на лед. Она бьется на льду, но все ее усилия напрасны.)

Задания второй команде

1. Услуга, оказанная из лучших побуждений, но приведшая к негативным последствиям для того, кому она была предоставлена. (Медвежья услуга. Выражение употребляется в значении: неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность. Фразеологизм восходит к басне И. А. Крылова "Пустынник и медведь. В басне говорится о Медведе, который, отгоняя муху от своего друга Пустынника (отшельника), по неловкости убил вместе с мухой самого Пустынника.)
   2. Кому-либо все нипочем. (Как с гуся вода. Перья гуся смазаны особым жиром, которую выделяет железа на спине у корня их хвоста, поэтому, плавая, они выходят из воды сухими, вода стекает по жирной смазке.)

3. О близоруком, плохо видящем человеке. (Слепая курица. О том, кто не разглядел что-нибудь, плохо видит. Дело в том, что в сумерках курицы не видят.)

5. Литературные ребусы

1. Возьмите существительное, которое называет время года, когда желтеют листья; замените первую букву на букву, которой оканчивается вторая нота, и прибавьте суффикс притяжательного прилагательного.

Получилась фамилия поэта. Какая?

(Есенин.)

2. Первый слог фамилии - междометие. Второй - дающая жизнь всему

сущему (без последней буквы). Имя Владимир поставьте в разговорную форму и отнимите у этого слова первую букву. Что это за поэтесса?

(Ахматова.)

3. (Реквизит ~ колба.)

Возьмите это существительное, поставьте его в форму множественного числа родительного падежа и выверните наизнанку. Что получилось?

(Блок.)

4. К огромному универмагу в Москве прибавьте самый распространенный соединительный союз и животное, которое называют царем зверей.

В целом фамилия в переводе с латинского означает «смиренный». Кто он? (Гумилёв.)

5. Первая часть слова - это то, что освещает путь морякам. Прибавьте к ней суффиксы и окончание слова «покровский». Чья фамилия получилась?

(Маяковский.)

6. К существительному, называющему ту часть света, где всегда холодно, прибавьте личное местоимение, которое на латыни звучит «эго». К тому, что получилось, добавьте то, что останется от фамилии вождя русской революции, если от нее отнять две первые буквы. Что это за поэт?

(Северянин.)

6.Конкурс «Покажи слово»

Учитель. Наблюдая за повадками животных, человек подмечал в их поведении такие особенности, которые есть и у людей. Он перенес названия этих животных на тех людей, которые напоминали их своим поведением. Так, например, жаворонком называют человека, у которо­го период активности приходится на первую половину дня, а совой – того, у кого максимальная активность при­ходится на вторую половину.

А сейчас – наш следующий конкурс.

На карточках написаны фразеологические обороты, свя­занные с какими-либо чертами характера или состояни­ем человека. Задание – при помощи мимики и жестов объяснить зрителям эти выражения.

Выражения первой команде:

- здоров как бык;

- назойлив как муха;

- топает как слон.

Выражения второй команде:

- труслив как заяц;

- задиристый как петух;

- надутый как индюк.

7.Конкурс «Рисунок-подсказка»

Задание – глядя на рисунок, узнать за­шифрованный на ней связанный с миром животных фра­зеологизм.

Задание первой команде:

Кошка. (На душе кошки скребут, то есть переживать, волноваться, плохо себя чувствовать.)

Муха. (Слышно, как муха пролетит, то есть полная ти­шина.)

Селедки в банке или в бочке. (Как сельдей в бочке, то есть очень много.)

Комар. (Комар носа не подточит, то есть дело сде­лано хорошо.)

Задание второй команде:

Курица. (Куры не клюют, то есть очень много.)

Медведь. (Медвежья услуга, то есть дело, которое принесло больше вреда, нежели пользы.)

Рыба. (Как рыба в воде, то есть чувствовать себя свободно и непринужденно.)

Гусь. (Как с гуся вода, то есть невозможность по­действовать на человека какими-либо доводами и убеждениями.)

8.Конкурс «Авторская фраза».

Учитель. Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы справляетесь неплохо. Ну а за­кончит наш необычный конкурс «Авторская фра­за». Я буду зачитывать вам отрывки из литературных про­изведений, а вы должны будете назвать крылатую фразу, которая пришла к нам из этого произведения, и дать ей объяснение.

Фразы:

– У Эзопа в басне «Путник и гадюка» расска­зывается о путнике, который пожалел погибающую от стужи змею и спрятал ее за пазухой. Отогревшаяся змея ужалила путника, и он умер. И появился фразеоло­гический оборот... («пригреть змею на груди» – о небла­годарности за доброту).

– Известный русский баснописец И. А. Крылов в бас­не «Обезьяна» рассказывает о мартышке, которая, глядя на крестьянина, тоже решила поработать. Мартышка, же­лая показать усердие, начала катать большой чурбан. Что получилось? («мартышкин труд», то есть бесполезная, не­нужная работа.)

– В другой крыловской басне «Лев на ловле» звери сообща устраивают облаву и добывают оленя. Но лев по праву сильного забрал всю тушу себе. Возникла фраза... («львиная доля» – в смысле несправедливости дележа или несправедливости людей власти и силы).

– Писатель Н.С.Лесков из одной прибаутки о том, что англичане стальную блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отправили, создал повесть «Лев­ша». Родилось крылатое выражение... («подковать бло­ху», то есть искусно выполнить замысловатую работу).

– Г.-Х. Андерсен написал сказку о том, как из птенца, некрасивого и уродливого, выросла прекрасная птица, и появилось выражение... («гадкий утенок», то есть человек с неоцененными возможностями).

Учитель. Ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями, и нам осталось только подвести итоги и на­градить победителей. Думаю, что ваш словарный запас обогатился интересными словами и выражениями.

Литература:

Волков С.В. Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей. – М.: АСТ: Астрель, 2011

Даль В.И. Пословицы русского народа /В.И. Даль. – М.: АСТ: Астрель, 2001

Русский словарь крылатых фраз. – М.: ЮНВЕС, 2001

Пословицы и поговорки. – Мн.: Харвест, 2004

Уникальный иллюстрированный словарь пословиц и поговорок для детей /авт.-сост. С.Н. Зигуненко. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний/Н.М. Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филимонов. – М.: Дрофа, 2001