СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Филологический квест

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие

Просмотр содержимого документа
«Филологический квест»

Филологический квест «Тайны русского языка».



Филологический квест рассчитан на учащихся 5-7 классов. В квесте могут участвовать несколько команд. Игра развивает познавательную активность, культуру общения, эрудицию, смекалку. Формирует умение работать в команде. Задания связаны с русским языком и литературой.

Филологический квест можно провести как в течение одного дня, так и в течение всей недели. Если в течение недели, то команды выполняют задания по схеме: одно задание – один день. В квесте участвуют несколько команд (количество команд учитель определяет сам). Выполнение заданий связано не только с русским языком и литературой, но и задания, связанные с эрудицией, смекалкой. Каждая из команд получает вопрос, ответ которого определит номер конверта-задания для группы.

Задание – это загадка, решив её, команда определит место, где лежит конверт с основным заданием.

Цель игры: развитие познавательной активности и познавательного интереса к русскому языку и литературе; развитие культуры общения; развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения поставленных задач; формирование умений общаться и работать в команде.

Задачи: мотивировать школьников к участию в игре; формировать и развивать детские команды, совместно участвующие в филологическом квесте; расширить кругозор учащихся; создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы; создать условия для развития памяти, внимания, воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

Формы организации деятельности детей: Игровая деятельность.

Возраст: 7-9 классы.

Оборудование: Каждой команде выдаётся конверт с правильными и неправильными подсказками (азбука Морзе с русским алфавитом, зеркало, перфокарта и т.д.), карточки маршрута ручки, карандаши, тетради, карточки заданий.

Маршруты необходимо разработать так, чтобы команды не пересекались на станциях.

Ход мероприятия.

  1. Вопросы для определения конверта с заданием.

Отгадав загадки, вы найдёте этот предмет, где находятся маршрутные листы со станциями, которые вам необходимо пройти за 30 минут.

Конверт 1. Дайте ответ на загадку.

Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеётся тоже…(зеркало) Там вы найдете конверт с названием первой станции.

Конверт 2.

Он работе — первый враг,
Он лентяям очень рад:
Отдохнут пускай на нем,
Ну а дело — подождет!
Как на нем легко сидится,
И приятно, сладко спится!
Спинка мягкая, подушки…
Что ещё для счастья нужно?(диван)

Там вы найдете конверт с названием первой станции.

Конверт 3.

Она пришла к нам из Китая,

Прижилась и, устали не зная,

Круглый год цветет на радость, от души!

А цветы разноцветны и очень хороши! (Китайская роза-гибискус) Там вы найдете конверт с названием первой станции..

Станция 1. Мудрости

Расшифруйте записи (5 минут)

  1. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)

  2. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)

  3. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)

  4. Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)

  5. Кто сможет быстрее остальных заменить все слова в предложении на синонимы: Врач прописал уколы пациенту? (Доктор назначил инъекции больному)

  6. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило? (Зимний вечер закончился)

  7. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: По широкой дороге бодро шагает юноша? (По узкой тропинке медленно бредет старик)

  8. Расшифруйте запись . [дурной'эсловакаксмалапр'истан'итн'иатл'эп'иш]

(Дурное слово как смола: пристанет – не отлепишь)

  1. Станция 2. «Волшебная шкатулка»


- У меня приготовлена шкатулка, в которой лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет


1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)

2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)


3. Это помещали гостю прямо в яства (еду). Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)


4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)


5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)


6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)


Станция 3. «Фразеологическая»


Фразеологизмы, крылатые слова и выражения – это образные, меткие, устойчивые выражения, изречения, обороты речи, вошедшие в общее употребление. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста. Смысл таких выражений порой бывает непросто разгадать, ведь он не складывается из значений входящих в них слов.

Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

В русском языке много фразеологизмов со словом «сердце». С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда…

-… сильно пугаемся? ( Сердце оборвалось.)

-…придаем чему-то слишком большое значение? (Принимаем близко к сердцу.)

-… испытываем чувство облегчения? (Камень с сердца свалился.)

-… заставляем себя забыть кого-то? (Вырываем из сердца.)

-…говорим совершенно откровенно? (Положа руку на сердце.)

-…что-то сильно нас волнует? (Берет за сердце.)

-…делаем что-то в порыве раздражения? (В сердцах.)

-…пытаемся понять чьи-то намерения? (Заглядываем в сердце.)

-…делаем что-то с большой неохотой? ( Скрепя сердце.)


Станция «Фольклорная»


Язык помогает сохранить и мудрость народную, содержащуюся в пословицах и поговорках. Важность и красоту пословиц оценил сам народ: «Речь без пословицы – что еда без соли». Все народа едины во мнении, что пословицы передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

- Подберите русские эквиваленты иностранным пословицам:

В королевстве слепых и одноглазый – король (На безрыбье и рак рыба)


Орлы не ловят мух (Не царское это дело)

Родился с серебряной ложкой во рту. (Родился в рубашке)

На Аллаха надейся, а верблюда привязывай (На бога надейся, а сам не плошай)


Трава всегда зеленее по ту сторону забора. (Хорошо там, где нас нет)


Спешащий таракан в суп попадет. (Поспешишь – людей насмешишь).

О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день? (Кто рано встает, тому Бог дает)


«Назови сказку»
1. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.
Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает: (Морозко)
2. Слез с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел … в проруби … (По щучьему веленью)
3. Вот однажды, когда пришла зима да нападало молодого снегу по колено, ребятишки высыпали на улицу поиграть, а старички наши подсели к окну поглядеть на них. Ребятишки бегали, резвились и стали лепить бабу из снега. (Снегурочка)
4. Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. (12месяцев))



4 станция «Корректорская» Корректор — специалист, который занимается проверкой текстов на предмет орфографических и пунктуационных ошибок, устраняет опечатки


- Рассмотрите несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом и деепричастным оборотом», и исправьте их.

1.Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

Правильный ответ:

Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.

Правильный ответ:

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой

3. Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны..

Правильный ответ: Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

4. Находясь в пути, всегда вспоминается дом

Правильный ответ:

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

5. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

Правильный ответ:

Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

6. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

Правильный ответ:

Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

7. Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались.

Правильный ответ:

Игрушки, украшавшие новогоднюю ёлку , красиво переливались

8. Книга лежала на столе, прочитанная до конца.

Ответ: Книга, прочитанная до конца, лежала на столе.

9. Проработав полгода, рабочего перевели в цех.

Ответ: Проработав полгода, рабочий перевелся в цех.

10.Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

Правильный ответ: Когда мы подъезжали к городу , начался сильный ветер.

Станция 5 ..«Профориентационная»


Задание: назовите профессии, тесно связанные с изучением русского языка и литературы, объясните, чем заняты люди, работающие в этой сфере.


Учитель - образование

Учёный-лингвист –образование, наука

Журналист – средства массовой информации

Писатель – культура

Редактор - средства массовой информации

Библиотекарь - культура

Корректор - средства массовой информации

Диктор - средства массовой информации

Археолог – наука



Станция 6 .«Великий и могучий»

Перед вами вопросы. Вы должны быстро и правильно на них ответить в течение 5 минут.



ВОПРОС

ОТВЕТ

Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения…

Синтаксис

Антоним к слову временный

Постоянный

Как погиб Колобок?

Съела Лиса

Откуда Айболиту пришла телеграмма?

Из Африки

Подруга дней моих суровых. О ком это?

Няне Пушкина

Фразеологический оборот со словом глаза.

Выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза и др.

Объясните значение: Хоть кровь из носу.

Обязательно

Словарь, в котором можно узнать о произношении слов.

Орфоэпический

Великий русский баснописец.

Крылов

Квартал или квартал?

КвартАл  

Подлежащее и сказуемое являются…

Грамматической основой

Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать?

Нет

Сколько звуков в слове яд?

3

Где в слове искусство удвоенные согласные?

Во втором случае



Подведение итогов . Вот и закончился наш квест-игра. Жюри подведет итоги и сообщит результаты на подведении итогов нашей предметной недели.Мы надеемся, что сегодня, вам было интересно , и вы будете продолжать его изучение, ведь тайны русского языка до конца не раскрыты. Мы надеемся, что вы будете любить и беречь наш русский язык!



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!