Филологический квест «Тайны русского языка».
Филологический квест рассчитан на учащихся 5-7 классов. В квесте могут участвовать несколько команд. Игра развивает познавательную активность, культуру общения, эрудицию, смекалку. Формирует умение работать в команде. Задания связаны с русским языком и литературой.
Филологический квест можно провести как в течение одного дня, так и в течение всей недели. Если в течение недели, то команды выполняют задания по схеме: одно задание – один день. В квесте участвуют несколько команд (количество команд учитель определяет сам). Выполнение заданий связано не только с русским языком и литературой, но и задания, связанные с эрудицией, смекалкой. Каждая из команд получает вопрос, ответ которого определит номер конверта-задания для группы.
Задание – это загадка, решив её, команда определит место, где лежит конверт с основным заданием.
Цель игры: развитие познавательной активности и познавательного интереса к русскому языку и литературе; развитие культуры общения; развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения поставленных задач; формирование умений общаться и работать в команде.
Задачи: мотивировать школьников к участию в игре; формировать и развивать детские команды, совместно участвующие в филологическом квесте; расширить кругозор учащихся; создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы; создать условия для развития памяти, внимания, воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.
Формы организации деятельности детей: Игровая деятельность.
Возраст: 7-9 классы.
Оборудование: Каждой команде выдаётся конверт с правильными и неправильными подсказками (азбука Морзе с русским алфавитом, зеркало, перфокарта и т.д.), карточки маршрута ручки, карандаши, тетради, карточки заданий.
Маршруты необходимо разработать так, чтобы команды не пересекались на станциях.
Ход мероприятия.
Вопросы для определения конверта с заданием.
Отгадав загадки, вы найдёте этот предмет, где находятся маршрутные листы со станциями, которые вам необходимо пройти за 30 минут.
Конверт 1. Дайте ответ на загадку.
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеётся тоже…(зеркало) Там вы найдете конверт с названием первой станции.
Конверт 2.
Он работе — первый враг,
Он лентяям очень рад:
Отдохнут пускай на нем,
Ну а дело — подождет!
Как на нем легко сидится,
И приятно, сладко спится!
Спинка мягкая, подушки…
Что ещё для счастья нужно?(диван)
Там вы найдете конверт с названием первой станции.
Конверт 3.
Она пришла к нам из Китая,
Прижилась и, устали не зная,
Круглый год цветет на радость, от души!
А цветы разноцветны и очень хороши! (Китайская роза-гибискус) Там вы найдете конверт с названием первой станции..
Станция 1. Мудрости
Расшифруйте записи (5 минут)
В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)
Кто сможет быстрее остальных заменить все слова в предложении на синонимы: Врач прописал уколы пациенту? (Доктор назначил инъекции больному)
Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило? (Зимний вечер закончился)
Кто скорее других заменит все предложение антонимами: По широкой дороге бодро шагает юноша? (По узкой тропинке медленно бредет старик)
Расшифруйте запись . [дурной'эсловакаксмалапр'истан'итн'иатл'эп'иш]
(Дурное слово как смола: пристанет – не отлепишь)
Станция 2. «Волшебная шкатулка»
- У меня приготовлена шкатулка, в которой лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)
3. Это помещали гостю прямо в яства (еду). Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)
5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)
6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)
Станция 3. «Фразеологическая»
Фразеологизмы, крылатые слова и выражения – это образные, меткие, устойчивые выражения, изречения, обороты речи, вошедшие в общее употребление. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста. Смысл таких выражений порой бывает непросто разгадать, ведь он не складывается из значений входящих в них слов.
Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
В русском языке много фразеологизмов со словом «сердце». С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда…
-… сильно пугаемся? ( Сердце оборвалось.)
-…придаем чему-то слишком большое значение? (Принимаем близко к сердцу.)
-… испытываем чувство облегчения? (Камень с сердца свалился.)
-… заставляем себя забыть кого-то? (Вырываем из сердца.)
-…говорим совершенно откровенно? (Положа руку на сердце.)
-…что-то сильно нас волнует? (Берет за сердце.)
-…делаем что-то в порыве раздражения? (В сердцах.)
-…пытаемся понять чьи-то намерения? (Заглядываем в сердце.)
-…делаем что-то с большой неохотой? ( Скрепя сердце.)
Станция «Фольклорная»
Язык помогает сохранить и мудрость народную, содержащуюся в пословицах и поговорках. Важность и красоту пословиц оценил сам народ: «Речь без пословицы – что еда без соли». Все народа едины во мнении, что пословицы передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
- Подберите русские эквиваленты иностранным пословицам:
В королевстве слепых и одноглазый – король (На безрыбье и рак рыба)
Орлы не ловят мух (Не царское это дело)
Родился с серебряной ложкой во рту. (Родился в рубашке)
На Аллаха надейся, а верблюда привязывай (На бога надейся, а сам не плошай)
Трава всегда зеленее по ту сторону забора. (Хорошо там, где нас нет)
Спешащий таракан в суп попадет. (Поспешишь – людей насмешишь).
О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день? (Кто рано встает, тому Бог дает)
«Назови сказку»
1. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.
Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает: (Морозко)
2. Слез с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел … в проруби … (По щучьему веленью)
3. Вот однажды, когда пришла зима да нападало молодого снегу по колено, ребятишки высыпали на улицу поиграть, а старички наши подсели к окну поглядеть на них. Ребятишки бегали, резвились и стали лепить бабу из снега. (Снегурочка)
4. Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. (12месяцев))
4 станция «Корректорская» Корректор — специалист, который занимается проверкой текстов на предмет орфографических и пунктуационных ошибок, устраняет опечатки
- Рассмотрите несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом и деепричастным оборотом», и исправьте их.
1.Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
Правильный ответ:
Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
Правильный ответ:
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой
3. Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны..
Правильный ответ: Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
4. Находясь в пути, всегда вспоминается дом
Правильный ответ:
Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
5. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
Правильный ответ:
Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.
6. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Правильный ответ:
Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
7. Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались.
Правильный ответ:
Игрушки, украшавшие новогоднюю ёлку , красиво переливались
8. Книга лежала на столе, прочитанная до конца.
Ответ: Книга, прочитанная до конца, лежала на столе.
9. Проработав полгода, рабочего перевели в цех.
Ответ: Проработав полгода, рабочий перевелся в цех.
10.Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
Правильный ответ: Когда мы подъезжали к городу , начался сильный ветер.
Станция 5 ..«Профориентационная»
Задание: назовите профессии, тесно связанные с изучением русского языка и литературы, объясните, чем заняты люди, работающие в этой сфере.
Учитель - образование
Учёный-лингвист –образование, наука
Журналист – средства массовой информации
Писатель – культура
Редактор - средства массовой информации
Библиотекарь - культура
Корректор - средства массовой информации
Диктор - средства массовой информации
Археолог – наука
Станция 6 .«Великий и могучий»
Перед вами вопросы. Вы должны быстро и правильно на них ответить в течение 5 минут.
ВОПРОС | ОТВЕТ |
Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения… | Синтаксис |
Антоним к слову временный | Постоянный |
Как погиб Колобок? | Съела Лиса |
Откуда Айболиту пришла телеграмма? | Из Африки |
Подруга дней моих суровых. О ком это? | Няне Пушкина |
Фразеологический оборот со словом глаза. | Выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза и др. |
Объясните значение: Хоть кровь из носу. | Обязательно |
Словарь, в котором можно узнать о произношении слов. | Орфоэпический |
Великий русский баснописец. | Крылов |
Квартал или квартал? | КвартАл |
Подлежащее и сказуемое являются… | Грамматической основой |
Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать? | Нет |
Сколько звуков в слове яд? | 3 |
Где в слове искусство удвоенные согласные? | Во втором случае |
Подведение итогов . Вот и закончился наш квест-игра. Жюри подведет итоги и сообщит результаты на подведении итогов нашей предметной недели.Мы надеемся, что сегодня, вам было интересно , и вы будете продолжать его изучение, ведь тайны русского языка до конца не раскрыты. Мы надеемся, что вы будете любить и беречь наш русский язык!
8