СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философия бытия и проблема субстанции в философии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В лекции раскрывается суть философских понятий "бытие" и "материя". Приводятся вопросы для составления конспекта по данной теме и рекомендованная литература.

Может выть использована преподвателями философии СПО в качестве лекционного материала.

Просмотр содержимого документа
«Философия бытия и проблема субстанции в философии»

Трофимюк Алла Константиновна


ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ И ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ


АННОТАЦИЯ


Целью данной лекции является знакомство студентов с основами философского учения о бытии и материи.

Данная статья может быть использована преподавателями философии ГПОУ в качестве лекции для студентов.


1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ.

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека.

Впервые проблему бытия в философию ввёл древнегреческий философ Парменид. Он первым в истории философии выделил бытие как категорию и сделал её предметом специального философского рассмотрения. По убеждению Парменида Абсолютная мысль, удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность и надёжность. Согласно учению Парменида всё в мире подчиняется порядку с необходимостью. Необходимость Парменид назвал Божеством, Правдой, Провидением, судьбой, что по его определению вечно и неуничтожимо. Абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос – космический Разум. Логос – не только слово, но и всеобщее основание вещей, которое непосредственно открывается человеку в его мысли. Человеческий ум способен что-то знать в той мере, в какой он сумеет вступить в непосредственный контакт с Разумом, который и есть бытие. Такая ситуация делала неуместной гордыню человеческого ума, похваляющегося своим умением мыслить, ибо не человек постигает истину, а наоборот, истина открывается ему через контакт с бытием. Бытие едино и неизменно, в нем заключена вся полнота совершенств, среди которых Истина, Добро, Благо. Бытие не возникает и не уничтожается, оно Свет, но особый, «увидеть» который можно только очами Разума. Бытие есть мысль и постижимо только в мысли. Оно в понимании античных философов, не выступает Творцом мира, ибо мир существовал всегда.

Бытие едино (непрерывно), неподвижно и совершенно. Имея свои пределы, бытие, по Пармениду, «похоже на глыбу совершенно круглого шара», покоящегося в центре мира». Учение Парменида о едином, неделимом, неизменном и неподвижном бытии получило широкую известность в эллинском мире. Оно было продолжено Мелисом с острова Самос, представителем школы элеатов. В своем труде «О природе, или о Сущем» он утверждал, что «бытие не имеет границ. Это вытекает из того, что оно граничит с небытием. Но так как небытия нет, то и бытие не может быть ограниченным».

Для всей античной философии присуще богатое по содержанию понимание бытия. Это особенно проявилось в диалектическом подходе к этому понятию, выраженному наиболее ярко у Гераклита (544-483). В противоположность учению Парменида, у Гераклита весь мир рассматривается как постоянно становящийся и изменяющийся. Бытие пронизано борьбой противоположностей, их взаимодействием. В нем есть «огонь и вода, горячее и холодное, сухое и влажное». «Борьба противоположностей есть «отец» всего, и из неё рождается самая прекрасная гармония в мире». Бытие изменчиво и динамично: «Все течет и всё изменяется». Гераклитовское бытие предстает как непрерывно становящееся. Основу мироздания, считал Гераклит, составляет космос, который «один и тот же для всех, его не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся и мерно угасающим».

Значительно расширил понимание бытия великий древнегреческий философ и учитель человечества – Платон (427-347). Он впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделил «истинное бытие» – «мир объективно существующих идей» (эйдосов), противопоставляя его «неистинному бытию» – «чувственному бытию» вещей, (как его понимали досократики). При этом он указал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании. Таким образом, Платон включил в понятие «бытие» практически всё сущее.

Мир как повседневная реальность и мир как трансцендентальность предстают перед человеком как целостное явление, как всеобщее единство. Это единство включает в себя огромное множество разнообразных вещей, процессов, состояний человеческих индивидов, природных явлений. Это то, что мы называем всеобщим бытием.

В разные исторические эпохи актуализируется тот или иной аспект проблемы бытия. Философия не останавливается на простой констатации бытия человека и окружающего его мира. Она раскрывает различные виды и способы существования бытия в их единстве и целостности. Вместе с тем философия даёт понимание противоречивости, напряженности, многообразия бытия. Категория «бытие» отражает реальность такой, какой она предстаёт человеку в его практической (духовной и материальной) деятельности.

Понятие «бытие» возникло из стремления познавать окружающий человека мир как единое целое. С его помощью дается ответ на важнейший мировоззренческий вопрос о том, что есть мир?

Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование. Понятие бытие охватывает не только предметы природы, но и мысли, разные психические состояния, сновидения, фантазии, заблуждения, и т. п.

В понятии бытия происходит абстрагирование от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – существования.

Таким образом, под бытием понимается всеохватывающая реальность.

Бытие есть все то, что существует.

Оно включает в себя и Дух и Материю как единое начало.

Сокровенное знание Востока утверждает, что Дух не имеет проявления вне покрова Материи, что Дух немыслим без «сосуществования» с материей, без органического слияния с противоположной основой в изначальном и нерушимом единстве и равенстве двух начал духа и материи в едином элементе – Духоматерии. Эзотерическая философия рассматривает материю как «состояние духа», другими словами уплотнение духа, «кристаллизованный дух», а дух – «известное состояние материи», ее завершение. Где нет материи, нет и жизни. Материя есть форма, и нет формы, которая не служила бы выражением для жизни. Дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой.

Бытие – это философская категория, которая означает всеохватывающую реальность материальную и духовную.

Философия раскрывает различные виды бытия в их единстве и целостности. Вместе с тем, она дает понимание противоречивости, напряженности, многообразия бытия.

Следует различать виды бытия - объективная реальность и субъективная реальность, уровни бытия – актуальное и потенциальное бытие, формы бытия – природное и социальное бытие.

Объективная реальность охватывает все, что существует вне сознания и независимо от сознания человека.

Субъективная реальность – это сознание, мышление, духовный мир человека, переживания, мысли человека и т.п.

Взаимосвязь объективной и субъективной реальности осуществляется в формах человеческой деятельности.

Актуальное бытие – то, что существует в данный момент.

Потенциальное бытие – возможное.

Бытие человека представляет взаимосвязь и единство четырех составляющих его измерений: физического (природно-телесного), психического (чувственно-эмоционального), социально-исторического и духовно-энергетического (сознательно-творческого, разумно-культурного).


2. МАТЕРИЯ И ФОРМЫ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ


В предыдущих двух вопросах мы уяснили, что вещи и процессы, свойства и отношения, природа и человек, объективная и субъективная реальность, с одной стороны – это различные области мира, фрагменты действительности. Но с другой стороны, между ними есть нечто общее, прежде всего, то, что они существуют и условием их единства является бытие. Факт бытия, факт существования может быть обоснованием взаимосвязанности и целостности мира, единства материального и духовного.

Идея единства всего бесконечного многообразия мира приводит к представлению об общей основе всего существующего в мире.

Для ее обозначения в философии была выработана категория «субстанция». Субстанция как философское понятие обозначает внутреннее единство конкретных многообразных вещей, их свойств и отношений. В философии Древней Индии было выдвинуто положение: «всё есть одно».

Античные философы пришли к мысли, что, несмотря на изменения тел, в них должно быть нечто устойчивое, которое сохраняется при всех превращениях. Эта устойчивая основа получила название субстанции (лат: substantia – сущность). Мыслители считали, что различные тела могут возникать и исчезать, субстанция же несотворима и неуничтожима. Она лишь меняет формы своего бытия, переходит из одних состояний в другие. Она причина самой себя и основание всех изменений. Понятие субстанции выражало убеждение в единстве мира.

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, Космоса, мира в целом. Так, представители «милетской школы» рассматривали все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного материального начала. Таким материальным первоначалом Фалес – основатель милетской школы, считал воду. Все вещи, согласно его учению, возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Вода вечна, образующиеся же из нее вещи и явления временны, преходящи. Вода, согласно представлениям Фалеса, является разумным божественным началом. Земля плавает на воде.

Фалес (VII – VI вв. до н.э.) - первый математик в Ионии, астроном. Он предсказал солнечное затмение 28 мая 585 году до н.э. Ввел календарь продолжительностью года в 365 дней, разделив их на 12 месяцев по 30 дней. 5 дней выпадало, как в Египетском календаре. Его сочинения: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». От работ Фалеса сохранились только названия.

Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал мысль о превращении единой материи из одного состояния в другое.

Ученик Фалеса Анаксимандр ( родился в 610 до н. э. ) считал первоосновой всего существующего апейрон – вечное, бесконечное, находящееся в постоянном движении материальное начало. Субстанционное начало апейрон лежит в основе взаимопревращения стихий. Если стихии (земля, вода, воздух и огонь) превращаются друг в друга то это означает, что у них есть нечто общее, что само по себе не является ни огнем, ни воздухом, ни землей, ни водой. Это и есть апейрон, но уже не столько пространственно безграничный, сколько безграничный внутренне, то есть неопределенный. По словам Анаксимандра апейрон «не знает старости» он «несмертен и неуничтожим». Он находится в вечной активности, в вечном движении вещей и явлений. Вещи возникают вследствие постоянного движения апейрона, приводящего к выделению из него таких противоположностей как холодное и теплое, влажное и сухое. Парные комбинации этих главных свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее).

Анаксимандр является провозвестником геоцентрической системы. Он учил, что Земля свободно парит в воздухе, в центре его, ничем не поддерживаемая. Земля имеет форму цилиндра, высота которого равна трети основания. Она сохраняет свое местонахождение вследствие равного расстояния от всех небесных тел. Благодаря вечному движению Земли, к периферии отбрасывается наиболее легкая масса и «подобно тому, как вокруг дерева образуется кора, так вокруг облекшего землю воздуха образуется из огня огненная сфера». Непрерывное движение и действие центробежной силы разорвали эту огненную кору и благодаря сжатию воздуха эти разорванные части принимают форму «колес» или «колец». Так возникли Солнце, Луна, Звезды. Таким образом, согласно предположению Анаксимандра, в основе процесса возникновения небесных тел лежат естественные причины. Анаксимандр первый составил географическую карту, «начертав поверхность земли и моря», соорудил небесную сферу (глобус) по которой могли ориентироваться ночью корабли.

Его ученик Анаксимен первоосновой всего существующего (субстанцией) считал воздух. Различные состояния субстанции зависят от степени разрежения и сгущения воздуха. Разряжаясь, воздух становится огнем, а сгущаясь, превращается в ветер, облака, воду и землю.

Представители милетской школы не выясняли вопрос о причине движения материи и не разрабатывали проблем теории познания. Эти проблемы впервые в древней Греции поднимает Гераклит Эфесский (540-480 гг. до н.э.).

Согласно учению Гераклита субстанцией является огонь. Он дает стихийно - диалектическое обоснование мира как вечного, бесконечного процесса превращения огня. Гераклит писал: «Огня смерть – воздуха рожденье и воздуха смерть – воды рожденье». Вечный процесс движения материи Гераклит объяснял простым круговоротом. Указывал, что движение и изменение являются необходимым закономерным процессом. Эту закономерность движения природы он называл логосом. Впервые в истории философии Гераклит указывает, что причиной, источником движения является борьба противоположных начал. Познать логос как всеобщую закономерность природы возможно в процессе мыслительной деятельности. Восприятие мира, согласно теории Гераклита, осуществляется посредством органов чувств и мышления. Процесс познания начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Однако органы чувств дают знания лишь об отдельных разрозненных вещах и явлениях. Высшей целью познания является познание логоса, то есть познание высшего единства мироздания и достижение высшей мудрости: «Признак мудрости – согласиться, выслушав не меня, а логос, что все едино». Гераклит утверждал, что познание логоса (мудрости единства мира) дано не всем. Однако все люди от природы разумны: «Размышление всем свойственно. Всем людям дано познавать себя и размышлять… Логос присущ всем». При этом истинное знание Гераклит отличает от многознания как суммы разобщенных поверхностных сведений. «Многознание, по словам Гераклита, не делает человека мудрым. Мудрость состоит в том, чтобы, познавая природу, поступать сообразно с ней, с внутренне присущей ей всеобщим логосом, то есть с его закономерностью».

Древнегреческие философы атомисты Левкипп, Демокрит, Эпикур первоосновой всего существующего и многообразие действительности объясняли существованием элементарных частичек атомов. Атом – в переводе с древнегреческого «неделимый». Атомы, согласно философии Демокрита (460-370 гг. до н.э.), различаются между собой формой, размером, массой и подвижностью. Атомы вечно движутся в пустом пространстве, а пустота – необходимое условие их движения.

Атомисты стремились найти и выделить в природе материю в виде единообразной телесной субстанции, из которой как из строительного материала образованы все предметы. Атомистическая теория предприняла попытку совместить изменчивость и устойчивость материального мира вещей, конечность и бесконечность, временный характер вещей и вечное начало. Все вещи могут приходить и уходить, появляться и исчезать, а атомы вечны и неизменны. Атомистическая идея просуществовала более 20 веков. Она позволяла объяснить множество природных процессов. Достаточно вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молекулярно-кинетическую теорию тепловых процессов, периодическую систему Д.И.Менделеева и др.

В «Письмах Махатм», в которых выражена доктрина Востока, о материи сказано: «Материя вечна, не имеет начала, ибо материя есть сама Природа…Она существует непреложно и потому не может иметь ни начала, ни перестать существовать. Материя или Природа действует присущей ей особой энергией. Ни один из атомов ее никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она должна всегда была существовать, ее материал – вечное изменение форм, комбинаций и свойств но ее принципы или элементы абсолютно неразрушимы» (Чаша Востока с 29-30).

Сегодня понимание материи далеко выходят за рамки системы химических элементов Менделеева. На рубеже XIX – XX веков, когда ученым-физикам удалось расщепить атом, понимание материи как основы единства мира существенно расширилось. В своих философских работах: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради» В.И.Ленин отмечал, что «материя бесконечна и в глубь, и в ширь». Это не вещество и не поле материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается ощущениями его, т.е. человек может познавать ее.

Нет предела проявления материи в мире.

Качественное разнообразие материи представлено в ее видах:

Вещество - твердое, жидкое, газообразное, плазма и

поле - электромагнитное, гравитационное, ядерное, торсионное.

Свойства материи: объективность, вечность, неисчерпаемость.


Формы существования материи

Движение – способ существования материи, любое изменение.

Свойства движения: объективность (существование независимости от осознания его человеком), всеобщность (все предметы и явления материального мира находятся в движении), вечность (всегда было и будет), абсолютность (существует всегда, в любое мгновение).

Состояние покоя относительно. В движении предмет возникает, развивается, разрушается. Покой же фиксирует момент движения, в результате чего предмет на некоторое время сохраняет свое состояние, свою форму (Пример: изменение цветка, цвета краски). Движение и покой находятся в диалектическом единстве. Изменение постоянно связано с устойчивостью, а покой изменчив. Покой – момент движения, т.е. он относителен, а движение абсолютно.

Движение как способ существования материи проявляется в разнообразных формах.

Основные формы движения материи:

1) механическое – перемещение тел (предметов) в пространстве;

2) физическое – взаимодействие элементарных частиц (изучается физикой);

3) химическое – взаимодействие молекул и атомов (изучается химией);

4) биологическое – жизнь во всех ее проявлениях, форма существования белковых тел (изучается биологией);

5) социальное – связано с социальными изменениями.

Каким же образом связаны между собой формы движения материи?

Каждая последующая форма движения материи более сложная, чем предыдущая и частично включает в себя предыдущую. Например, биологическая форма движения распространяется только на живые организмы. Однако, любое живое существо (к примеру, животное) перемещается в пространстве; в организме у него происходят различные химические реакции (процесс пищеварения); движение молекул и атомов. Таким образом, на уровне биологического движения, происходят и физическое, и химическое и механическое движения. Аналогично на уровне социального движения осуществляется и биологическое (ведь человек биологическое существо) и химическое, физическое и механическое движение. Исходя из сказанного, можно сделать следующий вывод: по мере усложнения форм движения материи сфера их распространения сужается. Так, самая простая форма движения материи – механическая распространяется на все другие более сложные, а, к примеру, социальная форма движения распространяется только на общество, хотя она сложнее, чем механическая.


Пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, выражающая сосуществование материальных объектов и порядок их взаимного расположения.

В мире все предметы и явления конечны, но совокупность конечных вещей и процессов бесконечна. Конечное и бесконечное представляют собой диалектическое единство. Природа самого конечного состоит в том, чтобы выходить за свои пределы, отрицать свое отрицание и становиться бесконечным (Гегель). Единство конечного и бесконечного состоит в их взаимопревращении, в переходе конечного в бесконечного и наоборот. В.И.Ленин отмечал в своих «Философских тетрадях»: "неисчерпаемость электрона не есть бесконечность его деления и не имеет отношения к делимости. Она не связана только с одним направлением, упрощением или усложнением. Она есть его бесконечное превращение во все другое, есть его пребывание во всем другом и в то же время включение в себя другого»; то есть конечное в бесконечном и бесконечное в конечном. Только в плане всеобщности связей, единства многообразия можно говорить о связи неисчерпаемости электрона с бесконечностью.

Свойства пространства: объективность, бесконечность, трехмерность (длина, ширина, высота).

Четвертым измерением считается время. Изменения во времени и пространстве тесно связаны между собой. Они находятся между собой в единстве. Категории «пространство» и «время» отражают лишь разные стороны единого процесса развития.

Время – это форма существования материи, выражающая последовательность сменяющих друг друга явлений, событий и их длительность.

Любой предмет, каким бы неизменным он не казался, изменяется во времени, хотя эти изменения могут быть малозаметными.

Свойства времени: необратимость, бесконечность, объективность.

Пространство и время – всеобщие формы существования материи.

В мире нет ничего кроме движущейся материи, и движение это происходит в пространстве и во времени.

Пространство и время относительны, так как их свойства изменяются в зависимости от условий. Так, когда скорость движущегося предмета приближается к скорости света, длина его сокращается, а время замедляется.

ВОПРОСЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ КОНСПЕКТА

1. Дайте определение понятию «Бытие».

2. Кто из философов впервые определил понятие бытия?

3. Чем отличается понимание бытия у Парменида от того, как его объяснял

Гераклит?

4. Назовите и объясните виды, уровни и формы бытия.

5. В каких аспектах рассматривается бытие человека в философии?

6. В чем сущность современного понимания категории «материя»?

Чем оно отличается от представлений древнегреческих философов?

7.. Дайте определение материи как философской категории и назовите

основные её виды.

8. Назовите и объясните основные свойства материи.

9. Назовите основные формы и способ существования материи.

Литература

  1. Горелов A.A.Основы философии: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с.

  2. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В.Основы философии: учебник для средних специальных учебных заведений. – 15-е изд., стер. — М .: КНОРУС, 2015.

  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: ЮРАЙТ,2011.

  4. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. – М.: Кнорус,2011.

  5. Канке В.А. Основы философии: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Университетская книга: Логос, 2006.


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!