СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философия Древней Греции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Философия Древней Греции" содержит основные теоретические аспекты развития античной философии, специфику направлений, философских школ и учений отдельных философов, что позволит обучающимся получить системное представление о данном этапе эволюции философской мысли

Просмотр содержимого документа
«Философия Древней Греции»

Философия Древней Греции Вопросы лекции: Периодизация философии Древней Греции Общая характеристика натурфилософии Философия классического периода Философские школы эпохи эллинизма

Философия Древней Греции

Вопросы лекции:

  • Периодизация философии Древней Греции
  • Общая характеристика натурфилософии
  • Философия классического периода
  • Философские школы эпохи эллинизма
Этапы развития философии Мифология (XVIII-IX вв. до н.э.); Предфилософия (IX-VII вв. до н.э. - труды Гомера, Гесиода, орфиков, афоризмы «семи легендарных мудрецов», в том числе и Фалеса); Собственно философия (с VI в. до н.э. - начинается она с учения Фалеса. Он входил в число «семи мудрецов», потому его фигура переходная).

Этапы развития философии

  • Мифология (XVIII-IX вв. до н.э.);
  • Предфилософия (IX-VII вв. до н.э. - труды Гомера, Гесиода, орфиков, афоризмы «семи легендарных мудрецов», в том числе и Фалеса);
  • Собственно философия (с VI в. до н.э. - начинается она с учения Фалеса. Он входил в число «семи мудрецов», потому его фигура переходная).
Собственно философия делится на Ранний период - начиная с учения Фалеса - VII-V вв. до н.э. - натурфилософия (милетская школа, пифагорейцы, э Анаксагор, Фалес, Гераклит, Пифагор, Зенон Элейский, Демокрит и др.). лейцы, атомисты, Классический период - вторая половина V в. - начало IV в. до н.э. (по А.Ф. Лосеву, VI-IV вв. до н.э.) - софисты, Сократ, Платон, Аристотель. Эллинизм - вторая половина IV в. до н.э. - 529 г. н.э. Этот период начался после возникновения и распада империи Александра Македонского, т.е. времени, когда греческая культура, философия, образ жизни распространились далеко за пределы самой Греции (Эллады). Философия того времени представлена скептиками, стоиками, эпикурейцами, киниками.

Собственно философия делится на

  • Ранний период - начиная с учения Фалеса - VII-V вв. до н.э. - натурфилософия (милетская школа, пифагорейцы, э Анаксагор, Фалес, Гераклит, Пифагор, Зенон Элейский, Демокрит и др.). лейцы, атомисты,
  • Классический период - вторая половина V в. - начало IV в. до н.э. (по А.Ф. Лосеву, VI-IV вв. до н.э.) - софисты, Сократ, Платон, Аристотель.
  • Эллинизм - вторая половина IV в. до н.э. - 529 г. н.э. Этот период начался после возникновения и распада империи Александра Македонского, т.е. времени, когда греческая культура, философия, образ жизни распространились далеко за пределы самой Греции (Эллады). Философия того времени представлена скептиками, стоиками, эпикурейцами, киниками.
Древнегреческая натурфилософия Первый вопрос философов Милетской школы – вопрос о первоначалах и первопричинах всего сущего. Фалес – вода, Анаксимен - воздух Гераклит - огонь «части изменяются, целое же остается неизменным» - Анаксимандр

Древнегреческая натурфилософия

  • Первый вопрос философов Милетской школывопрос о первоначалах и первопричинах всего сущего.
  • Фалес – вода,
  • Анаксимен - воздух
  • Гераклит - огонь
  • «части изменяются, целое же остается неизменным» - Анаксимандр
Древнегреческая натурфилософия Гераклит: все течет и изменяется и «нельзя дважды войти в одну и ту же воду», «своеволие следует гасить скорее, чем пожар», править должны образованные и мудрые аристократы.

Древнегреческая натурфилософия

Гераклит:

  • все течет и изменяется и «нельзя дважды войти в одну и ту же воду»,
  • «своеволие следует гасить скорее, чем пожар»,
  • править должны образованные и мудрые аристократы.

Древнегреческая натурфилософия  Пифагор: за основу своей философской системы он взял число, в число вкладывал некий мистический смысл, истинное мировоззрение базируется на трех «китах»: морали, религии и знании. верил в наличие души и ее перерождение.

Древнегреческая натурфилософия

Пифагор:

  • за основу своей философской системы он взял число,
  • в число вкладывал некий мистический смысл,
  • истинное мировоззрение базируется на трех «китах»: морали, религии и знании.
  • верил в наличие души и ее перерождение.

Древнегреческая натурфилософия Ксенофан: Противопоставил политеизму единого Бога. Зенон Элейский: Сформулировал ряд апорий – вопросов, заводящих человека в тупик, показал парадоксы человеческого существования Анаксагор: Всеми явлениями и вещами управляет нус – мировой порядок, закон, т.е. в мире все закономерно

Древнегреческая натурфилософия

Ксенофан:

  • Противопоставил политеизму единого Бога.

Зенон Элейский:

  • Сформулировал ряд апорий – вопросов, заводящих человека в тупик, показал парадоксы человеческого существования

Анаксагор:

  • Всеми явлениями и вещами управляет нус – мировой порядок, закон, т.е. в мире все закономерно
Древнегреческая натурфилософия Демокрит: Весь мир состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц, которые различаются по форме, размеру и плотности, поэтому и все предметы также различны по форме, размеру и плотности

Древнегреческая натурфилософия

Демокрит:

Весь мир состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц, которые различаются по форме, размеру и плотности, поэтому и все предметы также различны по форме, размеру и плотности

Древнегреческая классическая философия Софисты – платные учителя мудрости, которые обучали детей зажиточных горожан всему тому, что знали сами. «Человек – мера всех вещей» - Протагор Правовые нормы, законы, нормы морали условны, зависят от конкретных людей и ситуаций Считаются основателями науки риторики и мастерами спора

Древнегреческая классическая философия

Софисты – платные учителя мудрости, которые обучали детей зажиточных горожан всему тому, что знали сами.

«Человек – мера всех вещей» - Протагор

Правовые нормы, законы, нормы морали условны, зависят от конкретных людей и ситуаций

Считаются основателями науки риторики и мастерами спора

Древнегреческая классическая философия Сократ (469-399 гг. до н.э.) – один из софистов Метод Сократа : постепенно, размышляя, через наводящие вопросы и противоречия собеседник должен дойти самостоятельно до скрытой истины, до самой сути явления. « Я знаю, что я ничего не знаю»

Древнегреческая классическая философия

  • Сократ (469-399 гг. до н.э.) один из софистов
  • Метод Сократа : постепенно, размышляя, через наводящие вопросы и противоречия собеседник должен дойти самостоятельно до скрытой истины, до самой сути явления.
  • « Я знаю, что я ничего не знаю»

Древнегреческая классическая философия Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа По мнению философа, человек - двуединое существо, обладающее смертным телом и бессмертной душой . Тело - всего лишь временное вместилище и пристанище души, ее темница. Оно - источник вожделений, отвлекающий нас от созерцания истины. Душа бессмертна , душа припоминает прошлую жизнь, значит, она существовала до вселения в тело и будет жить после его смерти. Кроме того, душа - подлинная причина вещей, следовательно, она - идея, смысл, сущность человека.

Древнегреческая классическая философия

Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа

По мнению философа, человек - двуединое существо, обладающее смертным телом и бессмертной душой . Тело - всего лишь временное вместилище и пристанище души, ее темница. Оно - источник вожделений, отвлекающий нас от созерцания истины.

Душа бессмертна , душа припоминает прошлую жизнь, значит, она существовала до вселения в тело и будет жить после его смерти. Кроме того, душа - подлинная причина вещей, следовательно, она - идея, смысл, сущность человека.

Древнегреческая классическая философия Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа Государство – результат разделения труда и совместной жизнедеятельности Формы правления бывают правильные: монархия, аристократия, и неправильные: тимократия  (власть честолюбцев выливается в стремлении к обогащению), олигархия,  демократия и тирания

Древнегреческая классическая философия

Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа

Государство – результат разделения труда и совместной жизнедеятельности

Формы правления бывают правильные:

монархия,

аристократия,

и неправильные:

тимократия (власть честолюбцев выливается в стремлении к обогащению),

олигархия,

демократия и

тирания

Платон о демократии шумное сборище людей, не имеющих представления о должном и справедливом, преступающих меру. Идеалом этого общества является свобода в дурном смысле этого слова.  Эта «свобода в неразбавленном виде» приводит к тому, что правым считается более наглый и нахрапистый; послушных властям смешивают с грязью как добровольных рабов, в результате все становится с ног на голову: отец опасается детей, учитель - питомцев, старшие - младших, мужчины - женщин, люди - животных. В таком обществе «лошади и ослы привыкли  выступать важно и с полной свободой, напирая на встречных, если те не уступают им дороги»

Платон о демократии

  • шумное сборище людей, не имеющих представления о должном и справедливом, преступающих меру.
  • Идеалом этого общества является свобода в дурном смысле этого слова.
  • Эта «свобода в неразбавленном виде» приводит к тому, что
  • правым считается более наглый и нахрапистый;
  • послушных властям смешивают с грязью как добровольных рабов, в результате все становится с ног на голову: отец опасается детей, учитель - питомцев, старшие - младших, мужчины - женщин, люди - животных.
  • В таком обществе «лошади и ослы привыкли выступать важно и с полной свободой, напирая на встречных, если те не уступают им дороги»
Идеальное государство Платона Люди отличаются по задаткам, и главная задача полиса - определить склонности детей и приписать их к тому или иному классу по этическому принципу: Философы – (управляют), Воины – (защищают государство и его граждан), Земледельцы (обеспечивают развитие экономики).

Идеальное государство Платона

  • Люди отличаются по задаткам, и главная задача полиса - определить склонности детей и приписать их к тому или иному классу по этическому принципу:
  • Философы – (управляют),
  • Воины – (защищают государство и его граждан),
  • Земледельцы (обеспечивают развитие экономики).
Аристотель - (384-322 до н.э.) Создает собственную школу – ликей (лицей), Движение, цель, а так же материя и форма – суть основные или конечные причины и основания мира. «Все люди от природы стремятся к знанию».

Аристотель - (384-322 до н.э.)

Создает собственную школу – ликей (лицей),

Движение, цель, а так же материя и форма – суть основные или конечные причины и основания мира.

«Все люди от природы стремятся к знанию».

Аристотель  Процесс познания: Чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств, Опыт - воспоминание об одном и том же предмете и о множестве конкретных единичных вещей , Искусство - это знание сущности множества вещей, того общего, что у них имеется, т.е. знание их причины, целей, форм , Наука - изучает первопричины всего сущего и говорит о всеобщем. Познание – это «восхождение от частного к общему» Классифицировал науки на: теоретические (их цель знание вообще) - это метафизика, физика, математика; практические (знание ради деятельности), т.е. этика и политика; творческие (знание ради творчества) - риторика, поэтика, а если шире - эстетика.

Аристотель

Процесс познания:

  • Чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств,
  • Опыт - воспоминание об одном и том же предмете и о множестве конкретных единичных вещей ,
  • Искусство - это знание сущности множества вещей, того общего, что у них имеется, т.е. знание их причины, целей, форм ,
  • Наука - изучает первопричины всего сущего и говорит о всеобщем.

Познание – это «восхождение от частного к общему»

Классифицировал науки на:

  • теоретические (их цель знание вообще) - это метафизика, физика, математика;
  • практические (знание ради деятельности), т.е. этика и политика;
  • творческие (знание ради творчества) - риторика, поэтика, а если шире - эстетика.
Аристотель Государство имеет естественное происхождение, ибо человек по природе - животное политическое. По сути, полис - естественный продукт развития большой семьи (через сельскую общину и городскую). Политика должна быть направлена на достижение общего блага, а это нелегко, т.к. у каждого индивида свои ценности и цели. Следовательно, политика - искусство компромиссов (т.е. соглашения на основе взаимных уступок).

Аристотель

  • Государство имеет естественное происхождение, ибо человек по природе - животное политическое.
  • По сути, полис - естественный продукт развития большой семьи (через сельскую общину и городскую).
  • Политика должна быть направлена на достижение общего блага, а это нелегко, т.к. у каждого индивида свои ценности и цели.
  • Следовательно, политика - искусство компромиссов (т.е. соглашения на основе взаимных уступок).
Период эллинизма. Философские школы последователи Платона ( академики ), и последователи Аристотеля ( перипатетики ), стоики, эпикурейцы, скептики , киники и киренаики .

Период эллинизма. Философские школы

  • последователи Платона ( академики ),
  • и последователи Аристотеля ( перипатетики ),
  • стоики,
  • эпикурейцы,
  • скептики ,
  • киники и
  • киренаики .
Философские школы Основоположник школы эпикуреизма Эпикур (341-270 до н.э.) изучал удовольствие и счастье. Гедонизм – это учение, согласно которому удовольствие есть цель жизни человека. Однако, стоит отметить, что удовольствие разные философы понимали по-разному . Эвдемонизм , в свою очередь, - это учение, в котором счастье признается высшим благом для человека и, соответственно, является смыслом всей его жизни.

Философские школы

  • Основоположник школы эпикуреизма Эпикур (341-270 до н.э.) изучал удовольствие и счастье.
  • Гедонизм – это учение, согласно которому удовольствие есть цель жизни человека. Однако, стоит отметить, что удовольствие разные философы понимали по-разному .
  • Эвдемонизм , в свою очередь, - это учение, в котором счастье признается высшим благом для человека и, соответственно, является смыслом всей его жизни.
Философские школы Пиррон (365-275 до н.э.)– основатель скептицизма главным принципом объявляет принцип воздержания от суждения, отрицал объективное существование добра и зла, не верил в возможность рационального обоснования моральных норм.

Философские школы

  • Пиррон (365-275 до н.э.)– основатель скептицизма
  • главным принципом объявляет принцип воздержания от суждения,
  • отрицал объективное существование добра и зла,
  • не верил в возможность рационального обоснования моральных норм.
Философские школы Основатель стоицизма – Зенон Китайский (336–264 до н.э.) Стоики предполагали, что существует внутренний принцип развития вселенной (разумный мировой Логос), который определяет судьбы природы и человека. В этой связи человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств.

Философские школы

  • Основатель стоицизма –

Зенон Китайский (336–264 до н.э.)

Стоики предполагали, что существует внутренний принцип развития вселенной (разумный мировой Логос), который определяет судьбы природы и человека. В этой связи человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств.

Философские школы Кинизм был представлен Антисфеном (ок. 450-360 до н.э.) не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака; его последователи резко осуждали рабство; не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению; призывал к тому, чтобы быть ближе к природе.

Философские школы

  • Кинизм был представлен Антисфеном (ок. 450-360 до н.э.)
  • не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака;
  • его последователи резко осуждали рабство;
  • не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению;
  • призывал к тому, чтобы быть ближе к природе.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание