
«ФИЛОСОФСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ ПЕЙЗАЖА
В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(«БЕЖИН ЛУГ» И «ПОЕЗДКА В ПОЛЕСЬЕ» И. С. ТУРГЕНЕВА)»
Чувство природы свойственно человеку с древнейших времен. Как эстетическое переживание, связанное с осознанием законов мировой, космической жизни и духовной деятельности человека, оно складывалось постепенно, веками, передавалось от одного поколения другому.
Литература и живопись отразили различные этапы постижения человеком жизни природы и самого себя.
Изображение природы как объективно существующего мира в литературе появляется одновременно с интересом к человеческой личности, раскованностью чувств, которые принесли с собой сентиментализм и романтизм. Стремление осознавшей себя личности к свободному проявлению «я» в частной и общественной жизни столкнулось у романтиков со стеснительной властью государственных законов, религиозных влияний, сословных предрассудков. Настроение неудовлетворенности миром человеческих отношений, стремление к свободе, к созданию новых общественных условий характеризовали творчество романтиков.
Пейзаж в творчестве романтиков и ещё раньше сентименталистов не имел декоративного или аллегорического значения, как в произведениях классицизма, перестал быть только фоном для человеческих переживаний, он оказался неотъемлемой частью сложной психологической характеристики человека. Постепенно возникла связь пейзажа с характеристикой внешности героя, отношением автора к происходящему, его мировоззрением.
Сложный путь от романтизма к реализму проходит пейзаж в русской поэзии, затем в прозе.
Вопрос о философском и психологическом значении пейзажа в произведениях, его связи с другими средствами художественного изображения: портретной, речевой, авторской характеристикой героев, естественно, не может быть рассмотрен нами во всей полноте.
Остановимся на теме «Философское и психологическое значение пейзажа в художественной системе произведения», выявив взгляд И. С. Тургенева на природу и человеческие отношения путём анализа рассказа «Бежин луг» (из «Записок охотника») и повести «Поездка в Полесье».
В ходе работы ответим на следующие вопросы:
1. Что нового появляется у И. С. Тургенева во взгляде на природу и человеческие отношения в «Поездке в Полесье» по сравнению с «Бежим лугом»?
2. Как отражается философия природы в характерах действующих лиц «Поездки в Полесье»?
Пейзаж в художественном произведении не только лирическая инструментовка. В описаниях природы целая система отношений человека и природы, человека и общества, стройная концепция, по которой можно судить о смысле жизни в понимании писателя. Вместе с тем такой «субъективный» пейзаж нередко включается в повествование о героях, судьба которых внешне очень похожа на судьбу автора. Такое сложное единство субъективно и объективно характерно, в частности, для Тургенева. Но это единство подчас не улавливается читателем.
Так, в одной монографии читаем: «Чудесные поэтические картины русской природы в рассказах и романах Тургенева часто не связаны непосредственно с судьбой действующих лиц, а скорее передают нам общее настроение автора, являющееся подобием лирического отступления, иногда носят характер вставленного в общую ткань повести стихотворения в прозе (взять хотя бы пейзаж, которым начинается «Бежин луг»)». [7: 219].
Прав ли автор этих строк? Обратимся к «Бежину лугу».
В конце августа 1850 г. на черновой рукописи «Певцов» Тургенев сделал запись: «Бежин луг. Описать, как мальчишки гоняют лошадей в пустыри на ночь». [6: 410].
Но Тургенева интересует не как ребята гоняют лошадей в ночное, а что они думают и чувствуют. «Бежин луг» – рассказ-размышление о непонятных и непознанных явлениях в природе, о крестьянском мире, полном поэтических суеверий и поэзии, о человеческой жажде необыкновенного, чудесного, о невозможности жить в мире, где ничего не происходит.
Рассказ строится на изображении природы в различных ее проявлениях – светлых, открытых и таинственных, непонятных. Конструктивно их связывает и объединяет блуждание охотника по лесу. Внутренний сюжет этого произведения, сцепление его основных эпизодов строятся на «самораскрытии» природы в её отношении к человеку. Пейзаж служит началом действия, придаёт напряжённость повествованию и заключает его.
Лирический характер рассказа подчёркивается тем, что повествование в нём ведётся от лица рассказчика – умного человека, зоркого художника, тонкого психолога, близкого автору по своему мироощущению.
В рассказе несколько законченных картин, связанных между собой общей мыслью, настроением и композиционной задачей:
1. Летний день.
2. Постепенное приближение ночи (или рассказ о том, как заблудился охотник).
3. «Мрак боролся со светом».
4. Торжественная красота ночи.
5. Утро.
Первая картина представляет собой вступление. Тургенев описывает ясный, светлый, но неяркий летний день с печатью «какой-то трогательной кротости». Почему писатель выбрал именно такой день? Тургеневу важно показать спокойствие, безмятежность жизни природы, пока её не тревожит появление человека. Но вот человек появился, и природа встречает его настороженно и даже враждебно.
Вторая картина – начало действия. Сгущение мрака, постепенное нарастание тревожного настроения, всё увеличивающаяся враждебность природы человеку усиливают чувство одиночества и беспомощности человека перед грозой, могущественной и непонятной силой природы. Не случайно эта картина сопровождается рассказом о ночных блужданиях охотника. Сомнения и колебания ложатся на душу человека. Природа только усиливает их; исчезают реальные очертания предметов – и вместе с ними уверенность и ясность человеческой мысли.
Тургенев не случайно привёл охотника к мальчикам после того, как тот испытал растерянность и беспомощность перед слепым равнодушием природы. Ошибка в выборе пути заставила его пережить то состояние, в котором находятся мальчики перед непонятными им законами природы. Так, Тургенев показывает близость настроений мальчиков и наблюдающего за ними охотника. Смысл рассказов мальчиков ему теперь особенно понятен, а источник их суеверий очевиден для читателя, который вместе с охотником пережил смутные, неясные и тревожные чувства.
Но вот зловещий ночной мрак отступает перед светом зажжённого ребятами костра, появляются очертания окружающего: холмов, кустов, реки – и вместе с ними к охотнику возвращается уверенность во власти человека над природой. Эта картина как бы символически изображает внутреннюю борьбу здравого смысла человека со стихией.
Четвёртая картина рисует успокоение, наступившее в душе охотника. Оно дало ему возможность созерцать умиротворенную красоту «русской летней ночи» во всём её таинственном великолепии. Только теперь, сблизившись с людьми и освободившись от таинственной и недоброй власти природы, охотник замечает, как прекрасна ночь, его окружающая.
Чередование настроений в пейзаже Тургенева происходит по принципу музыкальной композиции: светлая, ясная мелодия сменяется тревожными предчувствиями, затем борьба, столкновение полярных сил и, наконец, разрешение – победа добра, успокоение, надежда.
Утро. Светлый день наполнил радостью участников ночной беседы, сделал нереальными кошмары ночи с её тайнами, сомнениями и неразрешимыми вопросами. Но последняя фраза о Павлуше, в жизни которого сбылось одно из непонятных предсказаний, опять напоминает, что всё не так ясно, как кажется на первый взгляд, и ещё остаётся много непонятого.
Для мальчиков, которым некому помочь в освоении тайн жизни, с гибелью Павлуши круг опять замкнулся. Они могут, собравшись, по-разному объяснить причину его преждевременной смерти. Жизнь будет опять казаться им особенно жестокой, так как погиб самый лучший из них, самый смелый. Кажется, что автор, пройдя через круг размышлений и картин, остановился у начала рассказа. Опять перед нами мальчики, не разобравшиеся ещё в одном непонятном явлении. Этот замкнутый круг тревожного непонимания и несчастья обнаруживает глубокую неустроенность крестьянской и вообще человеческой жизни. Но, несмотря на этот печальный вывод, тягостного ощущения от рассказа не остаётся. Картина утра вселяет надежду на победу света над тьмой в человеческих судьбах и душах.
Остановимся на каждой картине природы в отдельности.
Вступление к рассказу включает ряд картин летнего дня, сменяющих одна другую: утренняя заря, восход солнца, полдень, вечер. Описание заканчивается размышлением автора о разнообразии таких дней в природе и месте их в жизни человека.
Отмечая едва уловимый переход одной картины в другую, автор как бы делает видимым течение времени. Ранним утром оно «мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки», как бы случайно оставшейся от прошедшего дня. Затем оно освобождается от сковывающей власти ночи; «свежо просияет» и теперь уже чувствует себя настолько сильным, что «погрузится в лиловый туман» и рассеет его. Позднее солнце «распоряжается» уверенно и радостно: «тонкий край растянутого облачка засверкает змейками». В полдень все облака уже «насквозь проникнуты светом и теплотой». К вечеру они исчезают, «последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца».
Тургенев – мастер полутонов, динамического, проникновенно – лирического пейзажа, и этот отрывок показывает нам многоцветность и яркость «колористической палитры» Тургенева, характерное для русской живописной традиции, идущей от Саврасова и Левитана, умение видеть трогательную поэзию в обыкновенном и будничном.
Позднее в пейзаже Тургенева появится отпечаток увлечения французской школой живописи – барбизонцев (Коро, Руссо, Добиньи). Но пейзаж рассказов 1840-х годов не отличается загадочной переменчивостью оттенков, таинственной игрой света и тени, подчёркивающими душевное смятение и тревогу в настроении героев. Главное для Тургенева в эти годы не уловленная связь между настроением человека и природы, а неотвратимая зависимость человека от таинственных и непонятных, стихийных и в то же время вполне реально воспринимаемых природных сил. Человек и природа, человек и общие законы жизни, проявляющиеся в природе, занимают Тургенева в 1840–1860 гг., а не человек в природе, человек в мире, как это происходит, например, в романе «Новь».
Во второй картине мы видим, как Тургенев вскрывает постепенное нарастание неуверенности человека и беспомощности его перед природой. Чем темнее становится, тем труднее охотнику отыскать дорогу, и он теряется в ней. Каждая часть пути охотника окрашена новым состоянием ночной природы.
Единства и целостности картин природы Тургенев достигает разными способами. Поль Бурже в своё время отметил, что в пейзаже Тургенев всегда выделяет одну главную черту, по отношению к которой все другие располагаются как второстепенные. Основную тональность пейзажу у него, как у художников, обычно придает освещение. Точно живописец, Тургенев улавливает жизнь природы в чередовании света и тени и в этом движении отмечает сходство с переменчивостью настроения героев. Если восход солнца – это победа света, то приближение ночи в «Бежине луге» – постепенное сгущение теней. Солнца нет, и источником света оказывается «смутно-ясное небо», которое сначала вытесняет «холодные тени». Но они поднимаются и пронизывают всё: «всё кругом быстро чернело и утихало…», «вздымался угрюмый мрак…», «…немо и глухо... висело… небо». Законченность пейзажу придает концовка, выражающая общий смысл описания или настроения. К ней стягиваются основные детали картины: «…нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука».
Рассказы и разговоры ребят являются главными событиями «Бежин луга», а смысл всего повествования может быть выяснен из сопоставления между собой рассказанных историй и соотнесения их с лирическим началом и концом рассказа. После каждой истории в рассказ врывается скрытая и потому таинственная жизнь природы. Эти звуки напоминают читателю о таинственном и непонятном, что ждёт своего объяснения, манит и зовёт к себе, как нераскрытая тайна.
Один рассказ связывается с другим цепью ассоциаций. Ребята слышат «странный, резкий, болезненный крик» (как оказалось, крик цапли), – и Костя вспоминает историю о том, как он слышал таинственный стон из бучила. Белый голубь попал в отражение костра – мальчики подумали, «не праведная ли это душа» летит на небо. А вспомнив о «небе», перешли к разговору о «небесном предвиденье». Заговорив о «праведной душе», они встретились с таинственным и непонятным для них явлением – смертью. И, естественно, возник рассказ о покойном барине, который ищет разрыв – траву. Не случайно рассказ о барине, который пытается выйти из могилы, но не может, последовал за разговором о «праведной душе». Связь возникла по контрасту: «душа праведная», т.е. чистая, святая, – «неправедная», т.е. грешная, совершившая преступление перед людьми. Одна взлетает на небо, другая не может оторваться от земли. Эта «ниточка» могла бы быть продолжена: внутренняя связь между рассказами и разговорами мальчиков очень крепка.
Тургенев строит свой рассказ так, что две темы его – реальная и таинственно-фантастическая, переплетаясь, отдаются в составных его частях, как эхо, повторяются, постепенно замирая (пейзаж – настроения охотника – портреты мальчиков – рассказы – «инструментовка»).
В композиции рассказа выявляется своеобразие «Бежина луга» как рассказа лирического, в котором лирический образ повествователя с его раздумьями о судьбах людей, отношениях природы и человека является центральным, освещает и объясняет все другие образы.
В основу сюжета «Бежина луга» Тургенев положил факт действительной жизни. Мастерство построения, обдуманность и экономность поэтических средств позволили писателю расширить рамки повествования. Рассказ о ребятах в ночном Тургенев превратил в размышление о смысле жизни, о судьбах народа, о чистоте и поэтичности душевного облика людей из народа.
Несмотря на оптимизм общего вывода писателя, в рассказе отразились пессимистические философские настроения Тургенева. Даже в лучшие, самые счастливые минуты Тургенев воспринимает природу как «равнодушную», «повелительную», «прожорливую», «себялюбящую», «подавляющую». Чувство затерянности человека в мире, где действуют недобрые и непонятные силы, ощущение одиночества, краткой радости сближения с людьми и опять одиночества характерно для Тургенева.
В «Поездке в Полесье», написанной семью годами позже «Бежина луга», противопоставление природы и человека углубляется. Тургенев всё больше убеждается в бессмысленности жизни, ничтожном значении в ней человека с его мелкими заботами и трудами. Перед лицом природы человек «чувствует своё одиночество, свою слабость, свою случайность». В мире же, им самим созданном, ему легче, «здесь он смеет ещё верить в свое значение и в свою силу».
В первых же суровых (вообще так не свойственных Тургеневу!) и торжественных словах «Поездки…» повествуется о мощи царства природы: «Вид огромного, весь небосклон обнимающего бора, вид «Полесья» напоминает вид моря…»; бор «молчит или воет глухо…»; последний из людей может исчезнуть на земле – «и ни одна игла не дрогнет на этих ветвях…». [13: 190 – 191]. Это уже не пейзаж, а философия, жизненная и творческая.
Построение этой повести сходно с построением «Бежина луга». Она состоит из двух глав. «Первый день» – это рассказ человека, углубившегося в глухой сосновый бор Полесья, где «давит… пахучая сырость и гниль, и начинает сердце ныть понемногу, и хочется ему вздохнуть полной грудью». В «Бежине луге» такие настроения сопровождают блуждания охотника, на которого грозно надвигается ночь. Но «Поездка в Полесье» – более обобщенное выражение мыслей автора о жизни, человеке и природе. «Первый день» является самостоятельным законченным целым и выделен в отдельную главу. Кульминационный момент этой части – размышление рассказчика, начинающееся словами: «Я присел на срубленный пень…» – и представляющее своеобразное стихотворение в прозе. Это горькое сожаление об ушедшей жизни, о неутолённой жажде счастья, ни одна капля которого «не смочила алкавших губ».
Если первая глава – лирический монолог о человеке и природе, то вторая («Второй день») преимущественно рассказ крестьянина Кондрата о жизни и «лесном духе» бунтаря Ефрема.
В композиции «Поездки в Полесье» ясно видна мысль Тургенева о том, что природа, творя жизнь, не придерживается ни разума, ни гуманности. В природе писатель как бы видит олицетворение существа, ответственного за справедливое устройство жизни людей. Равнодушие её к своей роли сказывается в том, что она не знает «предпочтений».
Тургенев даже отмечает своеобразную её «вину» перед человеком, которая состоит в том, что из любви к абстрактной гармонии и равновесию она беспощадна ко всему неординарному. «Тихое и медленное одушевление, неторопливость и сдержанность ощущений и сил, равновесие здоровья в каждом отдельном существе – вот самая ее основа, – пишет о природе Тургенев, – её неизменный закон. Вот на чём она стоит и держится. Всё, что выходит из-под этого уровня – кверху ли, книзу ли, всё равно, – выбрасывается ею вон, как негодное».
Перед прекрасным, но суровым ликом природы всё живое чувствует свою слабость, растерянность, «ничтожество»: и автор, натура поэтическая, художественная, высоко интеллектуальная, и простые крестьяне – то мудрые, но не осознающие себя в мире (Егор), то тихие и покорные (Кондрат), то буйные (Ефрем).
Повесть построена так, что смутная, с «торопливыми радостями и быстрыми печалями», лишённая счастья судьба автора сопоставляется в каждой части с такими же необъяснимо неровными и несчастливыми судьбами крестьян – Кондрата и Егора («Первый день»), Ефрема («День второй»).
В «Поездке в Полесье» Тургенев вывел два противоположных типа людей, сформировавшихся под влиянием близости к природе. В первой главе это Егор – крестьянин с бледным лицом, честными глазами, тихой и милой улыбкой, который «слыл за человека правдивого и молчальника». Он, как Касьян с Красивой Мечи, – свой человек в лесу, знает повадки зверей и птиц. Егор не столько стреляет, сколько наблюдает: точок дупелиный, или медвежий след, или спрятавшегося в густой ёлке рябчика, которого искусно удалось приманить. Внешне невзрачный и «забеднялый», Егор внутренне не беден, потому что заключает в душе полноту ощущения жизни в уединении, – и не от людей, но от суеты. И ведо́мый им через чащу образованный гость «радостно потрясён», когда редкое и «живое» слово молчаливого, как полесские дебри, Егора выводит его из тупика раскаяния и самоистязания.
Главным, почти легендарным героем второй части является другой крестьянин – Ефрем, вор и разбойник, нагнавший страх на всю округу. Вместе с тем он разумный мужик, «лучше которого на сходке никто не рассудит». Ефрем постиг мудрость жизни: несправедливость царит от всеобщего страха и покорности. И вот в его свободолюбивую натуру вселился дух буйства и противоречия («На меня лесной дух нашел: убью!»), вылившийся в мщение: ограбление «чужих» и неподчинение власти. Ефрем по-своему смел, и никакие представители закона с ним не могут ничего сделать. На фоне всеобщей покорности и забитости он выглядит человеком, который вызывает у крестьян даже восхищение.
Рассказ о нём «старостина сына» Кондрата, человека с добрым и смирным выражением лица, обнаруживает страх и удивление крестьян перед непонятным, неудержимым самоволием человека, которое, как и в рассказах мальчиков в «Бежином луге» (об «антихристе», «лешем», «домовом»), истолковывается как проявление потусторонних сил.
Сопоставляя эти два типа, Тургенев в конце рассказа отдаёт предпочтение первому. По мысли автора, у Егора надо учиться «не жаловаться». Подчёркивая естественность появления такого «бунтаря», как Ефрем, Тургенев всё-таки на стороне мужественного терпения. Эта позиция будет позднее характерна и для Тургенева – романиста.
Выбор крестьянских характеров в их сопоставлении с природой в «Поездке в Полесье» тот же, что и в «Бежином луге». Кондрат – недалек и сентиментален, как Илюша, Егор – мечтателен, тих, честен, как Костя, Ефрем – видоизмененное воплощение трезвости и силы характера, отмеченное в Павлуше. Главным рассказчиком «Второго дня» является Кондрат, как в «Бежине луге» Илюша.
Социальный контраст в расстановке действующих лиц очевиден. Тургенев берёт в качестве основного рассказчика человека, принадлежащего к крестьянской «верхушке», так как невстревоженность сознания таких людей обусловливается устойчивостью их социального положения. Поэтому и распространённость обывательских представлений в их рассказах проявляется особенно ярко. Крестьянский же характер, сформировавшийся в условиях бедности, нищеты, безвыходности существования, отличается большей нравственной крепостью, умственной развитостью, гуманностью. Таковы Павлуша, Костя, Егор. Иногда человека, выросшего в нищете, обуревает буйная сила протеста, и он, не находя ей другого выражения, становится, как Ефрем, «благородным» разбойником. Так философская тема переплетается у Тургенева с темой социальной.
«Поездка в Полесье», задуманная как описание медвежьей охоты и предназначавшаяся для охотничьего сборника, естественно, должна была включать в себя описания природы как непременное и традиционное средство выразительности. Оставшись незавершённой, повесть свелась к тому, что уж никак нельзя назвать «пейзажем».
Рассмотрев рассказ «Бежин луг» и повесть «Поездка в Полесье» И. С. Тургенева, мы выяснили, каков общий характер картин природы в анализируемых произведениях, как образуется их единство и создается настроение каждой картины в отдельности, что помогло более полно представить взгляд И. С. Тургенева на природу и человеческие отношения.
Все лучшие черты тургеневских сочинений – их гуманизм, любовь к народу, безошибочное чувство прекрасного, отвращение от того, что уродует красоту, – связаны с той исключительной ролью, которая принадлежит природе.

Бежин луг
http://journal-shkolniku.ru/spasskoe-lutovinovo.html

Орловское Полесье
http://go.mail.ru/search_images?q

http://go.mail.ru/search_images?q
ЛИТЕРАТУРА
1. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. – М. – Л., 1962.
2. Войтоловская Э. Л., Румянцева Э. М. Практические занятия по русской литературе ΧІΧ века. Пособие для студентов пед. институтов по специальности «Рус. яз. и литература». – М.: Просвещение , 1975.
3. Громов В. А. Писатель и критика. – Тула: Приокское книжное издательство, 1986.
4. Душина Л. Н. «Бежин луг» в ряду произведений И. С. Тургенева. – В кн.: Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя: Кн. для учителя / Е. И. Анненкова, Э. М. Румянцева, М. Л. Семанова и др.; Под ред. М. Л. Семановой. – М.: Просвещение, 1987. – С. 89 – 101.
5. Елизарова М. Е. Образ Гамлета и проблема «гамлетизма» в русской литературе конца ΧІΧ в. (80 – 90-е годы). – Научные доклады высшей школы. – Филолог. науки. – 1964. – № 1. – С. 46 – 57.
6. Заборова Р., Шелякин М. Рукописи «Записок охотника». – В кн.: «Записки охотника» И. С. Тургенева (1852 – 1952). – Орел, 1955.
7. Лармин О. В. Художественный метод и стиль. – М., 1964.
8. Пигарев К. Пейзаж Тургенева и пейзаж в живописи его времени. – В кн.: Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины ΧІΧ в. – М., 1972. – С. 82 – 109.
9. Пруцков Н. И. Вопросы литературно – критического анализа. – М. – Л., 1960. – С. 134 – 136.
10. Сквозников В. Повести о природе и человеке. – В кн.: Тургенев И. С. Повести / Сост., вступ. статья и коммент. В. Сквозникова. – М.: Художественная литература, 1987. – С. 5 – 22.
11. Сохряков Ю. И. Художественные открытия русских писателей: О мировом значении русской литературы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
12. Тургенев И. С. Записки охотника. 1847 – 1874. – М.: Художественная литература, 1977.
13. Тургенев. И. С. Поездка в Полесье. – В кн.: Тургенев И. С. Повести / Сост., вступ. статья и коммент. В. Сквозникова. – М.: Художественная литература, 1987. – С. 190 – 206.
Использованы рекомендации и материалы пособия: Войтоловская Э. Л., Румянцева Э. М. Практические занятия по русской литературе ΧІΧ века. Пособие для студентов пед. институтов по специальности «Рус. яз. и литература». – М.: Просвещение, 1975.
