СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Филосовская лирика М.Ю.Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация М.Ю.Лермонтов

Просмотр содержимого документа
«Филосовская лирика М.Ю.Лермонтова»

Темы и мотивы  философской лирики М.Ю.Лермонтова. Глубина ее проблематики  и драматизм звучания.

Темы и мотивы

философской лирики М.Ю.Лермонтова.

Глубина ее

проблематики

и драматизм звучания.

К чему ищу так славы я?  Известно, в славе нет блаженства,  Но хочет всё душа моя  Во всем дойти до соверше нства.  Пронзая будущего мрак,  Она, бессильная, страдает  И в настоящем всё не так,  Как бы хотелось ей, встречает.

К чему ищу так славы я? Известно, в славе нет блаженства, Но хочет всё душа моя Во всем дойти до соверше нства. Пронзая будущего мрак, Она, бессильная, страдает И в настоящем всё не так, Как бы хотелось ей, встречает.

Философия (греч. philosophía - любовь к мудрости, от philéo - люблю и sophía - мудрость)  общие принципы бытия и познания; отношении человека и мира; всеобщие законы развития природы, общества и мышления.  Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и на место в нём человека.

Философия

(греч. philosophía - любовь к мудрости, от philéo - люблю и sophía - мудрость)

  • общие принципы бытия и познания;
  • отношении человека и мира;
  • всеобщие законы развития природы, общества и мышления.

Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и на место в нём человека.

Лирика - род литературы, -особый способ художественного мышления и осмысления жизни. При сочинении стихотворения или при чтении его, при исполнении песни человеком владеет лирическое чувство, личное, присущее «только мне» переживание. Поэтому лирику можно определить как выражение сокровенных переживаний и в искусстве, и в повседневной жизни.

Лирика

- род литературы,

-особый способ художественного мышления и осмысления жизни. При сочинении стихотворения или при чтении его, при исполнении песни человеком владеет лирическое чувство, личное, присущее «только мне» переживание. Поэтому лирику можно определить как выражение сокровенных переживаний и в искусстве, и в повседневной жизни.

«В лирическом произведении, как и во всяком произведении поэзии, мысль выговаривается словом; но эта мысль скрывается за ощущением и возбуждает в нас созерцание, которое трудно перевести на ясный и определённый язык сознания. И это тем труднее, что чисто лирическое произведение представляет собою как бы картину, между тем как в нём главное дело не самая картина, а чувство, которое она возбуждает в нас…» (Из статьи В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»)

«В лирическом произведении, как и во всяком произведении поэзии, мысль выговаривается словом; но эта мысль скрывается за ощущением и возбуждает в нас созерцание, которое трудно перевести на ясный и определённый язык сознания. И это тем труднее, что чисто лирическое произведение представляет собою как бы картину, между тем как в нём главное дело не самая картина, а чувство, которое она возбуждает в нас…»

(Из статьи В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»)

Философия вообще и философская лирика в частности решает вопросы, которые неразрешимы по своей сути, вопросы вечные:  что такое человек и что такое жизнь человека? Где грань между будничным, сиюминутным и вечным? Что есть смерть и что наступит после нее? Зачем нужна жизнь, если она не вечна и если в ней человек нередко оказывается слаб, уступая обстоятельствам, совершая множество ошибок? Вопросов много. Они мучительны. Они неразрешимы.
  • Философия вообще и философская лирика в частности решает вопросы, которые неразрешимы по своей сути, вопросы вечные:
  • что такое человек и что такое жизнь человека?
  • Где грань между будничным, сиюминутным и вечным?
  • Что есть смерть и что наступит после нее?
  • Зачем нужна жизнь, если она не вечна и если в ней человек нередко оказывается слаб, уступая обстоятельствам, совершая множество ошибок?
  • Вопросов много. Они мучительны. Они неразрешимы.

 Все лирические произведения Лермонтова пронизывают философские мотивы. Наиболее полно они выражены в стихотворениях «Молитва» (1829), «Монолог», «Благодарность», «И скучно и грустно», «Благодарность», «Я жить хочу, хочу печали» , «Как часто пестрою толпою окружен» и др.  Под ношей бытия не устает И не хладеет гордая душа; Судьба ее так скоро не убьет,  А лишь взбунтует, мщением дыша Против непобедимой, много зла Она свершить готова, хоть могла Составить счастье тысячи людей:  С такой душой ты бог или злодей…

Все лирические произведения Лермонтова пронизывают философские мотивы. Наиболее полно они выражены в стихотворениях «Молитва» (1829), «Монолог», «Благодарность», «И скучно и грустно», «Благодарность», «Я жить хочу, хочу печали» , «Как часто пестрою толпою окружен» и др.

Под ношей бытия не устает

И не хладеет гордая душа;

Судьба ее так скоро не убьет,

А лишь взбунтует, мщением дыша

Против непобедимой, много зла

Она свершить готова, хоть могла

Составить счастье тысячи людей:

С такой душой ты бог или злодей…

Па́фос (греч.) — страдание , страсть , возбуждение , воодушевление ) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью над чем-либо. Категория впервые была полно разработана Аристотелем , который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос .  В трактовке Аристотеля , пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передаётся через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, автор или оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные.

Па́фос (греч.) — страдание , страсть , возбуждение , воодушевление ) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью над чем-либо.

Категория впервые была полно разработана Аристотелем , который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос .

В трактовке Аристотеля , пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передаётся через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, автор или оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные.

 Пафосом философской лирики Лермонтова является его стремление к самопознанию, желание определить свое отношение к людям и к миру.  В центре внимания поэта — столкновение дьявольского и божественного в душе человека. Эту проблему автор унаследовал от Байрона, который также ставил перед собой философские вопросы.  Во многих случаях в самой постановке подобных вопросов и у Байрона, и у Лермонтова намечаются ответы.

Пафосом философской лирики Лермонтова является его стремление к самопознанию, желание определить свое отношение к людям и к миру.

В центре внимания поэта — столкновение дьявольского и божественного в душе человека.

Эту проблему автор унаследовал от Байрона, который также ставил перед собой философские вопросы.

Во многих случаях в самой постановке подобных вопросов и у Байрона, и у Лермонтова намечаются ответы.

 Лермонтов задумывается над извечным вопросом о смысле жизни и находит его не в гармонии и покое, не в покорном подчинении судьбе, а в стремительном движении вперед, в борьбе и исканиях. Это наиболее ярко выражено в стихотворениях «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…». Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман;  Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?

Лермонтов задумывается над извечным вопросом о смысле жизни и находит его не в гармонии и покое, не в покорном подчинении судьбе, а в стремительном движении вперед, в борьбе и исканиях. Это наиболее ярко выражено в стихотворениях «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…».

Пора, пора насмешкам света

Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

 Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, он пытается осмыслить свое место во вселенной - «Выхожу один я на дорогу»,« Мой дом», «Небо и звезды», «Для чего я не родился…».

Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, он пытается осмыслить свое место во вселенной

- «Выхожу один я на дорогу»,« Мой дом», «Небо и звезды», «Для чего я не родился…».

Для Лермонтова оказываются неразрывно связанными понятия «покой» и «одиночество». И это коренным образом отличает его лирику от пушкинской, для которой чрезвычайно характерно другое сочетание: «покой и воля».  Мотив одиночества получил в произведении «Выхожу один я на дорогу...». Ощущение одновременно и единства с миром, и полной отдаленности от людей поразительно: Уж не жду от жизни ничего я И не жаль мне прошлого ничуть. Я ищу свободы и покоя, Я б хотел забыться и заснуть... Мечта лирического героя, а во многом и самого автора, в том, чтобы не просто слиться с природой, но и слушать «сладкий голос», поющий о любви.

Для Лермонтова оказываются неразрывно связанными понятия «покой» и «одиночество». И это коренным образом отличает его лирику от пушкинской, для которой чрезвычайно характерно другое сочетание: «покой и воля».

Мотив одиночества получил в произведении «Выхожу один я на дорогу...».

Ощущение одновременно и единства с миром, и полной отдаленности от людей поразительно:

Уж не жду от жизни ничего я

И не жаль мне прошлого ничуть.

Я ищу свободы и покоя,

Я б хотел забыться и заснуть...

Мечта лирического героя, а во многом и самого автора, в том, чтобы не просто слиться с природой, но и слушать «сладкий голос», поющий о любви.

Он заявляет о несправедливости вселенских и человеческих законов и выступает с обвинением против Бога, в котором иногда готов видеть виновника мирового зла -«Благодарность».  Поэта волнует «загадка жизни и смерти», он часто поднимает тему бессмертия души, но при этом склонен к утверждению материальной жизни как наиболее близкой и понятной («К деве небесной», «Земля и небо», «Что толку жить!.. Без приключений…»).

Он заявляет о несправедливости вселенских и человеческих законов и выступает с обвинением против Бога, в котором иногда готов видеть виновника мирового зла

-«Благодарность».

Поэта волнует «загадка жизни и смерти», он часто поднимает тему бессмертия души, но при этом склонен к утверждению материальной жизни как наиболее близкой и понятной («К деве небесной», «Земля и небо», «Что толку жить!.. Без приключений…»).

Белинский, отмечавший, что «эти стихи написаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав.  И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества.  В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен... этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».

Белинский, отмечавший, что «эти стихи написаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав.

И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества.

В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды».

Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен... этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».

В отличие от Пушкина в лирике Лермонтова нет упоения жизнью, столь свойственного романтизму воспевания, вакхических радостей: «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок» - шедевры творчества поэта. Но те же мотивы усталости, безысходности, одиночества, непонятости отразились и в стихотворении «Никто словам моим не внемлет... Я один...», в котором уже первая строка поражает читателя. Даже проникнутое глубоким лиризмом произведение «Из Гете», созданное в 840 году, оканчивается строками: Не пылит дорога, Не дрожат листы. Подожди немного Отдохнешь и ты.

В отличие от Пушкина в лирике Лермонтова нет упоения жизнью, столь свойственного романтизму воспевания, вакхических радостей: «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок» - шедевры творчества поэта. Но те же мотивы усталости, безысходности, одиночества, непонятости отразились и в стихотворении «Никто словам моим не внемлет... Я один...», в котором уже первая строка поражает читателя. Даже проникнутое глубоким лиризмом произведение «Из Гете», созданное в 840 году, оканчивается строками:

Не пылит дорога,

Не дрожат листы.

Подожди немного

Отдохнешь и ты.